Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го вида Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

 

Конспект урока по литературному чтению

в 5 классе коррекционной школы 8-го вида

Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"

Тема: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героев в сказке Д.Н. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка».

Цель: формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста.
Задачи:

  1. Продолжить работу с текстом: ознакомить с содержанием 3 главы сказки Д.Н. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка»;
  2. Развивать творческие способности, мышление, речь.
  3. Способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания.
  4. Сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.

Оборудование: компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке); портрет Д.Н. Мамина - Сибиряка; карточки-подсказки: лексическое значение слов, «Словарь настроений»; учебник; карточки самооценки учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seraya_sheyka.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

в 5 классе коррекционной школы 8-го вида

Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"

Тема: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героев в сказке Д.Н. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка».

Цель: формирование умения определять эмоциональное состояние героя через анализ текста.
Задачи:

  1. Продолжить работу с текстом: ознакомить с содержанием 3 главы сказки Д.Н. Мамина - Сибиряка «Серая Шейка»;
  2. Развивать творческие способности, мышление, речь.
  3. Способствовать развитию у учащихся чувства сострадания, сопереживания.
  4. Сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.

Оборудование: компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке); портрет Д.Н. Мамина - Сибиряка; карточки-подсказки: лексическое значение слов, «Словарь настроений»; учебник; карточки самооценки учащихся.
Тип урока: изучение новой темы.
                                       

                                       ход урока

I. Организационный момент (психологический настрой).

Посмотрите, ребята, друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра.

Положите правую руку на сердце и повторяйте за мной:

Я есть любовь,

Я есть воля,

Я есть сила,

Я есть добро,

Я есть всё прекрасное.

Я - Человек,

Всё зависит от меня,

Всё в моих руках.

- Каким вы хотите, чтоб был наш урок?

- Что для этого необходимо?

Давайте постараемся и сделаем всё, что от нас зависит.

Звучит музыка «В мире много сказок»
Эмоциональный настрой на урок.

Со сказкой всегда интересно,
Сказки все любят читать.
Сегодня попробуем вместе
Смысл авторской сказки понять.

2. Поверка знаний учащихся.

(Слайд ) На прошлом уроке мы познакомились со 2 частью сказки Дмитрия Наркисовича Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». Посмотрите внимательно на иллюстрацию (слайд ) и вспомните, какую главу мы обсуждали на прошлом уроке.

Расскажите, как жилось Серой Шейке одной? (Ей было одиноко, т.к. жизнь на реке и возле реки с приходом зимы замерла. Река была пустой, и холод старался сковать её льдом сонную.

Дыхательная гимнастика (Музыка, слайд со снегом) Представьте. Первый снег. Он засыпал ваши парты. Давайте подуем, чтобы убрать его.

Гимнастика для глаз. (Слайд ) 

 Теперь можем работать дальше. (Слайд ) Как произошло знакомство Серой Шейки с Зайцем? (Чтение отрывка по ролям)

Прочитайте, что рассказал Заяц о своей жизни. (Чтение отрывка.)

Объясните слова автора: «Река точно засыпала, и холод старался сковать её льдом сонную»

3. Дача новых знаний.

1. Чтение учителем текста. (Слайд с отрывком из мультфильма.)

2. Словарная работа. (Слайд )

А) С чем автор сравнивает тёмный лес? Объясните слово «стража».

Б) Каким сравнением автор пользуется, говоря о замёрзшей реке? Посмотрите, что такое зеркальное стекло и представьте лёд на реке.

В) Прочитайте строку о месяце. Объясните, как вы понимаете это предложение? Обливать – значит, освещать сверху до низу. 

3. Вопросы для проверки первичного восприятия.

А) Какое настроение у вас вызывает это описание природы? (Тревога из-за неизвестности.)

Б) Что чувствует Серая Шейка с приближением зимы? Используйте карточку - подсказку (показываю)

В) Почему Серая Шейка была в отчаянии? Какая опасность ей угрожала? 

Г) Какое настроение ощущаем у себя мы? (грустное, тоскливое, печальное)

Д) Сравните состояние природы и состояние Серой Шейки. (Карточки – подсказки.)

- А теперь скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?

- Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.

Б) Каким тоном разговаривала Лиса с Серой Шейкой? Была ли она ласковой на самом деле?

В) Озаглавьте 3 часть. (Встреча Серой Шейки с Лисой.)

Физминутка. Представьте, что мы с вами маленькие утята, которым предстоит долгий трудный перелет в теплые края. Подготовимся к нему.

Динамическая пауза.
На носочки встанем
Облачко достанем
На корточки присели
Травушку погладим
Руками - крыльями взмахнем,
Как утята поклюём
В стайки соберемся
Друг другу улыбнемся
Мы сумели отдохнуть
И готовы в дальний путь.

4.Чтение 1 абзаца хором, далее чтение цепочкой.

  1. Чтение по ролям отрывка беседы Серой Шейки с Лисой.
  2. Прослушивание отрывка мультфильма – беседа Лисы и Серой Шейки.
  3. Вопрос: Что вы узнали о Серой Шейке, Зайце, Лисе? Какие чувства вызывают у вас герои этой сказки?

Итог урока.
Какой же основной итог этой части?
Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой.
(Дети вытягивают по одному листочку с буквами, складывают и получают слово СКАЗКА)
Сейчас она одна, но как любому сказочному герою ей предстоит выдержать испытания. На следующих уроках вы узнаете, через что пройдет Серая Шейка для того, чтобы обрести счастье.

САМООЦЕНИВАНИЕ
А сейчас оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите синий цвет, если вы были внимательными - желтый цвет, если вы были артистичными - зеленый.
Пожалуйста, покажите свой выбор.
Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные, внимательные, артистичные. Молодцы, очень приятно с вами работать. Спасибо за урок.

 

 КАРТОЧКА-ПОДСКАЗКА  

Бодрость            Спокойствие

Возмущение                  Тоска

Восторг                        Тревога

Грусть                           Любовь

Печаль                             Страх

Одиночество        Удивление

Восхищение    Беспокойство

КАРТОЧКА-ПОДСКАЗКА  

Бодрость            Спокойствие

Возмущение                  Тоска

Восторг                        Тревога

Грусть                           Любовь

Печаль                             Страх

Одиночество        Удивление

Восхищение    Беспокойство

КАРТОЧКА-ПОДСКАЗКА  

Бодрость            Спокойствие

Возмущение                  Тоска

Восторг                        Тревога

Грусть                           Любовь

Печаль                             Страх

Одиночество        Удивление

Восхищение    Беспокойство


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 7 классе коррекционой школы 8 вида Тема: « Письменное умножение многозначного числа на однозначное число»

Цели урока:формировать умение решать задачи учить устанавливать связи между величинами;способствовать созданию ситуаций, обеспечивающих развитие мыслительной деятельности.Задачи урока:1. обеспечение у...

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...

конспект урока чтения в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: работа над содержанием и пересказом рассказа В. Осеевой «Хорошее».

Воспроизведение прочитанного является одной из основных форм работы учащегося на любом уроке, т.е. пересказ является и предметом, и средством обучения.  На уроке используются различные приемы обу...

Конспект урока математики в 4 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Деление числа на 2"

На данном уроке формируется умение применять в практической деятельности табличное умножение и деление, уточняется смысл действия деления. В процессе интерактивных игр, применяемых на всех этапах...

Конспект урока природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида на тему:"Органы чувств". Презентация к уроку.

Конспект урока природоведения в 5 классе на тему:"Органы чувств"для обучающихся коррекционной школы VIII вида.На уроке применена ИКТ технология в виде презентации....