Урок-размышление по литературе в 5 классе «Человек и природа – не соседи, а одна семья» (по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
(по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»)
Цели урока: привести к осознанию, что природа и человек неразрывны в своей жизни, а значит, человеку необходимо бережно относиться к природе.
Задачи:
Предметные: обучать доказательству своей точки зрения, выражению своего отношения, навыкам анализа художественного произведения; понятию роли художественной детали в тексте.
Личностные: воспитывать культуру общения, любовь к внимательному чтению литературы; чувства благодарности.
Метапредметные: развивать умение учащихся критически мыслить, развивать логическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 55.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ СОШ №5 им.Н.О.Кривошапкина (с углубленным изучением отдельных предметов) городского округа «город Якутск»
Урок-размышление по литературе в 5 классе
«Человек и природа – не соседи, а одна семья»
(по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»)
Учитель русского языка и литературы:
Торопова Надежда Станиславовна
2024 г.
«Человек и природа – не соседи, а одна семья»
(по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»)
Цели урока: привести к осознанию, что природа и человек неразрывны в своей жизни, а значит, человеку необходимо бережно относиться к природе.
Задачи:
Предметные: обучать доказательству своей точки зрения, выражению своего отношения, навыкам анализа художественного произведения; понятию роли художественной детали в тексте.
Личностные: воспитывать культуру общения, любовь к внимательному чтению литературы; чувства благодарности.
Метапредметные: развивать умение учащихся критически мыслить, развивать логическое мышление.
«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране» -
писал К. Паустовский.
Ход урока.
- Орг.момент
- Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы познакомимся с произведением писателя, о котором В. Фраенмал рассказывал так:
«Рассказчик он был превосходный. Настоящий мастер прихотливого, порой непокорного, но всегда великолепного русского языка, учился языку везде - и неустанно учил этому своих многочисленных друзей. Он говорил: каждый, самый скромный журналист обязан знать строй и выразительную интонацию родного языка, чувствовать характер каждого слова и особенно внимательно изучать русский глагол.
Часто приводил пример краткости, точности и огромной поэтической силы стиха Пушкина.
Природу он любил как поэт и художник. И сердился на "горожан", которые в выходной едут за город и раздражаются, если неожиданно начнет накрапывать дождик.
Он любил природу во всех ее проявлениях: и "осенний мелкий дождичек", и холодный туман, и сизую росу. Особенно он любил осень и золотой листопад. И часто повторял в письмах пушкинские строки: "И каждой осенью я расцветаю вновь..."
- Он писал и о животных, и о людях, для взрослых и для детей, много писал о природе, о ее общей с человеком жизни.
- Я думаю, вы уже догадались, произведение какого писателя мы будем сегодня изучать. Да, это Константин Георгиевич Паустовский. (Слайд - портрет писателя).
- С произведениями К.Паустовского мы с вами встречались и раньше. (слайд)
III. Работа над новым материалом.
1. Побуждение
-Дома вы прочитали рассказ К.Паустовского «Заячьи лапы». Считаете ли вы, что слова, записанные на доске, связаны с этим рассказом? «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране».
2. Осмысление (слайд)
-Что случилось с зайцем?
-Почему Ваня пришел к ветеринару?
- Какие чувства испытывал мальчик, неся обожженного зайца?
- Кто участвовал в спасении зайца?
- Как отнесся к зайцу каждый из персонажей рассказа?
- Кто не захотел прийти на помощь лесному жителю?
- Каким ты представляешь зайца из этого рассказа?
- А вы бы смогли помочь в беде?
- Вы, наверное, заметили, что Паустовский обращает большое внимание на описание природы.
- Какую роль играет описание природы в этом рассказе? (ответы учеников)
- Правильно, об этом мы сейчас и поговорим.
3. «Фишбоун».
- Обратимся к описаниям природы в рассказе. Многие из вас, когда читают произведения, пропускают или читают невнимательно описания природы. Сегодня при составлении схемы мы попытаемся убедиться, насколько важно быть внимательным ко всему, что нас окружает.
- Как вы думаете, зачем в произведении нужны описания природы?
(предположения детей можно поместить на отдельную часть доски: передать красоту, сопутствовать душевному состоянию человека…).
(Вместе с ребятами пронумеруем эпизоды-описания природы, и учащиеся попытаются заполнить пустые части. С одной стороны (слева) – ключевые слова из описания, с другой – функции этих пейзажей.)
(Совместно составляем «фишбоун» на доске.)
Поместим фрагменты-описания природы. (слайд)
- «Он не шел, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошел стороной на север около самого озера. Пахло гарью и сухой гвоздикой. Она большими островами росла на полянах».
- «Ваня нашел на дороге пушистые, покрытые серебряными мягкими волосами листья, вырвал их, положил под сосенку и развернул зайца...», «Ваня взял его на руки и побежал напрямик через лес – надо было поскорее дать зайцу напиться из озера»
- «Неслыханная жара стояла в то лето над лесами. Утром наплывали вереницы плотных белых облаков. В полдень облака стремительно рвались вверх, к зениту, и на глазах уносились и исчезали где-то за границами неба. Жаркий ураган дул уже две недели без передышки. Смола, стекавшая по сосновым стволам, превратилась в янтарный камень». «Суховей вздул над городом облако пыли, мягкой, как мука. В ней летали куриный пух, сухие листья и солома. Издали казалось, что над городом дымит тихий пожар».
- «Дед с Ваней добрели до Почтовой улицы как раз вовремя – из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи, и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за полянами уже горел стог сена, зажженный ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер».
- «Этой осенью я ночевал у дела Лариона на Урженском озере. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь».
4. Лесной пожар
- Давайте вспомним, какое же природное бедствие послужило началом истории? (лесной пожар)
- Сейчас я вам хочу показать одно видео. Посмотрите, пожалуйста. (видео пожара в лесу -1 мин.)
- Скажите, какое отношение имеет пожар в лесу к рассказу К.Г.Паустовского? (рассказывают, обращаясь к тексту произведения)
- Прочитайте со слов «Ветер перешел в ураган» до «Смерть настигала деда, хватала его за плечи…» (В этом рассказе описывается страшное стихийное бедствие - лесной пожар, который очень трудно остановить. Лесной пожар уничтожает растения, угрожает жизни животных и даже людей.)
- Лесной пожар послужил началом истории, которая выявила доброту одних и равнодушие других. (пояснение)
-Найдите в тексте слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что в то лето было очень жарко. («Горячая песчаная дорога», «пахло гарью», «неслыханная жара», «жаркий ураган»)
- Как вы все знаете, что у нас, в республике, каждый год бывают пожары. Особенно летом 2021 года были сильные, аномальные пожары, загорелись жилые дома и даже погиб человек.
Информация о лесных пожарах в Якутии. (слайд)
Лесные пожары в Якутии начались, приблизительно, в мае 2021 года. Считается, что лесные пожары в Якутии являются самыми крупными в мире за 2021 год. Дым от пожаров дошел до: Урала, Хакасии, Ямала, Забайкальского края, Иркутской области, Югры, Сахалина и других субъектов Российской Федерации, а также до северо-востока Казахстана, Аляски. Работа множества аэропортов России, паромных переправ Якутии, была заторможена или парализована. Во многих населенных пунктах Якутии наблюдалось сильное загрязнение воздуха продуктами. Общая площадь лесных пожаров в Якутии с начала 2021 года составила 3,5 млн гектаров. Главными непосредственными причинами пожара, по информации представленной оперативным штабом, являются: изменение климата, рекордная жара и засуха, сухие грозы с частым ударом молний, человеческий фактор (непреднамеренные и преднамеренные поджоги). По вине человека в Якутии произошло около 90 % лесных пожаров.
- Из-за чего происходят пожары? (высказывания учащихся)
- Правильно. Основными причинами возникновения лесных пожаров является деятельность человека, грозовые разряды, самовозгорания торфа в условиях жаркой погоды.
- Можете ли вы объяснить эту фразу: «1 дерево – 1 млн. спичек, 1 спичка – млн. деревьев». (ответы учеников)
- Мы должны бережно относиться к нашей природе. Якутия поражает красотой природы, самобытностью и богатством культуры. Якутия – земля необычайно живописных и удивительных мест. Ее северная природа, такая красивая, стихийная, суровая и тонкая одновременно, вдохновляет многих художников и поэтов. (слайд)
- Многие наши якутские поэты и писатели воспевают красоту нашей природы.
- Сейчас мы послушаем стихотворение якутского поэта Семена Данилова «Я был на родине своей…» (ученик читает)
- Как описывает природу поэт?
- Это стихотворение о связи человека с природой. Природа и человек неразрывно связаны. Стихотворение передает чувства любви человека к природе.
- Теперь такое задание: в левой колонке дается начало пословиц, с правой – продолжение. Вы находите к каждому началу соответствующее продолжение.. (слайд)
Кто землю лелеет,/ того и земля жалеет.
Нет плохой земли, /есть плохие хозяева.
Природную красоту /мылом не смоешь.
Искру туши до пожара,/ отведи беду до удара.
Береги землю любимую, /как мать, родимую.
- Давайте же любить природу, беречь её, жить в гармонии с нею. Ведь она дает нам самое дорогое - жизнь.
5. Рефлексия
- Урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
«Корзина мыслей»
- Каждый ученик кладет в корзину свою мысль, дописав слова на листочке:
1. К природе нужно относиться…………..
2. Лес нуждается……….
6. Домашнее задание.
Составить правила поведения в лесу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы». Конспект урока в технологии критического мышления
ЦЕЛЬ: формировать умение анализировать художественное произведение. Задачи: учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды, совершенствовать умения дава...
Природа и человек в рассказе К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»
Урок литературы (технология критического мышления)...
Конспект урока 5 класс по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы"
Урок по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы" предназначен для учащихся 5 класса.В форме беседы о прочитанном тексте...
Урок литературы в 5 классе по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»
Урок литературы в 5 классе по рассказу К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»...
Литература 5 кл. Работа с текстом учебника. Вопросы по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы" (с ответами)
Литература 5 кл. Работа с текстом учебника.Вопросы по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы" (с ответами)...
Конспект урока по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы"
Урок литературы в 5 классе по рассказу К.Г.Паустовского "Заячьи лапы"...
Презентация к уроку литературы по рассказу К.Г. Паустовского "Заячьи лапы"
Презентация создана к уроку литературы в 5 классе....