Рабочая программа по литературе для 8 класса по Меркину Г.С.
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме
Рабочая прграмма по литературе для 8 класса по Меркину Г.С.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc | 269 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» город Валуйки Белгородской области
«Согласовано» Руководитель МО ___________Савченко Е.М.. Протокол № ___ от «____»____________ 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ «СОШ № 1» г. Валуйки Белгородской области __________ Гнитиёва Е.В. «____»___________ 2013 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №1» г.Валуйки Белгородской области _________ Будыкина С.А. Приказ № ___ от «___»_____________ 2013 г. |
Рабочая программа
Кулешовой Натальи Анатольевны,
по учебному курсу «Литература»
8 «А» класс
Базовый уровень
2013-2014 учебный год
I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе разработана на основе Программы по литературе для 5-11 классов для общеобразовательной школы (авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2011.-с.66).
Рабочая программа направлена на достижение следующих целей :
- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
Задачи:
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
В рабочую программу изменения не внесены.
Рабочая программа ориентирована на УМК:
«Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 3-х частях автор-составитель Г.С.Меркин.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008.-368с.
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)
Классных сочинений – 4; домашних - 1
. Рабочая программа реализуется посредством ряда форм организации учебного процесса: урок объяснения нового материала, комбинированный урок, повторительно-обобщающий урок, урок - исследование, урок-лекция, урок-практикум, урок развития речи, урок анализа письменных (творческих) работ учащихся, урок-защита творческих работ учащихся. Рабочая программа подразумевает следующие формы контроля ( текущего и итогового), тест, комплексный анализ текста, сочинение по плану, устное сообщение на лингвистическую тему.
II. Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
-авторов и содержание изученных художественных произведений;
-основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений);
житие как жанр литературы (начальное представление);
мораль, аллегория, дума (начальное] представление);
понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление);
поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений);
прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественно литературы (развитие представлений);
конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление);
герой-повествователь (развитие представлений).
Учащиеся должны уметь:
- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;
- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;
- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;
- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;
- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;
- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;
- выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;
- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;
- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;
- находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;
- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведений;
- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;
- сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией:
- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.
III. Календарно-тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела и тем | Часы уч.времени. | Теория литературы | Подготовка к ЕГЭ | Плановые сроки прохождения | Примечание |
1 | Введение. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс. | 1 | Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы. | |||
Из устного народного творчества | ||||||
2 | Исторические песни. Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне»
| 1 | Теория литературы: песня как жанр фольклора, | Фольклор, умение разбираться в жанрах | ||
3 | Исторические песни. Исторические песни XVII века. «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне | 1 | историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач. | |||
Из древнерусской литературы. | ||||||
4 | «Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», | 1 | Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры | |||
5 | «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), глубина и сила нравственных представлений о человеке; | 1 | древнерусской литературы; летописный свод. | |||
6 | «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы, благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость | 1 | житие как жанр ДРЛ | Осмысление проблематики произведения | ||
7 | «Житие Сергия Радонежского», нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы. | 1 | Составление цитатного плана статьи учебника | |||
Из литературы XVIII века | ||||||
8 | Г.Р. ДЕРЖАВИН - поэт и государственный чиновник. Стихотворения «Вельможа» , «Памятник», (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). | 1 | Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте. | теоретико-литературные понятия - В8–В12 | ||
9 | Н.М. КАРАМЗИН Краткие сведения о Н.М. Карамзине, Карамзин и Пушкин. | 1 | Теория литературы: сентиментализм как литературное направление сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному) | Тема, идея, сожжет, композиция | ||
10 | Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность.
| 1 | жанр сентиментальной повести | теоретико-литературные понятия | ||
11 | Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы. | 1 | жанр сентиментальной повести | |||
Из литературы XIX века | ||||||
12 | Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.Романтизм. В.А. Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище». | 1 | Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм. | Средства художественной выразительности языка – В8 Анализ поэтического текста Образ автора. | ||
13 | К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и в дикости лесов...», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза». А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия». | 1 | Лирический герой. Персонаж | |||
14 | Н.М. Языков. «Пловец », «Родина ». Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга). | 1 | ||||
15 | К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака ». | 1 | ||||
А.С. ПУШКИН | ||||||
16 | А.С. ПУШКИН Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». | 1 | Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), | Средства художественной выразительности языка – В8 Анализ | ||
17 | Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. | 1 | поэтическая интонация | поэтического текста | ||
18 | «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. | 1 | теоретико-литературные понятия - В8–В12 | |||
19 20 | Роман «Капитанская дочка» Историческая основа романа. Творческая идея произведения.тема семейной чести в романе ( анализ 1-2 глав). Роман «Капитанская дочка». Порядки в Белогорской крепости.Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой» ( анализ 3-5 глав) | 4 | исторический роман Эпизод, эпиграф, речевая хар-ка, кульминация. | Развернутый ответ на проблемный вопрос ( Подготовка к ЕГЭ – С5.1, С5.2, С5.3) | ||
21 | Роман «Капитанская дочка». Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе (анализ 6-10). | Эпизод, диалог, жанр, худ. идея | ||||
22 | Роман «Капитанская дочка». Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы ( анализ 10-14 глав)
| |||||
23 | Р/Р.Подготовка к написанию классного сочинения по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | ||||
24 | Р/Р Написание сочинения по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» | 1 | ||||
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ | ||||||
25 | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Кавказ в жизни и творчестве М.Ю .Лермонтова. Особенности композиции поэмы «Мцыри».Смысл эпиграфа к поэме. | 1 | Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лиро-эпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; поэтический синтаксис | Анализ поэтического текста Развернутое рассуждение о содержании | ||
26 | Художественная идея поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри». Свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж.
| 1 | Риторические вопросы, обращения ,восклицание | стихотворного текста | ||
27 | «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский). | 1 | (Романтические традиции. | |||
28 | Тестирование по произведению М.Ю.Лермонтова «Мцыри» | 1 | ||||
Н.В. ГОГОЛЬ | ||||||
29 | Краткие сведения о Н.В. Гоголе. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. | 1 | Теория литературы: драма как род литературы ,комедия, говорящие фамилии | Художеств. Средства создания образа Портрет, | ||
30 | Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы. Знакомство с афишей комедии. (анализ первого и второго действия) | 1 | завязка,кульминация,развязка. | внутренний монолог Авторская | ||
31 | Комедия «Ревизор» . Хлестаков и городничий .Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания.Хлестаков-«вельможа» (анализ третьего действия) | 1 | развитие понятий о юморе и сатире «говорящие» фамилии | позиция Осмысление | ||
32 | Комедия «Ревизор». Хлестаков-ревизор. (анализ четвёртого действия) | 1 | фантастический элемент как прием создания комической ситуации | проблематики произведения | ||
33 | Комедия «Ревизор». Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Художественная идея произведения. анализ пятого действия) | 1 | комический рассказ,хлестаковщина | Развернутый ответ на проблемный вопрос ( Подготовка к ЕГЭ – С5.1, С5.2, С5.3) | ||
34 | Р/Р.Подготовка к написанию классного сочинения по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 1 | ||||
35 | Р/Р Написание сочинения по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» | 1 | ||||
И.С. ТУРГЕНЕВ | ||||||
36 | Краткие сведения о И.С. ТУРГЕНЕВЕ. | 1 | Прообраз, прототип | Автор-повествователь. | ||
37 | И.С.Тургенев «Ася». Господин Н.Н. и Гагин. Русские и немецкие литературные традиции в повести. | 1 | Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести. | пейзаж | ||
38 | Композиция повести. Образ Аси. Тема рока в повести. | 1 | Портрет, пейзаж. | |||
Н.А. НЕКРАСОВ | ||||||
39 | Краткие сведения о.А. НЕКРАСОВЕ. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении. | 1 | Олицетворения,фольклорные приемы в поэзии; народность, эпитет, бессоюзие. | Анализ поэтического текста Развернутое рассуждение о стихотворного содержании текста | ||
А.А. ФЕТ | ||||||
40 | Краткие сведения о А.А. ФЕТЕ «Целый мир от красоты…». Гармония чувств, единство с миром природы. | 1 | Стих, строфа. | Средства художественной выразительности языка – В8 Звукопись Стихотворный размер | ||
41 | «Учись у них - у дуба, у березы…», духовность — основной мотив лирики А.А. Фета. | 1 | Метафора, олицетворение, риторическое восклицание, инверсия . | |||
А.Н. ОСТРОВСКИЙ | ||||||
42 | Краткие сведения об А.Н. ОСТРОВСКОМ. Пьеса-сказка «Снегурочка», своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами, элементы фольклора в сказке. | 1 | Драма, конфликт, композиция, пролог | Народные особенности языка | ||
43 | Особенности конфликта пьесы- сказки. Берендеево царство в пьесе А.Н.Островского | 1 | Инверсия, драма, тропы и фигуры | |||
Л. Н. ТОЛСТОЙ | ||||||
44 | Краткие сведения о Л. Н. ТОЛСТОМ. «Отрочество» (главы из повести). | 1 | Теория литературы: автобиографическая проза | Развернутый ответ на проблемный вопрос ( Подготовка к | ||
45 | Л. Н. ТОЛСТОЙ «После бала». История создания. Анализ первой части рассказа. | 1 | композиция и фабула рассказа | ЕГЭ – С5.1, С5.2, С5.3) | ||
46 | «После бала».Анализ второй части рассказа. | 1 | ||||
47 | Р/Р.Подготовка к написанию классного сочинения по рассказу Л.Н. Толстого «После бала» | 1 | ||||
48 | Р/Р Написание сочинения по рассказу Л.Н. Толстого «После бала» | 1 | ||||
Из литературы XX века | ||||||
49-50 | М. ГОРЬКИЙ Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе»; рассказ «Макар Чудра» , проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького. | 2 | Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ. | Анализ прозаического текста теоретико-литературные понятия - В8–В12 Осмысление проблематики произведения | ||
В. В. МАЯКОВСКИЙ | ||||||
51 | Краткие сведения о В. В. МАЯКОВСКОМ «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». | 1 | Теория литературы: неологизм, конфликт, рифма и ритм в лирическом стихотворении. | Анализ поэтического текста Развернутое рассуждение о содержании стихотворного текста | ||
Н.А. Тэффи | ||||||
52 | Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов. | 1 | Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях). | Язык худож. Произведения Содержание и форма. Проблематика | ||
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ | ||||||
53 | Краткие сведения о Н.А. ЗАБОЛОЦКОМ. Темы лирики 50—60-х годов. Стихотворения: «Яне ищу гармонии в природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. | 1 | Глагольная метафора, метафорический эпитет | Звукопись, ритмика, рифма Развернутое рассуждение о содержании стихотворного текста | ||
54 | Р.речи Подготовка к домашнему сочинению | 1 | ||||
М.В.Исковский | ||||||
55 56 | М.В .Исаковский «Катюша» М.В. Исаковский «Враги сожгли родную хату…» | 1 1 | Лирическая песня, поэтика Ассонанс, риторический вопрос, символ | |||
В.П. АСТАФЬЕВ | ||||||
57 | Краткие сведения о В.П. АСТАФЬЕВЕ. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева ,рассказ «Фотография, на которой меня нет». | 1 | Развернутый ответ на проблемный вопрос ( Подготовка к | |||
58 | «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Образ рассказчика. | 1 | ЕГЭ – С5.1, С5.2, С5.3) | |||
59 | Р\РКлассное сочинение на тему войны и памяти | 1 | ||||
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ | ||||||
60 | Краткие сведения об А.Т. ТВАРДОВСКОМ. «За далью — даль» (главы из поэмы). История создания поэмы Анализ первой главы. | 1 | Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского. | Анализ поэтического текста | ||
61 | А.Т. ТВАРДОВСКИЙ. «За далью — даль Россия на страницах поэмы. Анализ главы «Огни Сибири» | 1 | Лирический герой ,авторская позиция | |||
В.Г. РАСПУТИН | ||||||
62 | Краткие сведения о В.Г. РАСПУТИНЕ XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика рассказа «Уроки французского». | 1 | Теория литературы: Конфликт, сюжет, портрет ,эпизод, художественная идея | Развернутый ответ на проблемный вопрос ( Подготовка к ЕГЭ – С5.1, | ||
63 | «Уроки французского» Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. | 1 | С5.2, С5.3) Осмысление проблематики произведения | |||
64 | Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества. | 1 | ||||
65 | Итоговое тестирование | 1 | ||||
Из зарубежной литературы | ||||||
66 | Эпоха Возрождения. Краткие сведения о У. ШЕКСПИРЕ. История сюжета и прототипы героев трагедии «Ромео и Джульетта ». | 1 | Теория литературы: Прототип, творческая история | Анализ драматичекск. Произведения теоретико-литературные понятия - В8– | ||
67 | Идеалы Возрождения в трагедии «Ромео и Джульетта».Проблематика трагедии. | 1 | трагедия (основные признаки жанра). | В12 | ||
68 | М. СЕРВАНТЕС Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. | 1 | Теория литературы: рыцарский роман, пародия . | Осмысление проблематики произведения | ||
69 | Позиция писателя.Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство. | 1 | ||||
70 | Итоговый урок | 1 |
IV.Содержание программы учебного предмета
Введение
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
.
Из устного народного творчества
Исторические песни: «Царь требует выдачи Разина», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Из древнерусской литературы
«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке: благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.
Из литературы ХVIII века
.
Г.Р. Державин
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Н.М. Карамзин
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Из литературы ХIХ века
Поэты пушкинского круга.
Предшественники и современники
В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое».
К.Н. Батюшков. «Судь6а Одиссея», «Мой гений».
Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...»
А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»).
Н.М. Языков. «Пловец».
А.С. Пушкин
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину» , «19 октября 1825 года», «Песня о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору).
М.Ю. Лермонтов
«Родина». Родина в произведениях поэта. Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).
Н.В. Гоголь
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.
«Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
И.С. Тургенев
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. «Стихотворения в прозе». Тематика, художественное своеобразие. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Н.А. Некрасов
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Тройка». Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.
Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века
А.А.Фет, П.А.Вяземский, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков и др.
А.Н.Островский
Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Л.Н. Толстой
Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Из литературы ХХ века
М. Горький
Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.
В. В. Маяковский
Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворений. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.
(сатира начала ХХ века)
Н.А. Тэффи. «Сон и чужие», М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «О6езьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
А. Грин
Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения.
В.П. Астафьев
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
А.Т. Твардовский
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: А.Т.Твардовского: «За далью-даль». Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора.
В.Г. Распутин
Основные вехи биографии писателя. ХХ век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Из зарубежной литературы
У. Шекспир
Краткие сведения о писателе. Темы и мотивы сонетов. Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах Шекспира. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.
М. Сервантес
Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ дон Кихота. Позиция писателя. Тема дон Кихота в русской литературе, донкихотство.
Э.Т.А. Гофман
Краткие сведения о писателе.Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик».
Дж. Г. Байрон
Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Стихи «наполеоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С французского») с более подробной характеристикой одного стихотворения. Дж. Г. Байрон в России.
Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
«В темном лесе, темном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...» , Ивушка, ивушка, зеленая моя!..»
Из древнерусской литературы
Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».
Из литературы ХIХ века
И.А. Крылов. «Кошка и Соловей»; В.А.Жуковский. «Кубок»; К.Ф. Рылеев. «Державин»; П.А.Вяземский. «Тройка»; Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза»; А.С. Пушкин. «Муза, 3олото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил…»; М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека», «Маскарад», Н.В. Гоголь. «Портрет»; И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь»; Н.А. Некрасов. «Коробейники», «Душно! без счастья и воли...», «Ты всегда хороша несравненно...», «Дедушка»; А.А. Фет. «На заре ты ее не буди...», «Буря на небе вечернем...», «Я жду... Соловьиное эхо»; Л.Н. Толстой. «Холстомер».
Из литературы ХХ века
М. Горький. «Сказки об Италии»; А.А. Ахматова. «Вечером», «Вечерние столы, часы перед столом...», «Проводила друга до передней...»; М.И. Цветаева. «Генералам 1812 года»; С.А. Есенин. «Письмо матери»; Б.Л. Пастернак. «Быть знаменитым некрасиво…»; А. Грин. «Бегущая по волнам»; В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель»; Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Лида»; В. Шаламов. «Детский сад»; В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин», «Волки»; В.Ф. Тендряков. «Весенние перевертыши»; Д.С. Лихачев. «3аметки о русском».
Из зарубежной литературы
В. Гюго. «Девяносто третий год».
V.Формы и средства контроля
В течение учебного года планируется провести:
сочинений классных 4, домашних 1, тестирование 2.
- Классное сочинение по творчеству Пушкина
- Классное сочинение по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»
- Классное сочинение по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»
- Классное сочинение на тему войны и памяти
VI. Перечень учебно-методических средств обучения.
Для учащихся:
- Ботвинник М., Коган Б.М. Мифологический словарь. – М.: Просвещение, 85
- Меркин Г.С, Литература: 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: в 3 ч. - М.:ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
- Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим. 8 класс – М.: 2006
- Сухарев – Дериваз К., Выборнова В.Ю. Вокруг тебя - Мир. 8 класс. М.: ООО Гендальф», 2000
Для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. - М.: Просвещение, 2008.
2. Золотарева И.В., Крысова Т.Д. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М,: ВАКО, 2004.
3. Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. - М.: Просвещение, 2008.
4. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
5. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
6. Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. - М.: Русское слово, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 5 класс по Меркину Г.С.
Программа разработана на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по литературе 5 класс.Авторы: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, 2008 год.Рабочая прогр...
Рабочая программа по литературе. 8 класс ( по программе Г.С. Меркина )
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин). ...
Рабочая программа по литературе 6 класс программа Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 6 класса по УМК Г.С.Меркина рассчитана на 105 часов в год...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин
Рабочая программа по литературе. 7 класс. УМК Меркин...
Рабочая программа по литературе ( 7 класс). УМК Меркин Г.С.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов ( 2 часа в неделю)...