Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу И.С. Тургенева "Муму".(Урок №3).
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме
Разработка урока по рассказу И.С.Тургенева «Муму». (Урок №3). Тема:" Герасим и Муму." Обучающие цели: раскрыть другую сторону души Герасима, его умение заботиться о слабом существе, способность протестовать против несправедливости
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_3_po_rasskazu_i.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по рассказу И.С.Тургенева «Муму». (Урок третий) Тема: Герасим и Муму.
Цели урока:
Обучающая: раскрыть другую сторону души Герасима, его умение заботиться о слабом существе, способность протестовать против несправедливости
Развивающая: научить учащихся навыкам исследовательской деятельности и оперативной работе с текстом; углубить навыки общения в группах;
Воспитывающая: развитие интереса учащихся к творчеству писателя и его
личности; формирование коммуникативной компетенции
Ход урока.
- Оргмомент.
- Повторение изученного.
- Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?
(потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.)
- Изучение новой темы. Герасим и Муму.
- Чем была скрашена безрадостная жизнь Герасима после расставания с Татьяной?
- Какую роль сыграла в его жизни Муму? Или Важно ли, что Герасим нашёл собаку сразу после отъезда Татьяны?
( Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».)
-Пересказать эпизод, как Герасим нашёл Муму
– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим? Как он ухаживал за своей питомицей?
( Сон стал радостный и тихий, очень был доволен своей судьбой… )
– Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». Но счастье Герасима и Муму длилось недолго.
-Пересказ эпизода о пропаже Муму.
4. Монолог ученицы в роли барыни.
(Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены… Чтоб ее сегодня же здесь не было… Слышишь? Сегодня же!)
– Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала?
(Непослушание)
– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?
– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?
( Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что приказ барыни.)
- Какой вопрос вам хочется задать автору, мне, себе?
- Действительно, а почему герой не ушёл от барыни с собакой?
- А когда к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал?
5. Работа в группах.
а) Аналитическое чтение сцены ухода. Задание: подчеркнуть глаголы, с помощью которых автор передаёт душевное состояние героя. ( усердно и безостановочно шагал, спешил без оглядки, спешил домой, шёл, торопился )
- Чем не похож на себя здесь главный герой? Что изменилось в нём? ( Он стал решительным и сам решил распорядиться своей судьбой )
- Что показал Герасим своим поступком? ( Что выражает протест против самодурства барыни )
– Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое?
В опорном конспекте у вас дано задание – найти сравнения и сделать вывод.
(Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей. Разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках. И Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался.)
6) Итог урока Рефлексия.
- Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?
( выявление личностно-эмоционального отношения к герою)
«Почему И.С. Тургенев изменил финал реальной истории про дворника Андрея?»
( Последний этап рефлексивной деятельности: принять решение, которое становится выводом )
(Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений).
7) Домашнее задание. Сочинение на тему «Протест дворника Герасима против крепостничества».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва
Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...
Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".
Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....
Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"
Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....
Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"
Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...
Проект по рассказам А.П. Чехова, урок литературы, 6 класс
В данной публикации содержится паспорт проекта по рассказам А.П. Чехова, содержащий цель, задачи, этапы работы над проектом, перечень ууд, формируемых при работе над поектом,а также готовый прод...
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...