Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы")
презентация к уроку по литературе (6 класс)

Коцур Лидия Ивановна

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы") содержит интересный наглядный материал, позволяющий построить работу на уроке в оптимальном режиме, помочь учащимся усвоить учебный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_lermontov_tri_palmy.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что можем рассказать об этом человеке? На что следует обратить внимание, рассматривая портрет? 1

Слайд 2

2

Слайд 3

3

Слайд 4

« Тема красоты и гармонии человека с миром» ВОСТОЧНОЕ СКАЗАНИЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ТРИ ПАЛЬМЫ» 4

Слайд 5

Цели урока : 1 Познакомиться со стихотворением М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». 2 Понять, как тема красоты и гармонии человека с миром отражена в стихотворении. 3 Выяснить, какие изобразительно-выразительные средства использует поэт в своем произведении. 5

Слайд 6

Словарная работа АРАВИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ - Аравийская пустыня, северо- восточная часть Сахары, между долиной Нила и Красным морем, находится в Египте. АРАБЫ -народ, населяющий государства Ближнего Востока и Северной Африки. РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду. КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи). ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного. ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь. ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка. ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром. УРО́ЧНЫЙ -установленный , определенный, условленный ПРОРОК - в религии: избранник Бога на земле. 6

Слайд 7

Опорная таблица 1. Тема 2. Идея 3. Художе - ственные средства 7

Слайд 8

Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение? Тема красоты и гармонии человека с миром 8

Слайд 9

9

Слайд 10

Баллада « Три пальмы»

Слайд 11

11

Слайд 12

Задания по группам 1ряд : Какие краски использует автор, рисуя караван? 2ряд: Какими звуками наполнена картина? 3ряд: Какие сравнения использует автор, изображая караван?

Слайд 13

13

Слайд 14

14

Слайд 15

15

Слайд 16

16

Слайд 17

17

Слайд 18

18

Слайд 19

Как вы поняли главную мысль стихотворения? Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии 19

Слайд 20

Какую картину рисует поэт ? Какие звуки повторяются? Почему? С какой целью М. Ю. Лермонтов использует этот прием? П о ко рн ям у пр угим то п о р за ст учал, И п али без жизни п итомцы ст олетий! Прием называется аллитерация – повторение однородных звуков. Аллитерация помогает услышать тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев. 20

Слайд 21

Что означают слова «питомцы столетий»? Как называется прием, где слово перефразируется в красочное сочетание? Такой прием называется перифразом И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем. 21

Слайд 22

Самостоятельная работа Вариант – 1 Кувшины, звуча, налились водою, И, гордо кивая махровой главою , Приветствуют пальмы нежданных гостей, И щедро поит их студёный ручей. Вариант – 2 Когда же на запад умчался туман, Урочный свой путь продолжал караван, И следом печальным на почве бесплодной Виднелся лишь пепел седой и холодный Определите, какие художественные средства использует автор. Выпишите выделенное словосочетание, напишите литературный прием. 22

Слайд 23

Тема Тема красоты и гармонии человека с миром. Идея (основная мысль) Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о собственном сегодняшнем благополучии. Художест-венные средства Эпитеты, олицетворение, перифраз, метафора, аллитерация, антитеза. 23

Слайд 24

Какой нравственный урок дает своему читателю поэт? Разрушение природы ведет к разрушению самого человека, его жизни. 24

Слайд 25

Почему это стихотворение современно сегодня? Какие другие предметы школьной программы поднимают тему «Человек и природа»? 25

Слайд 26

Домашнее задание Выразительное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Письменно ответить на вопрос 2 на стр. учебника 154 - Как вы думаете, почему погибли три пальмы? Чем были они недовольны? На кого роптали? 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы "М.Ю.Лермонтов "Баллада "Три пальмы". Взаимоотношения человека и природы"

Презентация была подготовлена для обучающихся 7 класса коррекционной школы-интерната (слабослышащие). Целью было доведение до понимания  ребят лексических значений слов  и понятий в произвед...

Открытый урок – исследование «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро». (6 класс)

Открытый урок – исследование   «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира   А.С. Пушкина в стихотворении «Зимнее утро...

Презентация к уроку литературы по рассказу М. Шолохова "Судьба человека"

Презентация разработана для учащихся 9 класса.  Предназначена для   проверки  и  закрепления  материала, призвана  не только заинтересовать детей...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...

Презентация на тему "Разрушение красоты и гармонии человека с миром в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Три пальмы""

Презентация может быть использована при изучении стихотворения М. Ю. Лермонтова "Три пальмы" в 6 классе....

Урок литературы в 9 классе «Тема одиночества человека в мире». (По рассказу А.П. Чехова «Тоска» )

цели:развивать умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;  воспитывать чувство доброты, сострадания ,  желание  помочь...