Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа.
презентация к уроку по литературе (7 класс)
Урок литературы. Тема: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон»: композиционные особенности рассказа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока Познакомиться с жизнью и творчеством А.П.Чехова и его рассказом «Хамелеон». Рассмотреть понятие кольцевой композиции и художественной детали.
Антон Павлович Чехов 1860-1904 … Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни. М. Горький
Таганрог. В этом доме родился А.П.Чехов 17 (29)января 1860г.
Таганрог. Бакалейная лавка П.Е. Чехова (отца А.П. Чехова) С 1869 по 1874 годы Чеховы жили в доме (улица Свердлова, 100) и одновременно лавке, размещавшейся на первом этаже. "В то время...- вспоминал младший брат писателя Михаил Павлович, - мы жили в доме Моисеева на углу Монастырской улицы и Ярмарочного переулка почти на самом краю города. Мы занимали большой двухэтажный дом с двором и постройками. Внизу помещался магазин нашего отца, кухня, столовая и еще две комнаты, а наверху обитало все наше семейство..." Над входом в лавку висела вывеска - "Чай, сахар, кофе и другие колониальные товары", немного ниже - надпись: "Распивочно и на вынос". Она означала, что при лавке есть погребок с винами и водкой.
Таганрогская классическая мужская гимназия в которой учился А.П. Чехов. 1870-е годы. Сейчас литературный музей им. Чехова. А.П. Чехову, учившемуся с 1868 года в гимназии пришлось с 6 класса вести самостоятельную жизнь, зарабатывая деньги уроками. В гимназии пишет юмористические сценки, очерки, пьесы.
Усадьбу в Мелихово Чехов купил в 1892 г. и в марте переехал туда с семьей. Мелиховский период в творчестве и жизни писателя - это не только вдохновенный литературный труд, но и огромная общественная деятель-ность . Здесь Чеховым написано более 40 произведений, среди них: "Дом с мезонином", "Палата N6", " Ионыч ", "Крыжовник", "Человек в футляре" и др., пьесы "Чайка", "Дядя Ваня", принесшие писателю мировую славу. Музей основан в1940 году при активном участии сестры Чехова Марии Павловны и его племянника Сергея Михайловича.
Мелихово. Рабочий кабинет А.П. Чехова
Дом-музей А.П.Чехова в Ялте (Белая дача) Быстро развивающийся туберкулезный процесс заставил писателя поселиться в Ялте.
Карта территории дома-музея 1. Вход в Дом-музей А.П.Чехова 2. Горьковская скамейка 3. Сосуды для воды 4. Мостик через ручей 5. Белая дача - домик Чехова 6. Флигель 7. Колодец 8. Беседка 9. Бамбуковая роща
Баденвейлер
Мемориальная доска на балконе отеля " Зоммер ", где скончался 15 июля 1904 г. А.П. Чехов Отель " Зоммер " в Баденвейлере
Новодевичье кладбище: Антон Павлович Чехов
Из воспоминаний о А.П.Чехове
Бесчисленны высказывания писателей о Чехове. Приведем некоторые из них и постараемся понять, что ценили в его творчестве профессиональные литераторы : ... Благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде. Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня... Л. Н. Толстой
... А. П. [Чехов] делился со мной наблюдениями над своим творческим процессом. Меня особенно поразило то, что он подчас, заканчивая абзац или главу, особенно старательно подбирал последние слова по их звучанию, ища как бы музыкального завершения предложения . Г. И. Россолимо
Прост , точен и скуп на слова был он даже в обыденной жизни. Словом он чрезвычайно дорожил. ...Писателя в его речи не чувствовалось , сравнения, эпитеты он употреблял редко, а если и употреблял , то чаще всего обыденные, и никогда не щеголял ими, никогда не наслаждался своим удачно сказанным словом. И. А. Бунин
…Всех изумляла его свобода и легкость, с которой бьющая в нем через край могучая энергия творчества воплощалась в несметное множество бесконечно разнообразных рассказов ... С самой ранней юности — лет десять, двенадцать подряд Чехов работал, как фабрика, не зная ни минуты простоя, выбрасывая горы продукции... он создавал их без натуги, чуть не ежедневно , один за другим… К.И.Чуковский
Словарная работа Хамелеон – порода ящериц, меняющих цвет кожи в зависимости от окружающей среды. Городовой – низший чин полицейской охраны в городе. Конфискованный – от «конфисковать»; здесь: отобрать, отнять. Мировой – судья, разбиравший единолично мелкие дела, устанавливавший мир между спорящими сторонами. Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока литературы Тема: «Эмоционально – образный анализ рассказа В.М.Шукшина «Дядя Ермолай»
Цель: формирование эмоционально-образного восприятия рассказа В.М.Шукшина...
Открытый урок по литературе. Тема: Человеческая красота, художественно воплощенная М. Шолоховым в рассказе "Судьба человека".
Анализ рассказа М.Шолохова "Судьба человека"....
Конспект урока. 7 класс. Литература. Тема "А.П. Чехов. Рассказ "Хамелеон".
В данной публикации представлены конспект и технологическая карта разработанного мною урока для учащихся седьмого класса по произведению А.П. Чехова "Хамелеон". Для реализации проекта необходим цифров...
Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала 80-х годов", 10 класс
Конспект урока литературы "А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-х годов", 10 класс...
Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" (9 класс)
Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" (9 класс)...
Композиционные особенности рассказа Л.Толстого "После бала"
I. Образовательно-развивающие цели:1.1. Усвоение новых понятий: антитеза;1.2. Применение опорных понятий: рассказ, жанр, композиция, виды композиции;1.3. Овладение общеучебными умениями оперировать по...
Конспект урока литературы по теме «Композиционные особенности рассказа Л.Н. Толстого «После бала»
Урок литературы в 8 классе...