Конспект урока по литературному чтению" Обобщение по теме "Там чудеса"
план-конспект по литературе на тему

Есионова Ольга Николаевна

Разработка по лит чт.1 класс гармония

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instr.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

УМК: « Гармония»

Тема: Обобщение по теме «Там чудеса…»

Тип урока: урок - викторина

Цель урока: создать условия для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Там чудеса…»

Планируемые результаты обучения и формирования УУД:

Предметные:

- Продолжить работу по формированию читательских умений;

- Формировать понятия о нравственности;

- Способствовать обогащению словаря учащихся.

Метапредметные:

Способствовать формированию универсальных учебных действий:

регулятивных

- оценивать уровень овладения учебными действиями;

- корректировать деятельность;

- намечать способы их устранения;

- учить принимать роль в учебном сотрудничестве;

познавательных

- учить добывать информацию из иллюстраций, текста;

- развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, - делать выводы;

коммуникативных

- учить строить монологическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

Личностные:

- развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся;

- формировать уверенность в себе;

- учить оценивать свою работу;

Оборудование:

- Иллюстрации к произведениям из раздела «Там чудеса…»;

- Выставка книг с произведениями, изученными в разделе «Там чудеса…»;

- Карточки с загадками, пословицами; изображений предметов для викторины (коса, котёл, шапка, золотые скорлупки, избушка на курьих ножках, тюфяк, гриб мухомор, глобус, пирожки, печка);

- Мультимедийная презентация «Там чудеса…»

 

Ход урока

Речевая разминка.

- Разогреем наш речевой аппарат и проведём речевую разминку: первый раз прочитать слоги самостоятельно, потом хором в паре (с соседом по парте)

Тру-тро-три-тры-тра
про-пру-при-пра-пры
дра-дро-дру-дры-дре

Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

- Ребята, на протяжении нескольких уроков мы работали над произведениями по теме «Там чудеса…». Со всеми произведениями этого раздела мы познакомились и изучили их. Как вы думаете, какие задачи должны поставить для себя на этом уроке?

- Почему изученные нами произведения включили в раздел «Там чудеса…»?

- Какие по жанру встретились произведения в этом разделе?

- Я знаю, вы любите игры,

 Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интереснее,

Чем наши любимые сказки.

Что такое сказка? (Сказка – это занимательный рассказ с невероятной, но поучительной историей.)

- Какие бывают сказки? (Сказки бывают авторские и народные; про животных, волшебные, бытовые)

- В сказках происходят не только разные чудеса и приключения. Сказка – это мудрость народа, его мечты и желания. Как вы понимаете смысл слов: мудрость народа (большие знания, опыт, глубокий ум), мечты (предмет желаний, стремлений).

-А почему говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»?

- Чему может научить нас сказка?

- Ребята, скажите, а где можно встретиться со сказкой? (В книгах, в мультфильмах, кино)

-Почему нам в жизни нужны сказки? (Они интересные, увлекательные, они делают нас лучше и добрее.)

 

Обобщение изученного материала.

- Урок литературного чтения проведём в форме викторины. За правильный ответ каждый получит жетон. В конце урока подведём итог викторины по разделу «Там чудеса…».

-А сейчас заданье смело

Выполняйте вы умело,

Будем сказку узнавать,

Мудрость народную определять.

- Предлагаю вам из предложенных слов собрать названия сказок, с которыми нам предстоит сегодня работать.

Сказки попугая        Кеши

Руслан                    просят

Первое сентября      и Людмила

Петушок                 вор

Заказчик                царе Салтане

Вот он,                   на горошине

Сказка о                в лесу

Лиса и                   черепаха

Заяц и                   мастер

Принцесса и           рак

Абрикос                 бобовое зёрнышко

- По иллюстрации назвать произведение и автора из раздела» Там чудеса…». (просмотр  презентации: определение по иллюстрациям  названия и автора произведения)

   Здесь будет файл: /data/edu/files/t1460091290.pptx (Презентация "Там чудеса...")

Физминутка

А сейчас, ребята, встаньте

И волшебные маски достаньте.

Выше маски поднимайте,

Все движенья за мной повторяйте.

Маски яркие у нас – это раз,

Героев сказочных наряд – это два.

На всех героев посмотри – это три.

1,2,3,4 – мы за маской проследили.

Тихо сядем сейчас

Продолжаем наш рассказ.

- Угадайте из каких сказок эти предметы (иллюстрации наклеены на лепестки ромашки, изображением  вниз; дети самостоятельно вытягивают лепестки) 

Коса – «Петушок и бобовое зёрнышко»

Котёл – «Вот он, вор!»

Шапка – «Заказчик и мастер»

Золотые скорлупки – «Сказка о царе Салтане»

Избушка на курьих ножках - «Руслан и Людмила»

Тюфяк – «Принцесса на горошине»

Гриб Мухомор – «Абрикос в лесу»

Глобус – «Первое сентября попугая Кеши»

Пирожки – «Маша и медведь»

Печка – «По щучьему велению»

- На партах лежат карточки с пословицами, в которых заключена народная мудрость. Прочитайте. Подумайте, к какому герою из раздела «Там чудеса…» они подходят и почему. Назовите произведение.

Смекалка – второе счастье. (Рак; «Лиса и рак»)

Не спеши языком, торопись делом. (Заяц; «Заяц и черепаха»)

Жадность последнего ума лишает. (Заказчик; ««Заказчик и мастер»)

Друзья познаются в беде. (Курочка; «Петушок и бобовое зёрнышко»)

Хитрость и смекалка — родные сестры. ( Трактирщик Джон; «Вот он, вор!»)

Ученье свет – не ученье тьма. (Попугай Кеша; «Первое сентября попугая Кеши»)

На ошибках учатся. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

 

- Прочитать загадку и отгадать произведение из раздела «Там чудеса…»

Немало сказок интересных

Поведать может кот ученый.

Так назовите же то место,

Где с цепью дуб растет зеленый?

(«Руслан и Людмила»)

Вся промокла под дождём,

Постучалась в двери.

"Я принцесса. Можно в дом?" 

Это мы проверим!

Как я ноченьку спала?

Не заснула до утра.

Ничего хорошего.

(«Принцесса на горошине»)

Звери жили в доме том,

Но медведь сломал их дом,

Он залезть в него не смог… 

Это сказка ...

(«Сказки просят…» - «Теремок»)

Перед волком он дрожал,

от медведя убежал,

а лисице на зубок всё ж попался.

(Колобок)

- Прочитайте отрывок из сказки , вспомните название и автора сказки. Выберите книгу на выставке, в которой может быть напечатано это произведение.

Появились на деревце зелёные плоды. И это никого не удивило: у всех поначалу плоды зелёные.Ближе к осени плоды на деревце стали созревать и вскоре превратились в оранжевые абрикосы. (В. Орлов «Абрикос в лесу)

Лиса до места добежала. Обернулась посмотреть, вильнула хвостом. Рак отцепился и говорит:

- А я уж давно тут тебя жду. Русская народная сказка «Лиса и рак»)

Клевал как-то петушок бобовые зернышки, да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, лежит не шевелиться. Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

- Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком. (Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко»)

Черепаха пустилась в путь, а заяц лежит под кустом и смеётся:

- Спеши – не спеши, черепаха, всё равно я тебя обгоню. (Ингушская сказка «Заяц и черепаха»)

Однажды случилась непогода. Сверкала молния, гремел гром, дождь лил как из ведра. Вдруг в ворота постучали, и старый король пошёл их отворять. (Х. К. Андерсен «Принцесса на горошине»)

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит,

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей…

(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»)

 

Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит избушка. Постучала Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась. Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку. (Русская народная сказка «Маша и медведь»)

Ушёл кот, а Петя-петушок в избушке всё прибрал, пол чисто подмёл, вскочил на жёрдочку — сидит, песни поёт, кота ждёт. А лиса уж тут как тут. Опять уселась под окошко и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Выгляни в окошко —

Дам тебе горошку.

(Русская народная сказка «Кот, петух и лиса»)

 

Рефлексия.

- Что я смог (ла) на уроке чтения…?

- Что мне ещё нужно….?

- Что я хочу для этого сделать?

- Подведение итогов викторины (подсчёт жетонов и оценивание детей)

Всем спасибо за старанье,

За задор, за прочность знаний

И за сказок всех познанье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по истории 5 класс "Семь чудес света "

Возможно использование игры для повторения материала по истории древнего мира  в конце курса....

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...

Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го вида Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"

Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го видаТема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка" Тема: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героев в сказке Д.Н. Мам...

Конспект урока по литературному чтению для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»

Представляю вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 6 классе. Задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с новым произведением, но и научить анализировать те...