7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
7 класс. Конспект урока по теме: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема урока: М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. «Молитва», «Ангел».
Цель урока: создать условия для эмоционального восприятия поэзии поэта, дать возможность глубже осознать собственные мысли и чувства о поэте
Задачи обучающие: создать условия для формирования умений выявления настроения стихотворения, литературных приемов для передачи этого настроения читателям.
Развивающие задачи: создать условия для развития речи, кругозора учащихся, литературного развития, формирования выразительного чтения.
Воспитательные задачи: создать условия для формирования интереса к поэзии Лермонтова, воспитания чувств сопереживания, соучастия, сострадания, любви к природе.
Ход урока.
I. Проверка домашнего задания.
II. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Русский поэт и философ Д.С. Мережковский пишет так о своем отношении к Лермонтову: «Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием…».
Говоря о произведениях Пушкина, мы с вами ощутили притягательную силу его творчества.
М.Ю. Лермонтов – другой, но свет его поэзии обязательно коснется вашей души.
Воспоминания современников по-разному очерчивают его характер.
Многие друзья вспоминают Лермонтова веселым и добрым, искренним, участливым и деликатным.
А другие говорят, что чаще всего он был грустен, задумчив, даже угрюм.
Были люди, которым он почему-то внушал нерасположение и был с ними насмешлив и зол.
А для кого-то было неотразимым его обаяние. Даже внешность Лермонтова описывают по-разному.
2. «Молитва»
У Лермонтова есть три стихотворения с названием «Молитва». Одно из них (В минуту трудную..» написано в 1939 году.
- Что такое молитва? Когда человек прибегает к ней?
Молитва — это обращение к Богу, общение с Ним.
Человек, который верит, что всё в мире зависит от воли Божией — рождение и смерть, счастье и неудачи, богатство и нищета, здоровье и болезни, постоянно обращается к Богу с молитвой, живёт в общении с Ним.
В молитве он выражает просьбы, благодарит за исполнение их, прославляет Бога, кается в грехах.
К молитве человек прибегает чаще всего в трудную минуту, когда он нуждается в Божьей милости и помощи
- Каким должно быть внутреннее состояние молящегося?
Он должен сосредоточиться, отбросить все посторонние мысли и пребывать в состоянии смирения и благоговения.
- Легко ли это? Посмотрим, читая стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…».)
- Стихотворение посвящено М.А. Щербатовой, которой Лермонтов был увлечен в 1839-1840-х годах.
Современница поэта А.О. Смирнова-Россет вспоминала: «Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи.
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
Стихотворение наполнено настроением божественного откровения.
Оно светлое, исполнено воодушевлением, надеждой, светлым спокойствием, гармония, исходит от каждого её слова.
- О чем пишет поэт?
Вероятно, поэта мучили какие-то сомнения, в сердце теснилась грусть.
Но чудная молитва вернула ему душевное равновесие, очистила его.
Поэт пишет о том, что не только смысл молитвы, но и сами звуки обращенных к богу слов («Созвучья слов живых») помогают человеку пережить трудную минуту).
- В чем сила «Чудной молитвы»? Прочитайте 2-ю строфу:
Есть сила благодатная
В созвучьях слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
- Объясните значение эпитета «благодатная».
благодатный – значит, исполненный Божественной благодати
(само слово «благодать» церковное и обозначает Дары Духа Святого), т.е. воли и силы, полученных свыше..
А также «благодатный» означает приносящий благо, добро, счастье.
В данном случае это именно та сила, которая возвращает человеку душевное равновесие, укрепляет его дух и веру.
И эта «сила благодатная» заключена в созвучье слов живых»
- Какие отметим художественные средства выразительности?
(Эпитеты, употребленные с инверсией: «в минуту жизни трудную», «молитву чудную», «сила благодатная», «слов живых».
В прямом порядке употреблены эпитеты «непонятная, святая прелесть»
Ощущение песни создают повторы («И верится, и плачется, /И так легко, легко…»).
Учитель: Стихотворение положили на музыку более сорока композиторов, среди них М.И. Глинка, А.Л. Гумилев, М.П. Мусоргский, А.С. Даргомыжский и многие другие
Послушайте романс Доргомыжского (Исполняет Олег Погудин)
- Чем вам понравилось стихотворение?
(Стихотворение звучит очень просто, естественно, как обычная человеческая речь, строки короткие.
Но что-то в нем завораживает, заставляет повторять его несколько раз.)
3. Работа над стихотворением «Ангел».
- Стихотворение «Ангел» написано в 1831 году.
Лермонтов вспоминал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать»
А литературовед И.Л. Андроников поясняет: «Природа наделила его страстями. Трех лет он плакал на коленях у матери от песни, которую она певала ему. И в память о рано угасшей матери и о песне он написал потом своего «Ангела»
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
Мы чувствуем настроение светлой грусти, ожидание чуда, удивление перед тайной человеческой жизни.
- О чем рассказывает стихотворение?
Стихотворение рассказывает о том, как ангел нес молодую человеческую душу, которая должна была воплотиться на земле, и пел прекрасную, ангельскую песню..
Поэт противопоставляет молодую безгрешную душу миру печали и слез, в котором этой душе предстоит жить.
Душа томилась в земной жизни, она ощущала в себе звуки чудной песни, слова которой невозможно вспомнить:
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
III. Домашнее задание: Выучить одно из стихотворений наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино" с презентацией
Представлен конспект урока по литературе в 5 классе с презентацией...
Конспект урока по теме "М.Ю. Лермонтов "Бородино"
Конспект урока по литературе, 5 класс...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме: "М. Ю. Лермонтов. История одного стихотворения. «Бородино»".
Урок содержит ссылки на интерактивные ресурсы, которые могут быть использованы на разных этапах урока....
Лермонтов. Когда волнуется желтеющая нива. Разговор с поэтом.
Урок-исследование. Способствует раскрытию не только исследовательских навыков в работе учащихся, но и развитию творчества, ассоциативного и абстрактного мышления....
Урок литературы 8 класс (II вид) «Стихи М.Ю.Лермонтова «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива».
Урок предназначен для детей обучающихся в коррекционной школе для глухих и слабослышащих детей...
Человек и мир природы в литературе. Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...»
Полагаю, что без знания теории нельзя добиться полного понимания авторского замысла любого произведения. Именно поэтому после изучения теории я предлагаю учащимся такую работу с ХТ, которая наглядно д...
Урок развития речи по стихотворению М. Лермонтов "Когда волнуется желтеющая нива.."
Словарная работа по стихотвоению М. Лермонтова и его анализ...