Конспект урока литературы в 7 классе "Удивительный край" (по произведению К.Г. Паустовского "Мещёрская сторона")
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
В основе урока литературы лежит исследовательская работа с текстом очерков К.Г. Паустовского "Мещерская сторона"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udivitelnyy_kray.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 7 классе на тему
«Удивительный край»
(по очеркам К. Г. Паустовского «Мещёрская сторона»)
Цель урока: проанализировать текст произведения К.Паустовского «Мещёрская сторона»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы обучения: эвристическая беседа, работа с художественным текстом, работа с различными источниками информации
Оборудование: Литература: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С. Меркин. – М.: ООО «Русское слово-учебник», 2014.- (ФГОС. Инновационная школа).
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая
Технические средства обучения: компьютер учителя и персональные компьютеры с выходом в Интернет, экран, проектор.
Планируемые результаты:
Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование личностных качеств, необходимых для саморазвития и самообразования
Метапредметные результаты: способность извлекать информацию и различных источников, умение анализировать, делать выводы, сопоставлять и сравнивать полученную информацию, оценивать результаты своего труда.
Предметные: определение художественных особенностец очерка К.Паустовского «Мещёрская сторона», освоение базовых понятий литературоведения.
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности.
- Актуализация знаний.
- Работа с микротекстом.
Слово учителя. Многие писатели в своих произведениях обращаются к изображению природы в разные времена года. Вспомните и назовите произведения, из которых взяты отрывки.
«Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. В такой точно день охотился я однажды за тетеревами». (И.С. Тургенев «Бежин луг»)
«Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними. […] Мы рассыпались по лесу и начали брать землянику, только-только еще поспевающую, белобокую, редкую и потому особенно радостную и дорогую. День был ясный, летний. Сверху пекло. Возле поскотины клонились к земле рябенькие кукушкины башмачки. На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики, и, наверное, только пчелы слышали, как они звенели. Возле муравейника на обогретой земле лежали полосатые цветки-граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они надолго замирали, выставив мохнатые зады, должно быть, заслушивались музыкой. Березовые листья блестели, осинник сомлел от жары». (В. Астафьев «Конь с розовой гривой»)
Слово учителя. К какому жанру относятся эти произведения, и какую роль играет в них пейзаж?
Примерный ответ. По жанровой принадлежности это рассказы, в них есть сюжет, пейзаж в этих произведениях указывает на время действия – лето.
- Работа с литературоведческими терминами, проверка домашнего задания.
Слово учителя. Дома вы читали произведение К.Г. Паустовского «Мещёрская сторона». В чем сходство этого произведения с рассказами, и какие можно отметить отличия?
Примерный ответ. Произведение К.Г. Паустовского «Мещёрская сторона» состоит из нескольких глав, в нем описываются события, но вместе с тем дается открытая авторская оценка этим событиям. Рассказ – это эпическое произведение с одной сюжетной линией и небольшим количеством героев. В отличие от рассказа в «Мещёрской стороне» событие не одно, а несколько. Автор может придумать события, поступки героев, а у Паустовского они реальные. Следовательно, это не рассказ.
Слово учителя. Очерк — литературный жанр, отличительным признаком которого является художественное описание по преимуществу единичных явлений действительности. Очерк содержит истинную информацию о событии или человеке без какого-либо вымысла, это мысли и впечатления, «сфотографированные» автором и запечатленные на бумаге в логичном, понятном читателю порядке.
Вопрос: можно ли назвать очерком произведение К.Г. Паустовского «Мещёрская сторона»? Почему?
Примерный ответ. Ученики находят признаки очерка в произведении и приводят примеры.
Вопрос: Один из важных признаков этого жанра – отношение автора к описываемому. С каким чувством Паустовский описывает красоту обыкновенной земли? В какое время года видит писатель эту землю?
Примерный ответ. Паустовский называет Мещёрскую землю обыкновенной, но на самом деле он ею любуется, восторгается ее неброской красотой. Действие очерков происходит летом и осенью.
III. Постановка учебной задачи.
Слово учителя. На какой вопрос нам надо дать ответ, чтобы раскрыть тему урока?
Примерный ответ. Почему край, описанный Паустовским, можно назвать удивительным?
Слово учителя. Какие ключевые слова можно назвать, анализируя пейзаж Паустовского?
Примерный ответ. Краски (цвета) и запахи (ароматы)
IV. Построение проекта выхода из затруднения
Этап самостоятельной работы. Обучающиеся делятся на группы, каждая получает определенное задание по работе с текстом произведения К.Г. Паустовского «Мещёрская сторона».
1 группа – найти в тексте словосочетания, предложения, при помощи которых Паустовский передает краски лета.
2 группа – найти в тексте словосочетания, предложения, при помощи которых Паустовский передает запахи (ароматы) лета.
3 группа – удивительные места Мещёрского края.
4 группа – работа за персональным компьютером в сети Интернет, поиск репродукций картин известных художников о лете. Главное требование к выполнению задания – соответствие изображенного описываемому в очерке Паустовского. ( Найденные репродукции сохраняются в отдельной папке на рабочем столе каждого компьютера для творческой работы на уроке, на компьютер учителя также помещается эта папка для показа через проектор всему классу). Если в образовательном учреждении нет возможности работать в сети Интернет на уроке, то задание 4 группы можно дать за несколько дней до урока отдельным ученикам, а на уроке они на компьютере учителя создают электронную презентацию.
V. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
Учащиеся работают по группам.
- Представление результатов работы.
Примерные ответы.
1 группа лиловые колокольчики на полянах; небо на востоке зеленеет; голубым хрусталём загорается на заре Венера; ландыши уже созрели - меж широких листьев висели твердые оранжевые ягоды; подымается огромное белое солнце – солнце бесконечного летнего дня; белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле; высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей; голубой туман; белесая мгла; листва осокорей розовая от заката.
2 группа. Всю ночь мшары дышали запахом мокрого мха, коры, черных коряг; сладковатый запах водяных лилий смешан с запахом смолы; сухое дыхание лесов и запах можжевельника; воздух на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой, травянистой свежестью, осокой; он густ, прохладен и целителен; нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова.
3 группа. Зачитывают описание Черного озера, лугов и лесов.
Слово учителя. С какой целью Паустовский так детально передает впечатление от мещёрского края? Вероятно, он хочет, чтобы читатели тоже увидели и почувствовали то, что смог увидеть писатель.
Итоги работы 4 группы – репродукции демонстрируются при помощи проектора, обращается внимание прежде всего на картины И.И. Левитана. Почему именно картины этого художника? На них ссылается сам Паустовский в тексте произведения: Мещёрский край «очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы». Обучающиеся могут найти также картины И.И. Шишкина. На уроке могут быть показаны следующие репродукции:
И.И. Левитан «Лесистый берег», «Березовая роща», «Июньский день», «Туман над водой», «Заросший пруд», «Луг на опушке леса», «Лето. Речка», «Лесная речка», «В сосновом лесу»
И.И. Шишкин «Папоротники в лесу. Сиверская», «Березовая роща», «Заросший пруд у опушки леса. Сиверская», «Лесные дали».
- Включение в систему знаний и повторение.
- Ответ на проблемный вопрос, поставленный ранее обучающимися: Почему край Паустовского можно назвать удивительным?
Примерный ответ. На обыкновенной земле можно увидеть много необыкновенного, чудесного, надо только внимательно всмотреться в окружающий мир, суметь увидеть необычное в обычном.
- Творческая мастерская «Учимся у мастеров слова»
Дифференцированные задания:
1. Используя изобразительно-выразительные средства, опишите ваши впечатления от луговых цветов, или гриба под листочком, или лесной опушки, или отражения деревьев в озере, или…
2. Выберите любую репродукцию картины Левитана или Шишкина и опишите свои впечатления в жанре очерка.
3. Напишите сочинение-рассуждение «Почему Мещёрская сторона – это удивительный край?»
VIII. Домашнее задание: дописать творческую работу.
Приложение. Лучшие работы учеников.
1 задание
В поисках земляники мы вышли на лесную поляну, со всех сторон окруженную величественными соснами. Огромные, строгие, они подпирали своими лохматыми вершинами ярко-голубое небо. Запах хвои, смолы щекотал нос, Казалось, что этим воздухом невозможно надышаться. Между веселыми ромашками и колокольчиками пряталась под резными листочками земляника. Под легким дуновением ветра она покачивалась, как будто кивала нам. (Юлия З.)
На дне небольшого оврага бил родник. В жаркий день вода в нем ледяная-ледяная. Удивительно, что такие горячие и сильные лучи солнца не могут прогреть даже тонкий слой поверхности воды. Наверное, природа так заботится об уставших путниках: только прохлада воды может освежить измученных зноем, дать силы. (Максим С.)
Лесная дорога… куда ты меня приведешь? Что скрываешь за своим поворотом? Две неглубокие песчаные колеи, заросшие высокой травой, лиловыми колокольчиками, подорожниками размером с молодые лопухи, манят в таинственную глубь леса. Стройные сосны, дружно живущие с соседками липами и осинами, вдруг расступаются, и передо мной открывается удивительная полянка. В окружении розово-малинового кипрея стоит пень, на котором свернулась калачиком змея. Говорят в народе, что такие змеи охраняют сокровища лесного царя. (Анастасия Н.)
3 задание.
В очерках «Мещерская сторона» К.Г. Паустовский рассказывает о местах, где ему нравится путешествовать. Он называет эти места «обыкновенной землей», потому что в них «нет никаких особенных красот и богатств». Но когда мы читаем произведение, понимаем, что писатель использовал слово «обыкновенная» в переносном значении.
Мещерский край удивительно красив и богат. К. Паустовский любуется
лесными озерами с темной водой, обширными болотами, покрытыми ольхой и осиной, можжевельником, вереском, косяками журавлей и знакомыми нам под всеми широтами звездами. Писателю нравится слушать, как в ветер леса шумят великим океанским гулом. Он замечает, что в это время вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.
К.Г. Паустовский любит бывать на Черном озере, которое названо так по цвету воды. Этот цвет хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин, и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Но больше всего удивляет писателя великолепное свойство озера: «трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли - от их отражения в воде»
Мещёрская сторона – это удивительный край. Свою любовь к этой «тихой и немудрой земле под неярким небом» К.Г. Паустовский сумел передать читателям. (Алина П.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....
Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
Конспект урока литературы. 9 класс. Вводный урок
Конспект урока литературы в 9 классе по программе Коровиной В.Я. Вводный урок. Литература и ее роль в духовной жихзни человека....
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»
Конспект урока литературы 5 класс Тема: «Урок памяти. Они сражались за Родину.»...