Урок литературы в 7 классе. Л.Н.Андреев. Рассказ "Кусака". Анализ произведения.
учебно-методический материал по литературе (7 класс) по теме
План - конспект урока литературы в 7 классе по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литература.7 класс.Л.Н.Андреев "Кусака". | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература. 7 класс.
Тема урока: Л.Н.Андреев. Рассказ «Кусака».
Цель урока: показать своеобразие личности, значимость поставленных им проблем, совершенствовать навыки анализа текста.
Методические приёмы: рассказ учителя, работа с учебником, комментированное чтение, беседа по вопросам.
Оборудование урока: портрет Л.Н.Андреева, выставка его произведений.
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя.
Как трудно, трудно
Расставаться, зная, что никогда
Не встретишь друга вновь,
А у тебя всего то и богатства
Одна лишь дружба, да любовь
Когда душа, с душой настолько слиты
Что раздели их и они умрут
Когда существование земное
В разлуке с другом непосильный труд
Судьбы неумолимая гроза…
- Так писал о дружбе наш земляк, поэт Муса Джалиль. Друг –это человек, который никогда не предаёт тебя, не бросит. Друзьями могут быть не только люди, но и животные. Чарльз Дарвин писал в своих трудах, что есть животные, которые «любят нас, людей, больше, чем самих себя». Это собаки!
-У кого из Вас есть собака?
-За что Вы их любите?
Благородство и преданность собачьих сердец безгранична. Это они доказывали десятки, сотни , тысячи раз. Признанием их заслуг являются памятники, которые люди ставят собакам.
Считают, что первый памятник был поставлен в IV веке до н.э. у города Коринфа. Собака разбудила гарнизон города, когда враг неслышно подкрадывался к нему. А один из самых знаменитых памятников стоит в Париже. Он сооружён 1,5 века назад. На каменном постаменте огромный пёс, к которому доверчиво прижимается ребёнок. Неизвестно как малыш очутился на перевале, очень далеко от жилья. И только Барри чувствовал, что надо спасти малыша. Он ушёл вовремя: ребёнок уже потерял сознание, но был жив. Барри лёг рядом, стараясь согреть малыша, долго и упорно лизал своё лицо. И мальчик очнулся. Он обхватил шею Барри. И тогда Барри стал медленно и осторожно тащить его. Так пёс его доставил к людям.
Памятник Барри – символический памятник собакам, исполнившим свой долг.
Собаки были рядом с человеком и в Великую Отечественную войну: вывозили раненных, были связистами . А в мирное время собака опять приходит на помощь человеку! Например, восточноевропейская овчарка Карат установила рекорд – нашла руду на глубине 12 метров. Не знаю, будет ли поставлен памятник таким собакам, как Карат. Но уже сейчас есть 1 памятник, который поставлен всем собакам. Мне, кажется, его можно назвать «памятником в честь собачьего сердца». Это памятник стоит в Японии, недалеко от Токио, на станции Шабуя. Этот памятник был поставлен в память о собаке Хатико, которая ежедневно провожала хозяина, уезжавшего на работу в Токио. И ежедневно в определённое время встречала его. Хозяин заболел и умер в одной из токийских больниц.
Но Хатико не смог смириться с этим . Он ежедневно приходил на станцию и оставался там до последнего поезда, в надежде, что хозяин когда-нибудь приедет. Так продолжалось 10 лет, до того дня, когда пёс Хатико трагически погиб на этой станции. В газетах появилось сообщение о верном псе, и тогда по всей Японии начался сбор денег на памятник Хатико.
И естественно, ребята, о таком животном, как собака невозможно не писать. И о собаках написаны поэмы и исследования, научные трактаты, повести, рассказы, даже романы.
Нет такого культурного народа, который не имел бы своей кинологической литературы, нет, пожалуй, ни одного писателя, который хотя бы несколько страниц не посвятил собакам. Так, например, Аристотель, живший два с лишним тысячелетия назад, оставил подробное описание восьми породных групп собак. А в поэме Гомера, в семнадцатой песне, говорится о собаке Аргосе, принадлежащей царю Одиссею. И этот список можно продолжить. Здесь далеко не все имена писателей, создавших произведения о собаке.
В. Ибнер. «Ирландский сеттер Джек».
В.Крапивин. « Белый щенок ищет хозяина».
А.Куприн . «Сажан».
Г. Троепольский. « Белый Бим Чёрное ухо».
Д. Лондон. «Майкл – брат Джерри».
К. Лоренц. «Человек находит друга».
И. Меттер. «Мухтар».
Б. Рябинин. «Вы и ваш друг Рэкс».
Послушайте, пожалуйста, отрывки из произведений, доказывающих, что на самом деле «собаки любят нас больше, чем самих себя». ( Зачитываются отрывки учениками из выше перечисленных произведений).
- Ребята, вспомните, а в русской литературе кто из писателей создал прекрасные образы четвероного друга? (А.П. Чехов «Каштанка», Л.Н.Толстой «Лев и собачка», «Булька», И.С.Тургенев «Муму»).
- А есть ещё замечательный поэт С.Есенин. О нём М.Горький говорил: « Есенин – первый в русской литературе, кто такой искренней любовью пишет о животных ». Стихотворение С.Есенина «Песнь о собаке!» позор нам, людям! (Стихотворение читает заранее подготовленный ученик).
2. Работа по произведению Л.Н.Андреева « Кусака ».
Вы дома прочитали рассказ Л.Н.Андреева « Кусака ». Л.Н.Андреев родился в 1871 году в Орле, в семье землемера. Учился в Орловской гимназии, затем на юридических факультетах Петербургского и Московского университетов. После смерти отца семья Андреева нуждалась и жила на его скупые заработки. А.М.Горький помог выпустить его первую книгу рассказов, которая была очень популярна. Талант Андреева отмечали Л.Н.Толстой, А.П. Чехов, Короленко. Во многих произведениях отразились воспоминания детства и юности ( « Кусака », « Петька на даче », « Ангелочек»). Л.Н.Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. У него своя позиция. О рассказе « Кусака » он говорит так: « В рассказе живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».
Анализ произведения Л.Н.Андреева « Кусака ».
- Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ?
- Расскажите о жизни собаки до встречи с « добрыми людьми». Передайте содержание первой части
рассказа.
- Почему в Кусаку все « бросали камнями и палками»?
- Кто « однажды пожалел и приласкал» Кусаку? Почему? Что между ними общего?
- Как стала Кусака выражать свою ненависть. Зачитайте ( « С тех пор собака не доверяла…)
- Как же бездомной собаке удалось получить имя?.
- Как удалось Лёле приручить Кусаку?
- Прочитайте отрывок из рассказа о том, что Кусака ещё раз решила поверить людям. (« И Кусака
второй раз в жизни…»).
- Найдите отрывок «Как прибежали дети…, словно от удара»). Почему исчезла злоба у собаки?
- Как относились другие дети к Кусаке?
- Как проявляла она свою любовь? Прочитайте ( «Единственное, что могла…»).
- Да, Кусака постепенно привыкла к тому, что не надо заботиться о доме, пище.
- Давайте послушаем, что же дальше происходит в произведении. (« Вот жёлтыми огнями загорелась
осень…»).
- Почему Кусаку не взяли в город?
- Как Вы думаете, кто больше будет скучать и почему: Кусака о Лёле или Лёля о Кусаке?
- Понравилась ли Вам Лёля?
- Хорошо ли она поступила по отношению к другу?
- Как бы Вы поступили в этом случае?
- Какую роль в передаче настроения Кусаки играет описание природы? Зачитайте (« Наступила весна…
Поднялся частый дождь…).
- Почему же выла собака? ( Читаем 5 часть).
- Какой же пример жестокости можно найти в рассказ?
3.Вывод.
Слово учителя.
Я хочу привести один пример. Фашистские главари воспитывали своих солдат- эсесовцев, давая им выращивать щенят. Когда собака привязывалась к хозяину, а он к ней, то будущему эсесовцу вручали пистолет. И он публично должен был застрелить свою собаку. Это был экзамен. На жестокость. Выдержавший экзамен фашист спокойно пытал и расстреливал, вешал и посылал в газовые камеры тысячи людей. Фашисты – это не человечество.
Но, к счастью, человечество – мудро и добро. Доказательство – миллионы собак, живущих на Земле рядом с человеком. Доказательство – это Вы, Ваши родители, которые помогают Вам стать добрыми. И думаю, что никогда не позволят Вам совершить злое дело. Так как они понимают, что любая Ваша жестокость сейчас, вернётся к ним. « Ведь отношение к живому существу – мерило человеческой личности».
Домашнее задание: прочитать рассказ А.Платонова « Юшка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)
На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют, какие трудности пришлось испытать героям...
Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных проблем).
Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных проблем)....
Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).
Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....
САМОАНАЛИЗ УРОКА чувашской литературы в 9 классе по теме “Художественно-идейный анализ произведения Юрия Скворцова “Красный мак”
САМОАНАЛИЗ УРОКА чувашской литературы в 9 классе по теме “Художественно-идейный анализ произведения Юрия Скворцова “Красный мак”...
Урок литературы 8 класс "Всё начинается с любви..." (по произведениям А.И.Куприна "Куст сирени", А.П.Чехова "О любви", И.А.Бунина "Кавказ")
Урок - семинар с применением проблемно-диалогической, личностно-ориентированной и исследовательской технологий....
Урок литературы 7 класс "Л.Н.Андреев. "Баргамот и Гараська". Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа."
Цель: формирование и развитие у учащихся нравственных ценностей.Задачи: - выявить степень освоенности и осмысленности рассказа;- развивать умение анализировать текст, формулировать вопросы на основе п...
Урок литературы 7 класс "Л.Н.Андреев. "Баргамот и Гараська". Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа"_презентация
Презентация к уроку.Цель: формирование и развитие у учащихся нравственных ценностей.Задачи: - выявить степень освоенности и осмысленности рассказа;- развивать умение анализировать текст, формулировать...