Инструкционная карта к уроку литературы
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Смирнова Галина Александровна

Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

Предмет

Литература

Класс

6

Тема урока

М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи»

Цели и задачи  урока

  • помочь почувствовать настроение лермонтовского стихотворения;
  • обучать основам анализа поэтического произведения;
  • воспитывать любовь к Родине, к родному краю.

Основные понятия, изучаемые на уроке

анализ поэтического произведения;

средства выразительности поэтического произведения.

Образовательные  интернет-ресурсы

Работа в приложении Zoom;

презентация

ПЛАН УРОКА

ЭТАП 1. Повторение материала

Здравствуйте, сегодня в начале урока мы повторим биографию М. Ю. Лермонтова

Какой бы вывод вы дали по личности поэта? Какое было ваше первое впечатление, когда вы познакомились с фактами его биографии?

После трагической смерти Пушкина он написал стихотворение « Смерть поэта» в 1837 году, полное любви и горя, ненависти и к убийцам. Россия узнала имя Лермонтова. Так началась всенародная слава. За это стихотворение он был отправлен на ссылку на Кавказ.

 «На протяжении почти двух столетий русское общество  

 творит Легенду о Лермонтове, переживает судьбу, характер, образ поэта, самый „звук“ лермонтовских стихов.

Лермонтов вошел в сердца соотечественников в дни национального траура своей родины — в дни гибели Пушкина, когда скорбели все передовые люди России, лишившиеся своего первого поэта, национального гения.

     Творчеству посвящено всего тринадцать лет его короткой, но яркой.

ЭТАП 2. Новая тема.

 

  1. Эпиграф урока:  «Я был дитя страданья»

  1. Посмотрите на презентацию и повторите информацию о поэте.  

  1. Рассказ о поэте (1-2 учащихся) на оценку.

Цель урока: проникнуть в мир лирического героя, почувствовать настроение лермонтовского стихотворения, узнать историю создания стихотворения «ТУЧИ», проанализировать стихотворение «Тучи»

Этот эпиграф выбран не случайно: ведь собственная судьба поэта поистине трагична: ранняя гибель матери, детство, проведенное вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, политические преследования и жизнь изгнанника в последние годы. Но, несмотря на это, поэт не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, к подвигу.

Работа с учебником.

1. Выразительное чтение стихотворения (учитель – ученик)

2. Ученики читают наизусть.

3. Откройте стр.117-118:

а) чтение текста вслух;

б) что вы запомнили из этой статьи?

  1. Письменно ответить на вопросы после статьи, стр. 119

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение?
  2. Кто лирический герой стихотворения?
  3. Первый вопрос из учебника (сравнение)
  4. Четвертый вопрос из учебника.

За ответы ставится оценка.

  1. Анализ стихотворения «ТУЧИ»

•        Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

•        Какую картину вы представили себе во время чтения?

•        Сколько частей можно выделить в стихотворении?

Анализ  1 части

•        Как поэт обращается к тучкам и почему именно так?  

•        Кто такой странник?

•        Как называется это художественное средство?

•        Что общего у себя с тучами находит поэт?

•        С помощью каких художественных средств поэт создает образ легких тучек,  мчащихся  « степью лазурною, цепью жемчужною»

Анализ   2 части

Прочитаем 2 строфу стихотворения

•        К кому обращается поэт во второй строфе? Ждет ли он ответы на свои вопросы? Как называются в литературе такие вопросы?  

•        Почему поэт должен расстаться с родиной? Какие риторические вопросы объясняют причины изгнания? А какая причина самая горькая?

•        Почему?

Анализ 3 части

•        Перечитайте третье четверостишие и подумайте, с каким чувством смотрит поэт на убегающие тучи. Он завидует тучкам? Жалеет их? Сочувствует им?

-- Как называется это художественное средство?

(Три: 1. Обращение пота к тучам 2. Вопросы поэта 3. Ответы поэта)

( «Тучки   небесные, вечные странники». Лермонтов обращается к ним с чувством грусти, видя в них таких же странников, как и он. Он называет их «вечные странники», потому что у тучек нет дома, нет Родины, они всю жизнь путешествуют по небу).

(тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок)

( Сравнение)

( «Мчитесь вы, будто, как я  же, изгнанники»)

( Эпитеты, метафоры): «цепью жемчужною»? (бегущие по не небу тучи сравниваются с  цепью жемчуга и плывут они по небу одна за другой словно жемчужины, нанизанные на нитку).

( Риторические)

(Друзей клевета ядовитая). ?

(настоящие друзья не предают) Значит, друзей у него нет, он одинок, гоним.

Третья строфа – противопоставление судьбы тучек и судьбы поэта. Герой отрицает, что тучи- изгнанники. Они не имеют Родины, потому им чужды и страсти и чужды страдания.

( Антитеза)

ЭТАП 3. Подведение итогов.

О чем это стихотворение? Сформулируйте его тему

Каков основной мотив поэзии Лермонтова?

Тема – горечь  поэта-изгнанника от разлуки с родиной, тоска)


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

Предмет

Литература

Класс

6         1.12.20

Тема урока

И. С. Тургенев. Слово о писателе. Рассказ «Бежин луг».

Цель урока

- Способствовать формированию представления об И. С. Тургеневе как о великом русском писателе, его жизненном и творческом пути.

- Пробудить интерес к творчеству и художественному миру писателя.

- Выразительное чтение текста рассказа «Бежин луг».

- Отметить мастерство писателя в описании природы, богатство выразительных средств языка;

показать мастерство портретной характеристики; подчеркнуть авторское отношение и вызвать в учащихся любовь к людям, к природе

Основные понятия, изучаемые на уроке

Значение пейзажа.

Портрет персонажей.

Образовательные  интернет-ресурсы

Работа в приложении Zoom

Презентация к уроку.

ПЛАН УРОКА

ЭТАП 1. Новая тема

  1. Запись в тетради темы урока.

Что мы знаем о И. С. Тургеневе? 

Работа со слайдами (по биографии писателя)

1.        Посмотрите на презентацию и послушайте информацию о писателе.  

Работа с учебником, стр. 128-129, читать дополнительную информацию, что нового узнали о писателе?

ЭТАП 2. «Записки охотника».

 

Теория литературы

Основная информация о сборнике рассказов «Записки охотника»

Работа с учебником.

2. Откройте стр.131 – 139.

а) ответьте на вопросы;

б) определить и записать тему и основную мысль текста

в) записать композицию рассказа;

ЭТАП 3. Работа с текстом.

Роль пейзажа.

  1. по вопросам.

  1. Роль пейзажа   Слайд 38-39.

А) Записать средства художественной выразительности.

Б. Работа по таблице – определить время суток и …

  • Почему очерк называется «Бежин луг»?
  • Кого вы можете назвать главными героями произведения?
  • Основной темой «Записок» были взаимоотношения помещиков и крестьян. Основная мысль - автор сборника рассказов выносит суровый приговор крепостному праву.
  • Какова композиция очерка? Определите временные рамки в произведении.

1. Прекрасный июльский день .

2. Скитания охотника.

3. У костра в ночном. Рассказы мальчиков.

4. Наступило утро.

Эпилог: смерть Павлуши

Описание пейзажа помогает нам лучше понять настроение, автор наслаждается природой

Слайд 40.

ЭТАП 4. Работа над образами героев.

Что мы о них знаем?

Зачитать из учебника внешность мальчиков.

ЭТАП 5. Самостоятельная работа по заполнению таблицы. На отдельном листе.

Домашняя работа – закончить таблицу – образы героев.



Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

Предмет

Литература

Класс

6         3.12.20

Тема урока

И. С. Тургенев.  Рассказ «Бежин луг». Работа с текстом.

Цель урока

- Пробудить интерес к творчеству и художественному миру писателя.

- Выразительное чтение текста рассказа «Бежин луг».

- Отметить мастерство писателя в описании природы, богатство выразительных средств языка;

показать мастерство портретной характеристики; подчеркнуть авторское отношение и вызвать в учащихся любовь к людям, к природе

Основные понятия, изучаемые на уроке

Значение пейзажа.

Портрет персонажей.

Образовательные  интернет-ресурсы

Работа в приложении Zoom

Презентация к уроку.

ПЛАН УРОКА

ЭТАП 1. Повторение

«Записки охотника». Теория литературы

  1. Тема и основная мысль «Записок охотника»
  2. Что такое ОЧЕРК. Что такое РАССКАЗ.

1. Основной темой «Записок» были взаимоотношения помещиков и крестьян. Основная мысль - автор сборника рассказов выносит суровый приговор крепостному праву.

 Очерк - разновидность малой формы эпической литературы

Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

в) записать композицию рассказа;

ЭТАП 2. Работа с текстом.

  1. Работа над образами героев.

Что мы о них знаем?

Зачитать из учебника внешность мальчиков.

Зачитать  работу по заполнению таблицы. На отдельном листе.

  1. Рассказы мальчиков

  1. Наступило утро

ЭТАП 3. Выводы

  1. Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи,

таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.

2.

  • Какова композиция очерка? Определите временные рамки в произведении.

1. Прекрасный июльский день .

2. Скитания охотника.

3. У костра в ночном. Рассказы мальчиков.

4. Наступило утро.

Эпилог: смерть Павлуши

-- Рассказ Ильюши о случае на кустарной бумажной фабрике;

-- рассказ Кости о том, как русалка Гаврилу «испортила»;

-- рассказы о псаре Ермиле и оборотне;

-- неожиданная тревога;

-- рассказ Ильюши о покойном барине и бабке Ульяне;

-- рассказ Павлуши о «предвидении»;

-- рассказы Ильюши и Павлуши о Тришке (антихристе);

-- разговоры о стонах в бучиле, о лешем, о водяном;

-- рассказ Кости об утонувшем Васе;

-- возвращение Павлуши («Я Васин голос слышал»).

А) рассвет;

Б) мальчики возвращаются с табуном.

Эпилог: смерть Павлуши

В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун.

     Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и поверий.

Тургенев очень точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возможность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

ЭТАП 4. Самостоятельно ответить на вопрос.

Почему рассказ заканчивается эпилогом – гибелью Павлуши?

Как это связано со всем рассказом и   финалом (прекрасное утро)?

Домашняя работа – Напишите рассказ об одном из героев очерка

2. Заполнить таблицу – внешность ребят.



Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

Предмет

Литература

Класс

6         7.12.20

Тема урока

И. С. Тургенев.  Рассказ «Бежин луг». Образы героев.

Цель урока

- Пробудить интерес к творчеству и художественному миру писателя.

- формировать способности работы с текстом;

- отметить мастерство писателя в описании природы, богатство выразительных средств языка;

- показать мастерство портретной характеристики; подчеркнуть авторское отношение и вызвать в учащихся любовь к людям, к природе

Основные понятия, изучаемые на уроке

Значение пейзажа.

Портрет персонажей.

Образовательные  интернет-ресурсы

Работа в приложении Zoom

Презентация к уроку.

ПЛАН УРОКА

ЭТАП 1. Проверка домашнего задания.

  1. Образы мальчиков. Рассказ по таблице. Прочитать домашнее сочинение об одном из персонажей.
  2. Работа над образами героев.
  3. Что мы о них знаем?
  4. Зачитать  работу по заполнению таблицы.

На отдельном листе.

ЭТАП 2. Работа с текстом.

  1. Рассказы мальчиков

  1. Наступило утро

ЭТАП 3. Выводы

  1. Каждый рассказ – это не только «страшная история», навеянная темнотой ночи, таинственными звуками; эта еще и внутренний мир каждого ребенка, гамма чувств, верований, переживаний.

ЭТАП 4. Закрепление темы.

Проверочная работа.

  1. Литературоведческий диктант.

2.

-- Рассказ Ильюши о случае на кустарной бумажной фабрике;

-- рассказ Кости о том, как русалка Гаврилу «испортила»;

-- рассказы о псаре Ермиле и оборотне;

-- неожиданная тревога;

-- рассказ Ильюши о покойном барине и бабке Ульяне;

-- рассказ Павлуши о «предвидении»;

-- рассказы Ильюши и Павлуши о Тришке (антихристе);

-- разговоры о стонах в бучиле, о лешем, о водяном;

-- рассказ Кости об утонувшем Васе;

-- возвращение Павлуши («Я Васин голос слышал»).

В рассказе «Бежин луг» перед нами открывается общая гармония – гармония природы и крестьянских ребятишек, стерегущих табун.

     Мальчики, которых встретил охотник, не испытывают неловкости от присутствия постороннего человека и продолжают свой разговор, полный тайн, преданий и поверий.

Тургенев очень точно, детально передает речь своих героев. Он не только употребляет «народные» слова: диалектизмы, просторечия, но и делает речь героев индивидуальной. Особенности речи каждого мальчика дают читателям возмож-ность лучше понять характеры героев, их образ мыслей.

Картина природы в художественном произведении.

Пейзаж

Созвучие окончаний стихотворных строк.

Рифма

Выражение насмешки.

Ирония

В литературном произведении образ человека, от лица которого ведется повествование.

Рассказчик

Разновидность малой формы эпической литературы, чаще всего посвящается современной автору жизни, фактам, людям.

Очерк

Разговор двух или нескольких лиц.

Диалог

Иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты.

Аллегория

ЭТАП 4. Самостоятельно ответить на вопросы.

  1. Каково ваше впечатление от рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»?
  2. Что можно было узнать о России, о крестьянских детях из этого рассказа?
  3. Опишите письменно Бежин луг, использую эпитеты, сравнения, метафоры…
  4. Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи?
  5. Какие из рассказов мальчиком вам особенно запомнились, почему? О чем они?
  6. Подготовить характеристику каждого рассказчика.

Почему рассказ заканчивается эпилогом – гибелью Павлуши?

Как это связано со всем рассказом и   финалом (прекрасное утро)?

Домашняя работа – Ответить на вопросы.

2. Заполнить таблицу – внешность ребят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструкционные карты к уроку Химические свойства кислот

Инструкционные карты , рабочие карты, оценочные карты для урока Химические свойства кислот 8 класс...

«Концептуальная карта» на уроке литературы. Репортаж с урока „Но был ли счастлив мой Евгений?"

Надеюсь, что коллеги, учителя-литературы, заинтересуются этой попыткой осмысления с разных точек зрения некоторых граней многоаспектности образа центрального героя пушкинского романа в стихах и методи...

Технологическая карта организации урока литературы

Технологическая карта организации урока литературы способом создания проблемной ситуации ...

Использование инструкционных карт на уроках технологии как средство развития познавательной активности обучающихся.

Классическая педагогика прошлого утверждала - «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается без интереса, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются...

Инструкционная карта к уроку кулинарии "Заваривание чая"

Инструкционная карта по технологии для раздела кулинария по теме " Горячие напитки" . Ппрактическая  работа "Заваривание чая"....

Инструкционная карта к уроку по теме "Резание металла слесарной ножовкой" 6 класс

Инструкционная карта к уроку по теме "Резание металла слесарной ножовкой" 6  класс...

Инструкционные карты к урокам русского языка.

Инструкционные карты к урокам русского языка. Знакомство школьников с понятием «Этимология слова», формировать у учащихся умение применять данные этимологии при объяснении современных...