Очерк «Мещёрская сторона» Г.К. Паустовского. Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. 5 класс. Литература
методическая разработка по литературе (5 класс)

Фирсова Татьяна Викторовна

Очерк «Мещёрская сторона» Г.К. Паустовского. Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Очерк как вид эпического произведения. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_urok_fgos_meshcherskaya_storona.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литература

Класс: 5

Тема урока: Очерк «Мещёрская сторона» Г.К. Паустовского. Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Очерк как вид эпического произведения. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка

Тип урока: урок рефлексии

Цели урока:

Деятелъностная цель: Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию очерка. Особенности композиции и проблематики произведения. Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию, образную природу словесного искусства. Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательные: повторить и расширить знания по теме «……..», закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

ХОД УРОКА:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности

Слайды №1

С утра меня мучает вопрос: «Понимаю, почему нужно знать математику; знаю, зачем изучать русский язык, а зачем изучать литературу?

Учащиеся выработывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

«хочу» - учиться

«надо») – чтобы не было конфликтов

«могу» - учиться и добывать знания самостоятельно и с помощью одноклассников

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

- воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

- активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификафия, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

- актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);

- попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

- зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

Решение проблемной задачи, поставленной на этапе мотивации

 Формула ПОПС - учащимся предлагается написать четыре предложения,  отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:

 П – позиция

 О – объяснение (или обоснование)

 П – пример

 С – следствие (или суждение)

 Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

 «Я считаю, что…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

 «Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

 «Я могу это доказать это на примере …».

 И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

 «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

На примере изученных произведений докажите, для чего нужно изучать литературу.

III. Выявление места и причины затруднений.

Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

- проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;

- зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);

- соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

 А для чего нужно изучать «Мещерская сторона»?

Скоро лето, где бы вы хотели отдохнуть?

Прочитаем первую фразу, какие выводы можно сделать?

Обучающиеся анализируют затруднения, которые возникли в процессе выполнения предыдущего задания.

IV. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

- сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

- предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;

- выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);

- выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего?) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

Я хочу загадать вам одну жизненную задачу. Три моих знакомых педагога решили отдохнуть. И отправились в след за Паустовским в Мещерский край. Что их там привлекло? Что мы можем сделать, чтобы узнать причины такого необычного выбора?

V. Реализация построенного проекта

Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

- на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

- при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;

- применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;

- зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;

- зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

Учитель наблюдает и направляет учащихся по выполнению намеченного плана.

Работа по группам над каждым из очерком, заполняя маршрутные листы (распределение обязанностей!)

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

- решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

- при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование –  определения, алгоритмы, свойства и т.д.

Учитель наблюдает за самопроверкой, заслушивает и вместе с учащимися анализирует ответы пятиклассников.

Обучающиеся озвучивают предложенную учителем презентацию

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Для этого необходимо:

- организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

- организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

- создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

- для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

Слайд №5

Организует исследование средств выразительности

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

Для этого нужно:

- выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний;

- довести его до уровня автоматизированного навыка;

- при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса;

- повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

Что же заставило трёх педагогов выбрать такой вид отдыха?

ХI. Рефлексия УД на уроке

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

- организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Слайд 6.

Прием «Фантазёр».

Домашнее задание: Лирическая зарисовка «Я видел…»

«Фантазёр». На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Гармония человека и природы"

Создание программы по предмету «Гармония человека и природы» для учащихся общеобразовательных школ обусловлено проблемой взаимоотношения человека, общества и природы, которая достаточно остро стояла н...

7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».

7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и  природы.  «Молитва», «Ангел»....

Конспект урока литературы в 7 классе "Удивительный край" (по произведению К.Г. Паустовского "Мещёрская сторона")

В основе урока литературы лежит исследовательская работа с текстом очерков К.Г. Паустовского "Мещерская сторона"...

Человек и природа: конфликт или гармония

Конспект интегрированного урока географии и биологии...

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы")

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы") содержит интересный наглядный материал, по...

Урок литературы в 5 классе. К.Г Паустовский. «Заячьи лапы» Мысль автора об ответственности человека перед природой.

Цель урока:  продолжить развитие умения вдумчивого, осознанного чтения и анализа художественного текста....

Урок-размышление по литературе в 5 классе «Человек и природа – не соседи, а одна семья» (по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»)

(по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»)Цели урока: привести к осознанию, что природа и человек неразрывны в своей жизни, а значит, человеку необходимо бережно относиться к природе.Зад...