Рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина 6 кл
рабочая программа по литературе (6 класс)
Рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина 6 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Титульный лист и пояснительная записка | 41.33 КБ |
КТП | 36.04 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ЛИЦЕЙ № 11»
Утверждено Директор МАОУ «Лицей № 11» ______________ Потатуева В.О. Приказ № 444 от 31.08.2020 | Рассмотрено на заседании НМС Протокол № 1 от 28.08.2020 Председатель НМС ______________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
__________________РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА_________________
__________ _____________ЛИТЕРАТУРА _______________________________
(образовательная область, предмет)
Учитель: Медведева Л.Г.
Класс (ы): 6 «Г»
Количество часов, за которое реализуется рабочая программа: 102 часа.
За год | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего |
Всего | 26 | 24 | 29 | 23 | 102 |
Сочинения | 1 | 2 | 2 | - | 5 |
Проекты | 1 | - | - | 2 | 3 |
Программа:
Программа курса «Литература». 5—9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016.
Учебники:
Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2ч. Г.С.Меркин. –8-е изд.- М.:ООО «Русское слово-учебник»», 2019.
Интернет-ресурсы:
https://resh.edu.ru/ | |
Дополнительная литература: Методическое пособие к учебнику Г.С. Меркина «Литература» для 6 класса общеобразовательных организаций / Ф.Е. Соловьёва; под ред. Г.С. Меркина. — 4-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018.
Ростов-на-Дону
2020 – 2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Рабочая программа по литературе для 6 «Г» класса составлена на основе следующих документов: Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Областной закон «Об образовании в Ростовской области» от 14.11.2013 №26-ЗС.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) с изменениями, утвержденными приказами Минобрнауки России от 29.12.14 №1644 и от 31.12.15 №1577.
- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Федеральный перечень учебников (Приказ № 345 от 28 декабря 2018 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.»).
- Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
- Концепция преподавания русского языка и литературы в РФ (распоряжение Правительства РФ от 9.04.2016 № 637).
- Основная образовательная программа основного общего образования 5-9 классы, утверждённая приказом директора от 31.08.2020 № 366.
- Учебный план МАОУ «Лицей 11» на 2020-2021 учебный год, утверждённый приказом директора от 31.08.2020 № 366.
- Положение о рабочей программе МАОУ «Лицей №11», утверждённое приказом директора от 22.07.2020 №313.
- Положение об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, утверждённое приказом директора от 26.03.2020 №180.
Программно-методическое обеспечение:
Программа курса «Литература». 5—9 классы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016.
Реализуется УМК:
Литература: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций: в 2ч. Г.С.Меркин. –8-е изд.- М.:ООО «Русское слово-учебник»», 2019.
Роль предмета в Учебном плане.
Как часть предметной области «Русский язык и литература» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции художественного слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью. Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Общие цели учебного предмета «Литература»:
- Расширить литературную эрудицию, вводя в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами.
- Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).
- Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека.
- Содействовать интеллектуально-нравственному и мировоззренческому развитию личности.
- Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других.
- Поддерживать стремление выразить себя в слове.
- Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач.
Особая направленность обучения вытекает из представления о том, что литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладает такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, и предполагает активное сотворчество автора и воспринимающего, в ходе которого происходит приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей, приобретается необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями.
Технологии и методики обучения:
- Проблемно-диалогическая технология
- Проблемное обучение
- Интерактивные технологии.
- Технология развития критического мышления.
- Технология дифференцированного обучения
- Информационные технологии.
- Метод проектов.
- Технология продуктивного чтения;
- Здоровьесберегающие технологии.
В условиях временной реализации образовательных программ основного общего образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в режиме самоизоляции детей руководствоваться Положением об организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В процессе осуществления реализации применяются следующие формы обучения:
- непосредственное взаимодействие с обучающимися в режиме видеоконференции – смешанное обучение с использованием сервиса Google meet, с сохранением объема учебного материала, выносимого на текущий контроль (в том числе автоматизированный) и промежуточную аттестацию, а также сроков и формы текущего контроля, промежуточной аттестации.
- опосредованное взаимодействие с обучающимися с использованием ЭО и ДОТ с сохранением объема заданий для самостоятельного изучения, сроки консультаций, объем учебного материала, выносимого на текущий контроль (в том числе автоматизированный) и промежуточную аттестацию, сроки и формы текущего контроля, промежуточной аттестации.
Реализация Донского регионального компонента (ДРК) происходит в течение года (10-12%) в темах программы, которые по содержанию соотносятся с региональной тематикой.
Рабочая программа по литературе рассчитана на 70 часов. 32 часа использованы на усиление практической направленности курса (когнитивный анализ текста) и проектные работы.
Рабочая программа по курсу «литература» для 6 «Г» составлена в соответствии с Учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2020-2021 учебный год и реализуется за 102 часа.
В 6 «Г» классе в рамках организации контроля за реализацией программы используются следующие виды письменных работ: сочинения – 5, проекты – 3.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные результаты изучения предмета «Литература»:
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
- потребность в самовыражении через слово;
- устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметные результаты изучения курса «Литература» (формирование универсальных учебных действий - УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
- оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты обучающихся 6 класса:
в познавательной сфере:
- уметь воспринимать художественное произведение с учётом специфики языка художественной литературы, выделять изобразительно-выразительные средства языка и объяснять их роль в художественном тексте, воспроизводить его содержание: знать главных героев, основные сюжетные линии, проблематику, смысл названия;
- определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
в ценностно-ориентационной сфере:
- интерпретировать произведение на основе личностного восприятия; анализировать эпизод (сцену) в связи с проблематикой изученного произведения;
- различать авторский замысел и особенности его воплощения;
в коммуникативной сфере:
- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
- выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;
- писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, классные и домашние сочинения разных жанров на литературные и свободные темы;
в эстетической сфере:
- понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств;
- развивать художественный вкус.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность следующих умений:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
- выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
- пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
- выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства;
- определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Литература» 6 класс
Введение 1 час
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
Из греческой мифологии 3 часа.
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
Из устного народного творчества 3 часа
Предания, легенды, сказки. Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Предание и его художественные особенности. Сказка и её художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
Из древнерусской литературы 3 часа
«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
Из литературы XVIII века 2 часа
М.В. ЛОМОНОСОВ. Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
Из литературы XIX века 34 часа
В.А. ЖУКОВСКИЙ. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
А.С. ПУШКИН. Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».
Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ. Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок».Многозначность художественного образа.
Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
И.С. ТУРГЕНЕВ. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Н.А. НЕКРАСОВ. Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Л.Н. ТОЛСТОЙ. Повесть «Детство» (отдельные главы): «Мамаn», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
В.Г. КОРОЛЕНКО. Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
А.П. ЧЕХОВ. Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Из литературы XX века 16 часов
И.А. БУНИН. Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.
А.И. КУПРИН. Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель»,рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.
C.A. ЕСЕНИН. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.
«Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»
А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;
Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;
А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;
Б.Л. Пастернак. «После дождя»;
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;
А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.
М.М. ПРИШВИН. Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Н.М. РУБЦОВ. Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Из поэзии о Великой Отечественной войне.
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
В.П. АСТАФЬЕВ. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
Из зарубежной литературы 7 часов
Восточные сказки. «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
БРАТЬЯ ГРИММ. Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
ДЖ. ЛОНДОН. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Резерв 1 час
НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ОТВЕТОВ
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках литературы проверяются:
- знание полученных сведений о языке;
- орфографические и пунктуационные навыки;
- речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
«5»
Ученик
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4»
Ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет,
и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3»
Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
«2»
Ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
«1»
Ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
- умение раскрывать тему;
- умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
- соблюдение языковых норм и правил правописания.
В 6 классе примерный объём текста для подробного изложения составляет 150-200 слов, примерный объём сочинений - 1,5-2 страницы.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.
Грамотность (орфографические-пунктуационные-грамматические: 0-0-0)
«5»
1. Содержание работы полностью соответствует теме.
2. Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием
используемых синтаксических конструкций,
точностью словоупотребления.
5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается:
1 недочёт в содержании и— 1-2 речевых недочёта
Допускается:
1 – 0 – 0
или 0 – 1 – 0
или 0 – 0 – 1
«4»
1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается:
2 недочета в содержании—3-4 речевых недочетов
Допускается:
2 – 2 – 0
или 1 – 3 – 0
или 0 – 4 – 2
«3»
1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается:
4 недочета в содержании—5 речевых недочетов
Допускается:
4 – 4 – 0
или 3 – 5 – 0
или 0 – 7 – 4
в 6 классе: 5 – 4 – 4
«2»
1. Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабовыраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5. Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено:
6 недочетов в содержании — до7 речевых недочетов
Допускаются:
7 – 7 – 0
или 6 – 8 – 0
или 5 – 9 – 0
или 8 – 6 – 0
а также 7 грамматических ошибок
«1»
В работе допущено:
7 недочетов в содержании — 8 речевых недочетов
имеется более
7 – 7 – 7
Тест (или любая работа, в которой оценивают % выполнения):
85% от максимальной суммы баллов – «5»
70-85 % - «4»
50-70 % - «3»
0-49 % - «2»
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 «Г» класс
№ урока | Дата | Модуль (глава) Разделы главы Тема | Домашнее задание | |
ВВЕДЕНИЕ | ||||
1.09 | О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино) | Стр.3-6 | ||
ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ | ||||
2.09 | Миф «Пять веков» | Стр.13-20 | ||
7.09 | Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «/(едал и Икар», Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту. | Стр.21-23 | ||
8.09 | Подвиги Геракла «Яблоки Гесперид». ДРК. Славянские мифы. | Стр.32, сообщение | ||
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА | ||||
9.09 | Легенда «Солдат и смерть» | Стр.36-46, вопрос | ||
14.09 | Предание «Как Бадыноко победил одноглазого великана» | Стр.48-54, вопросы | ||
15.09 | Сказки. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». Сказка и ее художественные особенности. | Стр.56-74, вопросы | ||
16.09 | Народные представления о добре и зле; краткость, образность. | Подготовка к проекту | ||
21.09 | ПРОЕКТ. Составления сборника «Всё о сказках» | Подготовка к сочинению | ||
22.09 | К.р. Сочинение в жанре сказки | Прочитать стр.77-78 | ||
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | ||||
23.09 | «Сказание о белгородских колодцах». Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. | Стр.81-83, пересказ | ||
28.09 | «Повесть о разорении Рязани Батыем». | Стр84-92, вопросы | ||
29.09 | «Поучение Владимира Мономаха» | Стр.95-97, вопросы | ||
30.09 | Вн.чт. «Подвиг юноши Кожемяки». | Сообщение о жизни Ломоносова | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА | ||||
5.10 | М.В. Ломоносов. Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» | Стр.105-108 пересказ, 108-111 конспект | ||
6.10 | М.В. Ломоносов о значении русского языка. М. В. Ломоносов и Петр Великий | Стр.119-127, пересказ по вариантам | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХIХ ВЕКА | ||||
7.10 | В.А. Жуковский. Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. | Создание презентации «В.А. Жуковский в музыке и живописи». | ||
12.10 | «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. | Стр.128-137, вопросы 2-5 | ||
13.10 | «Светлана»: новое явление в русской поэзии. | Сообщение о святочных гаданиях | ||
14.10 | Особенности языка и образов. Тема любви в балладе. Художественная идея произведения. | Создание презентации «Новая встреча с А.С. Пушкиным». | ||
19.10 | Вн.чт. В.А. Жуковский «Кубок». | Сообщение о детстве Пушкина | ||
20.10 | А.С. Пушкин. Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. ДРК. Пушкин на Кавказе. | Стр.140-144, цитатный план | ||
21.10 | А.С. Пушкин «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда». | Анализ стихотворений | ||
26.10 | А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер». Конкурс выразительного чтения. | Выучить наизусть на выбор | ||
27.10 | Стихотворные размеры. | Стр.151-153, вопросы 1-2 | ||
28.10 | Стихотворный ритм | Стр.154-155 | ||
9.11 2чет. | А.С.Пушкин «Дубровский» История создания. Прототипы. Историческая эпоха в романе. | Стр.156-159, вопросы | ||
10.11 | А.С. Пушкин. «Дубровский». Причины ссоры Дубровского и Троекурова | Стр.160-176, вопросы 1-5, сравнительная характеристика | ||
11.11 | «Дубровский». Отец и сын. | Стр.176-190, вопросы 6-7 | ||
16.11 | Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | Стр.190-211, пересказ эпизода | ||
17.11 | Владимир Дубровский – доблестный гвардейский офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник. | Стр.211-226, пересказ эпизода | ||
18.11 | Дубровский и Маша Троекурова | Стр.227-250, вопросы 11-13 | ||
23.11 | Князь Верейский и Владимир Дубровский в судьбе Марьи Кириловны | Заполнить таблицу | ||
24.11 | Подготовка к сочинению | Подобрать материал к плану | ||
25.11 | С.р. Сочинение. Мастерская творческого письма. Продолжение романа А.С. Пушкина «Дубровский» | Стр. 256-258, вопросы | ||
30.11 | Краткие сведения о М.Ю.Лермонтове | Сообщение о Лермонтове | ||
1.12 | ДРК.М.Ю. Лермонтов и Кавказ. | Стр. 258-261, сообщение | ||
2.12 | М.Ю. Лермонтов. «Тучи», «Парус», «Листок». Многозначность художественного образа. | Стр.261-265, вопросы | ||
7.12 | М.Ю. Лермонтов. «На севере диком стоит одиноко». «Утёс» | Стр. 267-270, наизусть стихотворение | ||
8.12 | Конкурс чтецов | |||
9.12 | Вн.чт. М.Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь». | Сообщение о жизни Гоголя | ||
14.12 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество | Стр.277-279, пересказ, | ||
15.12 | Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики». | Стр.280-310 | ||
16.12 | «Старосветские помещики»: образы главных героев | Стр.313, вопрос 3 | ||
21.12 | «Старосветские помещики»: пафос произведения | Стр.223-260 | ||
22.12 | С.р. Сочинение «Любовь в повести Н.В.Гоголя «Старосветские помещики». | Сообщение о жизни Тургенева, стр.316-317 пересказ | ||
23.12 | Вн.чт. Н.В. Гоголь «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». | Сообщение о жизни Тургенева | ||
28.12 | И.С. Тургенев. «Записки охотника». Творческая история и своеобразие композиции. | Стр.318-328, вопросы | ||
29.12 | И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк» | Пересказ эпизода | ||
30.12 | И.С. Тургенев. Тема любви в лирике. «В дороге». | Выучить наизусть | ||
11.01 3 чет. | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. «Два богача», «Воробей», «Русский язык» | Выучить наизусть | ||
12.01 | Н.А. Некрасов. Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта | Часть 2, стр.3-6, вопросы | ||
13.01 | Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». | Выучить наизусть | ||
18.01 | Вн.чт. Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос». | Сообщение о жизни Л.Н.Толстого | ||
19.01 | Л.Н. Толстой. «Детство». Главы из повести: «Мамаn», «Что за человек был мой отец?». | Стр.13-18, вопросы | ||
20.01 | Л.Н. Толстой. «Детство». Главы из повести: «Детство» и др. по выбору. | Стр.19-29, вопросы | ||
25.01 | Л.Н. Толстого Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и его внутренняя связь с повестью «Детство» | Стр.31-34, вопросы, подобрать материал к сочинению | ||
26.01 | С.р. Сочинение-зарисовка. Уроки доброты | Сообщение о жизни Короленко | ||
27.01 | В.Г. Короленко. Краткие сведения о писателе. | Стр.36-37, вопросы | ||
1.02 | В.Г. Короленко. «В дурном обществе»: отец и сын | Стр.39-48, вопросы 1,2 | ||
2.02 | В.Г. Короленко. «В дурном обществе»: дружба Васи, Валека и Маруси | Стр.48-61. Подготовить художественный пересказ эпизода встречи Васи с детьми подземелья. | ||
3.02 | В.Г. Короленко. «В дурном обществе»: дети и взрослые в повести. | Стр.61-80, подготовиться к диспуту | ||
8.02 | Урок- диспут «Как я поступил бы на месте героя...». | Сообщение о жизни Чехова | ||
9.02 | ДРК. А.П. Чехов. Истоки творчества. Сатирические и юмористические рассказы. Рассказ «Толстый и тонкий»: социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. | Стр.84-90 пересказ, выразительное чтение рассказа, вопросы | ||
10.02 | Рассказы «Шуточка», «Налим»: характеры персонажей. Отношение автора к героям. | Выразительное чтение по ролям | ||
15.02 | Приемы создания комического эффекта в рассказах А.П.Чехова. | Прочитать рассказы «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия». | ||
16.02 | Вн.чт. А.П. Чехов «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия». | Инсценирование одного из рассказов | ||
17.02 | С.р. Сочинение-повествование на тему «Смешной случай из жизни». | Написать юмористический рассказ | ||
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА | ||||
22.02 | И.А.Бунин. Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...». ДРК. Природа и человек | Стр. 100-102, вопросы | ||
24.02 | И.А.Бунин. «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя. | Стр.102-104, вопросы | ||
1.03 | А.И. Куприн. «Тапёр». Основная тема и характеристика образов. | Стр.112-128, вопросы | ||
2.03 | А.И. Куприн. «Тапёр». Дети и взрослые в рассказе. | Выборочный пересказ на тему «Жизнь семьи Рудневых» | ||
3.03 | С.А.Есенин. Краткие сведения о поэте. «Песнь о собаке». Пафос и тема стихотворения. | Стр.132-135, пересказ, стр.136-140, вопросы | ||
9.03 | С.А.Есенин. «Разбуди меня завтра рано...». Одухотворенная природа — один из основных образов С.А. Есенина. | Выучить стихотворение | ||
10.03 | М.М. Пришвин. Краткие сведения о писателе. | Стр.145-148, пересказ статьи | ||
15.03 | «Кладовая солнца» - сказка-быль. Особенности жанра | Стр.149-154, вопросы 1-4 | ||
16.03 | «Кладовая солнца». Настя и Митраша. | Стр. 154-168. Характеристика образов, вопросы 5-7 | ||
17.03 | Смысл названия сказки-были | Стр.168-180, вопросы 8-12 | ||
5.04 4 чет. | Проект по сказке-были «Кладовая солнца». | Представление проектов | ||
6.04 | А.А. Ахматова. Перед весной бывают дни такие…», «Мужество», «Победа», «Родная земля» | Выучить наизусть стихотворение | ||
ИЗ ПОЭЗИИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ | ||||
7.04 | М.В. Исаковский «В прифронтовом лесу»; С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов «Журавли»; Д.С. Самойлов «Сороковые». | Выучить наизусть стихотворение | ||
12.04 | Урок-концерт «Сороковые-роковые…» | Знать содержание повесть «Ласточка-звёздоика | ||
13.04 | ДРК. В.Сёмин повесть «Ласточка-звёздочка». Война и дети. | Сообщение об Астафьеве | ||
14.04 | Краткие сведения о В.П. Астафьеве. «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. | Стр.206-224, вопросы 1,2 | ||
19.04 | «Конь с розовой гривой»: бабушка и внук. | Вопросы 3-9 | ||
20.04 | Краткие сведения о Н.М. Рубцове. «Звезда полей». | Анализ стихотворения | ||
21.04 | Н.М.Рубцов. «Тихая моя родина». | Выучить наизусть стихотворение | ||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | ||||
26.04 | Арабские сказки «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика. | Прочитать «Сказку о Синдбаде-мореходе», стр.239, вопросы | ||
27.04 | «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». | Оформить выставку иллюстраций, выполненных к уроку. Стр.241-242, вопросы 1,2 | ||
28.04 | Краткие сведения о братьях Гримм. | Стр.243-253 | ||
3.05 | Братья Гримм. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки. | Проиллюстрировать любой эпизод сказки братьев Гримм «Снегуроч- ка», подготовить художественный пересказ эпизода, изображенного на иллюстрации. | ||
4.05 | Сходство и различие народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина. | Заполнить сравнительную таблицу | ||
5.05 | Краткие сведения об О.Генри. | Подготовить рассказ о писателе по материалам учебника и урока, прочитать рассказ О. Генри «Вождь краснокожих». | ||
11.05 | «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). | Составить словесный портрет Джонни из рассказа «Вождь краснокожих». Выписать из текста фразы, вызвавшие у вас смех | ||
12.05 | «Вождь краснокожих»: особенности художественной манеры автора, идея рассказа. | Прочитать новеллу О. Генри «Дары волхвов». | ||
17.05 | Вн.чт. О.Генри. «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья. | Стр.181-182 | ||
18.05 | Краткие сведения о Дж.Лондоне. | Подготовить рассказ о писателе по материалам учебника. Прочитать стр.275-297 | ||
19.05 | Дж. Лондон. «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос рассказа, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. | Стр.298. Вопрос 8 | ||
24.05 | Дж. Лондон. «Любовь к жизни»: сюжет и основные образы. | Подготовиться к презентации проекта | ||
25.05 | ПРОЕКТ «По следам литературных героев» | Подготовиться к презентации проекта | ||
26.05 | ПРОЕКТ «Что читает наше поколение?» | |||
31.05 | Рекомендации для летнего чтения | Список литературы на лето |
Всего 102 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 5 класс (Г.С.Меркин)
Рабочая программа по литературе для 5 класса...
Рабочая программа по литературе для 8 класса по Меркину Г.С.
Рабочая прграмма по литературе для 8 класса по Меркину Г.С....
рабочая программа по литературе 9 класс Г.С. Меркин
Рабочая программа для 9 класса составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы: авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин....
Рабочая программа по литературе для 5 класса (УМК Меркина)
Рабочая программа по литературе для 5 класса (УМК Меркина)...
Рабочая программа по литературе для 7 класса (УМК Меркина)
Рабочая программа по литературе для 7 класса (УМК Меркина)...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...
Рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина 7,8 кл
Рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина 7,8 кл...