Конспект урока по литературному чтению для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»
план-конспект урока (6 класс) на тему
Представляю вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 6 классе. Задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с новым произведением, но и научить анализировать текст, помочь детям раскрыть внутренний мир героев произведения, научить сопереживать, понимать точку зрения автора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 710.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературному чтению для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида
Степанова Наталья Валерьевна, учитель
Место работы, должность: ГБОУ Михайловская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида, олигофренопедагог, учитель русского языка и чтения.
Регион: Башкортостан
Уровень образования: специальное (коррекционное) образование школы-интернат VIII вида.
Класс: 6
Предмет: литературное чтение
Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»
Цели:
Коррекционно- образовательные:
-формировать знания о творчестве писателя;
-формировать знания о построении литературного произведения.
-познакомить с литературным жанром – пьеса,
- дать представление о художественном своеобразии драматического произведения;
- ставить вопросы к данному тексту.
Коррекционно- развивающие:
- развивать технику чтения по ролям;
-способствовать развитию творческого мышления, памяти;
-развивать и обогащать словарный запас;
-формирование умения рассуждать, обобщать.
-развивать актерские качества у воспитанников, умение дарить себе и зрителям радость.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие;
-воспитывать самостоятельность и интерес к литературному чтению;
-воспитывать бережное отношение к книгам.
-воспитание положительной мотивации к процессу обучения.
Форма урока: Урок изучения новой темы
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: словесный, наглядный, самостоятельная работа
Учеников в классе: 12
Используемые учебники и учебные пособия: план работы, конспект, портрет С.Я.Маршака, выставка его книг для детей, А.К. Аксенов «Чтение» учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида М:- Просвещение, компьютер, презентация к уроку.
Словарные слова: пьеса, мачеха
Краткое описание урока: представляю вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 6 классе. Задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с новым произведением, но и научить анализировать текст, помочь детям раскрыть внутренний мир героев произведения, научить сопереживать, понимать точку зрения автора.
План урока: (Слайд 1)
- Организационный момент.
- Введение в тему урока. Актуализация знаний.
- Артикуляционная гимнастика.
- Словарная работа.
- Изучение нового материала.
- Физкультминутка.
- Закрепление нового материала.
- Домашнее задание.
- Анализ урока воспитанниками и учителем.
Ход урока
- Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте дорогие ребята
Чтоб сегодня наш урок
Всем прошел ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Слушать, думать и вникать.
(Звучит музыка)
- У каждого на парте лежит солнышко. Оно желает вам добра и хорошего настроения, улыбается вам, улыбнитесь и вы ему. Положите этот маленький кусочек хорошего настроения себе на правую ладонь, прикройте левой. Почувствуйте, как оно согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу.
Мысленно поместите добро и хорошее настроение этого солнышка в свое сердце. Я хочу, чтобы такое же чувство осталось у вас до конца урока. Желаю успехов.
- Введение в тему урока. Актуализация знаний.
-Итак, начинаем урок…...какой урок?
- Не просто урок чтения, а урок литературного чтения,
-Чем на уроке мы занимаемся?
- На уроке мы не просто читаем, а изучаем художественные произведения.
III. Артикуляционная гимнастика.
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с творчеством С.Я. Маршака, мы изучали его ранее.
-Нам нужно вспомнить, какие произведения Маршака мы изучали?
(«Детки в клетке», «Рассеянный с улицы Бассейной», «Багаж»)
(Слайд 2)
-А сейчас мне хотелось бы подробнее вспомнить стихотворение Маршака «Багаж», мы не просто вспомним, а подготовим свой языковой аппарат, свой язычок к уроку, потому что на уроке будем много красиво говорить и конечно читать.
-Будьте внимательны, я напомню начало этого шуточного стихотворения,
(Слайд 3)
Дама сдавала багаж……
Чемодан
Саквояж
Картину
Корзину
Картонку
и маленькую собачонку
-Читает учитель
-Прочитайте глазками
-Прочитаем хором
-Прочитаем скороговоркой
IV. Работа над текстом.
-Широк и многообразен мир художественной литературы.
Все произведения, которые мы с вами изучаем, строго делятся по определенным направлениям.
-Посмотрите на эту таблицу и давайте вспомним ее.
Роды литературы
Эпос Лирика Драма
Сказки Сатира Комедия
Былины Басни
- Мы с вами знаем, что сказки бывают народные и авторские. Что значит народные? Назовите русские народные сказки - («Колобок», «Репка», «Морозко» )
-А что значит авторские?
Ее написал автор т.е конкретный человек. (Слайд 1)
- Сегодня на уроке мы познакомимся с авторской сказкой, которую написал С.Я. Маршак. Но данная сказка автором написана в виде пьесы.
Тема нашего урока звучит так: С.Я.Маршак «Пьеса – сказка двенадцать месяцев».
-Мы познакомимся с новым литературным жанром пьесой как с художественным произведением.
Словарная работа.
(Слайд 3) Это новое для вас слово, послушайте, как нужно правильно его прочитать, с ударным слогом на гласную е.
Пьеса |
-Читаем слово хором
Звуко - буквенный анализ слова:
1. Поставь ударение
2. Сколько в слове слогов
3.На какой слог падает ударение
4. Назови гласные буквы
Что означает данное слово? (спектакль - где можем смотреть театрализованное представление).
А где можем видеть? (в театре)
(Слайд 5)
Пьеса - это художественное произведение, которое исполняется в театре действующими лицами.
V. Работа в тетрадях.
Массаж рук.
Запишите тему урока в тетрадях, значение слова ПЬЕСА.
-Открой учебники на стр.118
-Ребята, я думаю, что эта прекрасная новогодняя сказка о любви и доброте знакома многим из вас?
-Поднимите руки кто знаком с этим произведением.
-Посмотрите, ребята я принесла сказку Маршака в полном варианте, а в ваших учебниках пьеса – сказка дана, к сожалению, только в сокращении.
(Учитель демонстрирует книгу).
В любой пьесе сначала идет перечисление действующих лиц
-Кто исполняет роли действующих лиц? (Актеры ) (Учитель открывает книгу и демонстрирует)
Действующие лица: (Слайд 6)
-Королева, девочка лет 14
-Учитель королевы, профессор
-Придворные и слуги королевы
-Старуха-мачеха
-Родная дочь мачехи
-Падчерица
-Волк, лиса, заяц
-Двенадцать месяцев
-Давайте изучим, какие действующие лица задействованы в нашей пьесе.
(Учитель перечисляет и доходит до мачехи – повесить слово, учитель читает это слово)
МАЧЕХА |
(Сайд 7)
-Ребята, скажите, вы знаете кто такая мачеха? (Не родная мать)
- У вас у всех есть родители - это мама и папа, они вам родные, но иногда в жизни случается так, что у ребенка нет родной матери, женщина, которая живет в их семье она то и является для ребенка мачехой.
-Кто же тогда падчерица? ( Не родной ребенок мачехи)
(Слайд 6)
ПАДЧЕРИЦА |
-Молодцы идем дальше. (Учитель комментирует действующих лиц)
- Вы знаете, написать любое литературное произведение, так же как и сказку, очень сложно, автору нужно строго соблюдать определенные правила и писать по определенному плану.
(Учитель демонстрирует план)
-Все произведения начинаются с завязки.
1. Завязка
(с чего все начиналось)
2.Развитие действий
(содержание)
3.Развязка
(чем все закончилось)
Этот план поможет нам на уроке.
-Я вам помогу с чего все началось. (Учитель показывает на план)
(В одной горной стране Богелии в огромном государстве жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей.)
(Слайд 6)
- Помогай те и вы мне
-Кто управлял этим государством?
(Слайд 8)
(Королева, ей всего было 14 лет, почти вашего возраста)
-Как дальше развивались события?
(И вот маленькая королева захотела к Новому году получить в подарок корзину подснежников) -Разве такое бывает? (Нет)
-А вот королеве захотелось
-И все же что она сделала? (Издала глупый указ)
-Вспоминайте какой? (Сходить зимой в лес за подснежниками, а кто принесет того наградит королева целой корзиной золота)
А сейчас вопрос на засыпку.
-Сколько месяцев в году?
-Год делится на времена года, назовите зимние месяцы
(Таблица времен года)
-Ребята, у меня к вам очень сложный вопрос, может ли лето наступить сразу после зимы?
-Почему? (Это закон природы)
- Это человеку не по силам, он не может нарушить закон природы
-Ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь.
-А почему мы считаем указ глупым? (невозможно зимой найти подснежники)
-Что же дальше произошло?
(Слайд 9)
(Мачеха послала невинную падчерицу в лес по морозу за подснежниками)
- Для чего мачеха посылает свою падчерицу за подснежниками? (ей и ее дочери захотелось в подарок от королевы, получить целую корзину золота, получить шубки)
-Я предлагаю посмотреть фрагмент мультипликационного варианта.
(Слайд 7)
А там воет вьюга, метет метель.
-Собрала девочка подснежники? (Да)
- Действительно ребята, этот глупый не обдуманный указ, а так же жадность мачехи чуть не погубили девочку, не привели к трагедии. В этом зимнем лесу могла погибнуть беззащитная девочка, с ней могло случится, все что угодно, и волк мог ее съесть, и могла она заблудиться, но произошло чудо.
-Кто ей помог? (Слайд 10)
-Сейчас мне хочется, чтобы мы оказались в том самом лесу, где падчерица встретила 12 месяцев.
Чтение по ролям:
-Мы прочитаем по ролям фрагмент из сказки, тем самым будем в роли актеров
-Откройте учебники на стр.125 (распределение ролей)
-Итак, мы с вами в зимнем лесу у костра…….(слабые красят подснежники)
-Начинаем читать с последнего абзаца. (Чтение учеников по ролям)
-Как вы думаете, почему они помогли ей?
-Давайте посмотрим фрагмент мультипликационного варианта, что о ней говорят братцы-месяцы.
(Слайд 9)
(Девочка была доброй и трудолюбивой, смелой и каждый месяц узнал ее по доброте и трудолюбию)
VI. Физкультминутка.
(Слайд )
-Я вижу, вы немного устали, давайте проведем упражнение на релаксацию. Сели поудобнее, отдыхаем и слушаем прекрасную музыкальную композицию, а так же любуемся красотой первого весеннего цветка – подснежника.
VII. Работа по теме
-Согласно плану мы дошли до развязки.
-Чем все закончилось? (12 месяцев справедливо наказали глупых и жадных героев сказки, они по заслугам обрели собачий облик).
(Фрагмент из сказки) если останется время
-Справедливо ли по вашему мнению они наказаны?
-А почему?
-Какими они были? (злые, жадные, глупые, жестокие)
Слабые красят подснежники.
3. Работа над анализом произведения.
-Ребята, а теперь давайте попробуем вспомнить черты характера героев пьесы-сказки и вписать вот в эту таблицу, в ней 3 колонки:
В 1 колонку мы впишем действующих лиц, - это главные герои пьесы
Во 2 колонку мы подумаем и впишем положительные качества героя, это значит только хорошее в человеке
В 3 колонке - отрицательные качества героя, это плохое
-Начнем давать характеристику с первого главного героя – это королева.
-Какой вы ее увидели? (Глупая, гордая, невоспитанная, высокомерная, хотела, чтобы все было по ее велению)
-Это какие качества?
-Какую характеристику мы дадим мачехе по ее поведению и отношению к падчерице? (Злая, жадная) в какую графу?
-И наконец, охарактеризуем нашу девочку – падчерицу. Какая она? (добрая, чистая душой, нежная, трудолюбивая, воспитанная, отзывчивая)
-Эти черты характера отнесем куда?
-С каким цветком можно сравнить душу девочки? (подснежником)
- Внимательно посмотрите на таблицу, что у нас получилось?
- О ком мы можем сказать, что они отрицательные герои сказки?
-А кто положительный герой?
VII. Итог урока. Выводы.
-Если мы замечаем в себе такие отрицательные черты характера, значит, мы должны стать добрее, себя воспитывать, работать над собой.
-Скажите, для чего великий писатель С.Я.Маршак написал эту сказку? Чему она нас учит? Добро побеждает зло.
- Каким должен быть человек? (Добрым, отзывчивым, трудолюбивым)
-Я хочу, чтобы вы были добрыми, трудолюбивыми, отзывчивыми. Нет ничего не возможного (в том числе и подснежники под Новый год). Главное – это чистота души и помыслов, к которым разными путями приходят все герои этой замечательной сказки.
- С какими новыми словами мы познакомились?
VIII. Оценивание.
Молодцы, ребята, спасибо за хорошую работу! Возьмите снова в руки маленькое солнышко добра, я вижу у всех настроение осталось хорошим, значит все у нас замечательно. Я всех благодарю за урок.
IX. Домашнее задание.
Творческое задание.
Нарисовать рисунки к эпизодам сказки. И мы с вами создадим по рисункам
свой диафильма к этой сказки.
-А сейчас я предлагаю просмотр этой сказки в полном мультипликационном представлении. Приятного просмотра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Германия (Федеративная Республика Германия)»
Данный материал предназначен для проведения уроков географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/03/picture-74413.jpg)
Конспект урока по ритмике в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Развернутый конспект урока по ритмике...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/05/picture-317204-1488708130.jpg)
Конспект урока русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Свистящие и шипящие согласные
В игровой форме во время урока ведется закрепление понятий "Свистящие и шипящие согласные".Цель и задачи урока:• Закреплять понятия «свистящие» и «шипящие» согласные звуки. • Упражнять в ум...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/05/picture-317204-1488708130.jpg)
Конспект урока русского языка в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Предлоги.
Открытый урок в игровой форме по сказке КолобокТема: «Предлоги» (3-й урок).Тип урока: Закрепление полученных знаний. Тема урока: Выделение предлогов в тексте и речи.Цель: Формирование...
КОНСПЕКТ урока развития речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида тема: «Бурый медведь»
Цель: Уточнение и расширение представлений детей о буром медведе.Задачи:1. Отработка умения составлять связное высказывание описательного и повествовате...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-573278-1422241986.jpg)
Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""
Конспект урока чтения для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Басня И.А.Крылова "Кукушка и петух""...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/07/picture-560137-1420652142.jpg)
Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа".
Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа" является одним из уроков ...