рабочая программа по литературе 9 класс Г.С. Меркин
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме
Рабочая программа для 9 класса составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы: авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_rabochaya_programma_liter._9_kl._merkin.doc | 328 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Литература обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно- эстетическим ценностям нации и человечества. Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе программы по литературе для 5-11классов общеобразовательной школы: авторы-составители Г.С. Меркин, С.А. Зенин, В.А. Чалмаев, допущенная Министерством образования РФ, 2010 года. Рабочая программа по литературе опирается на федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.
Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
В 9 классе литературного образования является переходным, так как в 9 классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса. Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса. Она составлена с учётом преемственности с программой средней школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжить работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений.
Основная задача курса литературы в целостном восприятии и понимании художественного произведения, формировании умения анализировать и интерпретировать художественный текст, развитии художественного вкуса, необходимых историко и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Изучение литературы направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко- литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, 102 часа. Количество часов контрольных работ: домашних сочинений - 3, классных сочинений - 4.
Виды и формы контроля:
Уровень и количество часов, общее количество контрольных работ | 9 класс 3 |
Базовый (А) | |
Классное сочинение | 5 |
Домашнее сочинение | 1 |
В данную рабочую программу не были внесены изменения в связи с тем, что учебная программа соответствует количеству часов, отводимых для изучения отдельных разделов курса.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- Осознанное творческое чтение художественного текста; ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- Заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- Анализ и интерпретация произведения;
- Составление планов и написание отзывов и рецензий о произведениях;
- Целенаправленный поиск информации на основе знания её источников и умения работать с ними.
Учебный предмет «Литература» - одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает всё богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета — важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. В этом направлении приоритетами эля учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
- выделение характерных причинно-следственных связей;
- сравнение и сопоставление;
- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
- самостоятельное выполнение различных творческих работ:
- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развёрнутом виде;
- умение перефразировать мысль, выбор и использование средств языка;
- составление плана, тезиса, конспекта;
- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
- самостоятельная организация учебной деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Своеобразие изучения литературы в 9 классе: изучение историко-литературного процесса, литературных напрвлений, школ, движений. Периодизация литературного процесса. Связь литературы и истории, этические и эстетические взгляды.
Программа включает несколько разделов:
1. титульный лист;
2. пояснительная записка;
3. требования к уровню подготовки учащихся;
4. календарно-тематическое планирование (учебно-тематический план);
5. содержание программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
6. формы и средства контроля;
7. перечень учебно-методических средств обучения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относится:
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути писателей
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
- Художественная литература как искусство слова.
- Художественный образ.
- Фольклор. Жанры фольклора.
- Литературные роды и жанры.
- Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
- Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
- Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, определения своего круга чтения и оценки литературных произведений, поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка, без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
Введение | 2 | 1 неделя сентябрь | ||
Из зарубежной литературы У. ШЕКСПИР, Ж.Б. МОЛЬЕР, И.В. ГЁТЕ | 7 | 2-3 нед сентябрь | ||
Из древнерусской литературы Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве»: | 3 | 1 нед сентябрь | ||
Из литературы XVIII века А.Н. РАДИЩЕВ | 2 | 1 нед октябрь | ||
Р.речи Классное сочинение №1 | 2 | 5.10-810 | ||
Из литературы XIX века А.С. ГРИБОЕДОВ | 5 | 1-2 нед октябрь | ||
Р.речи Классное сочинение №2 | 2 | 22.10-23.10 | ||
Из литературы XIX века А.С. ПУШКИН | 14 | 4-5 нед Октябрь-декабрь | ||
Р.речи Классное сочинение №3 | 2 | 14.12-17.12 | ||
Вн. чтение | 1 | 18.12 | ||
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ | 7 | 3-4 нед Декабрь-январь | ||
Вн. чтение | 1 | 21.01 | ||
Р.речи Классное сочинение №4 | 2 | 22.01-25.01 | ||
Тестирование по типу ГИА | 2 | 28.01-29.01 | ||
Н.В. ГОГОЛЬ | 9 | 3 нед. февраль | ||
Р.речи Классное сочинение №5 | 2 | 22.02-25.02 | ||
Ф.И. ТЮТЧЕВ | 2 | 1 нед. Февр.-март | ||
А.А. ФЕТ | 2 | 4.03-5.03 | ||
Н.А. НЕКРАСОВ | 1 | 1 нед. март | ||
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ | 2 | 1 нед март | ||
Л Н ТОЛСТОЙ | 2 | 1 нед март | ||
Вн. чтение | 1 | 19.03 | ||
Из литературы XX века. Обзор | 1 | 22.03 | ||
М. ГОРЬКИЙ | 3 | 1 нед март | ||
Из поэзии Серебряного века | 3 | 1 нед. апрель | ||
Вн. чтение | 1 | 8.04 | ||
Р.речи Подготовка к домашнему сочинению №1 | 2 | 9.04-12.04 | ||
М.А. БУЛГАКОВ | 3 | 1 нед. апрель | ||
«Война. Жесточе нету слова...» М.А. ШОЛОХОВ | 3 | 1 нед. апрель | ||
В.В. БЫКОВ | 3 | 1 нед. апрель-май | ||
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ | 2 | 1 нед. май | ||
А.И. СОЛЖЕНИЦЫН | 4 | 1-2 нед. май | ||
Тестирование по типу ГИА | 1 | 17.05 | ||
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ | 2 | 20.05-21.05 | ||
Итоговый урок | 1 | 24.05 |
Содержание программы учебного предмета
Введение
Развитие литературы от устного народного творчества до литературы 20 века.
Из зарубежной литературы.
У. Шекспир «Гамлет». Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедий. Высокое и низкое, сиюминутное и общечеловеческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». Центральный конфликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве XX века Связь с другими искусствами: трагедия «Гамлет» на театральных сценах мира и в кино.
Ж.Б.Мольер Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера (обзор). Тематика и проблематика комедий Мольера. Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии». Связь с другими искусствами: комедии Ж.Б. Мольера на сценах русских театров и в кино
И.В. Гете Краткие сведения о поэте. И.В. Гёте — выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» — вершина философской литературы. Чтение и характеристика отдельных фрагментов: трагедии. И.В. Гёте в России. Связь с другими искусствами: «Фауст» в музыке, живописи, кино.
Древнерусская литература.
«Слово о полку Игореве». Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве»: история написания и публикации, основная проблематика, система образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных); центральная идея, значение «Слова...» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли; сила, героизм, мудрость, верность, любовь к родине. Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове...». Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными фрагментами. Книжная выставка «Слово...» в истории русского книгопечатания».
Из литературы 18 века.
А.Н. РАДИЩЕВ
Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербург, в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева...». Основная проблематика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности; антикрепостническая направленность «Путешествия...»; человек и государство; писатель и власть).
Из литературы 19 века.
А.С. ГРИБОЕДОВ
Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, госуарственный деятель, дипломат. Комедия «Горе от ума».Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка образов. Комедия в истории культуры России. Комедия в русской критике (Гончаров и Писарев «Горе от ума»). Человек и государство, проблема идеала,нравственная проблематика. Художественное богатство комедии. Современные дискуссии о комедии. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, - прослушивание «Вальса» А.С. Грибоедова.
А.С. ПУШКИН
Творческая биография А.С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики, тема поэта и поэзии: «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», Пророк», «Анчар», «K***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»; романтическая поэма «Цыганы». Художественные особенности поэмы — время, пространство, персонажи, язык; основная проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий времени. Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и характеров «Повестей...». Центральная проблематика. Пробуждение в читателе «чувств добрых» — нравственная позиция писателя. Реализм прозы А.С. Пушкина. Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история, основная проблематика и система образов. Образ автора в романе. «Энциклопедия русской жизни». Художественные открытия в «Евгении Онегине». В.Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе. Комментарии к роману. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями, рисунки А.С. Пушкина.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Творческая биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть Поэта». Образ поэта в представлении М.Ю. Лермонтова: стихотворение «Поэт». Темы и мотивы лирики: «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «И скучно и грустно», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»). Роман «Герой нашего времени»: обсуждение первичных представлений; сюжет, фабула, композиция. Гражданская активность и смысл жизни, светская жизнь и светские представления, позиция писателя. Внутренняя связь проблематики романа с лирикой поэта. Художественное совершенство романа. Печорин и другие персонажи. Место и роль двух предисловий. Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». В.Г. Белинский о романе. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями.
Н.В. ГОГОЛЬ
Творческая биография Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» (главы из поэмы): образы помещиков, новый тип героя, отношение писателя изображаемым явлениям, помещичий и чиновничий быт в изображении Н.В. Гоголя, художественное своеобразие произведения. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики: «С поляны коршун поднялся...», «Как весел грохот летних бурь...» и три стихотворения по выбору. Вечные темы и мотивы, нравственная позиция поэта, лирика размышлений и философская лирика. Художественное своеобразие стихотворений.
А.А. ФЕТ
Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. Лирика любви, природа и человек: «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу...», «Какая грусть!..». Художественное своеобразие стихотворений. Связь с другими искусствами: час эстетического воспитания «Песни и романсы на стихи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета».
Н.А. НЕКРАСОВ
Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова». Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ
Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в повести, характеристика образов повести, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь.
Л Н ТОЛСТОЙ
Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа.
Из литературы 20 века.
Своебразие литературного процесса первой четверти 20 века.
М. ГОРЬКИЙ
Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего М. Горького. Рассказы: «Челкаш», «Двадцать шесть и одна» или «Супруги Орловы» — по выбору. Основной конфликт: люди «дна» и проблема человека и человеческого; художественная идея. «Песня о Буревестнике».
Из поэзии Серебряного века
Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой). Основные темы и мотивы. Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей, записей мастеров художественного слова, авангардизм и модернизм в живописи, музыка на стихи поэтов Серебряного века, поэты Серебряного века в живописи; творческие работы учащихся (конкурс художников-иллюстраторов).
М.А. БУЛГАКОВ
Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Основная проблематика и образы. Литература и история; нарицательный персонаж (Шариков, Швондер). Предшественники булгаковских персонажей в русской литературе XIX века. Пафос произведения и авторская позиция.
«Война. Жесточе нету слова...»
М.А. ШОЛОХОВ
Основные вехи биографии. Русский характер в изображении М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роли сюжета и композиции в создании художественной идеи. Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. Связь рассказа «Судьба человека» с военным очерком «Наука ненависти». Связь с другими искусства: творческие работы учащихся, экранизация произведений
В.В. БЫКОВ
Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.
А.Т. ТВАРДОВСКИЙ
Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...». Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. Художественное своеобразие лирики Твардовского о войне.
А.И. СОЛЖЕНИЦЫН
Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в творческой судьбе А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения. Реалии и обобщение в рассказе. Традиции Н.А. Некрасова в «Матренином дворе». Образы Матрены и рассказчика. Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль».
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ
Авторская песня — новое явление в русской поэзии XX века. Судьбы российских бардов. Основные темы и мотивы авторской песни.
Военная тема в поэзии Б.Ш. Окуджавы и B.C. Высоцкого. Связь с другими искусствами: авторская песня на эстраде и телевидении; сценическая и театральная судьба В. Высоцкого
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Галузина Л.В. Уроки литературы в 9 классе. Развернутое планирование.- Ярославль. Академия развития, академия Холдинг, 2003г.
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе.- М.: «ВАКО», 2004г.
- Золотарева И.В. Поурочные разработки по литературе. 9 класс.- М: «ВАКО», 2004г.
- Квятковский А.Т. Школьный поэтический словарь.- М.: «Дрофа», 2000г.
- Кучина Т.Г. Контрольные и проверочные работы по литературе. 9-11 классы.- М.: «Дрофа», 1997г.
- Смирнов А.А. Пособие по русской литературе.- М.: Издательство МГУ, 1994г.
- Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста.- М.: «Просвещение», 2002г.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрено на заседании Согласованно Утверждаю
ШМО учителей русского языка Зам. директора по УВР Директор МБОУ «СОШ№13»
и литературы,
протокол № от 2013 _______________Паршина Т.В ____________Солдатова Т.В .
Календарно-тематическое планирование по литературе
для 9 «Г» класса
(базовый уровень)
Башкатова Юлия Ивановна,
учитель русского языка и литературы
Губкин 2013
№ Дата проведения | Фактич. дата | Тема урока | Теория литературы | Развитие речи | Подготовка к ГИА и ЕГЭ | Возможные виды внеурочной деятельности/ Материал учебника |
3.09 | Введение Подведение итогов изучения литературы в средних классах. Своеобразие изучения литературы в 9 классе; историко-литературный процесс. Литературные направления, школы, движения. | литературная ситуация, историко-литературный процесс, литературное направление. | запись выводов, составление тезисов. | с.3 | ||
4.09 | Периодизация литературного процесса. Развитие литературы от устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы XVIII к XIX и XX векам. Литература и история; этические и эстетические взгляды. | ИКТ презентация | С.28-классицизм С.85-романтизм, | |||
7.09 | Из зарубежной литературы У. ШЕКСПИР (обзор) Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедий. Высокое и низкое, сиюминутное и общечеловеческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». | трагедия. | различные типы чтения и пересказа; дискуссия. | |||
10.09 | Центральный конфликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве XX века. | ИКТ презентация | ||||
11.09 | Ж.Б. МОЛЬЕР Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера (обзор). | |||||
14.09 | Тематика и проблематика комедий Мольера. | |||||
17.09 | Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии. | |||||
18.09 | И.В. ГЁТЕ Краткие сведения о поэте. И.В. Гёте — выдающийся деятель немецкого | литература эпохи Просвещения. | ИКТ презентация | |||
21.09 | Просвещения. «Фауст» — вершина философскоь литературы. Чтение и характеристика отдельных фрагментов: трагедии. И.В. Гёте в России. | |||||
24.09 | Из древнерусской литературы Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве»: история написания и публикации, | жанр слова в древнерусской литературе, плач как прием и жанровое образование. | различные виды чтения, изложение с элементами сочинения. | ГИА Компл. работа с текстом | С.6-28, 160-223 час эстетического воспитания «Слово...» в истории русской культуры». | |
25.09 | Основная проблематика, система образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных); центральная идея, значение «Слова...» в истории русской литературы и культуры. Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове...». | ГИА, часть А | ||||
28.09 | Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли; сила, героизм, мудрость, верность, любовь к родине. | ГИА, часть В | ||||
1.10 | Из литературы XVIII века А.Н. РАДИЩЕВ Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербург, в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева...» | жанр путешествия. | Для заучивания наизусть Г.Р. Державин. Одно-два стихотворения — по выбору. | С.68-76 Для домашнего чтения М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величии...» библиотечный урок «Судьба книги«Путешествие из Петербурга в Москву» | ||
2.10 | Основная проблематика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности; антикрепостническая направленность «Путешествия...»; человек и государство; писатель и власть). | ГИА Компл. работа с текстом | ||||
5.10 | Р.речи Подготовка к классному сочинению№1 по литературе 18 века | ГИА Компл. раб. с текстом | ||||
8.10 | Р.речи. Сочинение по теме «литературы XVIII века» | |||||
9.10 | Из литературы XIX века А.С. ГРИБОЕДОВ Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, госу- арственный деятель, дипломат. Комедия «Горе от ума». Творческая история.. | комедия в стихах, элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия). | Для заучивания наизусть А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (отрывок по выбору). | С. 104-129, с. 271-342 заочная литературно-краеведческая экскурсия «Дорогами А.С. Грибоедова. дискуссионный клуб: «Актуальна ли сегодня грибоедовская комедия?» | ||
12.10 | Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка образов. Комедия в истории культуры России | |||||
15.10 | Комедия в русской критике (Гончаров и Писарев «Горе от ума»). | ИКТ | ||||
16.10 | Человек и государство, проблема идеала, нравственная проблематика. | |||||
19.10 | Художественное богатство комедии. Современные дискуссии о комедии | ГИА, часть А | ||||
22.10 | Р.речи Подготовка к классному сочинению №2 по творчеству А.С. Грибоедова | ГИА Компл. работа с текстом | ||||
23.10 | Р.речи Классное сочинение по творчеству А.С. Грибоедова | |||||
26.10 | А.С. ПУШКИН Творческая биография А.С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики, | романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма (повторение, развитие и углубление представлений); реализм. | Для заучивания наизусть А.С. Пушкин. Одно из стихотворений. | С.3-18,с.31,39,41,47 С.211-243 Для домашнего чтения А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Анчар», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». час поэзии «Любимое стихотворение А.С. Пушкина», литературный вечер! «Мой Пушкин», читательская конференция «Венок Пушкину». | ||
29.10 | Тема поэта и поэзии: «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», Пророк», «Анчар», «K***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»; | |||||
30.10 | Романтическая поэма «Цыганы». Художественные особенности поэмы — время, пространство, персонажи, язык; основная проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий времени. | ГИА Компл. работа с текстом | ||||
2.11 | Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и характеров «Повестей...». | |||||
12.11 | Центральная проблематика «Повестей… | |||||
13.11 | Пробуждение в читателе «чувств добрых» — нравственная позиция писателя. Реализм прозы А.С. Пушкина. | ГИА Компл. работа с текстом | ||||
16.11 | Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история | ГИА Компл. работа с текстом | С.75-97 | |||
19.11 | Основная проблематика и система образов. | |||||
20.11 | Основная проблематика и система образов. | ГИА, часть А | ||||
23.11 | Образ автора в романе. | |||||
26.11 | «Энциклопедия русской жизни». | ИКТ презентация | ||||
27.11 | Художественные открытия в «Евгении Онегине». | ИКТ | ГИА Компл. работа с текстом | |||
30.11 | В.Г. Белинский о романе. | различные виды чтения, пересказа и комментария | ||||
11.12 | Современные дискуссии о романе. Комментарии к роману. | ИКТ презентация | ||||
14.12 | Р.речи Подготовка к классному сочинению №3 по творчеству А.С.Пушкина | ГИА Компл. раб. с текстом | ||||
17.12 | Р.речи Написание классно осочинения | |||||
18.12 | Вн. чтение. Экранизация Пушкинских произведений. | ИКТ | ||||
21.12 | М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Творческая биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть Поэта». | романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула. | различные виды чтения, пересказа и комментария, цитатный план, письменный отзыв о стихотворении, сочинение Для заучивания наизусть М.Ю. Лермонтов. Одно из стихотворений. | ГИА, часть А | С. 97-122. с. 294-312 Для домашнего чтения М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Есть речи...», «Предсказание», «Молитва» ( «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). | |
24.12 | Образ поэта в представлении М.Ю. Лермонтова: стихотворение «Поэт». | |||||
25.12 | Темы и мотивы лирики: «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «И скучно и грустно», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»). | ГИА, часть А | ||||
28.12 | Роман «Герой нашего времени»: обсуждение первичных представлений; сюжет, фабула, композиция. | ИКТ | ГИА Компл. работа с текстом | С.122-142, с.312-363 | ||
14.01 | Гражданская активность и смысл жизни, светская жизнь и светские представления, позиция писателя. Внутренняя связь проблематики романа с лирикой поэта. | |||||
15.01 | Художественное совершенство романа. Печорин и другие персонажи. Место и роль двух предисловий. | различные виды пересказа и комментария | ||||
18.01 | Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». В.Г. Белинский о романе. | |||||
21.01 | Вн. чтение. Экранизация творчества М.Ю.Лермонтова | ИКТ | ||||
22.01 | Р.речи Подготовка к классному сочинению №4 по творчеству М.Ю. Лермонтова | |||||
25.01 | Р.речи Написание классного сочинения по творчеству М.Ю. Лермонтова | |||||
28.01 | Тестирование по теме «Литература 19 века» | по типу ГИА | ||||
29.01 | Тестирование по теме «Литература 19 века» | по типу ГИА | ||||
1.02 | Н.В. ГОГОЛЬ Творческая биография Н.В. Гоголя. | развитие реализма. | различные виды пересказа, составление словаря языка персонажа, составление тезисов, сочинение с элементами характеристики художественно-выразительных средств. | С.143-180 С.364-404 Для домашнего чтения Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет». час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин», вечер в литературной гостиной «Гоголь шутит, Гоголь смеется, Гоголь...», защита рефератов «Биография и творчество Н.В. Гоголя». | ||
4..02 | Поэма «Мертвые души» (главы из поэмы) своеобразие произведения. | ГИА, часть А | ||||
5.02 | Поэма «Мертвые души» (главы из поэмы): образы помещиков. | |||||
8.02 | Помещичий и чиновничий быт в изображении Н.В. Гоголя | |||||
11.02 | Помещичий и чиновничий быт в изображении Н.В. Гоголя | |||||
12.02 | Новый тип героя в поэме «Мертвые души» | |||||
15.02 | Отношение писателя к изображаемым явлениям | |||||
18.02 | Художественное своеобразие произведения | различные виды пересказа и комментария | ||||
19.02 | Литературная гостиная «Гоголь…» | |||||
22.02 | Р.речи Подготовка к классному сочинению №5 по творчеству Н.В.Гоголя | ГИА Компл. раб. с текстом | ||||
25.02 | Р.речи Написание классного сочинения по творчеству Н.В.Гоголя | |||||
26.02 | Ф.И. ТЮТЧЕВ Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики: «С поляны коршун поднялся...», «Как весел грохот летних бурь...» и три стихотворения по выбору. Вечные темы и мотивы, нравственная позиция поэта, лирика размышлений и философская лирика. | философская лирика | выразительное чтение, чтение наизусть. Для заучивания наизусть Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов. Два-три стихотворения — по выбору. | С.193-194 Для домашнего чтения Ф.И.Тютчев. «Цицерон», «Осенний вечер», «Еще томлюсь тоской желаний...», «Над этой темною толпою...», «Она сидела на полу...». | ||
1.03 | Художественное своеобразие стихотворений Ф. М.Тютчева. | ГИА Компл. работа с текстом | ||||
4.03 | А.А. ФЕТ Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. Лирика любви, природа и человек: «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу...», «Какая грусть!..». | медитативная лирика. | выразительное чтение, чтение наизусть. | ГИА, часть А | С.193-194 | |
5.03 | Художественное своеобразие стихотворений. | Анализ поэтич. текста | ||||
8.03 | Н.А. НЕКРАСОВ Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова». | гражданская лирика. | выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение. | ГИА Компл. работа с текстом | С.194-196 Для домашнего чтения Н.А. Некрасов. «Я не люблю иронии твоей...», «Ты всегда хороша несравненно», «Кому на Руси жить хорошо» (гл. «Крестьянка» | |
11.03 | Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в повести, характеристика образов повести, позиция писателя.. | различные виды пересказа, сочинение с элементами сопоставления, «Маленький человек» в изображении Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского». | Для домашнего чтения Ф.М. Достоевский. «Белые ночи». | |||
12.03 | Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь | ГИА, часть А | ||||
15.03 | Л Н ТОЛСТОЙ Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность» | различные виды пересказа, сложный план, устное сочинение, формулировка тем сочинений учащимися. | ГИА Компл. работа с текстом | Для домашнего чтения А.П. Чехов. «Душечка», «Дама с собачкой». | ||
18.03 | Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа. | |||||
19.03 | Вн. чтение. Экранизация произведений Л.Н.Толстого | |||||
22.03 | Из литературы XX века Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм). | Для домашнего чтения И.А. Бунин. «Жизнь Арсенъева. Юность» | ||||
25.03 | М. ГОРЬКИЙ Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего М. Горького. Рассказы: «Челкаш», «Двадцать шесть и одна» или «Супруги Орловы» — по выбору. | романтическое и реалистическое движение, новый тип героя. | различные виды чтения и пересказа, сложный план характеристики персонажа. | ГИА Компл. работа с текстом | С.201-202 | |
26.03 | Основной конфликт: люди «дна» и проблема человека и человеческого; художественная идея. | |||||
| «Песня о Буревестнике». Художественная идея. | ГИА, часть А | ||||
1.04 | Из поэзии Серебряного века Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А. Блока, С. Есенина) Основные темы и мотивы. | авангардизм, модернизм, фольклор и литература. | различные виды чтения Для заучивания наизусть А.А. Блок, С.А. Есенин, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова, А.Т. Твардовский (по выбору). | С.202-206 Для домашнего чтения А.А. Блок. «Россия», «Скифы». час эстетического воспитания | ||
2.04 | Многообразие поэтических голосов эпохи (В. Маяковского, М). Основные темы и мотивы. | |||||
5.04 | Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой). Основные темы и мотивы. | ГИА, часть А | ||||
8.04 | Вн. чтение. Литературная гостиная | Анализ поэтич. текста | ИКТ | |||
9.04 | Р.речи Подготовка к домашнему сочинению№1 | |||||
12.04 | Р.речи Подготовка к домашнему сочинению | |||||
15.04 | М.А. БУЛГАКОВ Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Основная проблематика и образы. | сатира, сарказм. | различные виды пересказа, сочинение в виде развернутой рецензии. | С.206 | ||
16.04 | Литература и история; нарицательный персонаж (Шариков, Швондер). | |||||
19.04 | Предшественники булгаковских персонажей в русской литературе XIX века. Пафос произведения и авторская позиция. | |||||
22.04 | «Война. Жесточе нету слова...» М.А. ШОЛОХОВ Основные вехи биографии. Русский характер в изображении М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роли сюжета и композиции в создании художественной идеи. | различные виды пересказа; цитатный план, сочинение-рассуждение. | ГИА Компл. работа с текстом | С.207 Для домашнего чтения «Донские рассказы». | ||
23.04 | Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. | ГИА, часть А | ||||
26.04 | Связь рассказа «Судьба человека» с военным очерком «Наука ненависти». | |||||
29.04 | В.В. БЫКОВ Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». | ГИА Компл. работа с текстом | устный журнал «А на войне, как на войне...» | |||
30.04 | Проблематика повести. | |||||
3.05 | Любовь и война. Образы Ивана и Джулии. | |||||
6.05 | А.Т. ТВАРДОВСКИЙ Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...». Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. | выразительное чтение, чтение наизусть, цитатный план. | С.208 час поэзии «Мои любимые стихи | |||
5.05 | Художественное своеобразие лирики Твардовского о войне. | |||||
7.05 | А.И. СОЛЖЕНИЦЫН Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в творческой судьбе А.И. Солженицына. | реальное и символическое. | тезисы для выступления по проблеме «Традиции Н.А. Некрасова в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор ». | ГИА Компл. работа с текстом | ||
10.05 | А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения. Реалии и обобщение в рассказе. | ГИА, часть А | ||||
13.05 | Традиции Н.А. Некрасова в «Матренином дворе». Образы Матрены и рассказчика. | |||||
14.05 | Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль». | |||||
17.05 | Тестирование | по типу ГИА | ||||
20.05 | АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ Авторская песня — новое явление в русской поэзии XX века. Судьбы российских бардов. | дискуссия; сообщения; составление сценария литературно-музыкальной композиции. | литературно-музыкальная композиция; поэтический театр; литературный вечер. | |||
21.05 | Основные темы и мотивы авторской песни. Военная тема в поэзии Б.Ш. Окуджавы и B.C. Высоцкого. | |||||
24.05 | Итоговый урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 10 класса по программе Г.С.Меркина, Чалмаева В.А.
Рабочая программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (профил...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
Рабочая программа по литературе в 5 классе по программе Г.С.Меркина «Литература, 5 – 8 классы», 2012 год
Рабчая программа по литературе составлена на основе программы Г.С.Меркина "Литература 5 - 9 класс". В данной программе представлены 3 раздела: 1) Пояснительная записка с планируемыми результ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...