Рабочая программа по литературе для 7 класса (УМК Меркина)
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 7 класса (УМК Меркина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_7_lit.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО /_____________/ Протокол № 1 от «___» ___________ 2014г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9» ______ /________________/ «___» сентября 2014г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №9» ___________ /С.Ф. Родионова/ Приказ № ____ от «___» ____________ 2014г. « » сентября 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по учебному предмету «литература»
для учащихся 7в класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
Стрижко Вера Петровна,
учитель русского языка
2. Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по литературе для 7 «в» класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин . – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012 – 208 с.- (ФГОС. Инновационная школа) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обязательного минимума содержания учебных программ. .
Программа предназначена для обучающихся 7 «в» класса МБОУ «СОШ №9» Энгельсского муниципального района
На обучение литературе в 7 «в» классе базисным учебным планом МБОУ «СОШ№9» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом отводится 70 часов (2 часа в неделю).
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания;
- овладение умениями чтения и анализа художественного произведения и грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения: личностно-ориентированное обучение; ИКТ; метод проектов; исследовательские работы обучающихся.
Элементы педагогических технологий: здоровьесберегающие, проблемное обучение, тест-технологии, сотрудничество.
Ожидаемые образовательные результаты в рамках ГОС:
Знать:
- содержание изученных в 7 классе художественных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов;
- изученные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст, выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр произведения, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль выразительных средств;
- выделять и формулировать тему, идею, проблему изученного произведения, давать характеристику героев произведения; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию, выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанном произведении;
- пользоваться справочным аппаратом учебника и школьным словарем литературоведческих терминов.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей (коммуникативных, культурологических, познавательных, информационных).
3. Учебно-тематический план
по литературе (2 ч. в неделю, всего 70 ч)
УМК Г.С.Меркина, С.А.Зинина.
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
Разделы | ||
1. | Введение | 1 ч |
2. | Из устного народного творчества | 4 ч |
3. | Из древнерусской литературы | 2 ч |
4. | Из русской литературы 18 века | 5 ч |
5. | Из русской литературы 19 века | 26 ч |
6. | Из русской литературы 20 века. | 25 ч |
7. | Из зарубежной литературы | 7 ч |
Всего: | 70 ч | |
Практическая часть | ||
Развитие речи | 8 ч | |
Внеклассное чтение | 8 ч | |
Классные сочинения | 2 | |
Домашние сочинения | 2 | |
Контрольный тест | 1 | |
Контрольный срез по теории литературы | 1 | |
Наизусть | 15 | |
Количество уроков с использованием ИКТ | 25 % | |
Количество проектов | 2 | |
Количество исследовательских работ | 2 | |
Количество социальных/учебных практик |
Темы проектов, исследовательских работ,
социальных/учебных практик учащихся
№ п/п | Тема проектов, исследовательских работ, социальных/учебных практик | Сроки реализации |
Исследовательский проект «Тайна пушкинского послания» по теме «Творчество А.С.Пушкина» (1 группа) | ||
Исследовательский проект «Образ Левши в русском искусстве (кинематограф, мультипликация, изобразительное искусство») по теме «Творчество Н.С.Лескова» (2группа) | ||
Исследовательская работа «Заменит ли книгу в 21 веке аудиокнига?и» (1 группа) | ||
Исследовательская работа «Заменят ли книгу в 21 веке средства массовой информации?» (2 группа) |
4. Календарно-тематический план
по литературе (2 ч. в неделю, всего 70 ч)
УМК Г.С.Меркина, С.А.Зинина.
№ урока | Наименование тем уроков | Дата проведения | |
План | Корректировка | ||
1 триместр | |||
Введение. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество. Литературные роды и жанры. | |||
Из устного народного творчества. | |||
Былина как жанр фольклора. Герои былин. Роль гиперболы. Былина «Святогор и Микула Селянинович» | |||
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Отражение в былине народных представлений о нравственности. Тест. | |||
| Развитие речи. Описание репродукций картин В.М.Васнецова, Н.К.Рериха, М.А.Врубеля, К.А.Васильева (по выбору учащихся). | ||
Русские народные песни. Лирическое и эпическое начало в песне. Своеобразие поэтического языка народных песен. | |||
Из древнерусской литературы. | |||
Эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе. Летопись. Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего…») | |||
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. | |||
Из русской литературы 18 века. | |||
Понятие о классицизме. М.В.Ломоносов. Жизнь и судьба. Жанр оды. «Ода на день восшествия…» Прославление Родины, мира, науки и просвещения. Теория «трех штилей». | |||
Г.Р.Державин. «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения. Идеи просвещения и гуманизма. Тест. | |||
Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения. Основной конфликт пьесы. Черты классицизма в пьесе. | |||
Д.И.Фонвизин «Недоросль»: герои и события. Социальные вопросы в комедии, позиция писателя. | |||
Развитие речи. Творческая работа. Устная характеристика персонажей (по пьесе Д.И.Фонвизина «Недоросль») | |||
Из русской литературы 19 века. | |||
13 | А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…» Человек и природа в стихотворении «Туча». | ||
14 | А.С.Пушкин « Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе А.С.Пушкина. | ||
15 | А.С.Пушкин. Поэма «Полтава». Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. | ||
16 | Развитие речи. Подготовка к классному сочинению по поэме А.С.Пушкина «Полтава» | ||
17 | Развитие речи. Написание сочинения по поэме А.С.Пушкина «Полтава» | ||
18 | М.Ю.Лермонтов. Образ России в стихотворении «Родина» | ||
19 | Проблематика и основные мотивы «Песни про…купца Калашникова» | ||
20 | Центральные образы поэмы и художественные приемы их создания. | ||
21 | Развитие речи. Анализ эпизода. Подготовка к домашнему сочинению-рецензии по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про…купца Калашникова» | ||
22 | Контрольный тест по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. | ||
23 | Н.В.Гоголь. Образ «маленького человека» в повести «Шинель» | ||
24 | Авторское отношение к героям и событиям в повести Н.В.Гоголя «Шинель» | ||
2 триместр | |||
25 | И.С.Тургенев. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении автора. Рассказы «Хорь и Калиныч», «Певцы» | ||
26 | Тематика и художественное богатство стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий» | ||
27 | Внеклассное чтение. И.С.Тургенев. Повесть «Первая любовь». Сила и красота чувства. | ||
28 | Н.А.Некрасов. Проблематика и идейно-художественное своеобразие стихотворений «Железная дорога» и «Размышления у парадного подъезда» | ||
29 | Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Величие духа русской женщины. Тест. | ||
30 | М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразие сюжета и проблематика сказки. | ||
31 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказка «Дикий помещик». Обличение нравственных пороков общества. | ||
32 | Внеклассное чтение. М.Е.Салтыков-Щедрин. Тема и идея сказок «Премудрый пискарь», «Коняга». | ||
33 | Л.Н.Толстой. Рассказ «Севастополь в декабре месяце» Основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. | ||
34 | Н.С.Лесков. Сказ «Левша». Своеобразие повествования, особенности проблематики и языка, центральная идея произведения. | ||
35 | А.А.Фет. Русская природа в стихотворениях «Зреет рожь над жаркой нивой…», «Вечер». | ||
36 | А.П.Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Смерть чиновника». Своеобразие сюжета, социальная и нравственная направленность рассказов, авторская позиция. | ||
37 | Внеклассное чтение. «Над чем смеетесь?» (По произведениям М.М.Зощенко, А.Т.Аверченко, Н.А.Тэффи). Тест. | ||
38 | Своеобразие раскрытия темы России в стихотворениях Н.М.Языкова, И.С.Никитина, А.Н.Майкова, А.К.Толстого. | ||
Из русской литературы 20 века. | |||
39 | М.Горький «Детство» (главы) Автобиографический характер повести. Проблематика произведения, авторская позиция. | ||
40 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев. | ||
41 | «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды, проблематика, поэтичность языка.. | ||
42 | Развитие речи. Подготовка к классному сочинению по изученным произведениям М.Горького | ||
43 | Развитие речи. Написание сочинения по изученным произведениям М.Горького | ||
44 | И.А.Бунин. Человек и природа в стихах И.А.Бунина. Смысл названия рассказа «Кукушка» | ||
45 | А.И.Куприн. Основная сюжетная линия рассказа «Куст сирени» и его подтекст. | ||
46 | А.И.Куприн. Нравственные проблемы рассказа «Allez!». | ||
47 | Внеклассное чтение. А.С.Грин. Повесть «Алые паруса». Своеобразие образного мира повести. | ||
48 | В.В.Маяковский. Проблематика и художественное своеобразие стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» | ||
3 триместр | |||
49 | С.А.Есенин. Эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…» | ||
50 | И.С.Шмелев. Проблематика и художественная идея рассказа «Русская песня». Национальный характер в изображении писателя. | ||
51 | М.М.Пришвин. Родина, человек и природа в рассказе «Москва-река». Образ рассказчика. | ||
52 | К.Г.Паустовский. Главы из повести «Мещёрская сторона». Человек и природа, малая родина, образ рассказчика в произведении. | ||
53 | Н.А.Заболоцкий. Тема и художественная идея стихотворения «Не позволяй душе лениться!» | ||
54 | А.Т.Твардовский. Философские проблемы в лирике поэта. Пейзажная лирика. Повторение. Роды и жанры литературы. | ||
55 | А.Т.Твардовский. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Василий Теркин». Образ главного героя. Повторение. Художественно-выразительные средства поэтической речи. | ||
56 | Развитие речи. Подготовка к домашнему сочинению по поэме А.Т.Твардовского Василий Теркин» | ||
57 | Внеклассное чтение. Лирика поэтов – участников Великой Отечественной войны. Н.П.Майоров «Творчество», Б.А.Богатков «Повестка», М.Джалиль «Последняя песня», В.Н.Лобода «Начало» | ||
58 | Б.Л.Васильев. Рассказ «Экспонат №». Название рассказа и его роль в раскрытии художественной идеи произведения. Проблема истинного и ложного в рассказе. Повторение. Фабула произведения. | ||
59 | Внеклассное чтение. Нравственные проблемы произведения Б.Л.Васильева «Вам привет от бабы Леры». Повторение. Сюжет произведения. | ||
60 | В.М.Шукшин. «Слово о малой родине». Раздумья об отчем крае и его месте в жизни человека. «Чудик» в рассказе «Микроскоп». Повторение. Композиция произведения. | ||
61 | Своеобразие раскрытия темы Родины в стихах поэтов 20 в.: А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Я.В.Смелякова, А.И.Фатьянова, А.Я.Яшина, .А.А.Вознесенского, А.Д.Дементьева. Повторение. Стихотворные размеры. | ||
62 | Внеклассное чтение. «Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек». Выявление уровня литературного развития. | ||
63 | Контрольный срез по теории литературы. | ||
Из зарубежной литературы. | |||
64 | Зарубежная поэзия. Сонеты У.Шекспира, хокку М.Басё, баллады Р.Бёрнса. Основные темы и мотивы произведений. Анализ контрольных срезов. | ||
65 | Р.Л.Стивенсон. Приемы создания образов в романе «Остров сокровищ». Повторение. Литературный герой. | ||
66 | А.Де Сент-Экзюпери. Нравственно-философская проблематика в повести «Планета людей». Повторение. Художественная деталь. | ||
67 | Я.Купала. Отражение судьбы белорусского народа в. произведениях автора. Повторение. Поэтический синтаксис. | ||
68 | Внеклассное чтение. Итоговая конференция «В мире литературы» с рекомендацией книг для летнего чтения. | ||
69 | Защита проектов. «Тайна пушкинского послания» (1 группа) | ||
70 | Защита проектов. «Образ Левши в русском искусстве (кинематограф, мультипликация, изобразительное искусство)» (2 группа) |
5. Информационно-методическое обеспечение.
Учебно-методический комплект (УМК)
- Меркин Г.С. Литература. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2008
Литература для учителя
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе. Практическая методика. М.: Просвещение 2007
2. Виноградова Е.А., Кузнецова Т.А., Князева Е.А. Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово». М.: «Русское слово» 2009
3. Демиденко Е.А. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. М.: Дрофа 2007
4. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе. 7 класс. М.: Экзамен 2003
5. Золотарева И.В. Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. М.: ВАКО 2005
6. Кутейникова Н.В. Уроки литературы в 7 классе. М.: Просвещение 2008
7. Макарова Б.А. Литература. Высоцкий в школе. 5-11 классы. М.: НЦ ЭНАС 2005
8. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке. М.: Просвещение 2008
9. Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с
Литература для обучающихся
1. Зуева Т.В. Русский фольклор. Словарь-справочник. М.: Просвещение 1999
2. Литература. Тесты. 5-8 классы. М.:
Дрофа, 2002 год
3. Мещерякова А.А. Литература в таблицах и схемах. М.: Просвещение. 2000
4. Тимофеев Л.И. Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение 2001
5. Тумина Л.Е. Сочини сказку. Творческие задания для учащихся 5-7 классов. М.: Дрофа 2005
6. Читательский дневник. Иду в 7 класс. Саратов. Лицей 2008
Адреса электронных ресурсов.
1.Презентации.
2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия 7 кл.
3. Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru/
4.ЭОР для занятий по литературе :http://ininfo.mggu-sh.ru
5.Образовательные ресурсы на компакт-дисках по литературе. http://ruslit.metodist.ru
6. Каталог электронных образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 5 класс по Меркину Г.С.
Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по литературе 5 класс.Авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, 2008 год.Рабочая прогр...
Рабочая программа по литературе. 8 класс ( по программе Г.С. Меркина )
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). ...
Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 6 класса по УМК Г.С.Меркина рассчитана на 105 часов в год...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин
Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин...
Рабочая программа по литературе ( 7 класс). УМК Меркин Г.С.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю)...