Очерк «Мещёрская сторона» Г.К. Паустовского. Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. 5 класс. Литература
методическая разработка по литературе (5 класс)
Очерк «Мещёрская сторона» Г.К. Паустовского. Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Очерк как вид эпического произведения. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_urok_fgos_meshcherskaya_storona.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литература
Класс: 5
Тема урока: Очерк «Мещёрская сторона» Г.К. Паустовского. Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Очерк как вид эпического произведения. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка
Тип урока: урок рефлексии
Цели урока:
Деятелъностная цель: Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию очерка. Особенности композиции и проблематики произведения. Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию, образную природу словесного искусства. Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательные: повторить и расширить знания по теме «……..», закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности | |
Слайды №1 С утра меня мучает вопрос: «Понимаю, почему нужно знать математику; знаю, зачем изучать русский язык, а зачем изучать литературу? | Учащиеся выработывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. «хочу» - учиться «надо») – чтобы не было конфликтов «могу» - учиться и добывать знания самостоятельно и с помощью одноклассников |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: - воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий; - активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.); - актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»); - попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке; - зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании. | |
Решение проблемной задачи, поставленной на этапе мотивации Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы: П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение) Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений. Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…». | На примере изученных произведений докажите, для чего нужно изучать литературу. |
III. Выявление места и причины затруднений. Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: - проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали; - зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения); - соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения). | |
А для чего нужно изучать «Мещерская сторона»? Скоро лето, где бы вы хотели отдохнуть? Прочитаем первую фразу, какие выводы можно сделать? | Обучающиеся анализируют затруднения, которые возникли в процессе выполнения предыдущего задания. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: - сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться); - предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить; - выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий); - выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. | |
Я хочу загадать вам одну жизненную задачу. Три моих знакомых педагога решили отдохнуть. И отправились в след за Паустовским в Мещерский край. Что их там привлекло? Что мы можем сделать, чтобы узнать причины такого необычного выбора? | |
V. Реализация построенного проекта Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Для реализации этой цели учащиеся должны: - на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы; - при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.; - применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение; - зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково; - зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения. | |
Учитель наблюдает и направляет учащихся по выполнению намеченного плана. | Работа по группам над каждым из очерком, заполняя маршрутные листы (распределение обязанностей!) |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: - решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия; - при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д. | |
Учитель наблюдает за самопроверкой, заслушивает и вместе с учащимися анализирует ответы пятиклассников. | Обучающиеся озвучивают предложенную учителем презентацию |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. Для этого необходимо: - организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; - организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону; - создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; - для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления. | |
Слайд №5 Организует исследование средств выразительности | |
VIII. Включение в систему знаний и повторение. Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. Для этого нужно: - выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; - довести его до уровня автоматизированного навыка; - при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса; - повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. | |
Что же заставило трёх педагогов выбрать такой вид отдыха? | |
ХI. Рефлексия УД на уроке Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Для реализации этой цели: - организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке; - учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; - намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). | |
Слайд 6. Прием «Фантазёр». Домашнее задание: Лирическая зарисовка «Я видел…» | «Фантазёр». На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Гармония человека и природы"
Создание программы по предмету «Гармония человека и природы» для учащихся общеобразовательных школ обусловлено проблемой взаимоотношения человека, общества и природы, которая достаточно остро стояла н...
7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».
7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел»....
Конспект урока литературы в 7 классе "Удивительный край" (по произведению К.Г. Паустовского "Мещёрская сторона")
В основе урока литературы лежит исследовательская работа с текстом очерков К.Г. Паустовского "Мещерская сторона"...
Человек и природа: конфликт или гармония
Конспект интегрированного урока географии и биологии...
Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы")
Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы") содержит интересный наглядный материал, по...
Урок литературы в 5 классе. К.Г Паустовский. «Заячьи лапы» Мысль автора об ответственности человека перед природой.
Цель урока: продолжить развитие умения вдумчивого, осознанного чтения и анализа художественного текста....
Урок-размышление по литературе в 5 классе «Человек и природа – не соседи, а одна семья» (по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»)
(по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»)Цели урока: привести к осознанию, что природа и человек неразрывны в своей жизни, а значит, человеку необходимо бережно относиться к природе.Зад...