Установление связи между содержанием учебных предметов и познавательными интересами, сформированность действия смыслообразования, сформированность действия личностного самооценивания. В процессе реализации программы формируются: Рефлексивные умения Поисковые (исследовательские) умения Навыки оценочной самостоятельности Умения и навыки работы в сотрудничестве Коммуникативные умения Презентационные умения и навыки;
обеспечивается:- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
- формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Основной дидактический принцип – обучение в предметно- практической деятельности. В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: - объяснительно-иллюстративный;
- рассказ;
- беседы;
- работа с книгой;
- демонстрация;
- упражнение;
- практические работы репродуктивного и творческого характера;
- методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля;
- проблемно-поисковый;
- ситуационный.
Таким образом, преимущество метода проектов состоит в следующем: - позволяет школьникам находить значимую для них проблему и решать её путём
творческого поиска и применения интегрированного знания; - даёт возможность связать теорию с практикой;
- развивает исследовательские, творческие способности обучающихся;
создаёт условия для самостоятельной деятельности обучающихся в ситуации выбора; - позволяет организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и со сверстниками. Структура программы Программа рассчитана на 34 часа, по одному часу в неделю. Количество учеников – 15 человек, 3 группы по 5 человек. Количество часов в неделю – 1. Программа состоит из 3 основных разделов: - как работать над проектом;
- работа над коллективными проектами;
- защита индивидуальных проектов.
Содержание программы 1. Как работать над проектом (9ч) 1. Что такое проект. Виды проектов.(1 ч.) Диагностика уровня школьной мотивации. Знакомство с понятием «проект». Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Проект – это пять «П» - проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Классификация учебных проектов по виду деятельности. Презентация исследовательских работ обучающихся. Понятия: проект, проблема, информация. 2. Как выбрать тему проекта? Этапы проектной деятельности. (1ч) Знакомство с этапами проектной деятельности (подготовительный, планирование, реализация проекта, представление проекта, осмысление и оценка проекта). Требования, предъявляемые к формулировке темы. Предложение большого числа подтем, формулировка их учащимися. Организация выбора общей темы проекта, связанной с областью интересов учащихся – «Книжное дерево моей семьи». Подготовка данного исследовательского проекта. Задание 1. Понятия: тема, этапы деятельности. 3.Что такое проблема (1ч.) Знакомство с понятием «проблема»; формирование умения видеть проблему; развитие умения изменять собственную точку зрения, исследуя объект с различных сторон. Понятие о проблеме. Упражнения в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Подготовка исследовательского проекта «Книжное дерево моей семьи». Задание 2. Понятия: проблема, объект исследования. 4. Что такое «гипотеза» (1ч.) Знакомство с понятием «гипотеза»; формирование умения выдвигать гипотезу, развитие исследовательского и творческого мышления; развитие умения прогнозировать. Понятие о гипотезе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия («Сходство и различие»). Игра «Найди причину». Подготовка проекта «Книжное дерево моей семьи». Задание 3. Понятия: гипотеза, вопрос, ответ. 5. Учимся постановке цели и задач работы.(1ч.) Развитие умения ставить вопросы для решения существующей проблемы. Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Игра «Угадай, о чем спросили», «Найди загадочное слово». Правила совместной работы в парах. Подготовка проекта «Книжное дерево моей семьи». Задание 4. 6. Учимся составлять план работы. Проектный продукт.(1ч.) Развитие умения планирования работы. Знакомство с перечнем проектных продуктов. Правила представления информации в компьютерной презентации. Подготовка проекта «Книжное дерево моей семьи». Задание 5. 7. Источники информации (1ч.) Знакомство с понятием «источник информации» (библиотека, беседа со взрослыми, экскурсия, книги, видеофильмы, ресурсы Интернета). Понятия: источник информации. Подготовка проекта «Книжное дерево моей семьи». Задание 6. 8-9. Представление проектов «Книжное дерево моей семьи». 2.Подготовка коллективных проектов. (19ч) 1. Подготовка проекта «Путешествие в Книгоград» (2ч.) Подбор стихотворений о книге, выразительное чтение, объяснение смысла стихотворений. Подготовка рассказа о своей домашней библиотеке. Выступление на тему «Мой любимый журнал». Составление литературной викторины, кроссвордов. Продукт: книжка-малышка «Путешествие в Книгоград». 2. Подготовка проекта «Литературный поезд» (4ч.) Выборы 2-х скоморохов – ведущих литературной игры. Подготовка костюмов, сочинение шуток-прибауток, которыми начнётся и закончится игра и которые помогут весело и забавно «переезжать» от одной «станции» к другой. Работа в группах: «Сказки», «Загадки», «Пословицы», «Скороговорки». Придумывание интересных вопросов, кроссвордов, задач; подготовка рисунков, костюмов, предметов для проведения игры. Продукт: выставка творческих работ, театрализованная игра-викторина «Литературный поезд». 3. Подготовка проекта «Сказочные события и герои в литературе».(6 ч.) Малая конференция. Темы исследований: «Литературные сказки о падчерице», «Литературные сказки о Спящей красавице», «Народная и литературная сказка о рыбаке и рыбке», «Народная и литературная сказка о хозяине и работнике», «Гномы и эльфы в сказках и легендах Западной Европы». Викторина: Тайны «Малахитовой шкатулки» («Огневушка-поскакушка», «Голубая змейка», «Синюшкин колодец», «Серебряное копытце»). Театрализованное представление по сказкам А. С. Пушкина. Работа в группах. Определение фрагмента для инсценировки. Распределение ролей. Подготовка костюмов, декораций, музыкального сопровождения. Составление единого сценария. Продукт: исследовательские работы, спектакль. 4. Подготовка проекта «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» (по басням И. А. Крылова) (4 ч.) Работа в группах: выбор басни, инсценировка басни, подготовка костюмов, декораций. Продукт: театрализованное представление «Исторический путь басни», интерактивная игра по басням И. А. Крылова. 5. Подготовка проекта «Поэзия природы» (3 ч.) Выбор понравившегося стихотворения о природе. Подбор иллюстраций к нему. Подбор музыкального сопровождения. Работа над выразительным чтением. Определение последовательности выступлений, составление программы вечера. Продукт: поэтический вечер «Край родной» 3. Подготовка индивидуальных проектов (6 ч.) 1. Подготовка проекта «Любимые книги, любимые авторы». (3 ч.) Выбор книги для рекомендации товарищам. Составление плана рассказа о книге. Подготовка наглядного материала. Подготовка выступления. Продукт: презентация «Наши любимые книги» 2. Подготовка проекта «Подарок кабинету литературы» (3 ч.) Изготовление поделок. Сочинение «Слова». Продукт: выставка поделок.
Тематическое планирование № | Тема | Форма проведения | Продукт | УУД | План | Факт | 1 | Что такое проект? Виды проектов. | Практическая работа репродуктивного и творческого характера | Создание алгоритма работы над проектом | Л. Понимание необходимости проектной деятельности; формирование «стартовой» мотивации к обучению. Р.Совместно с учителем ставить новые учебные задачи. П. ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. К.Оформлять свои мысли в устной речи. |
|
| 2 | Как выбрать тему проекта? Этапы проектной деятельности | Практическая работа репродуктивного и творческого характера. Разработка проекта. | «Книжное дерево моей семьи», задание 1 | Л.Осознавать свои интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор. Р.Выбирать тему проекта с помощью учителя и самостоятельно. П. Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания. К. Излагать своё мнение в монологе, аргументируя его. |
|
| 3 | Что такое проблема | Практическая работа репродуктивного и творческого характера. Разработка проекта | «Книжное дерево моей семьи», задание 2 | Л. Вырабатывать свои мировоззренческие позиции. Р. Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем и самостоятельно. П. Ставить, формулировать и решать проблемы. К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
|
| 4 | Что такое гипотеза? | Практическая работа репродуктивного и творческого характера, игра. Разработка проекта | «Книжное дерево моей семьи», задание 3 | Л. Аргументированно оценивать свои поступки, опираясь на общечеловеческие ценности. Р. Учиться формулировать учебную гипотезу. П. Самостоятельно выделять гипотезу К. Аргументировать свою позицию. |
|
| 5 | Учимся постановке цели и задач работы | Практическая работа репродуктивного и творческого характера. Игра. Разработка проекта. | «Книжное дерево моей семьи», задание 4. | Л. Осознавать цели и задачи своей работы. Р.Выделять и формулировать познавательные цели и задачи своей работы. П. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. К.Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. |
|
| 6 | Учимся составлять план работы. Проектный продукт. | Практическая работа репродуктивного и творческого характера. Разработка проекта. | «Книжное дерево моей семьи», задание 5. Памятка «Правила представления информации в компьютерной презентации» | Л.Осознавать свои эмоции, адекватно выражать их, понимать эмоциональное состояние других. Р. Составлять план выполнения проекта. П.Перерабатывать информацию для получения нового результата. К.Планирование учебного сотрудничества |
|
| 7 | Источники информации | Экскурсия в библиотеку. Разработка проекта | «Книжное дерево моей семьи», задание 6. | Л. Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их. Р.Использовать средства ИКТ для решения поставленных задач. П. Извлекать новую информацию с помощью ИКТ. К. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с применением средств ИКТ. |
|
| 8-9 | Представление проектов «Книжное дерево моей семьи» | Защита проекта | Альбом «Книжное дерево моей семьи» | Л. Аргументированно оценивать свой и чужие проекты, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Р. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. П. Выстраивать логическую цепь рассуждений К. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. |
|
| 10-11 | Подготовка проекта «Путешествие в Книгоград» | Конкурс чтецов, рисунков. | Книжка-малышка «Путешествие в Книгоград» | Л.Формирование навыков творческой деятельности. Р.Выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий. П. Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать стихотворения в зависимости от поставленной цели. К. Строить монологические высказывания. |
|
| 12-13-14-15 | Подготовка проекта «Литературный поезд» | Творческая игра-путешествие, работа в группах | Выставка творческих работ, театрализованная игра-викторина «Литературный поезд» | Л. Формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя. Р. Уметь выполнять учебные действия, планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно и в группе, устанавливать причинно-следственные связи. П.Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач. К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. |
|
| 16-17-18-19-20-21 | Подготовка проекта «Сказочные события и герои в литературе» | Малая конференция ,викторина, театрализованное представление | Исследовательские работы, праздник «Сказки А. С. Пушкина» | Л.Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Р. Уметь анализировать тексты сказок, применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. П.Уметьсинтезировать полученную информацию для составления аргументированного ответа. К.Уметь делать анализ текста сказок, используя изученную терминологию и полученные знания. |
|
| 22-23-24-25 | Подготовка проекта «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» | Интерактивная игра, инсценирование басен, работа в группах | Праздник «Исторический путь басни» | Л.Формирование навыка взаимодействия в группе при консультативной помощи учителя и навыка творческой деятельности. Р.Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. П.Выбирать текст для инсценирования басни в соответствии в зависимости от поставленной цели. К.Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. |
|
| 26-27-28 | Подготовка проекта «Поэзия природы» | Практическая работа репродуктивного и творческого характера, выразительное чтение, конкурс рисунков | Поэтический вечер «Мой край родной» | Л.Формирование навыков индивидуального выполнения творческого задания. Р.Уметь выразительно читать и анализировать стихотворный текст. П.Уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели. К.Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию. |
|
| 29-30-31 | Подготовка индивидуальных проектов «Любимые книги, любимые авторы» | Практическая работа репродуктивного и творческого характера, конкурс рисунков | Рекомендательный список литературы на лето. Презентация «Наши любимые книги» | Л.Формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми. Р.Формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики. П.Уметь искать и выделять необходимую информацию из прочитанных книг, создавать обобщения. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач. |
|
| 32-33-34 | Подготовка индивидуальных проектов «Подарок кабинету литературы». | Конкурс поделок | Выставка поделок | Л.Формирование мотивации к индивидуальной деятельности. Р.Уметь выполнять учебные действия, работать самостоятельно. П.Перерабатывать полученную информацию. К.Уметь проявлять активность для решения коммуникативных и практических задач. |
|
|
Информационное обеспечение программы - Ильиных Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников. – М., 2010.
- Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С. Г. Щербакова. – Волгоград, 2008.
- Цирулик Н.А. Работаем по методу проектов // Практика образования. 2006. № 4.
- Шереметьева М.А. Развитие навыков исследовательской деятельности старших дошкольников и младших школьников. – М., 2010.
- Т. Г Галактионова, Я. Г. Назаровская. Учимся успешному чтению. Книжное дерево моей семьи. Портфель читателя 5 класс. М: Просвещение, 20014
- А. Г. Нарушевич. Русский язык. Проекты? Проекты…Проекты! Ростов-на-Дону,Легион, 2013
- И. С. Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М: Аркти, 2009
- М. П. Нечаев. Управленческие технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС. Воспитание школьников, 2013, №9 с.16-21
- М. п, Нечаев. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. Учебно-методическое пособие. М: УЦ Перспектива,2012
- М. А. Ступницкая. Учимся работать над проектами. Новые педагогические технологии. Ярославль, Академия развития, 2008.
Примерные критерии оценок проектной деятельности: 1. Самостоятельность работы над проектом 2. Актуальность и значимость темы 3. Полнота раскрытия темы 4. Оригинальность решения проблемы 5. Артистизм и выразительность выступления 6. Как раскрыто содержание проекта в презентации 7. Использование средств наглядности, технических средств
Отчет о работе над проектом 1. Название проекта: __________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Почему я начал работу над проектом? _________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Для чего я работал над проектом? ____________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Какой продукт я хотел получить? _____________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Как я работал над проектом Дата | Что делал | Затрачено времени | Вопрос, затруднение | Консультант | Помощь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Какой продукт я получил в результате работы над проектом? ____________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Что нового я узнал, чему научился? ____________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ 8. Мои впечатления от работы над проектом: ____________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________
Бланк помощи, оказанной обучающемуся при работе над проектом
Обучающийся:______________________________________________ Руководитель:_________________________________________ Название проекта_______________________________________ Помощь, оказанная ученику:
Решение проблем | Работа с информацией | Коммуникация | Дата | Содержание | Дата | Содержание | Дата | Содержание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бланк оценки уровня сформированности ключевых компетентностей (от 1 до 2 баллов) Решение проблем Количество баллов: ______________ | Проб-лема |
| Понимает проблему |
| Объясняет выбор проблемы |
|
| Целеполагание и планирование |
| Понимает цель |
| Ставит задачи |
|
|
| Рассказал о работе над проектом |
| Описал взаимосвязь своих действий |
|
|
| Описал готовый продукт |
| Описал ожидаемый продукт |
|
| Оценка результата |
| Отнёсся к полученному продукту |
| Аргументировал отношение к продукту |
|
|
| Высказал впечатление от работы |
| Назвал трудности в работе |
Работа с информацией Количество баллов: ______________ | Поиск информации |
| Задаёт вопросы по ходу работы |
| Задаёт вопросы при планировании |
|
|
| Получил информацию из источника |
| Зафиксировал полный объём информации (1 источник) |
|
| Обработка информации |
| Изложил информацию |
| Изложил новую информацию или задал вопросы на понимание |
|
|
| Воспроизвел аргументы и вывод |
| Привёл пример, подтверждающий вывод |
|
| Коммуникация Количество баллов: ______________ | Письм. ком-я |
| Соблюдает нормы, заданные образцом (тема включает 1 вопрос) |
| Использует вспомогательную графику (тема включает 1 вопрос) |
|
| Устная коммуникация |
| Речь соответствует норме, обращается к тексту |
| Речь соответствует норме, обращается к плану |
|
|
| Уточняющий вопрос |
| Повторил фрагмент выступления |
| Привёл дополнительную информацию |
|
| Продуктивная коммуникация |
| Следуют теме и процедуре |
| Самостоятельно следуют теме обсуждения и процедуре |
|
|
| Высказываются, относятся к высказываниям |
| Высказывают мысли, подготовленные по заданию заранее |
|
| Всего баллов: ______________ |
Контроль и оценка достижений обучающихся (критерии оценки учебно-исследовательских работ от 1 до 5 баллов)
№ п/п | Оцениваемые параметры | Оценка в баллах | 1. | Актуальность поставленной задачи: - имеет большой практический и теоретический интерес; |
| - носит вспомогательный характер; |
| - степень актуальности определить сложно; |
| - не актуальна; |
| 2. | Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования: - автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи исследования; |
| - недостаточный уровень проработанности проблемы, цели и задач исследования; |
| - проблемы, цели и задачи исследования не выделены и не сформулированы. |
| 3. | Оригинальность методов решения задачи исследования: - решены новыми, оригинальными методами; |
| - имеет новый подход к решению, использованы новые идеи; |
| - используются традиционные методы решения. |
| 4. | Новизна полученных результатов: - получены новые теоретические и практические результаты; |
| - разработан и выполнен оригинальный эксперимент; |
| - имеется новый подход к решению известной проблемы; |
| - имеются элементы новизны; |
| - ничего нового нет. |
| 5. | Практическая значимость работы: - результаты заслуживают опубликования и практического исполнения; |
| - можно использовать в научной работе школьников; |
| - можно использовать в учебном процессе; |
| - не заслуживает внимания. |
| 6. | Уровень проработанности исследования, решения задач: - задачи решены полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования; |
| - недостаточный уровень проработанности решения; |
| - решение не может рассматриваться как удовлетворительное. |
| 7. | Эрудированность автора в рассматриваемой области: - использование известных результатов и научных фактов в работе, владение специальным аппаратом, знакомство с современным состоянием проблемы, логика изложения соблюдена, убедительность рассуждений; |
| - использование учебного материала школьного курса, доказательство уже установленного факта, нарушена логика изложения. |
| 8. | Качество оформления работы: - работа оформлена грамотно; |
| | - есть замечания по оформлению работы; |
| - не соответствует требованиям оформления. |
| Итого: |
|
Тематическое планирование № | тема | Кол-во часов | УУД | сроки | 1 | I. Как работать над проектом Что такое проект | 17 | Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: — планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся: — целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; — планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; — прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; — контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; — коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; — оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; — саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий Познавательные универсальные действия включают: общеучебные,
логические, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные
универсальные действия: — самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели; — рефлексия способов и условий действия, контроль и
оценка процесса и результатов деятельности; — постановка и
формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов
деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-
символические действия: — моделирование Логические универсальные
действия: — анализ объектов с целью выделения признаков — синтез —
составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов; Постановка и решение проблемы: — формулирование проблемы; — самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; — смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; — нравственно_- этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
|
| 2 | Как обосновать актуальность проекта |
| 3 | Как сформулировать цели и задачи проекта |
|
| 4 | Методы работы над проектом |
| 5 | Как спланировать работу |
| 6 | Предмет и объект в проекте |
| 7 | Выдвигаем гипотезу |
| 8 | Источники информации |
| 9 | Собираем материал |
| 10 | Социологический опрос как форма работы над проектом |
| 11 | Продукт проекта |
| 12 | Формулируем выводы |
| 13 | Готовим презентацию |
| 14 | Готовим презентацию |
| 15 | Защита проекта |
| 16 | Учимся ораторскому искусству |
| 17 | Заключительное занятие по теме (обобщение) |
| 18 | II. Работа над коллективным проектом «Мы и время» (По книге Е. Пастернак и А. Жвалевского «Время всегда хорошее») Беседа по вопросам, предваряющим домашнее чтение | 11 |
| 19 | Определяем круг наиболее интересных вопросов и проблем |
|
| 20 | Планируем работу, определяем цели и задачи проекта |
|
| 21 | Что такое ролевая игра (модельная технология) |
|
| 22 | Распределяем роли |
|
| 23 | Работаем с текстом |
|
| 24 | Готовим презентации |
|
| 25 | Готовим презентации |
|
| 26 | Защищаем проект (группы 1, 2) |
|
| 27 | Защищаем проект (группы 3, 4) |
|
| 28 | Защищаем проект (группа 5). Подводим итоги |
|
| 29 | III. Защита индивидуальных проектов | 6 |
| 30 |
|
| 31 |
| 32 |
| 33 |
| 34 |
|
|