Рабочая программа по внеурочной деятельности «Книжный салон» Для 6-х классов
рабочая программа по литературе (6 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_6_klass_fgos.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №251
Кировского района Санкт-Петербурга
ОДОБРЕНО | СОГЛАСОВАНО |
на заседании МО предметов гуманитарного цикла от _________ протокол __________ | Зам. директора по УВР _______________ / _____________ от ___________________ |
УТВЕРЖДЕНО | |
приказом по ГБОУ СОШ № 251 от ______________________ Директор ГБОУ СОШ № 251 _______________/_____________ |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Книжный салон»
Для 6-х классов
(68 часов)
Учитель русского языка и литературы:
Михайлова Екатерина Валерьевна
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Книжный салон»
Для 6-х классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные дети не любят читать, они читают мало и с неохотой. А ведь от их умения читать в дальнейшем зависит качество всего процесса обучения. Не научившись хорошо читать, ребенок не сможет прочитать задачу по математике, овладеть материалом на должном уровне или без посторонней помощи.
Научить ребенка пользоваться книгой как источником знаний и информации, приобщить учащихся к миру книг и тем самым способствовать развитию самостоятельности читательской деятельности - главная задача педагога. Дать понять учащимся, что чтение – это духовная пища каждого воспитанного человека. А со стремительным вторжением в нашу жизнь достижений научно – технического процесса эта задача стала актуальна как никогда раньше.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Главная цель:
формирование думающего и чувствующего, любящего и активного человека готового к творческой деятельности
Основными задачами курса являются:
- развитие эстетических способностей;
- развитие сферы чувств, соучастия, сопереживания;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса;
- овладение навыками общения и коллективного творчества;
- создание на практике условий для развития читательских и актерских умений и интереса к чтению книг;
- расширение литературно-образовательного пространства воспитанников;
- формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Учить работать с книгой сознательно, самостоятельно, избирательно читать книги в школьные годы, а главное, затем, в дальнейшей жизни, чтобы они хотели и умели непрерывно пополнять свое образование с наименьшей затратой сил добывать недостающие знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации - залог успешности в любой деятельности. Разработанная программа способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Программа «Книжный салон » составлена на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «В мире книг» (Сборник программ внеурочной деятельности : под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011)
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.
Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Преемственность программы с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями, позволяет стимулировать детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его
Ценностные ориентиры содержания программы
Содержание программы «Книжный салон» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Программа ориентирует педагога на создание условий для активации у учащегося эстетических установок, как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения.
Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. Общение с книгой развивает память, внимание, воображение. позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
• художественным образованием и воспитанием детей;
• формированием эстетического вкуса;
• нравственным воспитанием;
• развитием коммуникативных качеств личности (обучением вербальным и невербальным видам общения);
• воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
• созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Содержание занятий поможет школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОБУЧЕНИЯ
Выполнение Программы рассчитано на 1 год. Возможно последующее расширение программного материала для новой возрастной группы с учетом обогащения читательского опыта.
Возраст воспитанников в группах соответствует возрасту учащихся средней школы.
Организация работы проходит с учетом возрастных особенностей и санитарно-гигиенических требований
Занятия поводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия 35-40 минут.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли, уроки –киносеансы и т. д.
Содержание занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Особый акцент предполагается сделать не только на разнообразную работу с книгой, но и на вовлечение детей в деятельность, связанную с инсценированием прочитанного и изученного, просмотр художественных фильмов по прочитанным произведениям, обсуждение просмотренного, прослушивание аудиозаписей чтения отрывков художественных произведений актерами. В ходе изучения материала используется игровая заинтересованность детей. В дальнейшем она должна сочетаться с театральной деятельностью. Театрализация способствует формированию творческой личности ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов.
ВОЗРАСТНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ВОСПИТАННИКОВ И ИХ УЧЕТ В ПРОГРАММЕ
Школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Новая деятельность стимулирует развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.
Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия.
Школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости. Горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.
Большие возможности предоставляет школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности – деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
Приобщение ребенка к общению с книгой дает широкие возможности на формирование и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В результате освоения программы формируются следующие
Предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
- участвовать в обсуждении различных тем;
- уметь пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- развивать чувство ритма и координацию движения;
- развивать речевое дыхание и артикуляцию;
- развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;
- пополнять словарный запас;
Регулятивные умения:
- уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь самостоятельно работать с новым произведением;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Коммуникативные умения:
- участвовать в беседе о сюжете книги, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
- высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
- участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
- соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке и т. д.
- оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
- развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях;
Диагностика достижений
Процесс формирования интереса к книгам и положительного отношения к самостоятельному чтению, как и любая часть целесообразно организованного учебного процесса, подчиняется строго определенным дидактическим и методическим закономерностям.
Ведущая закономерность процесса обучения - сложная взаимная зависимость между знанием книг и отношением к книге, к самостоятельному чтению.
Под критериями мы будем понимать «признаки, на основании которых производится оценка, определение, классификация чего-либо».
Под показателями мы будем понимать «явления или события, по которым можно судить о ходе какого-нибудь процесса» .
Под уровнем мы будем подразумевать «степень, характеризующую качество, высоту, величину развития чего-нибудь».
Возможно выделить критерии, по которым можно судить об уровне сформированности читательского интереса школьников:
- умение работать с книгой;
- начитанность (знание содержания прочитанных произведений определенных программой);
- знание библиографических сведений.
Показатели, характеризующие умение учащихся работать с книгой:
- соблюдение правил пользования книгой, гигиены чтения;
- умение листать книгу, быстро находить нужную страницу;
- умение показать, назвать, объяснить назначение элементов книги: обложка, корешок, титульный лист, листок, страницы, номер страницы, поля, текст, иллюстрация;
- умение описать незнакомую детскую книгу по ее заглавию, иллюстрациям, оглавлению;
- умение находить в книге сведения об авторе;
- различение шрифтов; понимание их роли в членении, выделении той или иной части текста;
- умение ориентироваться в группе книг (от 2 до 4), выбрать среди них книгу по заданным признакам, самостоятельно прочитать ее.
Начитанность характеризуется, следующими показателями:
- знанием названий детских книг, произведений, с которыми неоднократно встречались на протяжении года;
- знанием содержания произведений, иллюстраций, заголовков книг, фамилий авторов;
- умением отличать сюжет знакомых книг по иллюстрациям,
- осмысливать с помощью учителя заголовок произведения (почему книга так названа).
Знание библиографических сведений характеризуется следующими показателями:
- умением отличать прочитанное произведение по жанровым признакам (стихотворение, сказка, рассказ);
- умением ориентироваться в содержании книги, опираясь на следующие показатели: иллюстрация, называние, фамилия автора;
- умение самостоятельно пользоваться перечнем условных обозначений, данных в учебной книге; умение быстро находить нужные знаки, объяснять их назначение;
- умением работать на абонементе и в читальном зале библиотеки;
- знанием библиотечной картотеки обложек и простейшей каталожной карточки; умение пользоваться ими при выборе книг.
На основе вышеизложенного составим критериальную характеристику уровней сформированности:
Критерии | Уровневые показатели | |||
Высокий | Достаточный | Средний | Низкий | |
1. Умение работать с книгой | Знание элементов книги и умение ориентироваться в них; быстрое умение находить в книге сведения об авторе; различение шрифтов; ориентация в группе книг от 2 до 4. | Знание элементов книг; умение описывать незнакомую книгу по заглавию, иллюстрациям; ориентация в 2-3 книгах. | Нужная страница находится не сразу; учащийся нуждается в помощи взрослого при работе с книгой. | Ученик не ориентируется в элементах книг; сведения об авторе учащемуся найти сложно; в группе книг он не ориентируется. |
2. Начитанность | самостоятельная подготовка к выразительному чтению; широкий читательский кругозор; полное усвоение программы; знание авторов и названий полюбившихся произведений; умение отличать сюжет знакомых книг по иллюстрациям. | читательский кругозор ограничен знанием определенных жанров; программа усвоена частично; выделение отдельных авторов и полюбившихся произведений. | читательский кругозор недостаточно широк; программа усвоена частично; частичное запоминание авторов и произведений программы. | ограниченный читательский кругозор; программа усвоена частично; слабое знание авторов и произведений. |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов |
1. | Здравствуй, книга! Ознакомление с курсом. | 1 |
2. | Книги, прочитанные летом. Обсуждаем вместе. | 1 |
3. | Книги, прочитанные летом. Обсуждаем вместе. | 1 |
4. | Устное народное творчество. Русские народные сказки. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Экранизация сказок. | 1 |
5. | Просмотр художественного фильма-сказки «Илья-Муромец» 1ч. | 1 |
6. | Просмотр художественного фильма-сказки «Илья-Муромец» 2ч. | 1 |
7. | Просмотр художественного фильма-сказки «Марья-искусница» 1ч. | 1 |
8. | Просмотр художественного фильма-сказки «Марья-искусница» 2ч. | 1 |
9. | Сказки народов мира. Читаем вместе. | 1 |
10 | Сказки русских и зарубежных писателей. Обзор. | 1 |
11 | Игра-викторина «Угадай сказку». | 1 |
12. | Экранизация художественных произведений А.С.Пушкина. Просмотр кинофильма «Дубровский» 1ч. | 1 |
13 | Экранизация художественных произведений А.С.Пушкина. Просмотр кинофильма «Дубровский» 2ч. | 1 |
14. | Экранизация художественных произведений А.С.Пушкина. Просмотр кинофильма «Барышня-крестьянка» 1ч. | 1 |
15. | Экранизация художественных произведений А.С.Пушкина. Просмотр кинофильма «Барышня-крестьянка» 2ч. | 1 |
16. | Обсуждение просмотренных кинофильмов «Дубровский» и «Барышня-крестьянка». Викторина «отгадай произведение» | 1 |
17 | Наедине с природой. Стихи об осени. Чтение стихотворений. | 1 |
18 | Стихи об осени. Подборка тематических стихов для выступления. | 1 |
19 | Подготовка к выступлению «Осенние этюды». | 1 |
20 | Мир животных и растений. Произведения русских и советских писателей. Читаем вместе рассказы . | 1 |
21 | Мир животных и растений. Произведения зарубежных писателей. Читаем вместе. | 1 |
22 | Писатели детям. Краткое знакомство с биографиями отечественных писателей. Презентация. | 1 |
23 | М. Горький «Случай с Евсейкой». Аудиокнига. | 1 |
24 | Л.Толстой «Детство» . Отрывки из повести. Читаем вместе. | 1 |
25 | Просмотр отрывка фильма «Детство.Отрочество.Юность» | |
26 | С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука». Слушаем чтение | 1 |
27 | С.Аксаков «Детские годы Багрова-внука». Слушаем чтение | 1 |
28 | М.Зощенко «Рассказы о детях». Читаем вместе. | |
29 | А.Куприн «Изумруд». Отзыв. | 1 |
30 | В. Каверин «Песочные часы». Размышление о прочитанном. | 1 |
31 | Г.Троепольский «Белый Бим черное ухо». Просмотр отрывков киноповести. | 1 |
32 | Г.Троепольский «Белый Бим черное ухо». Просмотр отрывков киноповести. Размышление о произведении. | 1 |
33 | Н.Дубов «Мальчик у моря». Читаем вместе | 1 |
34 | К.Паустовский «Золотая роза», «Корзина с еловыми шишками». Читаем вместе. | 1 |
35 | А. Свирский «Рыжик». Элементы книги. Читаем вместе | 1 |
36 | В. Железников «Чучело». Просмотр художественного фильма «Чучело». 1 ч. | 1 |
37 | Просмотр художественного фильма «Чучело». 2 ч. | 1 |
38 | Обсуждаем прочитанное. Сравнительный анализ художественных произведений. | 1 |
39 | Детские писатели. Краткое знакомство с биографиями зарубежных писателей. Презентация. | 1 |
40 | М. Твен «Принц и нищий». Читаем отрывки книги. | 1 |
41 | Просмотр художественного фильма. 1 ч. | 1 |
42 | Просмотр художественного фильма. 2 ч. | 1 |
43 | Д. Лондон «Любовь к жизни». Читаем отрывки книги. | 1 |
44 | Дж. Лондон Рассказ «Как вешали Калтуса Джоржа» из сборника «Смок и малыш» . Читаем вместе. | 1 |
45 | Наедине с природой. Стихи о зиме поэтов серебряного века. Чтение стихотворений. | 1 |
46 | Стихи о зиме наших современников. Чтение стихотворений | 1 |
47 | Стихи о зиме. Викторина. | 1 |
48 | Мой город. Рассказы об истории Санкт-Петербурга. История рождения города. Основатель города - Петр Первый. | 1 |
49 | Стихи о Санкт-Петербурге. | 1 |
50 | Андрей Зинчук «Очень Петербургские сказки». | 1 |
51 | Санк-Петербург – город военной славы. Документальный рассказ. Историческая кинохроника. | 1 |
52 | Блокада Ленинграда. Подвиг жителей. Мемуары. | 1 |
53 | Тема войны в произведениях писателей. Дети и война. Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи». Читаем вместе | 1 |
54 | Богомолов В. «Иван», «Зося». Размышление о прочитанном. | 1 |
55 | Катаев В. «Сын полка». Просмотр кинофильма 1ч. | 1 |
56 | Катаев В. «Сын полка». Просмотр кинофильма 2ч. | 1 |
57 | Стихи и песни о войне. | 1 |
58 | Фантастика. А.Некрасов «Приключения капитана Врунгеля». Читаем отрывки. | 1 |
59 | Мультфильмы из серии «Приключения капитана Врунгеля» | 1 |
60 | Кир Булычев «Девочка с Земли». Знакомство с циклом произведений про Алису. Краткий обзор произведений. | 1 |
61 | Кир Булычев «Девочка с Земли». Аудиокнига. | 1 |
62 | Просмотр мультфильмов про Алису. | 1 |
63 | А.Соломатов «Фантастические рассказы». Громкое чтение. | 1 |
64 | Литературные новинки. Емец Дмитрий. Серия книг про Таню Гроттер. Обзор художественных произведений. | 1 |
65 | В.Крапивин «Выстрел с монитора» Читаем эпизоды. | 1 |
66 | Ю.Томин «Шел по городу волшебник» Читаем вместе. | 1 |
67 | Викторина по литературным произведениям. | 1 |
68 | Резервное занятие | 1 |
68 | Всего | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Подвижные игры» Направление деятельности: физкультурно-оздоровительное. Для учащихся 1 класса.
Данная программа разработана для учащихся 1 класса и рассчитана на 1 год обученияС давних пор игра составляла неотъемлемую часть жизни человека. Проблема укрепления здоровья, развития полож...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку и литературе "Книжный мир"
В настоящее время в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Заняти...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хочу все знать!» (2016-2017 учебный год) (программа направлена на развитие познавательной деятельности на период 1 год)
Данный курс имеет духовно-нравственную, познавательную, исследовательскую направленность, предлагает новые для воспитанников знания, не содержащиеся в образовательных базовых предметов.Программа рассч...
Рабочая программа повнеурочной деятельности по биологии 6 класс на 2016-2017 учебный год
рабочая программа...
Программа внеурочной деятельности "Книжная полка"
Предлагаемый курс даст возможность через знакомство с произведениями зарубежной литературы расширить читательский кругозор обучающихся, заинтересовать в чтении как таковом....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...