Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа.
презентация к уроку по литературе (7 класс)

Тугушева Румия Фатиховна

Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа. Учитель русского языка и литературы Тугушева Р.Ф. МОУ «Гимназия №23» г.о.Саранск

Слайд 2

Цели урока Познакомиться с жизнью и творчеством А.П.Чехова и его рассказом «Хамелеон». Рассмотреть понятие кольцевой композиции и художественной детали.

Слайд 3

Антон Павлович Чехов 1860-1904 … Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни. М. Горький

Слайд 4

Таганрог. В этом доме родился А.П.Чехов 17 (29)января 1860г.

Слайд 5

Таганрог. Бакалейная лавка П.Е. Чехова (отца А.П. Чехова) С 1869 по 1874 годы Чеховы жили в доме (улица Свердлова, 100) и одновременно лавке, размещавшейся на первом этаже. "В то время...- вспоминал младший брат писателя Михаил Павлович, - мы жили в доме Моисеева на углу Монастырской улицы и Ярмарочного переулка почти на самом краю города. Мы занимали большой двухэтажный дом с двором и постройками. Внизу помещался магазин нашего отца, кухня, столовая и еще две комнаты, а наверху обитало все наше семейство..." Над входом в лавку висела вывеска - "Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары", немного ниже - надпись: "Распивочно и на вынос". Она означала, что при лавке есть погребок с винами и водкой.

Слайд 6

Таганрогская классическая мужская гимназия в которой учился А.П. Чехов. 1870-е годы. Сейчас литературный музей им. Чехова. А.П. Чехову, учившемуся с 1868 года в гимназии пришлось с 6 класса вести самостоятельную жизнь, зарабатывая деньги уроками. В гимназии пишет юмористические сценки, очерки, пьесы.

Слайд 7

Усадьбу в Мелихово Чехов купил в 1892 г. и в марте переехал туда с семьей. Мелиховский период в творчестве и жизни писателя - это не только вдохновенный литературный труд, но и огромная общественная деятель-ность . Здесь Чеховым написано более 40 произведений, среди них: "Дом с мезонином", "Палата N6", " Ионыч ", "Крыжовник", "Человек в футляре" и др., пьесы "Чайка", "Дядя Ваня", принесшие писателю мировую славу. Музей основан в1940 году при активном участии сестры Чехова Марии Павловны и его племянника Сергея Михайловича.

Слайд 8

Мелихово. Рабочий кабинет А.П. Чехова

Слайд 9

Дом-музей А.П.Чехова в Ялте (Белая дача) Быстро развивающийся туберкулезный процесс заставил писателя поселиться в Ялте.

Слайд 10

Карта территории дома-музея 1. Вход в Дом-музей А.П.Чехова 2. Горьковская скамейка 3. Сосуды для воды 4. Мостик через ручей 5. Белая дача - домик Чехова 6. Флигель 7. Колодец 8. Беседка 9. Бамбуковая роща

Слайд 11

Баденвейлер

Слайд 12

Мемориальная доска на балконе отеля " Зоммер ", где скончался 15 июля 1904 г. А.П. Чехов Отель " Зоммер " в Баденвейлере

Слайд 13

Новодевичье кладбище: Антон Павлович Чехов

Слайд 14

Из воспоминаний о А.П.Чехове

Слайд 15

Бесчисленны высказывания писателей о Чехове. Приведем не­которые из них и постараемся понять, что ценили в его творчестве профессиональные литераторы : ... Благодаря своей искренности Чехов создал новые, совер­шенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде. Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня... Л. Н. Толстой

Слайд 16

... А. П. [Чехов] делился со мной наблюдениями над своим творческим процессом. Меня особенно поразило то, что он подчас, заканчивая абзац или главу, особенно старательно подбирал по­следние слова по их звучанию, ища как бы музыкального завершения предложения . Г. И. Россолимо

Слайд 17

Прост , точен и скуп на слова был он даже в обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил. ...Писателя в его речи не чувствовалось , сравнения, эпитеты он употреблял редко, а если и употреблял , то чаще всего обыденные, и никогда не щеголял ими, никогда не наслаждался своим удачно сказанным словом. И. А. Бунин

Слайд 18

…Всех изумляла его свобода и легкость, с которой бьющая в нем через край могучая энергия творчества воплощалась в несметное множество бесконечно разнообразных рассказов ... С самой ранней юности — лет десять, двенадцать подряд Чехов работал, как фабрика, не зная ни минуты простоя, выбрасывая горы продукции... он создавал их без натуги, чуть не ежедневно , один за другим… К.И.Чуковский

Слайд 19

Словарная работа Хамелеон – порода ящериц, меняющих цвет кожи в зависимости от окружающей среды. Городовой – низший чин полицейской охраны в городе. Конфискованный – от «конфисковать»; здесь: отобрать, отнять. Мировой – судья, разбиравший единолично мелкие дела, устанавливавший мир между спорящими сторонами. Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока литературы Тема: «Эмоционально – образный анализ рассказа В.М.Шукшина «Дядя Ермолай»

Цель: формирование эмоционально-образного восприятия рассказа В.М.Шукшина...

Конспект урока. 7 класс. Литература. Тема "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон".

В данной публикации представлены конспект и технологическая карта разработанного мною урока для учащихся седьмого класса по произведению А.П. Чехова "Хамелеон". Для реализации проекта необходим цифров...

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-х годов", 10 класс

Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов", 10 класс...

Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" (9 класс)

Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире"  (9 класс)...

Композиционные особенности рассказа Л.Толстого "После бала"

I. Образовательно-развивающие цели:1.1. Усвоение новых понятий: антитеза;1.2. Применение опорных понятий: рассказ, жанр, композиция, виды композиции;1.3. Овладение общеучебными умениями оперировать по...