Рабочая программа 9 класс литература 102 часа
рабочая программа по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока | Количество часов | Элементы содержания урока | Виды контроля | Планируемые результаты | Домашнее задание | Примечание (с применением ОЭР и ДОТ) |
Введение | ||||||
1. Литература и её роль в духовной жизни человека. | Работа с понятием «литература как искусство слова»; смысловое чтение и анализ статьи в учебнике. | Тестирование | Метапредметные Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению | |||
Из древнерусской литературы | ||||||
2.Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. История открытия памятника «Слово о полку Игореве». | Смысловое чтение и анализ текстов статьи в учебнике и произведения с привлечением литературоведческих понятий. Работа с понятиями «автор», «жанр», «герой», «идея», «древнерусская литература», смысловое чтение и анализ статьи в учебнике. | Практикум. Выписать средства художественной выразительности из «Слова…» | Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинноследственные связи. Коммуникативные: строить монологические высказывания Личностные: формирование целостного представления об историческом прошлом Руси | |||
3.Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов. | Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий. | Подготовка к домашнему сочинению. | Уметь выступать с устным сообщением, выделять изобразительные средства и определять их роль в художественном тексте | |||
Из литературы XVIII века | ||||||
4.Общая характеристика литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма. | Работа с понятием «классицизм»; смысловое чтение и анализ статьи в учебнике. | Лекция, практикум | Знать литературные направления, признаки классицизма Уметь создавать устные и письменные тексты на заданную тему | |||
5.М.В. Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «Вечернее размышление…». Особенности содержания и формы произведения. | Слово о поэте. Работа с понятием «ода». Смысловое чтение и анализ текста оды с привлечением литературоведческих понятий. | Беседа, практикум | Знать биографию поэта, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | наизусть | ||
6.«Ода на день восшествия…» Прославление мира науки, просвещения в поэзии Ломоносова. | Работа с понятием «композиция». Смысловое чтение и анализ текста оды с привлечением литературоведческих понятий. | Чтение наизусть | Знать биографию поэта. Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | наизусть | ||
7.Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям» Тема несправедливости сильных мира сего. | Слово о поэте. Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий. | Работа с учебником | Знать биографию поэта. Уметь выступать с устным сообщением, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
8.Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина. | Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий. | Текущий: Выразит. чтение. Письменные ответы на вопросы пересказ | Знать основные положения классицизма, история создания произведения, жанровое своеобразие литературного направления, Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | |||
9.Н.М. Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. | Слово о писателе. Работа с понятием «сентиментализм»; смысловое чтение и анализ статьи в учебнике. | Текущий: Выразит. чтение. Письменные ответы на вопросы, выборочный пересказ | Знать биографию писателя, , жанровое своеобразие, проблематику. Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме | |||
10.«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Утверждение общечеловеческих ценностей. | смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий. | Устное тестирование | Знать содержание произведения, жанровые особенности Уметь самостоятельно отбирать необходимую информацию | |||
11.Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя | Смысловое чтение и анализ текста. | Выразит. чтение. Письменные ответы на вопросы пересказ | Знать содержание произведения, жанровые особенности Уметь самостоятельно отбирать необходимую информацию | |||
12.Р.р.Классное сочинение (1)«Литература XVIII века в восприятии современного читателя». | Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий. | Сочинение | Знать литературные направления конца XVIII века | |||
Из русской литературы XIX века. | ||||||
13.Золотой век русской литературы (обзор) Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Романтизм, реализм. | Работа с понятием «романтизм»; смысловое чтение и анализ статьи в учебнике. | Составление конспекта или плана лекции. | ||||
14.В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. | Слово о поэте. Работа с понятиями «элегия», «композиция», «автор», «лирический герой». Смысловое чтение и анализ текста произведения по плану с привлечением литературоведческих понятий. | Выразительное чтение. | Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | |||
15.Жуковский «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. | Смысловое чтение и анализ текста произведения по плану с привлечением литературоведческих понятий. | Анализ поэмы. Выразительное чтение. | Научиться аргументировать свою точку зрения | Подготовить доклад «Жизнь и творчество А.С.Грибоедова»; 2) «А.С. Грибоедов – дипломат» (индивид.задание) Чтение статьи учебника с.129-135 | ||
16.А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. | Работа с понятиями «баллада», «фольклоризм литературы» (развитие представлений). Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий. | План лекции. | Научиться понимать, выразительно читать текст комедии; производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста | Подготовить выразительное чтение комедии; | ||
17.«Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции. Действие I комедии. | Смысловое чтение и анализ образа героини по плану с привлечением литературоведческих понятий. | Чтение и анализ ключевых сцен комедии. Тест. | Научиться анализировать текст комедии с позиции ее идейно-тематической направленности | |||
18.Фамусовская Москва в комедии. Тематический подбор цитат из текста произведения | Смысловое чтение и анализ статьи в учебнике. | Тематический подбор цитат из текста произведения | Научиться выявлять особенности развития комедийной интриги | |||
19.Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. | Работа с понятиями «комедия», «конфликт». Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий. | Беседа. Монологический ответ учащихся. Чтение наизусть. | Научиться сопоставлять литературных героев с их прототипами | |||
20.Чацкий в системе образов комедии. | Смысловое чтение и анализ текста произведения, образа героя по плану с привлечением литературоведческих понятий. | Анализ эпизода драматического произведения. | Знать содержание произведения Уметь обосновывать в устной и письменной форме ответы на поставленные вопросы, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
21.Общечеловеческое звучание образов персонажей. | Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий. | Беседа. Монологический ответ учащихся. | Знать содержание произведения Уметь использовать мультимедийные и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации | |||
22.Язык комедии. Преодоление канонов классицизма. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». | Смысловое чтение и анализ текста | Анализ эпизода драматического произведения | Уметь отбирать литературный материал по выбранной теме, грамотно изложить материал, анализировать место и роль отдельного эпизода в произведении, самостоятельно редактировать текст | |||
23.И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Подготовка к сочинению по комедии «Горе от ума». | «Горе от ума» в зеркале русской критики. | Составление плана, подбор материалов | Знать содержание статьи Гончарова «Мильон терзаний» Уметь самостоятельно редактировать текст | |||
24-25.Р.р. Классное сочинение обучающего характера по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». | 2 | Композиция сочинения. Работа по развитию речи | Составление плана, подбор материала и написание сочинения | |||
26.А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в лирике Пушкина. | Работа с понятием «элегия». Смысловое чтение и анализ текста статьи в учебнике. | Беседа. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | |||
«27.К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина: «К морю», «Анчар». | Смысловое чтение и анализ текстов произведений по плану с привлечением литературоведческих понятий. | Анализ лирики. | Знать жанровое своеобразие стихов Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
28.Любовь как гармония душ в интимной лирике Пушкина: «На холмах Грузии...», «Я вас любил». | Смысловое чтение и анализ текстов произведений по плану по плану с привлечением литературоведческих понятий. | Анализ любовной лирики. Чтение наизусть. | Знать историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
29.Р/р. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина: «Пророк», «Я памятник себе воздвиг...» Обучение анализу лирического стихотворения. | анализу лирического стихотворения | Чтение и письменный анализ стихотворения. | Уметь обосновывать в устной и письменной форме ответы на поставленные вопросы, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
30.Контрольная работа по лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике Пушкина. | Композиция эссе. Работа по развитию речи | тест | Уметь обосновывать в устной и письменной форме ответы на поставленные вопросы, выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
31.А.С. Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Индивидуалистический характер Алеко. | Смысловое чтение и анализ текста произведения по плану с привлечением литературоведческих понятий. Проект № 2. | Чтение и анализ | Знать основные положения романтизма как литературного направления Уметь выразительно читать | |||
32.А.С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания. Система образов романа. Сюжет. Онегинская строфа. | Работа с понятиями «роман в стихах» (начальные представления), «реализм» (развитие понятия), «онегинская строфа». Смысловое чтение и анализ текста статьи в учебнике. | Лекция. Комментирован-ное чтение | Знать направления в литературе XIX века, систему образов в романе Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | |||
33.Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | Работа с понятием «литературный тип». Смысловое чтение и анализ текста произведения, образов героев по плану с привлечением литературоведческих понятий. | Монологический ответ.Цитирование. Сравнительная характеристика. | Знать содержание романа Уметь выступать с устным сообщением, находить информацию по заданной теме | |||
34.Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий. | Беседа. | Знать содержание романа Уметь выступать с устным сообщением, находить информацию по заданной теме | |||
35.Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. | Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий. | Чтение наизусть. Беседа. | Знать содержание романа Уметь обосновывать в устной и письменной форме ответы на поставленные вопросы, передавать динамику чувств героя в выразительном чтении | |||
36.Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | Смысловое чтение и анализ текста статьи в учебнике. | Беседа. | Знать содержание романа Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
37.«Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа. Белинский, Писарев о романе. | «Евгений Онегин» в зеркале критики. | Составление цитатного или тезисного плана. | Знать содержание романа, Владеть навыками работы с различными источниками информации | |||
38-39.Р/р. Классное сочинение (2) по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | 2 | Композиция сочинения. Работа по развитию речи | Сочинение | Уметь создавать письменный текст на заданную тему и грамотно оформлять его | ||
40.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей трагедии. | Работа с понятием «трагедия» (развитие понятия). Смысловое чтение и анализ текста | чтение и анализ текста | Уметь создавать письменный текст на заданную тему и грамотно оформлять его | |||
41.М.Ю. Лермонтов: судьба и личность поэта. Мотивы вольности и одиночества в лирике. «Нет, я не Байрон...», «Молитва». | Смысловое чтение и анализ текста статьи в учебнике. | Лекция. Анализ и выразительное чтение стихотворений. | Знать содержание драмы Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
42.Образ поэта-пророка в лирике: «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк». | Смысловое чтение и анализ текста произведения по плану с привлечением литературоведческих понятий. | Чтение стихотворения наизусть. | Знать биографию поэта, основные положения романтизма как литературного направления Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
43.Адресаты любовной лирики Лермонтова. | Смысловое чтение и анализ текста произведения по плану | Анализ и выразительное чтение стихотворений. | Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
44.Эпоха безвременья в лирике Лермонтова: «Дума», «Предсказание». Тема России и ее своеобразие: «Родина». | Смысловое чтение и анализ текста произведения по плану | Чтение стихотворения наизусть. | Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
45.Роман «Герой нашего времени» как первый психологический роман. Замысел, смысл названия и проблематика романа. | Смысловое чтение и анализ текста статьи в учебнике. | Выборочное комментированное чтение. Беседа. | Уметь выделять ИВС и определять их роль в художественном тексте. | |||
46.Печорин как представитель «портрета поколения». | Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий. | Выборочное комментированное чтение. Беседа. | Знать содержание романа Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
47.Анализ повестей «Бэла», «Максим Максимыч». | Смысловое чтение и анализ текста | Выборочное комментированное чтение. Беседа. | Знать содержание романа Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
48.Анализ повести «Тамань». | Смысловое чтение и анализ текста | Выборочное комментированное чтение. Беседа. | Знать содержание романа Уметь анализировать и интерпретировать произведения | |||
49.Анализ повести «Княжна Мери». Печорин и его двойники (Грушницкий и Вернер). Печорин и Мери. Печорин и Вера. | Смысловое чтение и анализ текста произведения с привлечением литературоведческих понятий. | Выборочное комментированное чтение. Беседа. | Знать содержание романа Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
50.Анализ повести «Фаталист». Ее философско-композиционное значение. | Смысловое чтение и анализ текста произведения | Конспект критической статьи. | Знать содержание романа Уметь анализировать и интерпретировать произведения | |||
51-52.Р/р. Классное сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 2 | Композиция сочинения. Работа по развитию речи | Контрольное сочинение | Уметь создавать письменные тексты на выбранную тему | ||
53.Н.В. Гоголь: судьба писателя. Первые творческие успехи. | Смысловое чтение и анализ текста статьи в учебнике. | Конспект лекции. Сообщения. | Знать биографию писателя Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | |||
«54.Мертвые души». Сюжет и композиция поэмы. Проблема жанра. | Работа с понятиями «комическое» и его виды. Смысловое чтение и анализ текста произведения, образов героев по плану с привлечением литературоведческих понятий. | Характеристики героев. | ||||
55.Манилов в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | Смысловое чтение и анализ текста произведения, характеристика героя | «Заочная экскурсия» по губернскому городу N (гл. 1, 7—10). | Знать сюжет поэмы и её героев Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
56.Образы помещиков Коробочка, Ноздрев и Собакевич в поэме Н.В. Гоголя. | Система образов поэмы «Мертвые души». Составление плана характеристики героев. Образы помещиков | Тест. | Знать сюжет поэмы и её героев Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
57.Плюшкин в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | Составление плана характеристики героев | Задания по карточкам. | Знать сюжет поэмы и её героев Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
58.Губернский город в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». Анализ глав I, VII, VIII, IX, X. | Городской пейзаж. «Толстые» и «тоненькие» чиновники губернского города | План ответа. | Знать сюжет поэмы и её героев Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
59.Чичиков как новый герой эпохи и антигерой. Анализ XI главы. | Жизнеописание Чичикова, эволюция его образа в замысле поэмы. Заветы отца | Развернутый ответ на вопрос: «Актуален ли образ Чичикова сегодня?» | Знать сюжет поэмы и её героев Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
60.Лирические отступления в поэме | Образ дороги в «Мертвых душах». | Беседа. Чтение наизусть | Знать роль лирических отступлений Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
61.Души живые и мертвые в поэме Н.В. Гоголя (изображение народа). | Образ автора в поэме, его эволюция. Поэма в оценке критики. «И как чудна она сама, эта дорога!» | Подготовка к сочинению | Знать сюжет поэмы и её героев Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
62.Р/р.Подготовка сочинение (4) по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». | 1 | Подготовка к сочинению | Уметь создавать письменные тексты на выбранную тему | |||
63.Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи». | Обзор творчества писателя. Роман «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Развития понятия о жанре романа. Внутренний мир мечтателя | Конспект лекции. Аналитическое чтение. Беседа | Знать биографию писателя Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | |||
64.Черты внутреннего мира «петербургского мечтателя». | Смысловое чтение и анализ текста. Символические образы в романе | Беседа. Устный опрос | Знать содержание произведения Уметь выделять изобразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте | |||
65.А.П. Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» и чеховское отношение к нему. | Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Образ «маленького человека» в творчестве А..Чехова. Смысл названия рассказа. Соединение низкого и высокого, комического и трагического в рассказе | Текстовый анализ. | Знать биографию писателя, содержание произведения Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | |||
66.А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. | Тема одиночества человека в мире в рассказе «Тоска». Причина одиночества героя. Образ многолюдного города и его роль в рассказе | Ответ на проблемный вопрос | Знать содержание произведения Уметь выступать с устным сообщением. | |||
67.Р.Р.Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» | Обсуждение темы сочинения «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» (на примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова). Составление плана, подбор материала | Сочинение-ответ на проблемный вопрос: "В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века | Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа; редактировать текст творческой работы | |||
68.Многообразие жанров и направлений в литературе XX века. | Работа с понятиями темы. Смысловое чтение и анализ текста статьи в учебнике | Конспект лекции. | Уметь выступать с устным сообщением | |||
69.И.А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. | Работа с понятиями «психологизм литературы» (развитие представлений), роль художественной детали в характеристике героя. Слово о писателе | Беседа, устный опрос | Знать биографию писателя Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | |||
70.Русская поэзия Серебряного века. Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике А.А.Блока | Многообразие направлений, новаторские идеи, богатство образных средств в поэзии Серебряного века. | Конспект статьи | Уметь выступать с устным сообщением. | |||
71.С Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике Есенина. | Слово о С.А.Есенине. Россия – главная тема поэзии С.А.Есенина. Неразрывность судьбы поэта с родным домом. «Вот уж вечер», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…» | Лекция | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | |||
72.Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике Есенина. | Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. Народно-песенная основа, напевность лирики С.А.Есенина. Элегическая грусть в стихотворении «Отговорила роща золотая…» Судьба поэта в эпоху исторических потрясений в стихотворении «Письмо к женщине». Ностальгические мотивы в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!» Народно-песенная основа лирика С.Есенина. | Чтение наизусть. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Уметь выступать с устным сообщением. | |||
73.В. Маяковский. Слово о поэте. Новаторство поэзии Маяковского. | Слово о В.В.Маяковском. Понятие о футуризме. Новаторство поэзии В.В.Маяковского. «Послушайте», «А вы могли бы?», «Люблю». | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | |||
74.М.А. Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. | Слово о М.А.Булгакове. История создания и судьба повести «Собачье сердце». «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Идея переделки человеческой природы. Система образов повести | Беседа. Аналитическое чтение. | Знать биографию поэта, историю создания произведения, жанровое своеобразие, проблематику Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | |||
75.История создания и судьба повести. Система образов. | Поэтика повести. Мифологические и литературные источники сюжета. Смысл названия произведения. Мотив превращения, оборотничества в повести. Символика имен, названий, художественных деталей. Шариковы и швондеры как социальные типы, их живучесть | Беседа. Тест. | Знать содержание произведения Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | |||
76.М.И. Цветаева. Лирическая биография поэтессы. Особенности поэтики Цветаевой. | Слово о М.И.Цветаевой. Мотивы и настроения лирики. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций. Беспощадная искренность и свежесть чувства в стихотворениях. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Знать содержание произведения | |||
77.Образ Родины в лирическом цикле Цветаевой «Стихи о Москве». | Мотивы и настроения лирики. Своеобразие стиха, ритма, рифмы, интонаций | Чтение наизусть. Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Знать биографию поэтессы Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | |||
78.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике. | Особенности поэтики А.А.Ахматовой. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений. | Уметь определять смену чувств в стихах на основе личностного восприятия | |||
78.Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. | Особенности поэтики А.А.Ахматовой | Наизусть | Знать биографию поэтессы Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | |||
79.Н. Заболоцкий. Слово о поэте. Философский характер лирики Заболоцкого. | Слово о Н.А.Заболоцком. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Традиции русской поэзии в творчестве поэта. Философский характер, метафоричность лирики. | Выразительное чтение стихотворений. Анализ стихотворений | Уметь определять смену чувств в стихах на основе личностного восприятия | |||
80-81.М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека» Судьба человека и судьба Родины в рассказе. | 2 | Слово М.Шолохове. Смысл названия рассказа «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Тема народного подвига, непобедимости человека. Образ главного героя. Особенности национального характера | Беседа, составление таблицы «События в жизни главного героя» | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | ||
82.Особенности композиции рассказа. Образ автора-рассказчика. | Особенности композиции. Сказовая манера повествования. Противопоставление жизни и весны смерти и войне, добра и справедливости, жестокости и бесчеловечности. | Беседа, составление таблицы «События в жизни главного героя | Уметь определять идейно-тематическое своеобразие текста | |||
83.Б. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. | Слово о Б.Л.Пастернаке. Многообразие талантов Б.Л.Пастернака. Вечность и современность в стихах о природе и любви. Стремление проникнуть в существо и тайны бытия в стихотворении «Во всем мне хочется дойти…» | Устный опрос | Уметь выполнять индивидуальное задание в проектной деятельности группы | |||
84.А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине. | Слово об А.Т.Твардовском. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Одухотворение природы, ощущение радости бытия в стихотворениях «Урожай»и др. | Беседа. Выразительное чтение стихотворений, их анализ | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | |||
85-86.Военная тема в творчестве. «Я убит подо Ржевом». | 2 | Военная тема в литературе и в творчестве писателя | Устный опрос. Выразительное чтение стихотворения, анализ | Знать содержание произведения Уметь анализировать поэтический текст | ||
87.А.И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни в рассказе. | Обзор творчества писателя. Картины послевоенной деревни. Разрушение советской деревни, деградация крестьянства. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Нравственная проблематика в рассказе | Аналитическое чтение рассказа. Беседа. | Знать содержание произведения Уметь определять роль средств выразительности в раскрытии замысла автора | |||
88.Образ праведницы в рассказе, трагизм ее судьбы. | Прототип образа Матрены – характерный народный тип русской крестьянки. Самоотверженность, подвижничество Матрены, трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи. Смысл финала рассказа. | Беседа. Тестовые задания | Уметь производить самостоятельный и групповой анализ фрагментов текста | |||
89.Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX – XХ веков. | Понятие о жанре романса. История русского романса, его особенности. Поэтическая основа романса. Разновидности русского романса | Высказывание собственного мнения о прослушанном музыкальном произведении. | Знать содержание произведения Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | |||
90.Романсы и песни как жанр искусства, выражающий переживания, мысли, чувства человека. | История русского романса, его особенности. Поэтическая основа романса. Разновидности русского романса | Подготовка к сочинению- рассуждению | Уметь анализировать и интерпретировать произведения | |||
91-92.Р/р Классное сочинение (5) по лирике, прозе ХХ века. | 2 | Русская лирика и проза XX века. Письменные ответы на вопросы, подготовленные учителем | Сочинение-рассуждение | Уметь анализировать и интерпретировать произведения | ||
Из зарубежной литературы. | ||||||
93.Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. | Понятие об античной лирике. Катулл. Слово о поэте. Чувства и разум в любовной лирике поэта. | Конспект статьи в учебнике. | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | |||
94.Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник». Традиции оды Горация в русской поэзии. | Слово о поэте. Понятие об оде. | Беседа. | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | |||
95.Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия». Обзор содержания. | Слово о Данте Алигьери. Сочетание реального и аллегорического в произведении.. Моральное восхождение героя к высотам духа. | Беседа. | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | |||
96.Множественность смыслов поэмы и ее философский характер. | Реальные, вымышленные, исторические персонажи поэмы. | Беседа. | Знать содержание произведения Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | |||
97. У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром. | Слово об У.Шекспире. Обзор творчества поэта и драматурга. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века» | Обзор с чтением отдельных глав. | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | |||
98.Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. | Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы | Беседа. | Знать содержание произведения Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | |||
99.И. Гете. Слово о поэте. «Фауст». Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. Противостояние добра и зла. | Слово об И.В.Гете. Трагедия «Фауст». Народная легенда о докторе Фаусте и ее интерпретация в трагедии И.В.Гете | Беседа. Тест. Задания по карточкам. | Знать биографию поэта Уметь находить информацию по заданной теме в источниках различного типа | |||
100. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. | Особенности жанра трагедии «Фауст». Признаки разных родов и жанров в произведении. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы | Знать содержание произведения Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | ||||
101.Выявление уровня литературного развития учащихся. | Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Типы «лишних людей». Русская литература в мировом процессе | Итоговый тест по программе 9 класса | Уметь передавать информацию адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно) | |||
102.Итоги года и задания для летнего чтения. | Обобщение изученного за год. Сквозные темы и гуманистические идеи русской литературы. Русская литература в мировом процессе. Рекомендации для летнего чтения | Уметь проектировать и реа-лизовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс (102 часа, 3 часа в неделю)
Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Феде...
Рабочая программа по литературе 6 класс (102 часа, 3 часа в неделю)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, ...
Рабочая программа по литературе 8 класс (102 часа, 3 часа в неделю)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Жу...
Рабочая программа по литературе 9 класс (102 часа, 3 часа в неделю)
Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по литературе для 9 класса, рекомендо...
Рабочая программа по литературе 10 класс (102 часа, 3 часа в неделю)
Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Под редакцией Ко...
Рабочая программа по литературе для 10 класса (3 часа) по программе Коровиной В.Я.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЛитература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под
Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...