Рабочая программа по литературе для 7 класса (УМК Меркина)
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему

Рабочая программа по литературе для 7 класса (УМК Меркина)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_7_lit.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

 «Согласовано»

Руководитель МО

         /_____________/

Протокол  № 1    

от   «___» ___________   2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9»

______    /________________/

«___»  сентября    2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ №9»

___________  /С.Ф. Родионова/

Приказ №  ____

от  «___» ____________ 2014г.

«        »  сентября    2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

          

по учебному предмету «литература»

для учащихся 7в класса

на 2014-2015 учебный год

Составитель:

Стрижко Вера Петровна,

учитель русского языка


2. Пояснительная записка.

 Рабочая учебная программа по литературе для 7 «в» класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы  по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин . – М.: ООО  «Русское слово - учебник», 2012 – 208 с.- (ФГОС. Инновационная школа)  в соответствии с  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  и обязательного минимума содержания учебных программ.         .

Программа предназначена для обучающихся 7 «в» класса МБОУ «СОШ №9» Энгельсского муниципального района

На обучение литературе в 7 «в» классе базисным учебным планом МБОУ «СОШ№9» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом  отводится        70 часов (2 часа в неделю).

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания;

- овладение умениями чтения и анализа художественного произведения и грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.

           Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения: личностно-ориентированное обучение; ИКТ;           метод проектов; исследовательские работы обучающихся.

Элементы педагогических технологий: здоровьесберегающие, проблемное обучение, тест-технологии, сотрудничество.

       Ожидаемые образовательные результаты в рамках ГОС:

       Знать:

        -  содержание изученных в 7 классе художественных произведений;

        - основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;

        - изученные  теоретико-литературные понятия.

      Уметь:

        - воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

        - определять род и жанр произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль выразительных средств;

        - выделять и формулировать тему, идею, проблему изученного произведения, давать характеристику героев произведения; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

         - выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному;

         - выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

          - владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

          - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою;  

           - писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении;

           - пользоваться справочным аппаратом учебника и школьным словарем литературоведческих терминов.

       Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей (коммуникативных,  культурологических, познавательных,  информационных).

3. Учебно-тематический план

по  литературе (2 ч.  в неделю, всего 70 ч)

УМК Г.С.Меркина, С.А.Зинина.

№ п/п

Тематический блок

Кол-во часов

Разделы

1.

Введение

1 ч

2.

Из устного народного творчества

4 ч

3.

Из древнерусской литературы

2 ч

4.

Из русской литературы 18 века

5 ч

5.

Из русской литературы 19 века

26 ч

6.

Из русской литературы 20 века.

25 ч

7.

Из зарубежной литературы

7 ч

Всего:

70 ч

Практическая часть

Развитие речи

8 ч

Внеклассное чтение

8 ч

Классные сочинения

2

Домашние сочинения

2

Контрольный тест

1

Контрольный срез по теории литературы

1

Наизусть

15

Количество уроков с использованием ИКТ

25 %

Количество проектов

2

Количество исследовательских работ

2

Количество социальных/учебных практик

Темы проектов,  исследовательских работ,

социальных/учебных практик учащихся

№ п/п

Тема проектов,  исследовательских работ, социальных/учебных практик

Сроки реализации

Исследовательский проект «Тайна пушкинского послания» по  теме «Творчество  А.С.Пушкина» (1 группа)

Исследовательский проект  «Образ Левши в русском искусстве (кинематограф, мультипликация, изобразительное искусство») по  теме «Творчество Н.С.Лескова» (2группа)

Исследовательская работа «Заменит ли книгу в 21 веке аудиокнига?и» (1 группа)

Исследовательская работа «Заменят ли книгу в 21 веке средства массовой информации?» (2 группа)


 

4. Календарно-тематический план

по литературе (2 ч.  в неделю, всего 70 ч)

                              УМК Г.С.Меркина, С.А.Зинина.

урока

Наименование тем  уроков

Дата проведения

План

Корректировка

1 триместр

Введение. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество. Литературные роды и жанры.

Из устного народного творчества.

Былина как жанр фольклора. Герои былин. Роль гиперболы. Былина «Святогор и Микула Селянинович»

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Отражение в былине народных представлений о нравственности. Тест.

  1.  .

Развитие речи. Описание репродукций картин В.М.Васнецова, Н.К.Рериха, М.А.Врубеля, К.А.Васильева (по выбору учащихся).

Русские народные песни. Лирическое и эпическое начало в песне. Своеобразие поэтического языка народных песен.

Из древнерусской литературы.

Эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе. Летопись. Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…»)

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

Из русской литературы 18 века.

Понятие о классицизме. М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба.   Жанр оды. «Ода на день восшествия…» Прославление Родины, мира, науки и просвещения. Теория «трех штилей».

Г.Р.Державин. «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. Идеи просвещения и гуманизма. Тест.

Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения. Основной конфликт пьесы. Черты классицизма в пьесе.

Д.И.Фонвизин «Недоросль»: герои и события. Социальные вопросы в комедии, позиция писателя.

Развитие речи. Творческая работа. Устная характеристика персонажей (по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль»)

Из русской литературы 19 века.

13

А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» Человек и природа в стихотворении «Туча».

14

А.С.Пушкин « Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе А.С.Пушкина.

15

А.С.Пушкин. Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы.

16

Развитие речи. Подготовка к классному сочинению по поэме А.С.Пушкина «Полтава»

17

Развитие речи. Написание сочинения по поэме А.С.Пушкина «Полтава»

18

М.Ю.Лермонтов. Образ России в стихотворении «Родина»

19

Проблематика и основные мотивы «Песни про…купца Калашникова»

20

Центральные образы поэмы и художественные приемы их создания.

21

Развитие речи. Анализ эпизода.  Подготовка к домашнему сочинению-рецензии по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про…купца Калашникова»

22

Контрольный тест по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

23

Н.В.Гоголь. Образ «маленького человека» в повести «Шинель»

24

Авторское отношение к героям и событиям в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

2 триместр

25

И.С.Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении автора. Рассказы  «Хорь и Калиныч», «Певцы»

26

Тематика и художественное богатство стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий»

27

Внеклассное чтение. И.С.Тургенев. Повесть «Первая любовь». Сила и красота чувства.

28

Н.А.Некрасов. Проблематика и идейно-художественное своеобразие стихотворений «Железная дорога» и «Размышления у парадного подъезда»

29

Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Величие духа русской женщины. Тест.

30

М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета и проблематика сказки.

31

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества.

32

Внеклассное чтение. М.Е.Салтыков-Щедрин. Тема и идея сказок «Премудрый пискарь», «Коняга».

33

Л.Н.Толстой. Рассказ «Севастополь в декабре месяце» Основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя.

34

Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Своеобразие повествования, особенности проблематики и языка, центральная идея произведения.

35

А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Вечер».

36

А.П.Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника». Своеобразие сюжета,  социальная и нравственная направленность рассказов, авторская позиция.

37

Внеклассное чтение. «Над чем смеетесь?» (По произведениям М.М.Зощенко, А.Т.Аверченко, Н.А.Тэффи). Тест.

38

Своеобразие раскрытия темы России в стихотворениях Н.М.Языкова, И.С.Никитина, А.Н.Майкова, А.К.Толстого.

Из русской литературы 20 века.

39

М.Горький «Детство» (главы) Автобиографический характер повести. Проблематика произведения, авторская позиция.

40

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.

41

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды, проблематика, поэтичность языка..

42

Развитие речи. Подготовка к классному сочинению по изученным произведениям М.Горького

43

Развитие речи. Написание  сочинения по изученным произведениям М.Горького

44

И.А.Бунин. Человек и природа в стихах И.А.Бунина. Смысл названия рассказа «Кукушка»

45

А.И.Куприн. Основная сюжетная линия рассказа «Куст сирени» и его подтекст.

46

А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа  «Allez!».

47

Внеклассное чтение. А.С.Грин. Повесть «Алые паруса». Своеобразие образного мира повести.

48

В.В.Маяковский. Проблематика и художественное своеобразие стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

3 триместр

49

С.А.Есенин. Эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…»

50

И.С.Шмелев. Проблематика и художественная идея рассказа «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя.

51

М.М.Пришвин. Родина, человек и природа в рассказе «Москва-река». Образ рассказчика.

52

К.Г.Паустовский. Главы из повести «Мещёрская сторона». Человек и природа, малая родина, образ рассказчика в произведении.

53

Н.А.Заболоцкий. Тема и художественная идея стихотворения «Не позволяй душе лениться!»

54

А.Т.Твардовский. Философские проблемы в лирике поэта. Пейзажная лирика. Повторение. Роды и жанры литературы.

55

А.Т.Твардовский. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Василий Теркин». Образ главного героя. Повторение. Художественно-выразительные средства поэтической речи.

56

Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по поэме А.Т.Твардовского Василий Теркин»

57

Внеклассное чтение. Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны. Н.П.Майоров «Творчество», Б.А.Богатков «Повестка», М.Джалиль «Последняя песня», В.Н.Лобода «Начало»

58

Б.Л.Васильев. Рассказ «Экспонат №». Название рассказа  и его роль в раскрытии художественной идеи произведения. Проблема истинного и ложного в рассказе. Повторение. Фабула произведения.

59

Внеклассное чтение. Нравственные проблемы произведения Б.Л.Васильева «Вам привет от бабы Леры». Повторение. Сюжет произведения.

60

В.М.Шукшин. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. «Чудик» в рассказе «Микроскоп». Повторение. Композиция произведения.

61

Своеобразие раскрытия темы Родины в стихах поэтов 20 в.: А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Я.В.Смелякова, А.И.Фатьянова, А.Я.Яшина, .А.А.Вознесенского, А.Д.Дементьева. Повторение. Стихотворные размеры.

62

Внеклассное чтение. «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек». Выявление уровня литературного развития.

63

Контрольный срез по теории литературы.

Из зарубежной литературы.

64

Зарубежная поэзия. Сонеты У.Шекспира, хокку М.Басё, баллады Р.Бёрнса. Основные темы и мотивы произведений. Анализ контрольных срезов.

65

Р.Л.Стивенсон. Приемы создания образов в романе «Остров сокровищ». Повторение. Литературный герой.

66

А.Де Сент-Экзюпери. Нравственно-философская проблематика в повести «Планета людей». Повторение. Художественная деталь.

67

Я.Купала. Отражение судьбы белорусского народа в. произведениях автора. Повторение. Поэтический синтаксис.

68

Внеклассное чтение. Итоговая конференция «В мире литературы» с рекомендацией книг для летнего чтения.

69

Защита проектов. «Тайна пушкинского послания» (1 группа)

70

Защита проектов. «Образ Левши в русском искусстве (кинематограф, мультипликация, изобразительное искусство)» (2 группа)

5. Информационно-методическое обеспечение.

                                           Учебно-методический комплект (УМК)

  1. Меркин Г.С. Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. – М.: ООО  «Русское слово - учебник», 2008

Литература для учителя

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе. Практическая методика. М.: Просвещение 2007

2. Виноградова Е.А., Кузнецова Т.А., Князева Е.А. Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово». М.: «Русское слово» 2009

3. Демиденко Е.А. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. М.: Дрофа 2007

4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 7 класс. М.: Экзамен 2003

5. Золотарева И.В. Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: ВАКО 2005

6. Кутейникова Н.В. Уроки литературы в 7 классе. М.: Просвещение 2008

7. Макарова Б.А. Литература. Высоцкий в школе. 5-11 классы. М.: НЦ ЭНАС 2005

8. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке. М.: Просвещение 2008

9. Программа  по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и  доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с

Литература для обучающихся

      1. Зуева Т.В. Русский фольклор. Словарь-справочник. М.: Просвещение 1999

      2. Литература. Тесты. 5-8 классы. М.:
Дрофа, 2002 год

      3. Мещерякова А.А. Литература в таблицах и схемах. М.: Просвещение. 2000

      4. Тимофеев Л.И. Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение 2001

      5. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учащихся 5-7 классов. М.: Дрофа 2005

      6. Читательский дневник. Иду в 7 класс. Саратов. Лицей 2008

Адреса электронных ресурсов.

1.Презентации.

2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия 7 кл.

3. Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru/

4.ЭОР для занятий по литературе :http://ininfo.mggu-sh.ru

5.Образовательные ресурсы на компакт-дисках по литературе. http://ruslit.metodist.ru

         6. Каталог электронных образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 5 класс по Меркину Г.С.

Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по литературе 5 класс.Авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, 2008 год.Рабочая прогр...

Рабочая программа по литературе. 8 класс ( по программе Г.С. Меркина )

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). ...

Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина

Рабочая программа по литературе 6 класса по УМК Г.С.Меркина рассчитана на 105 часов в год...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...

Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин

Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин...

Рабочая программа по литературе ( 7 класс). УМК Меркин Г.С.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю)...