Урок литературы в 5 классе "Мир глазами ребенка" по рассказу Андрея Платонова "Никита"
учебно-методический материал по литературе (5 класс)
Учащиеся учатся анализировать художественное произведение, выявлять тему и идею рассказа; на уроке ребята самостоятельно работают с текстом, учебником и иллюстрациями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasse_mir_glazami_rebenka.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
«Мир глазами ребёнка в рассказе А.П.Платонова «Никита»
Цель: формировать у учащихся навыки анализа художественного произведения.
Задачи:
1) образовательные: выявление темы и идеи рассказа; определение роли художественных средств в произведении;
2) развивающие: формирование навыков исследовательской работы, словарной работы, самостоятельной работы с текстом, работы с учебником и иллюстрациями; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развивать монологическую речь.
3) воспитательная: формирование чувства красоты, эмоциональной отзывчивости и творческого воображения учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы организации учебной деятельности учащихся: частично-поисковый, метод критического мышления, исследовательский.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Технология личностно-ориентированного обучения.
Оборудование урока: учебник, мультимедийное оборудование, иллюстрации к произведению, интернет ресурсы, презентация с видеосюжетом из кинофильма Марата Никитина «Никита».
Ход урока
- Организационный момент
Доброе утро, ребята. Я рада встрече с вами. Давайте улыбнемся друг другу и смело отправимся в путешествие по неизведанным тропам нашей родной русской литературы. Готовы? Тогда в путь!
Работа с портретом
Сегодня в гостях у нас замечательный писатель- Андрей Платонов .
Рассмотрите его портрет. О чем нам говорит портрет писателя?( Перед нами немолодой человек с приятным лицом. Выразительные глаза, плотно сжатые губы, большой лоб. Он, кажется, многое видел, пережил.)
Послушаем биографию писателя.
2.Проверка домашнего задания
Рассказ о жизни и творчестве писателя (презентация)
Сообщение ученика:
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия
Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил слушать рассказы странников о святых местах.
Платонов учился в церковно-приходской школе и городском училище. Он очень любил свою учительницу Аполлинарию Николаевну и сохранил о ней самые добрые воспоминания. С 14 лет начал работать. Платонов учился в железнодорожном политехникуме, принимал участие в Гражданской
войне. С 19 лет начинает участвовать в литературной жизни Воронежа. Он пишет стихи, рассказы и статьи в газеты.
3.Анализ рассказа «Никита»
Учитель.
-Случалось ли вам оставаться дома одним, когда вы были маленькие? Какие чувства вы испытывали? (Ответы учащихся.)
- А не представляли ли вы предметы, которые вас окружают, живыми существами? Не вели ли с ними беседы? Не пугались ли их? Хотелось ли вам свои страхи победить? Расскажите. (Ответы учащихся.)
- Вот и в произведении, которое вы прочитали дома и которое
мы будем анализировать на уроке, главный герой испытал подобные чувства.
1.Давайте вспомним, кто главный герой рассказа, сколько ему лет, в какой семье он жил?
Главный герой рассказа мальчик Никита, ему 5 лет. У него нет братьев и сестер. Мать Никиты работает с раннего утра и до вечера. Отец ушел на войну и “не вернулся оттуда”, по всей видимости, погиб. Дедушка и бабушка Никиты уже умерли.
2. Как начинается день Никиты?
Мать уходит на работу рано утром, а Никита остается в доме за хозяина. Уходя, мать дает сыну поручения. Какие? ( не сжёг двора, собрал яйца , чужой петух не приходил во двор и не бил своего петуха, ел в обед молоко с хлебом)
3.А теперь давайте отправимся на прогулку вместе с Никитой по двору.
Сейчас мы будем смотреть кадры кинофильма режиссёра Марата Никитина к этому произведению, т. е. совершим мысленное путешествие по дому и двору Никиты.
Просмотр кадров из фильма М.Никитина «Никита»
-Какие же предметы встретились Никите? (заранее нарисованы красочные картинки с изображением отдельных эпизодов произведения колья, пень, банька, лопухи, колодец, цветок, солнышко, бочка, петух и развешаны на доску)
Исследовательская работа с текстом. Выпишите из текста описания предметов, которые «оживляет» Никита.
1 вариант
Пустая бочка | В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки. |
Две земляные норы | Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт. |
Колодец | Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!» |
Старый пень | У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите. Пень крякнул в ответ. |
Стол | Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету. |
2 вариант
Чужой петух | Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный. |
Банька | Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело. |
Жёлтый цветок | Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием. |
Доброе солнце | Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку. |
Колья из плетня | Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой. |
Дети комментируют иллюстрации и зачитывают текст к ним. Одновременно проводится работа со словами: стёжка, омшелый, щербатое, ощерилось, плетень. (Спрашиваем сначала у учащихся, потом уточняем в словаре – ученик читает).
- Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?
Живое воображение Никиты одухотворяет все, что его окружает. Все предметы в доме и во дворе представляются мальчику “тайными людьми”. Эти “тайные люди” умеют говорить, слушать и живут своей потаенной, непостижимой жизнью. Этот прием называется олицетворением.
Мир, созданный воображением Никиты, фантастичен. В мальчике есть активное исследовательское начало, у Никиты богатая внутренняя жизнь.
Однако “открытый” им мир трагичен: он враждебен по отношению к мальчику. Все, что окружает Никиту, несет в себе скрытую угрозу.
- Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?
Никита очень одинок и не чувствует себя защищенным. Именно одиночество мальчика в большом мире наполняет мир вокруг него трагизмом. Ребенок все время ищет заступничества у взрослого близкого человека: сначала у солнца, которое представляется ему дедушкой (у древних славян солнце – даритель жизни, оно разгоняет тьму, поэтому поклонение Солнцу всегда жило в человеке), а потом у “далёкой” матери. Однако солнце скрывается за облаком, а мать, работающая в поле, не слышит сына. Страх и одиночество побуждают Никиту бежать от таинственного и опасного мира, в котором он оказался, к матери, в поисках защиты.
-Когда Никита начинает иначе воспринимать окружающий мир?
Когда домой возвращается его отец. Сначала окружающие Никиту фантастические существа перестают вести себя враждебно по отношению к мальчику: “Во дворе все молчали: видно, всем стало боязно отца-солдата, и под землей было тихо, никто не карябался оттуда наружу, на свет”.
Учитель. Вот и в жизни нашего героя Никиты произошли радостные перемены. Вернулся отец с фронта! и внутренний мир Никиты изменился. А давайте узнаем как, прочитав диалог отца и сына (выходят к доске, учитель даёт им карточки с текстом) стр.119 «Здравствуй, Никита….никто не карябался оттуда наружу, на свет»)
Чтение диалога по ролям( автор, Никита,мать, отец)
-Как объяснил отец, почему Никита всех хочет “сделать живыми”?
Отец считает, что у Никиты “доброе сердце”.
- Согласны ли вы с отцом мальчика?
Да, потому что в характере ребенка есть и сострадание, и сочувствие, и доброта. Однако Никита нуждается в защите и родительской любви, чтобы проявилось все то хорошее, что заложено в нем.
9. Почему отец считает, что Никита “останется добрым на весь свой долгий век?”.
Теперь мальчик защищен любовью родителей, их вниманием и заботой, и его смелость, находчивость, живое воображение служат во благо мира, а не во зло. Никита предлагает отцу: “Давай все трудом работать, и все живые будут”
- Почему рассказ называется «Никита»?
-Что обозначает имя НИКИТА? (НИКА – богиня победы, Никита – победитель)
- Можем ли мы назвать главного героя победителем и почему?
(побеждает свой страх, на смену страшным образам приходит образ веселого человечка, которого он сделал сам).
5. Язык рассказа А. П. Платонова
— Вы, наверное, почувствовали, что язык Платонова отличается от языка других писателей. Автор употребляет необычные выражения. В них обычные слова соединяются в непривычных сочетаниях, и от этого каждое слово звучит как-то по-новому, приобретает дополнительный смысл.
Давайте поработаем со значениями платоновских выражений (см. 2-е задание на с. 122 учебника, рубрика «Совершенствуй свою речь»).
Словарная работа ( устно)
Живи смирно один — живи пока один, жди маму с работы, не волнуйся.
На небе светило доброе солнце — солнце представлялось мальчику добрым. Он думал, что на
солнце живет дедушка, который его любил.
Тайные жители — жители, которых никто не видит и не знает.
Век вековать — жить всю жизнь.
Трудом сработал — сделал, вкладывая все свое умение и старание.
Завершая урок, проверим, как ученики справились с самостоятельной работой. Дети прочитают свои объяснения данных выражений, сравнят их с толкованиями одноклассников.
4. Подведение итогов урока.
Вопросы по рассказу А. Платонова «Никита»
- Сколько лет было Никите? (5)
- На какой главной работе был отец Никиты? (на войне)
- Кто украл ножницы матери, по мнению мальчика? (человечек, живущий в бочке)
- На кого и почему было похоже солнышко? (на дедушку, потому что доброе)
- Кто живёт на дне колодца? (толстые, безволосые, мокрые и вредные маленькие люди)
- Почему Никита положил хлеб около двух земляных нор? (покормить змей, чтобы они к ним ночью не ходили)
- Кем представлялись Никите и пень, и стол, и банька, и цветок, и петух? (людьми)
- Почему мальчику все предметы казались злыми, сердитыми людьми? (он был одинок и всего боялся)
- Кто помог развеять страхи мальчика? (отец, вернувшийся с войны)
- Отчего гвоздь, выпрямленный мальчиком, похож на маленького доброго человечка? (Никита его сам своим трудом сработал)
Взаимопроверка (эталон в презентации)
Домашнее задание
1) Составить план к рассказу «Никита»
2) Записать 5 пословиц о труде
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 7 классе по рассказу В.Распутина « Уроки французского». "Душевная щедрость учителя. Подготовка к сочинению"
Беседа с учащимися, которая раскрывает душевную красоту и щедрость учителя....
Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму".(Урок №3).
Разработка урока по рассказу И.С.Тургенева «Муму». (Урок №3). Тема:" Герасим и Муму." Обучающие цели: раскрыть другую сторону души Герасима, его умение заботиться о слабом существе, способн...
Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Андреев. Рассказ "Кусака". Анализ произведения.
План - конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака"....
Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"
Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л.Н.Толстого " После бала" . Тема: "Контраст как основное средство построения рассказа"
План-конспект урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого "После бала"...
Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа.
Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа....
Урок литературы в 7 классе по рассказу Б.Екимова «Говори, мама, говори…» (урок проводится в системе уроков внеклассного чтения)
Тема урока: Как важно вовремя понять....