Технологическая карта урока по теме "В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»". 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Курасова Анна Александровна

Технологическая карта урока по теме В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс

5

Предмет

Литература  

УМК

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1/ В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.П. Коровин, И.С. Збарский. – М.: Просвещение, 2013. - 383 с.

Тема урока

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

Тип урока

Урок чтения и изучения произведения

Цели урока

  1. Воспитывающие:
  • способствовать воспитанию умения работать в коллективе;
  • воспитывать любовь к русской литературе;
  • воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)
  1. Обучающие:
  • организовать деятельность обучающихся по активизации знаний по творчеству В.А. Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала;
  • познакомить учащихся с портретом поэта В.А. Жуковского, с биографическими сведениями, историей создания сказки «Спящая царевна».
  1. Развивающие:
  • формировать начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать;
  • развивать творческое мышление обучающихся;
  • расширять словарный запас обучающихся за счёт разнообразия слов;
  • побуждать обучающихся к овладению приёмами выразительного чтения;
  • способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

Планируемые образовательные результаты

  1. Личностные:
  • знание культуры своего народа;
  • готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать   взаимопонимания;
  • развитие морального сознания;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия Народов России и мира.
  1. Предметные:
  • способствовать воспитанию умения работать в коллективе;
  • воспитывать любовь к русской литературе;
  • воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)
  1. Метапредметные:
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самооценки;
  • умение создавать обобщения, классифицировать;
  • умение организовывать учебное сотрудничество.

Методы и формы обучения

Информационная технология; технология проблемного обучения; анализ языкового материала, словесный метод, наглядный метод, вопросно-ответная форма работы, самоконтроль.

Оборудование

- Мультимедиа;

- Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. Ч.1/ В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.П. Коровин, И.С. Збарский. – М.: Просвещение, 2013. - 383 с.

Основные понятия

Сказка

План урока:

I. Организационный этап

II. Мотивация учебной деятельности

III. Усвоение новых знаний.

IV. Аналитическая работа со сказкой.

V. Рефлексия учебной деятельности.

VI. Задавание домашнего задания.

Характеристика этапов урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный этап

Цель этапа: 

Проверить готовность  обучающихся, их настроя на работу.

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

Обучающиеся приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку.

Регулятивные:                         самоконтроль;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками;

II. Мотивация учебной деятельности.

1. Проблемный вопрос.

2. Постановка темы и целей урока.

Цель этапа:

заинтересовать обучающихся, подготовить к восприятию сказки В.А. Жуковского, сформулировать тему урока, определить цели.

-Мы, как всегда, я надеюсь, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Я хочу убедиться. Что это действительно так. (Слайд 1) Что у нас сегодня на уроке? Тёмные, непроглядные тучи или яркое солнышко? Молодцы! Я рада за вас.

-Сегодня у нас немного необычный урок. У нас гости. А гости – это радость. Порадуем друг друга хорошей работой. На уроке нам придётся много говорить,  поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки (Слайд 2):

Мы внимательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

-Прочитайте эти строки с разными интонациями: с радостью, с грустью, с удивлением, с вопросом. Эта разминка поможет нам настроиться. Мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим, действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.

-Наш урок я хочу начать словами одного текста (Слайд 3):.

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он с согласье много лет;

А детей всё нет как нет.

- Если вы узнали, что это за текст и кто автор, то откройте тетради и запишите автора и название произведения (Слайд 4).

Отвечают на вопросы.

Выполняют разминку.

- Сказка «Спящая царевна»                           В.А. Жуковского.

Познавательные:

– самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;

– постановка и решение проблем;

– построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

– планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Регулятивные:

– контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено.

III. Усвоение новых знаний.

1. Работа с портретом.

2. Работа над биографией поэта.

Цель этапа: восприятие и осмысление биографии В.А. Жуковского. 

- Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал (Слайд 5):

Его стихов пленительная сладость

Пройдет веков завистливую даль.

        - Вглядитесь в портрет писателя внимательно. Что вы можете сказать об этом человеке? Какие можно выделить черты характера?

            - Этот портрет был написан в 1816 году Орестом Кипренским. Всё в нём подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, самоуглублённый взгляд, его колеблемые ветром волосы, башни средневекового замка на фоне ненастного, облачного неба, наконец, общий сумрачный колорит живописи. Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья»... Поистине как голубь чист и цел он духом был...» (Ф.И. Тютчев). Это - Василий Андреевич Жуковский времени его наибольшей популярности. Перед нами Жуковский - автор сказки «Спящая царевна».

- Вообразите себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что  к вам пришел автор сказки «Спящая царевна» - Василий Андреевич Жуковский?

- А что вы знаете об этом писателе?

-Откройте учебник на странице 70. Перед вами биографические сведения о поэте В.А. Жуковском. Прочитаем их внимательно. (Читает ученик по абзацам, учитель комментирует прочитанное, добавляет сведениями).

1 абзац. - В каком году родился В.А. Жуковский?

- Кто были его родители?

-Как вы думаете, почему «он чувствовал необычность своего положения»? (Отец В.А. Жуковского тульский помещик Афанасий Иванович Бунин не мог жениться на матери поэта турчанке Сальхи. Чтобы Василий Андреевич не был незаконнорожденным, его усыновил Андрей Григорьевич Жуковский, обедневший помещик, который жил у Бунина. Он является крёстным отцом поэта, от него он получил фамилию и отчество Андреевич)

2 абзац. – Где обучался В.А. Жуковский?  (пансион - закрытое среднее учебное заведение с общежитием в Российском государстве до 1917 г. и в некоторых зарубежных странах. Общежитие для учащихся, учреждаемое при учебном заведении или у частного лица, обеспечивающее им полное содержание; народное училище - в России до революции 1917 общее название начальных училищ, доступных для народных масс).

3 абзац. -  Назовите первое произведение В.А. Жуковского?

4 абзац. – О ком В.А. Жуковский сказал: «Вот у нас настоящий поэт!»

 

Физкультурная минутка

- (Слайд 6)А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

Слушают учителя, делают записи в тетрадях.

- Добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый.

Формулируют вместе с учителем вопросы. В процессе работы над биографией автора они находят ответы на эти вопросы.

Возможные вопросы:

-В каком году Вы родились?

-Кто были Ваши родители?

-Где вы учились? Учились ли хорошо?

- Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?

- Когда вы научились читать?

- Какие книги вы читали?

- А в детстве вы сочиняли сказки?

-  Как вы придумали сказку  о  спящей царевне?

Читают статью учебника по абзацам. Совместно с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют физкультминутку.

Познавательные:

– построение логической цепи рассуждения;

– построение речевого высказывания в устной форме;

– извлечение необходимой информации из текстов, произведений живописи.

Личностные:

– уважительное отношение к родному языку;

– формулировать и аргументировать собственное мнение;

– устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

– адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:

– учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

IV. Аналитическая работа со сказкой.

Цель этапа: организовать работу с текстом, определить жанровое своеобразие, историю создания сказки «Спящая царевна».

-Ребята, а что такое состязание?

- (Слайд 7)А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

- (Слайд 8)Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Всё лето я прожил в Павловском и в Царском Селе... Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина... сказки русские народные... у Жуковского тоже русские народные сказки... Чудное дело! Жуковского узнать нельзя. Кажется, появился новый обширный поэт, и уже чисто русский...» Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин написал только одну — «Сказку о царе Салтане...». Она соответствует «Сказке о царе Берендее» Жуковского. Но, возможно, он вернулся осенью 1833 года к мысли о соревновании и создал «Сказку о мёртвой царевне...», которая может быть сопоставлена со сказкой Жуковского «Спящая царевна».

-Прежде чем приступить к прочтению, давайте вспомним всё, что мы знаем о сказке.

-Что такое сказка? (Слайд 9)

-Какие виды сказок вы знаете?

-Каковы художественные особенности народных сказок?

- Почему, на ваш взгляд, писатели продолжают обращаться к этому фольклорному жанру?

- (Слайд 10)Приступим к чтению сказки.

Чтение начинает учитель, позже продолжают ученики.

- Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.

- Фольклористами выделяются 3 вида русских народных сказок. Это сказки о животных, бытовые, и самые интересные, пожалуй, – волшебные сказки.

- Назначение сказки главным образом в том, чтобы развлечь слушателя, удивить его забавными случаями, невероятными ситуациями, дело не только в этом… Ведь сказка – это всегда загадка. Это не просто веселое приключение, но и таинственный мир, который полон смысла, раскрыть который при первом чтении удается не всегда. Может быть, поэтому сказка остается с нами всю нашу жизнь.

- Сказка это основной жанр литературы интересный не только детям, но и взрослым и популярный во все времена.

Читают сказку.

Познавательные:

- выявлять сущность, особенности объектов;

- на основе анализа объектов делать выводы;

-  находить ответы на вопросы в цитатах и высказываниях.

Коммуникативные:

- умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-  оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные:

-  выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

V. Рефлексия учебной деятельности.

Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка своих результатов деятельности.

На партах у детей лежат листы, нарисуйте то лицо, которое соответствует вашему настроению.

- А теперь вернёмся к нашей разминке и посмотрим, всё ли мы сегодня выполнили и можем ли мы сказать, что мы такие, как говорится в разминке (Слайд 11).

Мы внимательные!

Мы умные!

Мы добрые!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится.

Отвечают на вопросы учителя, аргументируя свои ответы, оценивают деятельность на уроке.

Познавательные:

–построение логической цепи рассуждения;

– постановка и решение проблем;

Коммуникативные:

– сотрудничество с учителем и сверстниками;

– уметь осуществлять самоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

VI. Задавание домашнего задания.

-(Слайд 12)Дочитать сказку «Спящая царевна».

- Выписать из сказки «Спящая царевна» старинные слова, слова, лексическое значение которых вы не знаете. Найти в толковом словаре значение этих слов, если у вас нет толкового словаря, то просто выпишите данное слово.

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме: «Делители и кратные» в 6 классе. Учебник «Математика, 6 класс» Г.К. Муравина, О.В. Муравин.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цель урока: Формирование навыка употребления термина «делитель» не в привычном для них смысле одного из компонентов деления, а в связи с возможностью деления числ...

Технологическая карта урока английского языка "Как выжить в большом городе" 6 класс(УМК К.И. Кауфман, М.Ю.Кауфман "Счастливый английский.ру" 6 класс)

Технологическая карта урока английского языка "Как выжить в большом городе" 6 класс (УМК К.И.Кауфман, М.Ю. Кауфман "Счастливый английский.ру" содержит список применяемых технологий, в том числе технол...

Технологическая карта урока "Н.Д. Телешов "Бела цапля": сказка или быль?" 6 класс

Технологическая карта урока литературы "Н.Д. Телешов  "Бела цапля": сказка или быль?". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 6 класс...

Технологическая карта урока. О.В.Афанасьева, Д.Дули. Английский язык. 10 класс. ФГОС. Тема урока: Teen activities.

Цели: Практическая: формирование у учащихся умений в изучающем чтении, изучение и активизация новой лексики по теме  “ Teens activities ”, практика диалогического общения.Развива...

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС_8 класс_урок рефлексии

Технологическая карта урока английского языка в 8 классе. Урок рефлекссии по УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. "Rainbow English" по теме The Great Bard (William Shakespeare)...

Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)

Технологическая карта урока по теме «Форма, размеры и движения земли» (5 класс, урок № 4)...

Технологическая карта урока английского языка по теме "История технологий" в 9 классе - О.В. Афанасьева, И.В. Михеева «Английский язык «Радужный английский» 9 класс 2 часть. Индивидуальная карта ученика.

Технологическая карта урока английского языка в 9 классе по теме: "История технологий" к учебнику О.В. Афанасьева, И.В. Михеева "Английский язык "Радужный английский" 9 класс ...