Рабочая программа по литературе для 5 класса (УМК Меркина)
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему
Рабочая программа по литературе для 5 класса (УМК Меркина)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_5_lit.doc | 205.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО /_____________/ Протокол № 1 от «___» ___________ 2014г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №9» ______ /________________/ «___» сентября 2014г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №9» ___________ /С.Ф. Родионова/ Приказ № ____ от «___» ____________ 2014г. « » сентября 2014г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по учебному предмету «литература»
для учащихся 5 класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
Стрижко Вера Петровна,
учитель русского языка
2. Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по литературе для 5 класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин . – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012 – 208 с.- (ФГОС. Инновационная школа) в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обязательного минимума содержания учебных программ.
Программа предназначена для обучающихся 5 класса МБОУ «СОШ №9» Энгельсского муниципального района
На обучение литературе в 5 классе базисным учебным планом МБОУ «СОШ №9» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом отводится 70 часов (2 часа в неделю).
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания;
- овладение умениями чтения и анализа художественного произведения и грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Организация образовательного процесса построена на классно-урочной форме обучения с применением фронтальной, индивидуальной, парной, групповой работы.
Настоящей рабочей программой предусмотрена подача учебного материала с использованием следующих технологий обучения: личностно-ориентированное обучение; ИКТ; метод проектов; исследовательские работы обучающихся.
Элементы педагогических технологий: здоровьесберегающие, проблемное обучение, сотрудничество.
В результате изучения литературы в 5 классе учащиеся должны знать/понимать:
- содержание изученных литературных произведений;
- такие теоретико-литературные понятия, как писатель и автор, автор и рассказчик, основные жанры фольклора, виды сказок, сказка народная и литературная, сюжет, духовная литература, жанр жития, эпос, лирика и драма как роды литературы, жанр рассказа, повести, лирическое стихотворение как жанр, рифма, фигуры поэтической речи – эпитет, метафора, олицетворение, аллегория, драма как род и жанр литературы;
уметь:
- Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
- Определять род и жанр произведений на основе изученных теоретических понятий.
- Сопоставлять авторские и фольклорные произведения, рассказ и сказку, рассказ и повесть.
- Создавать собственный текст с указанными жанровыми признаками.
- Создавать отзыв на рассказ и повесть.
- Давать сравнительную характеристику героев.
- Грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть навыками диалога.
- Выполнять элементарные исследовательские работы и презентовать их результаты.
Устно:
- Правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных текстов, в том числе и чтение наизусть.
- Устный пересказ - подробный, выборочный, сжатый от другого лица, художественный - небольшого отрывка, главы повести и т.д.
- Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя (в том числе групповая, сравнительная).
- Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, иллюстрацию и т.д.
- Подготовка сообщения, доклада на литературную тему. Создание собственного текста. Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений (в процессе докладов, сообщений)
- Использование словарей
Письменно:
- Письменный развернутый и точный ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы.
- Создание письменного рассказа-характеристики одного из героев (групповая), двух (сравнительная).
- Создание небольшого письменного отзыва на самостоятельно прочитанную книгу.
- Создание письменного плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).
- Создание письменного оригинального произведения.
- Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого в 5 классе.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей (коммуникативных, познавательных, информационных).
3. Учебно-тематический план
по литературе (2 ч. в неделю, всего 70 ч)
УМК Г.С.Меркина, С.А.Зинина.
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов |
Разделы | ||
1. | Введение | 1 ч |
2. | Из мифологии | 4 ч |
3. | Из устного народного творчества | 7 ч |
4. | Из древнерусской литературы. | 1 ч |
5. | Басни народов мира | 1 ч |
6. | Русская басня | 4 ч |
7. | Из литературы 19 века | 26 ч |
8. | Из литературы 20 века | 13 ч |
9. | Родная природа в произведениях писателей 20 века | 3 ч |
10. | Из зарубежной литературы | 10 ч |
Всего: | 70 ч | |
Практическая часть | ||
Контрольный тест | 1 | |
Классные сочинения | 4 | |
Развитие речи | 8 | |
Внеклассное чтение | 8 | |
Наизусть | 13 | |
Количество уроков с использованием ИКТ | 25 % | |
Количество проектов | 2 | |
Количество исследовательских работ | 2 | |
Количество социальных/учебных практик |
Темы проектов, исследовательских работ,
социальных/учебных практик учащихся
№ п/п | Тема проектов, исследовательских работ, социальных/учебных практик | Сроки реализации |
Информационно-исследовательский проект ««Легенды и предания нашего края» (1 группа), «Фольклор нашего края» (2 группа)» по теме «Устное народное творчество» | ||
Исследовательская работа «Портреты А.С.Пушкина» по теме «Творчество А.С.Пушкина» (1 группа) | ||
Исследовательская работа «Роль Арины Родионовны в творческой судьбе А.С.Пушкина» по теме «Творчество А.С.Пушкина» (2 группа) |
4. Календарно-тематический план
по литературе (2 ч. в неделю, всего 70 ч)
УМК Г.С.Меркина, С.А.Зинина.
№ урока | Наименование тем уроков | Дата проведения | |
План | Корректировка | ||
1 триместр | |||
Введение. Книга — твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества. | |||
Из мифологии. | |||
Рассказ о мифе и мифологии. Античный миф: происхождение мира и богов. «Рождение Зевса» | |||
«Олимп»: представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. | |||
Гомер. «Одиссея». («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. | |||
Внеклассное чтение. Легенды и мифы о богах и героях. | |||
Из устного народного творчества | |||
Истоки устного народного творчества, его основные виды. Загадки. Происхождение и тематика загадок. | |||
Пословицы и поговорки. Их отличие. Основные виды. | |||
Сказки. Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке | |||
Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. | |||
Сказки народов России. Бытовая сказка «Падчерица» | |||
Внеклассное чтение. Сказка «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Образ главного героя. | |||
Развитие речи. Классное сочинение. Создание собственной сказки. | |||
Из древнерусской литературы | |||
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). Отражение истории в древнерусской литературе. | |||
Басни народов мира | |||
Эзоп. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Жан де Лафонтен «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях. | |||
Русская басня | |||
В.К. Тредиаковский. Басня «Ворон и Лиса». А.П. Сумароков. Басня «Ворона и Лиса». Нравственная проблематика басен | |||
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под Дубом». Сатирическое и нравоучительное в басне. | |||
Развитие речи. Сочиняем басню | |||
Внеклассное чтение. «В литературной гостиной» Инсценировка басен И.А. Крылова, С.В.Михалкова (по выбору) | |||
Из литературы 19 века | |||
А.С. Пушкин. Краткие сведения о детстве поэта. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». | |||
А. С. Пушкин «Зимняя дорога» Образы природы в стихотворениях поэта. | |||
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Герои и персонажи в «Сказке…» | |||
Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки | |||
А. С. Пушкин .Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок) Сказочные элементы. Богатство выразительных средств. | |||
Поэзия 19 века о родной природе. М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Е.А.Баратынский, И.З.Суриков. Художественные особенности и идеи стихотворений | |||
2 триместр | |||
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос «Какое стихотворение русского поэта мне особенно нравится и почему?» | |||
М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания. | |||
Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. | |||
Н.В. Гоголь. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. | |||
Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. | |||
И.С. Тургенев. Краткие сведения о писателе. История создания рассказа «Муму». | |||
Тематика и социальная проблематика рассказа. Образ Герасима. | |||
Социальная несправедливость, доброта, сострадание в рассказе И. С. Тургенева «Муму» | |||
Развитие речи. Подготовка к анализу эпизода рассказа «Муму» | |||
Развитие речи. Классное сочинение. Анализ эпизода рассказа «Муму» | |||
И.С. Тургенев о языке. Стихотворение в прозе «Русский язык». | |||
Н.А. Некрасов. Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети».Особенности композиции. Основная тема и способы ее раскрытия. | |||
Н. А. Некрасов «Тройка». Судьба русской женщины. | |||
Краткие сведения о Л.Н.Толстом. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник» | |||
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Жилин и Костылин в плену. | |||
Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа. | |||
Развитие речи. Классное сочинение «Над чем меня заставил задуматься рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»? | |||
Краткие сведения об А.П.Чехове. Рассказ «Пересолил». Жанровое своеобразие рассказа. | |||
А.П.Чехов «Злоумышленник». Приемы создания характеров и ситуаций. Отношение писателя к персонажам. | |||
Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А.П.Чехова | |||
Из литературы 20 века | |||
И.А. Бунин. Детские годы И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия | |||
И. А. Бунин. Рассказ «В деревне»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. | |||
Л.Н. Андреев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче». Мир города в рассказе. | |||
Л. Н. Андреев «Петька на даче». Тематика и нравственная проблематика рассказа | |||
3 триместр | |||
А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа. | |||
А.А. Блок. Детские впечатления А. Блока. Стихотворения «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом»: образная система, художественное своеобразие. | |||
С.А. Есенин. Детские годы. Стихотворения «Ты запой мне ту песню, что прежде…», «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... ». Единство человека и природы. | |||
Развитие речи. Творческая работа. Устный рассказ | |||
А.П. Платонов. Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка. | |||
П.П. Бажов. Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа. | |||
Н.Н.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника». Тема, система образов. | |||
Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Юмористическое и лирическое в рассказе. | |||
Внеклассное чтение. В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?» Нравственные проблемы произведения. | |||
Родная природа в произведениях писателей 20 века | |||
Поэзия и проза XX века о родной природе. В.Ф. Боков, Н.М.Рубцов, Р.Г.Гамзатов, В.И.Белов, В.Г.Распутин. Художественные особенности произведений. | |||
Внеклассное чтение. Стихи и лирическая проза писателей родного края о природе. | |||
Контрольный тест. | |||
Из зарубежной литературы | |||
Д. Дефо. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажа. | |||
Х.К. Андерсен. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, добро, благодарность. | |||
М. Твен. Роман «Приключения Тома Сойера»: мир детства и мир взрослых. Повторение. Сюжет, фабула. | |||
Внеклассное чтение. Х. К. Андерсен. Сказка «Снежная королева». Герои, проблематика | |||
Ж. Рони-старший. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Повторение. Композиция. | |||
ДЖ. Лондон. «Сказание о Кише». Художественная идея сказания. Повторение. Герой и персонаж. | |||
А. Линдгрен. Роман «Приключения Эмиля из Аённеберги» (отрывок). Черты характера героя произведения. Повторение. Юмор и сатира. | |||
Развитие речи. Классное сочинение «Мир детства и мир взрослых в творчестве зарубежных писателей» | |||
Внеклассное чтение. Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книги» с рекомендацией книг для летнего чтения. | |||
Защита проектов «Легенды и предания нашего края» (1 группа), «Фольклор нашего края» (2 группа) |
5. Информационно-методическое обеспечение.
Учебно-методический комплект (УМК)
Меркин Г.С. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011
Литература для учителя
- Виноградова Е.А., Кузнецова Т.А., Князева Е.А. Информационно-методические материалы по использованию УМК «Литература» издательства «Русское слово». М.: «Русское слово» 2009
- Меркин Г.С. Литература. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х ч. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011
- Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с
- Соловьева Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 5 класс» (автор-составитель Г.С.Меркин). Методичское пособие под редакцией Г.С.Меркина. М.: «Русское слово» 2011
Литература для обучающихся
1. Античная литература. Рим. Хрестоматия. М.:
Высшая школа, 2003 год
2. Литература. Тесты. 5-8 классы. М.:
Дрофа, 2002 год
3.
Чудакова Н. В. Литература Древней Руси. М.:
Мнемозина, 1999 год
4. Шинкарев В.Всемирная литература. М.:
Красный Матрос, 2000 год
5. Энциклопедия для детей. Том 9. Русская литература. Часть 1. М.:
Аванта+, 2006
6. Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. М.:
Аванта+, 2005 год
7. Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Часть 2. XIX и XX века. М.:
Аванта+, 2005 год
8. Я познаю мир: Литература. М.:
АСТ, 2006 год
Адреса электронных ресурсов.
1.Презентации.
2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки литературы Кирилла и Мефодия 7 кл.
3. Единая коллекция ЦОР: http://school-collection.edu.ru/
4.ЭОР для занятий по литературе :http://ininfo.mggu-sh.ru
5.Образовательные ресурсы на компакт-дисках по литературе. http://ruslit.metodist.ru
6. Каталог электронных образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 5 класс по Меркину Г.С.
Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по литературе 5 класс.Авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, 2008 год.Рабочая прогр...
Рабочая программа по литературе. 8 класс ( по программе Г.С. Меркина )
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). ...
Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 6 класса по УМК Г.С.Меркина рассчитана на 105 часов в год...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин
Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин...
Рабочая программа по литературе ( 7 класс). УМК Меркин Г.С.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю)...