Литературно-музыкальная композиция "Война гуляет по России, а мы такие молодые..." (70-летию Великой Победы посвящается).
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Сторонкина Татьяна Николаевна

Великая Отечественная война всегда будет не только источником знаний, но и высоким уроком патриотизма, школой воспитания любви и человечности, нравственной стойкости и благодарной памяти. 70 лет прошло, а война продолжает стучаться к нам сводками и репортажами с "малых", но не менее страшных войн, потому что льется кровь людская, а не водица. Мы посвятили с ребятами эту пропущенную сквозь сердце композицию тем, кто в свои 16-17 лет шагнул в 1941-йгод прямо из-за школьной парты. Сколько их сегодня в живых? Надо торопиться сказать слова нашей благодарности, надо торопиться поклониться им низко до земли за дарованную нам жизнь. Надо протянуть ниточку от героического поколения 40-ых к поколению нынешних 17-летних, надо сохранить память о войне... Иначе у нас нет будущего.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий

литературно-музыкальной композиции

«Война гуляет по России,

                        а мы такие молодые…»

Фонограмма песни Б. Окуджавы «Здесь птицы не поют…» (3-й куплет завершается словами «А нам нужна одна победа, одна на всех – мы за ценой не постоим»). На экране отображение слайда с Вечным огнем.

Вступительное слово учителя

Победа – это то, что идет за бедой. И все мы в какой-то мере пережили ту беду. Мы живем, потому что это наши прадеды и деды остались живы и смогли после всех страшных испытаний строить новые дома, растить хлеб на перепаханных снарядами полях и воспитывать детей. Ни один дом не обошла стороной эта война, у каждого из нас в семье есть родственники, не вернувшиеся домой.

А война продолжает стучаться к нам и сейчас сводками и репортажами с малых, но не менее страшных войн, потому что льется кровь людская, а не водица.

Люди рождаются для жизни, для созидания, для любви. Но, говорят, в истории человечества только 395 лет были мирными, а все остальные несли беду, кровь, смерть, то, что мы и называем войной.

И вот сегодня мы нашу пропущенную сквозь сердце композицию («Война гуляет по России, а мы такие молодые») посвящаем тем, кто шагнул в 1941 год прямо из-за школьной парты, то есть в возрасте участников нашей программы.

Сколько их сегодня в живых? Надо торопиться сказать слова нашей благодарности, надо торопиться поклониться им низко до земли за дарованную нам жизнь. Надо торопиться протянуть ниточку от героического поколения 40-х к поколению нынешних 17-летних, надо сохранить память о войне, иначе у нас нет будущего. Вот поэтому мы сегодня перед вами с нашей памятью, с нашей болью, с верой в то, что о войне забывать нельзя.

- В исполнении участников песня Ю.Визбора «Помни войну» (2 куплета)  (гитара)

«Помни войну…»

  1. Помни войну,

        Пусть далёка она и туманна…

        Годы идут, командиры уходят в запас.

        Помни войну…

        Это, право же, вовсе не странно –

        Помнить все то,

        Что когда-то касалось всех нас.

I.        Помни войну,

        Стелет простынь нарком в кабинете.

        Рота «Ура»… Коммунисты идут впереди.

        Помни войну…

        Это мы, ленинградские дети,

        Прямо в глаза с фотографий жестоких глядим.

Диалог участников (5 юношей-чтецов)

- С каждым годом все меньше и меньше остается тех, то встретил роковой рассвет 22 июня.

- Тех, то суровой осенью 1941 защищал Москву, то познал кровавый снег Сталинграда, кто «пол-Европы по-пластунски пропахал…».

- Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, «кому память, кому слава, кому темная вода».

Память о войне…

- А вы помните этот день?                

- Я не помню, я родился в 1998.

- 70 лет прошло. Война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории.

- Почему же мы вновь вспоминаем о ней? Почему же нас вновь волнуют кадры старой кинохроники?

- От Бреста до Москвы – 1000 м, от Москвы до Берлина – 1.600.

- 2.600 км, поездом 4-ро суток, самолетом – 4 часа.

- А дорогами войны – 4 года.

- 4 года. 34.000 часов и 27млн. погибших.

- И если по каждому из них объявить минуту молчания, страна будет молчать 51 год.

2 куплета песни «Эх, дороги»  (фортепьяно)

«Эх, дороги»

        Эх, дороги, пыль да туман.

        Холода, тревоги да степной бурьян.

        Знать не можешь доли своей.

        Может, крылья сложишь посреди степей.

                 

        Вьется пыль под сапогами

                          степями, полями,

        А кругом бушует пламя

                        Да пули свистят

        Эх, дороги…Пыль да туман.

        Холода, тревоги да степной бурьян.

        Снег ли ветер, вспомним, друзья,

       Нам дороги эти позабыть нельзя.

Голоса юношей-чтецов (голоса не вернувшихся с войны)

1.Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала,

любовь обещала, Родина.

2.Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

3.Пламя ударила в небо – ты помнишь, Родина?

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…», Родина.

4.Мы от свинцовых розг

                        падали в снег с разбега.

Но подымались в рост

                        звонкие, как победа,

Как продолженье дня,

                        Шли тяжело и мощно,

Меня, нас убить невозможно.

– Начинает звучать колокольный звон (фонограмма)

Гудят колокола планеты. Гудят печально и сурово над светлыми березовыми рощами Белоруссии, лесами Подмосковья, над Мамаевым курганом…Везде, где ступал кованый фашистский сапог, плывет рожденный памятью набат.

Колокольный звон усиливается и постепенно смолкает, декламация на фоне проигрыша (песня «Листая старую тетрадь…)

1.У войны было горя много,

И никто никогда не сочтет,

Сколько раз на лесных дорогах

Оставляла война сирот.

2.В эти годы порой казалось,

Что мир детства навек опустел.

Что совсем не вернется радость

В города, где дома без стен.

3.Был серебряным смех девчонок,

Но его заглушила война,

А седины ребячьих челок –

Разве этому есть цена?

Песня Б.Окуджавы «Вы слышите, грохочут сапоги…» (3 гитары)

I.        Вы слышите, грохочут сапоги…

        И птицы ошалелые летят,

        И женщины глядят из-под руки…

        Вы знаете, куда они глядят.

II.         Вы слышите, грохочут барабаны:

        «Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней».

        Уходит взвод в туман, в туман, в туман.

        А прошлое ясней, ясней, ясней…

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь.

Речь не о том, но все же, все же, все же…

Песня Б.Окуджавы в исполнении участниц

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»   (гитара)

Ах, война, что ж ты сделала, подлая.

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли –

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили

И ушли, за солдатом – солдат.

До свидания, мальчики!

                                   Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат.

И себя не щадите

                             и все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Стихотворение Д.Самойлова «Сороковые, роковые…» (на голоса)

1.Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

2.Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

                        -

3.А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки.

                        -

4.Да, это я на белом свете,

Худой. Веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

                        -

5.И я с девчонкой балагурю

И больше прежнего хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю.

                        -

6.Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!

                        -

7.Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Исполнение песни А.Берковского

«И когда над ними грянул смертный гром…»   (голоса исполнителей сливаются с голосами фонограммы)

«И когда над ними грянул смертный гром…»

  1. И когда над ними грянул смертный гром,

        Нам судьба иное начертала.

        Нам – не призывному, нам – не приписному

        Воинству окрестного квартала.

        Сирые метели след позамели,

        Все календари пооблетели.

        Годы нашей жизни, как составы, пролетели.

        Как же мы давно осиротели.

Пр.:                Вспомните, ребята (2 р.),

                Разве это выразить словами,

                Как они стояли у военкомата

                С бритыми навечно головами.

  1. Вспомним их сегодня всех до одного,

        Вымостивших страшную дорогу.

        Скоро среди нас уже не будет никого,

        Кто вместе с ними слышал первую тревогу.

        И когда над ними грянул смертный гром

        Трубами районного оркестра,

        Мы глотали звуки ярости и муки,

        Чтоб хотя бы музыка воскресла.

Пр.:                Вспомните, ребята (2 р.),

                Это только мы видали с вами,

                Как они шагали от военкомата

                С бритыми навечно головами.

(Л. Старшинов) Фортепьяно «Эх, дороги…» как фон, на котором звучат голоса.

-  И вот в свои 17 лет

Я стал в солдатский строй.

У всех шинелей серый цвет,

У всех – один покрой.

- У всех товарищей-солдат

И в роте, и в полку –

Противогаз да автомат,

Да фляга на боку…

- Я думал, что не устою,

Что не перенесу,

Что затеряюсь я в строю,

Как дерево в лесу.

- Льют бесконечные дожди,

И вся земля – в грязи.

А ты, солдат, вставай, иди,

На животе ползи.

        

- Иди в жару, иди в пургу.

Ну что – не по плечу?

Здесь нету слова «не могу»,

А пуще – «не хочу»…

-И вот он – первый день на передовой.

Стихотворение Б.Окуджавы «Первый день на передовой».

Волнения не выдавая,

Оглядываюсь, не расспрашивая.

Так вот она – передовая!

А в ней ничего нет страшного.

Трава не выжжена, лесок не хмур,

И до поры

Объявляется перекур.

Звенят комары,

Звенят, звенят возле меня.

Летят, летят –

Крови моей хотят.

Отбиваюсь в изнеможении

И вдруг попадаю в сон:

Дым сражения, окружение,

Гибнет, гибнет мой батальон.

А пули звенят

     возле меня,

Летят, летят –

Крови моей хотят.

Кричу, обессилев,

Через хрипоту:

«Пропадаю!»

И к ногам осины

весь в поту припадаю.

Жить хочется!

Жить хочется!

Когда же это кончится?

Мне немного лет…

Гибнуть толку нет…

Я ночных дозоров не выстоял…

Я еще ни разу не выстрелил…

И в сопревшую листву

                                        зарываюсь

И просыпаюсь…

Я, к стволу осины прислонившись, сижу,

Я в глаза товарищей гляжу-гляжу:

А что, если кто-нибудь в том сне побывал?

А что, если видели, как я воевал?

 На фоне гитарного проигрыша монолог участницы

Истинно вам говорю: война – сестра печали. Горька вода в колодцах ее. Враг вырастил могучих коней, колесницы ее крепки, воины умеют убивать. Города падают перед ним, как шатры перед лицом бури. Говорю вам: кто пил и ел сегодня, завтра пойдет под стрелами, и зачавший не увидит родившегося, и смеявшийся утром возрыдает к ночи. Вот друг твой падает рядом, но не ты хоронишь его, вот брат твой упал, кровь его брызжет на ноги твои, но не ты уврачуешь его.

Говорю вам: война – сестра печали. И многие из вас не вернутся под сень кровли своей. Но идите, ибо кто, кроме вас, оградит землю эту.

- Фрагмент стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» 

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди.

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали» «Господь вас спаси» –

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

Слезами измеренный чаще, чем верстами,

Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:

Деревни, деревни, деревни с погостами,

Как будто на них вся Россия сошлась.

Как будто за каждою русской околицей,

Крестом своих рук ограждая живых,

Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся

   За в бога не верящих внуков своих.

Фонограмма песни Б.Окуджавы «Спасибо пехоте» (3-й куплет)

Б.Окуджава. Из повести «Будь здоров, школяр».

1-й юноша.

Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умереть. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову – и все? И мое горячее тело уже не будет горячим?.. Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я многого боялся. Дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал. Разве недостаточно [мало] одному столько знать? Я ведь пригожусь для жизни. Помогите мне. Ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не кончил. Помогите мне. Я не о любви говорю. Черт с ней, с любовью. Я согласен не любить. В конце концов, я уже любил. С меня хватит, если на то пошло. У меня мама есть. Что будет с ней?.. А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове? Я еще не успел от этого отвыкнуть. Я еще нигде толком не побывал. Я, например, не был еще на Валдае. Мне ведь нужно посмотреть, что это за Валдай? Нужно? Кто-то ведь написал: «…И колокольчик – дар Валдая…». А я даже таких строчек написать не смогу…

- 1-й куплет песни «Мы так давно не отдыхали» (гитара)

        2-й юноша        

А когда мы уезжали на фронт, помнишь нашу теплушку? Мы стояли у раскрытых дверей и пели какую-то торжественную песню. И у нас были гордо подняты головы. А эшелон стоял на запасных путях. Где? На Курском вокзале. По домам нас не отпустили. Я только успел позвонить домой. Наших никого не было. Только старуха соседка Ирина Макаровна. Злая старуха. Сколько она мне крови попортила! Она спросила меня, где стоит эшелон.

- Жалко, – лицемерно сказала она, – не сможет мама повидаться с тобой.

И я повесил трубку и вернулся к своим. А через час появилась у вагона Ирина Макаровна и сунула мне сверток. А потом, когда мы пели, она стояла в маленькой толпе случайных женщин. Кто она мне? Прощай, Ирина Макаровна. Прости меня. Разве я знал? Я никогда не смогу понять это… Может быть, ты и есть то лицо, у которого следует просить защиты? Тогда защити меня. Я не хочу умереть. Говорю об этом прямо и не стыжусь… А в свертке были сухари и четвертинка подсолнечного масла. И я поклялся сохранить один сухарь как реликвию…».

Б.Окуджава, стих. со 2-й строфы

А я жевал такие сухари!

Они хрустели на зубах, хрустели…

А мы шинели рваные расстелим –

И ну жевать. Такие сухари!

Их 10 лет сушили, не соврать,

Да ты еще их выбелил, песочек…

А мы, бывало, их в воде размочим –

И ну жевать, и крошек не собрать.

Сыпь пощедрей, товарищ старшина!

Пируем – и солдаты, и начальство…

А пули? Пули были.

                              Били часто.

Да что о них рассказывать – война!

2-й куплет песни «Мы так давно не отдыхали» (гитара)

        1.Ракет зеленые огни

По бледным лицам полоснули.

Пониже голову пригни

И, как шальной, не лезь под пули.

        2.Приказ: «Вперед!»

        Команда: «Встать!»

        Опять товарища бужу я,

        А кто-то звал родную мать,

        А кто-то вспоминал чужую.

3Когда, нарушив забытье,

Орудия заголосили,

Никто не крикнул: «За Россию!»

А шли и гибли за нее.

3-й куплет песни «Мы так давно не отдыхали» (гитара)

-Братские могилы – истины без слез.

Значит, были силы – лечь в ногах берез.

Правда беспощадней вздохов площадей.

И мундир парадный не сидит на ней.

-

        Плача не услышит тот, кто был убит,

        А легенды выше, чем любой гранит.

        С мыслью не о славе шли в последний бой.

        Мы с тех пор не вправе их равнять с собой.

-

На ветру весеннем листья шелестят.

Это рвутся к семьям души тех солдат.

Ветер плачем вдовьим кличет их домой,

Запахом сосновым бродит над землей.

-

        Вечное терпенье тех, кто не придет.

        Вечное терпенье тех, кто вечно ждет.

        Тишина, и только шорохи берез.

        Наша верность долгу глубже слов и слез.

        Не иссякли силы. И как вечный свет,

        Братские могилы – совесть наших лет.

Песня В.Высоцкого «На братских могилах не ставят крестов…» (слайды  с изображением братских могил, Вечного огня)  в исполнении участников (гитары).

Стихотворение Б.Слуцкого

        Последнею усталостью устав,

        Предсмертным равнодушием охвачен,

        Большие руки вяло распластав,

        Лежит солдат.

        Он мог лежать иначе.

        Он мог лежать с женой в своей постели,

        Он мог не рвать намокший кровью мох,

        Он мог…

        Да мог ли?

        Будто?

        Неужели?

        Нет, он не мог.

        Ему военкомат повестки слал.

        С ним рядом офицеры шли, шагали.

        В тылу стучал машинкой трибунал.

        А если б не стучал, он мог?

        Едва ли.

        Он без повесток, он бы сам пошел.

        И не за страх – за совесть и за почесть.

        Лежит солдат – в крови лежит, в большой,

        А жаловаться ни на что не хочет.

Песня «В полях за Вислой сонной…» (фортепьяно) в исполнении всех участников (на экране слайд «Вечный огонь» с надписью «Вечная память героям Великой Отечественной войны»)

-Неверно, что сейчас от той войны

Остались лишь могильные холмы.

Она жива, пока живые мы.

И 40 лет и 70 пройдет,

А нам от той войны не отогреться,

Нас от нее ничто не оторвет,

Мы с нею слиты памятью и сердцем.

2.Чуть что, она вздымается опять

Во всей своей жестокости нетленной.

«Будь проклята!» – мне хочется кричать,

Но я шепчу ей: «Будь благословенна».

Она щемит и давит,

Только мы без той войны – могильные холмы.

3.И эту память, как бы нас ни жгло,

Не троньте даже добрыми руками.

Когда на сердце камень, тяжело,

Но разве легче, если сердце – камень?

Исполнение участниками песни на слова Р.Гамзатова «Журавли» (фортепьяно)

        Автор сценария и режиссер-постановщик – учитель литературы Сторонкина Т.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Они ушли, чтоб нам с тобою жить...", посвященная 65-летию Великой Победы

В 2010 году в нашей школе прошли зональные игры клуба ДИКС (Дмитровского интеллектуального клуба старшеклассников). Одна из игр была посвящена 65-летию Великой Победы.Прошло уже два года, и я с ...

Сценарий "Великой Победе посвящается...."

Это музыкально-литературная композиция, которая готовилась совместно с преподавателями русского языка и литературы. Всё прошло просто замечательно, ребята сыграли и спели от души!!!!...

Литературно-музыкальная композиция "Насмерть прикипевшая к России Куская великая дуга"

Разработка мероприятия посвящена великому событию в истории нашего народа- Курской битве. Целью литературно-музыкальной композиции является: воспитание патриотизма,сопричастности с великими и трагичес...

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА «ВОЙНА ГУЛЯЕТ ПО РОССИИ, А МЫ ТАКИЕ МОЛОДЫЕ!»

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОГО ВЕЧЕРА «ВОЙНА ГУЛЯЕТ ПО РОССИИ, А МЫ ТАКИЕ МОЛОДЫЕ!»...

Великой Победе посвящается - учащиеся рассказывают о своих ветеранах Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.

Очень важно, чтобы родственики годами хранинили историю судьбы своих близких и передавали из поколения в поколения. Ребята рассказывали о своих ветеранах, участниках Великой Отечетсвенной войны 1941-1...

Великой Победе посвящается - учащиеся рассказывают о своих ветеранах Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.

Ученики рассказывают жизненный путь своих ветеранов. Ребята помнят и гордятся подвигами прадедов, передавая историческую судьбу своему поколению....

Презентация "Великой Победе посвящается. Вклад ученых-химиков в Победу"

Целью данной работы было: ознакомление с вкладом ученых-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной Войне, раскрытие патриотизма и героизма людей науки в тяжелое для страны время...