Конспект урока по литературному чтению Тема урока: Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится»
методическая разработка по литературе
Конспект урока по литературному чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению
2класс
Тема урока: Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится»
I. Организационный момент
Здравствуйте, дети. Кто мне может сказать, какое сегодня число? (26 февраля)
Какое время года скоро наступит? (Весна)
Я предлагаю вам отгадать загадки, которые я подобрала:
Идёт красавица,
Земли касается,
Где снег был, лёд,
Трава цветёт (весна)
Веселится весь народ —
Льдины двинулись в поход!
Мы на речке каждый год
Наблюдаем… (ледоход)
Дни погожие не редки,
Греются на солнце ветки.
И, как маленькие точки,
На ветвях набухли… (почки)
II. Развитие речи
А теперь мы все попробуем стать поэтами.
На следующих уроках мы будем составлять предложения из рифмующихся слов, попробуем составлять небольшие стихотворения.
Дети, а может, вы уже писали стихи самостоятельно? (Если да, то попросить принести их и, по желанию, почитать перед классом)
III. Слушание музыки (Самоопределение к деятельности)
Сейчас я включу вам одну мелодию, а вы внимательно послушайте и расскажите, какие картины вы представили и, может быть, сможете назвать автора этой мелодии.
Играет мелодия Чайковский Петр Ильич – Времена года - Апрель: Подснежник
Какое же время года вы представили под эту музыку? (Весну)
Расскажите, какие вы представили картины? (Снег тает, текут ручьи, прилетают птицы)
Может быть, кто-то сможет назвать автора этой мелодии? (Дети, скорее всего, не назовут автора, поэтому учитель кратко рассказывает о нем).
Этого композитора звали Петр Ильич Чайковский. Он был великим русским композитором и имел мировую славу. С 5 лет Чайковский свободно играл на фортепиано, в восемь начал записывать свои первые музыкальные произведения. Также у него есть альбом для детей. Можете дома послушать его произведения и рассказать потом нам, что больше понравилось.
VI. Знакомство с автором стихотворения «Зима недаром злится…» Ф.И.Тютчевым
Не только композиторы, но и поэты восхищались весной, сегодня я хочу познакомить вас с произведением Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится…». Вы слышали об этом поэте?
А кто сможет рассказать о нем? (Скорее всего, дети мало знают о Тютчеве) Тогда, я предлагаю посмотреть презентацию, которую я составила к уроку.
Показ краткой презентации на 3 слайда.
V. Первичное чтение стихотворения учителем
Я сейчас прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно его послушайте и ответьте на вопрос: сколько главных героев в этом произведении?
Чтение стихотворения Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…» учителем наизусть
VI. Словарная работа
На доске (интерактивной) представлены слова. Кто сможет объяснить значение первого слова (засуетилось)? (Забеспокоилось).
Молодец! А второго? (Нудит Зиму вон) (Выгоняет)
Пуще – сильнее.
Недаром - не напрасно.
Наперекор – назло.
Подняли трезвон – запели.
Хлопочет - занимается чем-то очень усердно
Взбесилась – разозлилась
VII. Чтение хором
Теперь я предлагаю вам хором прочитать стихотворение.
Молодцы! Какие персонажи в этом стихотворении? (Зима и Весна)
А почему Зима и Весна написаны с большой буквы? (это их имена. Автор одушевляет их)
VIII. Физкультминутка
Молодцы! Теперь чуть разомнемся. Все встаньте и повторяйте движения за мной.
На орех взобрался Мишка (имитация движений – показать, как мишка карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна (ладошку поставить как козырек ко лбу) Смотрит на холмы и крыши (соединяем руки над головой как домик – крыша)
Не идёт ли к нам весна? (поднимаем плечи – удивление)
За деревней, за долиной,
Где прозрачен небосвод (повороты головы вправо и влево).
Клин увидев журавлиный (показ взмахов крыльев журавлей)
Закричал: «Весна идёт!» (руки поднять в стороны вверх с радостью и улыбнуться весне!)
Все отдохнули? (Да)
Тогда продолжим работать, садитесь, сейчас будем подробно разбирать наше стихотворение.
IX. Анализ стихотворения
1 строфа
Почему злится Зима? Найдите в 1 строфе (прошла ее пора)
А как вы это понимаете? (она почувствовала, что наступает весна и ей нужно уходить)
В каких словах говорится о том, что Весна вот-вот придёт? (Весна в окно стучится)
Как вы будете читать эти строки? (радостно)
Почему? (потому что наступает весна)
По поднятой руке спросить 2-3 человек выразительное чтение.
2 строфа
Объясните во 2 строфе вторую строку «Всё нудит зиму вон» (заставляет зиму уйти)
А какие птицы в стихотворении встречают весну? (жаворонки)
По поднятой руке спросить 2-3 человек выразительное чтение.
3 строфа
Нравится ли Зиме, что наступает время Весны? (Нет)
Что она делает? Найдите в 3 строфе (Зима еще хлопочет и на Весну ворчит)
А что делает Весна? Найдите и прочитайте. (Та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…)
А как весна шумит? (пение птиц, ручьями)
По поднятой руке спросить 2-3 человек выразительное чтение.
4 строфа
Как отреагировала Зима на проказы Весны? Найдите в 4 строфе (Взбесилась ведьма злая)
Как автор называет Зиму? (ведьма злая)
А Весну? (прекрасное дитя)
Можно ли увидеть в этих строчках отношение автора к Весне и Зиме? Как вы догадались?
По поднятой руке спросить 2-3 человек выразительное чтение.
5 строфа
Как Весна отреагировала на действия зимы? (Она не переживает и не обращает внимания на неё.)
Почему? (Зима уже уходит)
Какая стала весна после того, как Зима пустила снег в Весну? Прочитайте строчку, где это говориться? (И лишь румяней стала)
Как вы бы прочитали эти строчки? (с радостью)
По поднятой руке спросить 2-3 человек выразительное чтение.
X. Выразительное чтение
Молодцы, а сейчас попробуйте прочитать сами с выражением это стихотворение, я даю 5 минут на подготовку. Кто хорошо сможет прочитать, получит 5. Поэтому постарайтесь хорошо подготовиться.
Подготовка детей и чтение целиком на оценку (опросить 3-5 человек).
XI. Рефлексия
Вам понравилось стихотворение, которое мы сегодня изучали?
Какой персонаж вам понравился? Почему?
Мы в начале урока чуть-чуть попробовали побывать поэтом. Сложно ли это? Вам понравилось? Смогли бы вы тоже так красиво и необычно описать природные явления как в нашем стихотворении? (Нет)
А что нужно сделать, чтобы научиться так красиво писать стихи? (Любить чтение, природу и иметь талант)
Молодцы! Тогда давайте будем работать над собой, больше читать книги и узнавать много нового.
Следующий урок будет ИЗО и вы нарисуете Зиму и Весну, какую вы представили! (ИЗО следующий урок)
Как думаете, какой характер у Зимы? Почему вы так решили?
А какой характер у Весны? Почему?
На столах у вас лежат кружки, поднимите зеленый кружок, кто доволен своей работой на уроке; поднимите красный кружок, кто не доволен своей работой на уроке (спросить почему и что изменил бы)
Урок закончен, вы сегодня постарались, молодцы! Дома наизусть вам нужно будет выучить это стихотворение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению по теме: Урок-викторина "Сказки А.С.Пушкина" 3 класс
Урок-викторина по сказкам А.С.Пушкина...
Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)
Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...
Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го вида Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"
Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го видаТема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка" Тема: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героев в сказке Д.Н. Мам...
Конспект урока по литературному чтению для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»
Представляю вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 6 классе. Задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с новым произведением, но и научить анализировать те...
Конспект урока по литературному чтению" Обобщение по теме "Там чудеса"
Разработка по лит чт.1 класс гармония...
«Ф.И.Тютчев « Зима недаром злится…», «Весенние воды», « Как весел грохот летних бурь…», « Есть в осени первоначальной…». 5 класс. Литература.
Технологическая карта урока литературы в 5 классе.Тема «Ф.И.Тютчев « Зима недаром злится…», «Весенние воды», « Как весел грохот летних бурь…», ...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники»Цель: Формирование знаний учащихся о рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники»....