Конспект урока по литературному чтению Тема урока: Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится»
методическая разработка по литературе

 Симонян  Анаит Рафиковна

Конспект урока по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

2класс

Тема урока: Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится»


I. Организационный момент

Здравствуйте, дети. Кто мне может сказать, какое сегодня число? (26 февраля)

Какое время года скоро наступит? (Весна)

Я предлагаю вам отгадать загадки, которые я подобрала:

Идёт красавица,

Земли касается,

Где снег был, лёд,

Трава цветёт (весна)


Веселится весь народ —

Льдины двинулись в поход!

Мы на речке каждый год

Наблюдаем… (ледоход)


Дни погожие не редки,

Греются на солнце ветки.

И, как маленькие точки,

На ветвях набухли… (почки)


II. Развитие речи

А теперь мы все попробуем стать поэтами.

На следующих уроках мы будем составлять предложения из рифмующихся слов, попробуем составлять небольшие стихотворения.

Дети, а может, вы уже писали стихи самостоятельно? (Если да, то попросить принести их и, по желанию, почитать перед классом)

III. Слушание музыки (Самоопределение к деятельности)

Сейчас я включу вам одну мелодию, а вы внимательно послушайте и расскажите, какие картины вы представили и, может быть, сможете назвать автора этой мелодии.

Играет мелодия Чайковский Петр Ильич – Времена года - Апрель: Подснежник

Какое же время года вы представили под эту музыку? (Весну)

Расскажите, какие вы представили картины? (Снег тает, текут ручьи, прилетают птицы)

Может быть, кто-то сможет назвать автора этой мелодии? (Дети, скорее всего, не назовут автора, поэтому учитель кратко рассказывает о нем).

Этого композитора звали Петр Ильич Чайковский. Он был великим русским композитором и имел мировую славу. С 5 лет Чайковский свободно играл на фортепиано, в восемь начал записывать свои первые музыкальные произведения. Также у него есть альбом для детей. Можете дома послушать его произведения и рассказать потом нам, что больше понравилось.

VI. Знакомство с автором стихотворения «Зима недаром злится…» Ф.И.Тютчевым

Не только композиторы, но и поэты восхищались весной, сегодня я хочу познакомить вас с произведением Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится…». Вы слышали об этом поэте?

А кто сможет рассказать о нем? (Скорее всего, дети мало знают о Тютчеве) Тогда, я предлагаю посмотреть презентацию, которую я составила к уроку.

Показ краткой презентации на 3 слайда.

V. Первичное чтение стихотворения учителем

Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно его послушайте и ответьте на вопрос: сколько главных героев в этом произведении?

Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…» учителем наизусть

VI. Словарная работа

На доске (интерактивной) представлены слова. Кто сможет объяснить значение первого слова (засуетилось)? (Забеспокоилось).

Молодец! А второго? (Нудит Зиму вон) (Выгоняет)

Пуще – сильнее.

Недаром - не напрасно.

Наперекор – назло.

Подняли трезвон – запели.

Хлопочет - занимается чем-то очень усердно

Взбесилась – разозлилась

VII. Чтение хором

Теперь я предлагаю вам хором прочитать стихотворение.

Молодцы! Какие персонажи в этом стихотворении? (Зима и Весна)

А почему Зима и Весна написаны с большой буквы? (это их имена. Автор одушевляет их)

VIII. Физкультминутка

Молодцы! Теперь чуть разомнемся. Все встаньте и повторяйте движения за мной.

На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)

С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу) Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)

Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)

За деревней, за долиной,

Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).

Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)

Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)

Все отдохнули? (Да)

Тогда продолжим работать, садитесь, сейчас будем подробно разбирать наше стихотворение.

IX. Анализ стихотворения

1 строфа

Почему злится Зима? Найдите в 1 строфе (прошла ее пора)

А как вы это понимаете? (она почувствовала, что наступает весна и ей нужно уходить)

В каких словах говорится о том, что Весна вот-вот придёт? (Весна в окно стучится)

Как вы будете читать эти строки? (радостно)

Почему? (потому что наступает весна)

По поднятой руке спросить 2-3 человек выразительное чтение.

2 строфа

Объясните во 2 строфе вторую строку «Всё нудит зиму вон» (заставляет зиму уйти)

А какие птицы в стихотворении встречают весну? (жаворонки)

По поднятой руке спросить 2-3 человек выразительное чтение.

3 строфа

Нравится ли Зиме, что наступает время Весны? (Нет)

Что она делает? Найдите в 3 строфе (Зима еще хлопочет и на Весну ворчит)

А что делает Весна? Найдите и прочитайте. (Та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…)

А как весна шумит? (пение птиц, ручьями)

По поднятой руке спросить 2-3 человек выразительное чтение.


4 строфа

Как отреагировала Зима на проказы Весны? Найдите в 4 строфе (Взбесилась ведьма злая)

Как автор называет Зиму? (ведьма злая)

А Весну? (прекрасное дитя)

Можно ли увидеть в этих строчках отношение автора к Весне и Зиме? Как вы догадались?

По поднятой руке спросить 2-3 человек выразительное чтение.

5 строфа

Как Весна отреагировала на действия зимы? (Она не переживает и не обращает внимания на неё.)

Почему? (Зима уже уходит)

Какая стала весна после того, как Зима пустила снег в Весну? Прочитайте строчку, где это говориться? (И лишь румяней стала)

Как вы бы прочитали эти строчки? (с радостью)

По поднятой руке спросить 2-3 человек выразительное чтение.

X. Выразительное чтение

Молодцы, а сейчас попробуйте прочитать сами с выражением это стихотворение, я даю 5 минут на подготовку. Кто хорошо сможет прочитать, получит 5. Поэтому постарайтесь хорошо подготовиться.

Подготовка детей и чтение целиком на оценку (опросить 3-5 человек).

XI. Рефлексия

Вам понравилось стихотворение, которое мы сегодня изучали?

Какой персонаж вам понравился? Почему?

Мы в начале урока чуть-чуть попробовали побывать поэтом. Сложно ли это? Вам понравилось? Смогли бы вы тоже так красиво и необычно описать природные явления как в нашем стихотворении? (Нет)

А что нужно сделать, чтобы научиться так красиво писать стихи? (Любить чтение, природу и иметь талант)

Молодцы! Тогда давайте будем работать над собой, больше читать книги и узнавать много нового.

Следующий урок будет ИЗО и вы нарисуете Зиму и Весну, какую вы представили! (ИЗО следующий урок)

Как думаете, какой характер у Зимы? Почему вы так решили?

А какой характер у Весны? Почему?

На столах у вас лежат кружки, поднимите зеленый кружок, кто доволен своей работой на уроке; поднимите красный кружок, кто не доволен своей работой на уроке (спросить почему и что изменил бы)

Урок закончен, вы сегодня постарались, молодцы! Дома наизусть вам нужно будет выучить это стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...

Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го вида Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"

Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го видаТема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка" Тема: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героев в сказке Д.Н. Мам...

Конспект урока по литературному чтению для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»

Представляю вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 6 классе. Задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с новым произведением, но и научить анализировать те...

«Ф.И.Тютчев « Зима недаром злится…», «Весенние воды», « Как весел грохот летних бурь…», « Есть в осени первоначальной…». 5 класс. Литература.

Технологическая карта урока литературы в 5 классе.Тема «Ф.И.Тютчев « Зима недаром злится…», «Весенние воды», « Как весел грохот летних бурь…», ...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники»Цель: Формирование знаний учащихся о рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники»....