Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Чагаева Татьяна Алексеевна

Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу  и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художественного произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_vasyutktno_ozero.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  В.П. Астафьев «Васюткино озеро» Человек и природа в рассказе.

Цели урока:

Обучающие:

•   Познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева, пробудить интерес  к его  личности

•   Продолжить работу  по обучению аналитическому пересказу и составлению  комментария  художественного текста.                              

Развивающие:                                                                                  

•   Совершенствовать речевые умения путём пересказа художественного произведения, подготовки сообщений.

•   Развивать навыки  групповой работы.

•   Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Воспитательные:

•   Помочь учащимся задуматься, как выйти человеку из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью.

•   Воспитывать любовь к родному краю, природе.

Тип урока:   урок изучения нового материала.

Оборудование:

•        Компьютер

•        Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Автор-составитель: Коровина    и др.  М.: Просвещение, 2009

•        Тетради по литературе

•        Презентация «В.П.Астафьев. Биография»

Формы работы:  коллективная, групповая, индивидуальная.

Словарная работа: автобиографическая проза.

Предварительная подготовка: Общие задания: самостоятельно прочитать рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»; подготовиться к конкурсу «Самый внимательный читатель рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро»; индивидуальные задания: подготовить биографию В.П.Астафьева, историю создания рассказа «Васюткино озеро».

 

Ход урока

  1. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме.

Посмотрите на предметы, лежащие у меня на столе. Попробуйте определить, что тут лишнее. Обоснуйте своё мнение.

Эти предметы мы возьмем с собой в наше сегодняшнее путешествие. Куда? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга. А теперь вторая часть “ребуса”:

  • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
  • Он беззащитный и в то же время сильный.
  • Он сын и одновременно хозяин.
  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он совершает ошибку и исправляет ее.

Вы правы: это главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”.

- Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)

- Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. (СЛАЙД 1) Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

- Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?” (СЛАЙД 2)

Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

Итак, обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты” (Слайд 3)

Запишем тему урока в тетрадь.

II. –Вспомним историю создания рассказа?

-«Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В. П. Астафьев. Учитель литературы детского дома, в который попал Витя Астафьев, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в ученике склонность к литературе и стал развивать ее. Учитель часто задавал ученикам сочинения на «вольные» темы. В одном из таких сочинений Астафьев написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро. Учитель признал это сочинение лучшим и опубликовал его в рукописном школьном журнале.

Много лет спустя Астафьев вспомнил об этом школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро».

Учитель:

Итак, ребята, мы выяснили, что рассказ писателя автобиографичен (СЛАЙД 4).

Записи учащихся в тетради:

Автобиографичность-свойство художественного произведения отражать реальные события жизни автора.

3.Беседа по тексту произведения:

1). Кто герои рассказа “Васюткино озеро”?

(Васютка – мальчик, 13 лет; мать Анна; отец Григорий Афанасьевич Шадрин – бригадир рыболоведческой бригады; дедушка Афанасий; дядя Коляда – старшина рыбосборочного бота.)

2). Что беспокоило рыбаков? (Нет рыбы. Зачитать. (с. 124-125 – 3 отрывка)

3). Зачем Васютка отправился в тайгу? (Наколотить орехи для рыбаков. Все ближние кедры он уже обколотил.) (СЛАЙД 5).

4). Что дала мать Васютке перед дорогой, и каковы были её напутственные слова? (с.127 .) Перед дорогой мать дала сыну краюшку хлеба. “Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные законы переиначивать”.

5). Каков старинный порядок?  С.127 . “Старинный порядок: идёшь в лес – бери еду, бери спички”. Это афоризм (СЛАЙД 6) – краткое изречение, очень точно выражающее какую-либо оригинальную мысль. Запишем в тетрадь.

6). Почему Васютка спокойно шёл по тайге? (Следил за пометками на деревьях. Зачитать. С.127 ).

7). а). С этой птицей Васютка встретился в тайге. Как она называется? (Кедровка.)

б). Что узнали о повадках кедровки? (С.128 . “Удивительно чуткий клюв у кедровки: пустые орехи птица даже не вынимает из гнёздышка”, “шишки напоминали комочки сотов”).

в). Какую пользу приносит эта птичка? (Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра).

8). Какое видение заставило Васютку забыть о сборе шишек? (Большая черная птица – глухарь. (СЛАЙД 7)

9). Как обычно проходит охота на глухаря? Зачитать.

(С.129-130 . “…глухаря часто берут с собакой…”)

10). Прочитайте следующий абзац. О чем говорит поведение Васютки? (В нем проснулся охотничий азарт).

11). В какой момент Васютка понял, что заблудился?

- С.131 . “.. где же затеси?...”

- С.132. “Опытный охотник…” (Увидел беспомощную муху, попавшую в паутину.)

“Васютка ещё не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто”

12). Как вы думаете, страшно ли было Васютке?

Да, Ведь он знал много случаев, когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха, как горе и печаль, радость и веселье, свойственно всем, и детям, и взрослым. Его не надо стыдиться. Надо стараться перебороть страх. Найти какой-то выход.

13). Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился?

С.133 . “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!” – вспомнились ему слова отца и дедушки” (СЛАЙД 9).

Итак, надо “взять себя в руки”.

•        развести огонь;

•        собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;

•        запастись на ночь дровами;

•        хоть хочется плакать, но надо приготовить еду;

•        поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.

14). Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути?

•        пробираться через сухой валежник;

•        “почувствовал, что кто-то к нему крадется… - корень - выворотень”;

•        ночлег под пихтой во время дождя, там съедена последняя краюха хлеба.

15). В чём увидел мальчик своё спасение?

В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”.

16). Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро?

Много рыбы. “В озере – белая рыба!” (СЛАЙД) (Сиг, чир, пелядь - картинки)

17). Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге?

Чувство радости, восторга. Докажите словами текста. С.142 .

18). Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот?

(Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)

19). Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?

•        наблюдательность – видел, как отец и дед ощипывали застреленных птиц, готовили еду на костре;

•        умение собраться с мыслями и пуститься в дорогу – после дождя просушил одежду, прохудившиеся сапоги;

•        умение ориентироваться.

20) Кому понравился этот рассказ?

 Интересен и богат язык произведения.

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый; (СЛАЙД) -

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;(СЛАЙД) -

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской; (СЛАЙД)-

(туман) молочный, клейкий, неподвижный; (СЛАЙД)-

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие; (СЛАЙД)-

(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая.(СЛАЙД)-

III. Обобщение.

1. Почему же так назван рассказ?

Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.

- В 5 классе Виктор Астафьев назвал своё сочинение “Жив”. Какое из этих названий вам нравится больше? Почему?

2. Где же находится это озеро? Зачитайте. С.152 . 3. Какие мысли возникают у вас после чтения рассказа “Васюткино озеро”?

Изучать и знать природу, знать повадки животных, уметь ориентироваться. Ведь мальчик мог погибнуть в тайге. Автор заставляет читателя лучше узнать о своем крае.

4. Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?

Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край, гордиться  им, как гордился и любил свой край сам автор.

5.  Какой Васютка?

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

Рефлексия

Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (СЛАЙД) (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих

(СЛАЙД) Домашнее ЗАДАНИЕ: В заключение урока учащиеся получают дифференцированные задания: составить вопросы для теста, составить памятки: «Советы идущему в лес», «Если ты заблудился». (СЛАЙД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 11 класс. « Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа « Антоновские яблоки»

Урок литературы 11 класс.« Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа« Антоновские яблоки»...

урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"

Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

Конспект урока по литературе разработан для инклюзивного класса (нормотипия, слепые обучающиеся)...

«В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе».

Обучение анализу прозаического текстаПредметные умениянавыки анализа текстаумение понимать и формулировать тему, идеюумение характеризовать героев произведениявладение терминологиейсопоставление сюжет...

Урок литературы в 5 классе на тему: «В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе».

Цель: Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения....