Рабочая программа 10 класс литература 102 часа
рабочая программа по литературе (10 класс)

Рабочая программа 10 класс литература

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_lit-ra_102.docx74.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Центр образования № 167 Красносельского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

решением

Педагогического совета

ГБОУ ЦО № 167

Красносельского района Санкт-Петербурга

Протокол № 1 от _________________

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №_____от _______________

Директор ГБОУ ЦО № 167

__________________Чупина Н.А.

Выписка из Образовательной программы основного общего образования

Рабочая программа

ЛИТЕРАТУРА

 10 КЛАСС

2020-2021 учебный год

102 часа в год

Разработана

учителем русского языка и литературы
Канаевой  Ж. И.

Часы аудиторных работ -102
                                                                                                                                                                                                                           

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Литература»  для 10 класса составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов и материалов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт  среднего  общего образования по русскому языку, утвержденный приказом Минобразования России от «17» мая 2012 г. № 413, с изменениями и дополнениями от «29» декабря 2014 г., «31» декабря 2015 г., «29» июня 2017 г.

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020\2021 учебный год.

- Программы курса «Литература». Примерные рабочие программы предметной линии учебников под редакцией  Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень). Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2020 год.

    Методологические основы изучения литературы в старших классах обусловлены уникальностью литературы как объекта школьного изучения. Эстетическая природа литературы как искусства слова определяет особенности учебного предмета. Изучение литературы в 10 классе предполагает:

  • творческое взаимодействие («диалог») читателя с художественным произведением;
  • обращение к литературоведческой науке;
  • понимание суждений литературной критики.

    Рабочая программа рассчитана на 102 часов  (3 часа  в неделю).

В соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования изучение литературы направлено на достижение следующих целей: 

  • воспитание грамотного, думающего, эстетически и эмоционально развитого читателя, способного к всестороннему осмыслению как отдельных художественных произведений, так и историко-литературного курса в целом;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощенных в отечественной и зарубежной художественной литературе.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:

  • приобщение старшеклассников к отечественному и мировому наследию классической литературы, к лучшим образцам современной литературы;
  • воспитание уважительного отношения к отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому феномену, одному из высочайших достижений национальной культуры, закладывающих основы гражданственности и патриотизма, формирующих национально-культурную идентичность и способность к межэтническому диалогу;
  • развитие потребности в чтении художественных произведений;
  • формирование системы знаний о литературе как искусстве словесного образа, включая основы специальных литературоведческих знаний, необходимых для понимания, анализа  и интерпретации художественного произведения, в том числе воспринимать его в историко-культурном контексте, выстраивать сопоставления с произведениями других видов искусства;
  • развитие читательских умений, интеллектуальных и творческих способностей, образного и логического мышления, эмоциональной отзывчивости, эстетического вкуса;  
  • совершенствование речи на примере высоких образцов произведений художественной литературы, развитие умения создавать разные виды высказываний на литературную и свободную темы в устной и письменной форме (в том числе в жанре сочинения).
  • использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
  • давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
  • анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
  • давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
  • выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Повторение и обобщение изученного в 9 классе.

Литература: зачем и для кого? Литература как искусство слова.

Писатель и эпоха: литературные направления первой половины XIX в. Общая характеристика литературы ХIХ века. «Девятнадцатый век» как культурное единство.

Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика.

Первый период русского реализма (1820 - 1830 гг.). Общая характеристика. Эпоха. Писатель. Герой.

Александр Сергеевич Пушкин. «Поэт с историей» или «поэт без истории»? Лирика Пушкина: темы и жанры. Философская лирика Пушкина: эволюция жанра элегии. Поэма «Медный всадник». «Медный всадник»: поэма или повесть? Трагический конфликт человека и истории: «бедный Евгений» против «властелина судьбы».

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Поэт с историей» или «поэт без истории»? Лирика Лермонтова: диалог с пушкинской традицией. Баллады Лермонтова: экзотика и обыденность. Образ Родины в лермонтовской лирике. Романтическая лирика и психологический роман.

Судьба писателя, «дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно пред очами» (повторение и обобщение). «О, не верьте этому Невскому проспекту!». Роль Гоголя в становлении русского реализма. Наследие и наследники. ВЧ Уроки внеклассного чтения. Размышления о судьбах России в современной литературе.

Второй период русского реализма (1840-1880 гг.). Общая характеристика.

Натуральная школа: второе поколение писателей и поиски новых путей. Н.Г. Чернышевский и Н.С. Лесков: два взгляда на путь России. «Двух станов не боец…» (творчество Алексея Константиновича Толстого).

Фёдор Иванович Тютчев.

Поэтическая судьба Тютчева: поэт для себя. Художественный мир Тютчева и тютчевский «мирообраз». Тема любви и природы. Философская лирика Тютчева.

Афанасий Афанасьевич Фет.

Судьба поэта: Шеншин против Фета. «Свои особенные ноты…» (И.С. Тургенев) Художественный мир Фета. Мир усадьбы и поэтический мир в лирике Фета.

Иван Александрович Гончаров.

Странствователь или домосед: личность и судьба И.А. Гончарова. Роман «Обыкновенная история»: «Меж ними все рождало споры…» (А.С. Пушкин).

«Ты – Адуев!» (эволюция главного героя в романе). Роман «Обломов»: Типы и архетипы (роль экспозиции в романе И.А. Гончарова). «Задача существования» и «практическая истина» (Обломов и Штольц: смысл сопоставления). Испытание любовью: Обломов на rendez-vous (Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова?). Идеал и идиллия (Обломовка и Выборгская сторона). Сон Обломова как ключ к характеру героя.

Александр Николаевич Островский.

«Островский начал необыкновенно» (И.С. Тургенев).  «Постройка «Грозы»: жанр, фабула, конфликт, язык. «Гроза»: проблематика и персонажи. «Жестокие нравы» города Калинова: кто виноват? Проблема свободы и воли. Спор о «Грозе»: временное и вечное.

Иван Сергеевич Тургенев.

Судьба Тургенева: в согласии с эпохой и культурой. Поиск исторического деятеля эпохи как главная тема романов писателя. Эволюция героя: от Рудина к Базарову. Роман «Отцы и дети»: «Прежде были гегелисты, а теперь нигилисты». Герой времени: нигилист как философ. Идейный конфликт в романе. Базаров и оппоненты. «Долой авторитеты!» Базаров и его последователи в романе. Базаров на rendez-vous: испытание любовью. Испытание смертью. Смысл эпилога. Базаров и Россия: было ли в России время Базаровых? Автор и его герой. Полемика о главном герое романа «Отцы и дети»: оригинал или пародия?

Фёдор Михайлович Достоевский.

Судьба и мировоззрение Ф.М. Достоевского. «Я перерожусь к лучшему». Роман «Преступление и наказание»: «Преступление и наказание» как идеологический роман. «Петербургский миф» Достоевского: город и герои. «Униженные и оскорбленные» в романе. Раскольников как «человек идеологический»: «последние вопросы». Раскольников, его двойники и антиподы. «Вечная Сонечка». Идея преумножения добра. Идея о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений. Автор и его герой. «Испытание идеи»: фабульный финал и эпилог романа. «Мир гения, тем более такого, как Достоевский, - это действительно целый мир…» (Ю.И. Селезнёв).

Лев Николаевич Толстой.

«Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить…» (Л.Н.Толстой). Судьба Толстого. Роман «Война и мир»: «Это как Илиада»: проблематика и жанр романа «Война и мир». Смысл заглавия. «Война и мир» как «Война и семья»: «породы» людей у Толстого. «1805 год». Николай Ростов, Андрей Болконский, Долохов и «незаметные герои». «Диалектика души» и «диалектика поведения» толстовских героев.

«Настоящая жизнь людей». «Между двумя войнами» Анализ эпизодов второго тома. Андрей Болконский: «живая мысль». Пьер Безухов: «живая душа». Наташа Ростова: «живая жизнь». Война 1812 года: Бородинское сражение. Наполеон и Кутузов. Философия истории. «Все хорошо, что хорошо кончается»: эпилог романа. ВЧ Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

«Писатель, которого сердце… переболело всеми болями общества…». «Сказки для детей изрядного возраста» (обзор) «История одного города»: Глупов перед судом истории (2 ч.). Проблема финала: оно и его интерпретации. «История одного города» в ХХ веке. РР Развитие речи.

Николай Алексеевич Некрасов.

Лирический герой Н.А. Некрасова: нервы, слезы, любовь… «Я дал себе слово не умереть на чердаке»: судьба Н.А. Некрасова. Муза Н.А. Некрасова. «Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ…». «Кому на Руси жить хорошо» «В поэму войдет вся Русь»: жанр, композиция и герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Автор и герои.

Николай Семёнович Лесков.

Слово о Лескове.Очерк "Леди Макбет Мценского уезда" в сопоставлении с драмой "Гроза". Две Катерины.Праведники у Лескова. Рассказ "Однодум". "Очарованный странник". Особенности композиции и образ главного героя. Иван Флягин - один из праведников земли русской.

Третий период русского реализма (1880-1890). Общая характеристика.

Смена литературных поколений. Литературная ситуация 80-х годов.

Антон Павлович Чехов.

«Кто же будет историком остальных уголков, кажется, страшно многочисленных?». Рассказы: «Я не писатель – я …» (М.А. Булгаков). Чехов – прозаик: от случая из жизни к истории всей жизни. «Суждены нам благие порывы…» (рассказы «Ионыч» и «Дама с собачкой»). Идеологическая повесть Чехова: конкретно-исторический и общечеловеческий смысл («Палата № 6», «Дом с мезонином»). «Дар проникновения» (рассказ А.П. Чехова «Студент»). «Вишневый сад»: «В моей пьесе, как она ни скучна, есть что-то новое…» (А.П. Чехов). «Удвоенное бытие»: герои «Вишневого сада». «Пьесу назову комедией»: проблема жанра.

Итоги века.

Обобщение. Итоговый контроль.

 Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. - выразительное чтение.

- различные виды пересказа.

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрыли идейно-тематического содержания

        

Формы деятельности обучающихся на уроке:
 - групповые,

- индивидуальные, - фронтальные,

- в парах.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 10 КЛАССА НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Тема урока

Количество

часов

Характеристика основных видов

деятельности

(на уровне учебных действий)

Планируемые результаты освоения материала

Виды контроля

Домашнее задание

Примечание

ЭОР

ДОТ

Введение (1ч.)

1

Становление реализма в русской литературе XIX века как направления в европейской литературе

1

Отбор и сравнение информации из нескольких источников. Анализ эпизодов художественного текста.

Уметь демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы

Текущий

Изучить материал на стр. 7-15; составить конспект

И.С.Тургенев. Жизнь и творчество (10ч.)

2

Судьба писателя. Формирование общественных взглядов И.С.Тургенева

1

Подготовка к публичному выступлению. Отбор и сравнение информации из нескольких источников. Анализ эпизодов художественного текста. Анализ эпизодов художественного текста. Чтение стихотворного отрывка наизусть. Коллективная работа. Наблюдение за демонстрациями учителя. Ролевое чтение; инсценировка эпизода; выразительное чтение монологов героев; составление сопоставительной характеристики героев

Наблюдение за демонстрациями учителя. Коллективная работа – составление синквейна

Чтение наизусть понравившихся стихотворений. Анализ стихотворного текста. Слушание объяснений учителя.

Отбор и сравнение информации из нескольких источников. Анализ эпизодов художественного текста.

Знать и уметь в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

• анализировать жанрово-родовой выбор автора

Текущий

Составить небольшое сообщение о биографии  писателя

3

Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева

1

Текущий

Изучить материал на стр. 41-53; составить конспект; ответить письменно на вопросы для самопроверки

Moodle  https://moodle .org/   

4

Творческая история романа «Отцы и дети». Герой 60-х годов XIX века нигилист Базаров

1

Текущий

Изучить материал на стр. 77-85; прочитать текст романа «Отцы и дети»

5

Идеологические разногласия героев романа

1

Текущий

Сравнительная таблица

6

Сатирическое изображение И.С.Тургеневым представителей «отцов» и «детей». Базаров в кругу единомышленников

1

Текущий

Изучить материал на стр. 85-90; прочитать текст романа «Отцы и дети»

6

Внутренний конфликт Базарова. Испытание любовью

1

Текущий

Изучить материал на стр. 90-101; письменно ответить на вопросы для самопроверки

Google Класс  https://classro om.google.co m/ 

7

Финал романа. Собирание материала к сочинению

1

Текущий

Подготовиться к сочинению

8-9

РР Классное сочинение по роману «Отцы и дети»

2

Тематический

Письменно ответить на вопросы для индивидуальной работы на стр. 103

Н.Г.Чернышевский. Жизнь и творчество (2ч.)

10

Жизнь и творчество Н.Г.Чернышевского. История создания романа «Что делать?»

1

Подготовка к публичному выступлению. Отбор и сравнение информации из нескольких источников. Анализ эпизодов художественного текста. Анализ эпизодов художественного текста. Чтение стихотворного отрывка наизусть. Коллективная работа. Наблюдение за демонстрациями учителя. Ролевое чтение; инсценировка эпизода; выразительное чтение монологов героев; составление сопоставительной характеристики героев

Знать определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости

Уметь анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного текста

Текущий

Составить сообщение о биографии; изучить материал на стр. 123-131; ответить на вопросы для самопроверки на стр. 130-131

Российская электронная школа  

 

 

 

 

http://resh.edu .ru/

11

Своеобразие жанра романа «Что делать?». Основные элементы его художественного мира. Сюжет романа как развернутый ответ на вопрос, вынесенный в название

1

Текущий

Сочинение «Своеобразие романа «Что делать?»

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество (10 часов)

12

Личность писателя. Своеобразие художественного таланта Гончарова

1

Подготовка к публичному выступлению. Отбор и сравнение информации из нескольких источников. Анализ эпизодов художественного текста. Анализ эпизодов художественного текста. Чтение стихотворного отрывка наизусть. Коллективная работа. Наблюдение за демонстрациями учителя. Ролевое чтение; инсценировка эпизода; выразительное чтение монологов героев; составление сопоставительной характеристики героев

Наблюдение за демонстрациями учителя. Коллективная работа – составление синквейна

Отбор и сравнение информации из нескольких источников. Анализ эпизодов художественного текста.

Ролевое чтение; инсценировка эпизода; выразительное чтение монологов героев

Знать контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом).

Уметь анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте,

Текущий

Изучить материал на стр. 135-144; ответить на вопросы для самопроверки на стр. 144

Мобильное электронное образование

 

 

 

 

 

 

https://mobedu.ru/

13

 Роман «Обломов». Реалистические приёмы изображения героя в первой части

1

Текущий

Изучить материал на стр. 144-147; прочитать часть 1 романа, главы 1-11

14

Полнота и сложность образа Обломова, истоки характера главного героя

1

Текущий

Изучить материал на стр. 147-150; прочитать часть 2 романа, главы 1-12

15

Андрей Штольц как антипод Обломова. Смысл сопоставления героев в романе

1

Текущий

Изучить материал на стр. 150-151; прочитать часть 3 романа, главы 1-12

16

Сон Обломова

1

Текущий

Составить таблицу «Обломовка: положительные и отрицательные стороны»

17

Обломов и Ольга Ильинская: испытание героя любовью
Финал романа.
Историко –философский смысл произведения

1

Текущий

Изучить материал на стр. 151-154; прочитать часть 4 романа, главы 1-11

Учи.ру

 

 

https://uchi.ru /

18

Собирание материала для написания сочинения по роману И.А.Гончарова «Обломов»

1

Текущий

Подготовиться к сочинению

19-20

РР Классное сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»

2

Тематический

А.Н.Островский. Жизнь и творчество (7ч.)

21

Личность и творчество А.Н.Островского

1

Чтение наизусть понравившихся стихотворений. Анализ стихотворного текста. Слушание объяснений учителя.

Слушание нового материала. Подготовка к презентации. Чтение стихотворений наизусть. Работа с текстом художественного произведения – нахождение тропов

Самостоятельная работа с учебником – подготовка к пересказу отрывка произведения; парная работа –выписать художественные детали. Написание рефератов и докладов. Собирание материала для сочинения.

Работа с учебником. Слушание объяснений учителя. Чтение монолога наизусть. Анализ выступлений товарищей. Самостоятельная работа

Коллективная работа. Отбор и сравнение материала из нескольких источников. Слушание объяснений учителя.

Знать и уметь давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

анализировать художественное произведение

Текущий

Изучить материал на стр. 174-183; ответить на один из предложенных вопросов для индивидуальной работы

22

Творческая история и конфликт драмы «Гроза». Изображение Островским драматических противоречий русской жизни в кризисную эпоху

1

Текущий

Изучить материал 183-190; знать содержание текста пьесы «Гроза»

23

Николай Александрович Добролюбов

«Луч света в тёмном царстве». Анализ критической статьи.

1

Текущий

Закончить конспект статьи Добролюбова. 

24

Нравы города Калинова. Мир «тёмного царства»

1

Текущий

Составить общую характеристику персонажей

Яндекс.Учебник

25

Жертвы «тёмного царства».

1

Текущий

 

26

Образ Катерины Кабановой. Народные истоки её характера. Суть конфликта героини с «тёмным царством»

1

Текущий

Изучить материл на стр. 190-192; прочитать статью Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»

ЯКласс

 

 

 

 

http://www.ya klass.ru/

27.

Драматургия Островского конца 1860-70гг. Драма «Бесприданница»

1

Текущий

Изучить материал на стр. 209-222.

28-29

Контрольная работа № 1: «Трагическое и жизнеутверждающее в произведениях И. Тургенева, И. Гончарова, А. Островского»

2

Итоговый по разделу

Написать сочинение «Светлые и тёмные стороны патриархального быта в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

Поэзия Ф.И.Тютчева (2ч.)

30.

Жизнь Ф. И. Тютчева – человека, пота, мыслителя.

1

Самостоятельная работа с учебником – подготовка к пересказу отрывка произведения; парная работа –выписать художественные детали. Написание рефератов и докладов. Собирание материала для сочинения.

Работа с учебником. Слушание объяснений учителя. Чтение монолога наизусть. Анализ выступлений товарищей. Самостоятельная работа

Коллективная работа. Отбор и сравнение материала из нескольких источников. Слушание объяснений учителя.

Знать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению)

Уметь  оценивать, как интерпретируется исходный текст.

Текущий

Составление хронографа.

Домашняя школа  InternetUrok.ru  

 

https://interne turok

31.

Любовная  лирика Ф. И. Тютчева. Денисьевский цикл.

1

Текущий

Выучить стихотворение из цикла.

32.

Хаос и космос в поэзии Ф.И.Тютчева

1

Текущий

Изучить материал на стр. 233-235; выучить по выбору одно из стихотворений.
Напишите сочинение, раскройте смысл содержания четверостишья:
«Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить!

33

Работа над ошибками.

«Умом Россию не понять…»

1

Текущий

Русская поэзия во второй половине XIX века.
Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество (12ч.)

34

Личность и творчество поэта. Народные истоки мироощущения Н.А.Некрасова

1

Анализ эпизодов. Составления сообщения о жизни писателя; анализ выступлений товарищей;

Демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более

Текущий

Изучить материал на стр. 244-255; составить конспект по

характеристика главного героя; парная работа – письменные ответы на вопросы.

Коллективная работа – фронтальный опрос класса; составление развернутых ответов;

собирание материала к сочинению; самостоятельная работа – написание сочинения; комментированное чтение фрагментов

Слушание объяснений учителя. Анализ эпизодов. Комментированное чтение. Сопоставительная характеристика героев.

Парная работа – составление синквейна; характеристика эпохи Толстого; описание светского вечера В Петербурге; коллективная работа – развернутые ответы на вопросы; чтение фрагментов вслух.

Поочередное чтение текста; прослушивание текста учителем; анализ содержания произведения; обобщение прочитанного.

Прослушивание аудиозаписи; выступление заранее подготовленных учеников; чтение ключевых слов текста с построением предположений о теме или событиях произведения

Выборочное чтение отрывков текста художественного произведения; чтение и обсуждение по абзацам; беседа с сопровождением комментирования

текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

 Уметь анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении

теме: «Ты любишь несчастного, русский народ! Страдания нас породнили»

35

Пафос гражданской лирики Некрасова.

Текущий

Подготовить сравнение стихотворения «Поэт и гражданин» с «Разговором книгопродавца» Пушкина.

36

«Кому на Руси жить хорошо». Историко-культурная основа произведения

1

Текущий

Прочитать поэму; материал для изучения на стр. 292-295

37

Своеобразие композиции и языка поэмы, роль фольклорно-сказочных мотивов в поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо»

1

Текущий

Выписать выразительные средства из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Орфограммка

https://externat.foxford.ru/polezno-znat/sajty-dlya-izucheniya-russkogo-yazyka#1

38

Изменение крестьянских представлений о счастье

1

Текущий

Изучить материал на стр. 295-300; ответить на вопросы для самопроверки на стр. 299

Олимпиум» https://olimpi um.ru/

39

Крестьянские судьбы в изображении Некрасова: Яким Нагой и Ермил Гирин

1

Текущий

Изучить материал на стр. 300-302

40

Вера поэта в духовную силу, богатырство народа. Матрёна Тимофеевна и дед Савелий

1

Текущий

Изучить материал на стр. 303-309; составить сравнительную характеристику обоих героев

Коммуникационные сервисы социальной сети «ВКонтакте»

41

Образ Гриши Добросклонова, его роль в поэме. Открытый финал произведения. Неразрешённость вопроса о народной судьбе

1

Текущий

Изучить материал на стр. 310-313; составить письменную характеристику Гриши Добросклонова

42

Собирание материала для написания сочинения по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

1

Текущий

Подготовиться к сочинению; материал в помощь на стр. 313-314

43-44

РР Классное сочинение по поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

2

Тематический

Поэзия А.А.Фета (2ч.)

45

Жизнь и творчество Фета.

1

Поочередное чтение текста; прослушивание текста учителем; анализ содержания произведения; обобщение прочитанного.

Прослушивание аудиозаписи; выступление заранее подготовленных учеников

Знать художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении

Текущий

Составить хронограф.

46

«Остановленные мгновения» в стихотворениях А.А.Фета. Своеобразие поэтики.

1

Текущий

Изучить материал на стр. 319-322;  ответить на вопросы для самопроверки на стр. 322

47

Природа в поэзии Фета. Роль эпитета в лирике.

1

Текущий

Разбор стихотворения «Шёпот, робкое дыханье…»

48

Любовная лирика Фета.

1

Текущий

Изучить материал на стр. 327-329;  по выбору выучить одно из стихотворений

Гугл-формы

Творчество А.К.Толстого (3ч.)

49

Стремление к пушкинской гармонии и творческая самобытность поэзии А.К.Толстого

1

Выборочный пересказ отрывка; творческий пересказ – изменение литературного героя; чтение стихотворения прозой; нахождение образных выражений; создание характеристики героев; нахождения предложения, отражающего главную мысль; определение кульминации, завязки, развязки.

Нахождение слов и сочетаний, которые можно использовать в сочинении; работа со словарями – выписывание значений сложных слов; конкурсное чтение стихотворений; создание репортажа с места главного события литературного произведения; создание заметок, рисунков, сказок, рецензий, сочинений; написание статей

Знать содержание текстов.

Уметь давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений

Текущий

Изучить материал на стр. 338-;  ответить на вопрос для индивидуальной работы на стр. 357

Мессенджеры (Skype, Viber, WhatsApp)

 

50

Образ Козьмы Пруткова, его место в русской поэзии

1

Текущий

Изучить материал на стр. 354-357; составить сообщение о Козьме Пруткове

51

Универсальный талант А.К.Толстого: поэта, драматурга, прозаика

1

Текущий

Ответить на вопросы для индивидуальной работы

52-53

Контрольная работа №2: «Основные мотивы творчества Н. Некрасова, А. Фета, А. Толстого»

2

Итоговый по разделу

Подготовиться к контрольной работе

54

Работа над ошибками. Обобщение и повторение пройденного по творчеству Ф. Тютчева, А. Фета,  А. Толстого. Основные мотивы творчества 

1

Текущий

М.Е.Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (4ч.)

55

Жизнь и творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Составление карты перемещения героя; подробный анализ иллюстраций к произведению; создание иллюстраций к произведению; самостоятельная постановка вопросов и ответов

Нахождение в тексте восклицательных предложений; определить эмоцию в контексте; громкое чтение; составление плана

Составление карты перемещения героя; подробный анализ иллюстраций к произведению; создание иллюстраций к произведению; самостоятельная постановка вопросов и ответов

Коллективная работа. Отбор и сравнение материала из нескольких источников. Слушание объяснений учителя. Дискуссия на заданную тему

Знать содержание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста

Текущий

Составление хронографа

56

Проблематика и жанровое своеобразие сатиры «История одного города»

1

Текущий

Изучить материал на стр. 3-10; ответить письменно на вопросы для индивидуальной работы на стр. 10

57

Глуповские градоначальники: гротескное изображение государственной власти в России

1

Текущий

Изучить материал на стр. 10-20; прочитать рассказ; ответить письменно на вопросы для самопроверки на стр. 21

58

Народ в «Истории одного города». Размышление автора о прошлом и будущем России

1

Текущий

Написать небольшое сочинение на тему: «Образы градоначальников «В истории одного города»

Грамота.ру

https://externat.foxford.ru/polezno-znat/sajty-dlya-izucheniya-russkogo-yazyka#0

59

Тема народного счастья в русской литературе разных эпох

1

Текущий

Сочинение на тему: «Проблема народного счастья в произведениях русских писателей»

Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество (8ч.)

60

Судьба писателя, трагические обстоятельства, сформировавшие его мировоззрение

1

Анализ эпизодов. Составления сообщения о жизни писателя; анализ выступлений товарищей; характеристика главного героя; парная работа – письменные ответы на вопросы.

Коллективная работа – фронтальный опрос класса; составление развернутых ответов; собирание материала к сочинению; самостоятельная работа – написание сочинения; комментированное чтение фрагментов

объяснений учителя. Анализ эпизодов. Комментированное чтение. Сопоставительная характеристика героев.

Парная работа – составление синквейна; характеристика эпохи Толстого; описание светского вечера В Петербурге; коллективная работа – развернутые ответы на вопросы; чтение фрагментов вслух

Поочередное чтение текста; прослушивание текста учителем; анализ содержания произведения; обобщение прочитанного.

Прослушивание аудиозаписи; выступление заранее подготовленных учеников; чтение ключевых слов текста с построением предположений о теме или событиях произведения

Знать жанрово-родовые понятия, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения)

Уметь  оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом)

Текущий

Изучить материал на стр. 65-84; составить сообщение о биографии писателя

61

Атмосфера 1860-х годов и её отражение в романе «Преступление и наказание»

1

Текущий

Изучить материал на стр. 84-86; прочитать часть 1, главы 1-7

62

Петербургские углы. «Униженные и оскорблённые» в романе

1

Текущий

Прочитать часть 2, главы 1-7; описать отдельные эпизоды

Текстология

https://externat.foxford.ru/polezno-znat/sajty-dlya-izucheniya-russkogo-yazyka 

63

Теория Раскольникова как причина его преступления. Глубина психологического анализа в романе

1

Текущий

Прочитать часть 3, главы 1-6; письменно ответить на вопросы

64

Идея и натура Раскольникова. Наказание героя

1

Текущий

Прочитать часть 4, главы 1-6; письменно ответить на вопросы

65

Двойники Раскольникова

1

Текущий

Составление сравнительной таблицы

66

Раскольников и Соня Мармеладова

1

Текущий

Подготовить сообщение на тему «Христианские взгляды Достоевского»

67

Раскольников в эпилоге романа. Нравственный смысл произведения, его связь с почвенническими взглядами Ф.М.Достоевского. Подготовка к сочинению

1

Текущий

Прочитать части 5,6, главы 1-6; 1-8; письменно ответить на вопросы

2

Прочитать эпилог, главы 1-2;.

68

Жанровое своеобразие романов Достоевского.  Обзор «Бесы», «Братья Карамазовы».

1

Текущий

Тезисный план, стр. 113-122 учебника.

подготовиться к классному сочинению

69-70

Контрольная работа №3: «Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Крах теории Раскольникова»

2

Итоговый по разделу

71

Работа над ошибками. Художественные детали, раскрывающие образ героя

1

Текущий

Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество (18ч.)

72

Жизнь и творчество Льва Толстого.

1

Анализ эпизодов. Составления сообщения о жизни писателя; анализ выступлений товарищей; характеристика главного героя; парная работа – письменные ответы на вопросы.

Коллективная работа – фронтальный опрос класса; составление развернутых ответов; собирание материала к сочинению; самостоятельная работа – написание сочинения; комментированное чтение фрагментов

Слушание объяснений учителя. Анализ эпизодов. Комментированное чтение. Сопоставительная характеристика героев.

Парная работа – составление синквейна; характеристика эпохи Толстого; описание светского вечера В Петербурге; коллективная работа – развернутые ответы на вопросы; чтение фрагментов вслух.

Поочередное чтение текста; прослушивание текста учителем; анализ содержания произведения; обобщение прочитанного.

Прослушивание аудиозаписи; выступление заранее подготовленных учеников; чтение ключевых слов текста с построением предположений о теме или событиях произведения

Выборочное чтение отрывков текста художественного произведения; чтение и обсуждение по абзацам; беседа с сопровождением комментирования

Составление карты перемещения героя; подробный анализ иллюстраций к произведению; создание иллюстраций к произведению; самостоятельная постановка вопросов и ответов

Нахождение в тексте восклицательных предложений; определить эмоцию в контексте; громкое чтение; составление плана

Демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя

Текущий

Составить периодизацию творческого пути писателя

Текущий

Изучить материал на стр. 127-138; ответить на вопросы для самопроверки на стр. 137

Интерактивный диктант

https://externat.foxford.ru/polezno-znat/sajty-dlya-izucheniya-russkogo-yazyka 

73

Лев Толстой как мыслитель. Философские убеждения Толстого.

74

«Война и мир» как роман-эпопея. Творческая история произведения

1

Текущий

Изучить материал к уроку на стр. 162-170; прочитать первый том романа

75

Сатирическое изображение большого света в романе. Противостояние Пьера Безухова пошлости и пустоте петербургского общества

1

Текущий

Сочинение на тему: «Изображение большого света в романе

76

Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов

1

Текущий

Прочитать том второй. Составить сравнительную характеристику семей Ростовых и Болконских

77

Изображение в романе войны 1805-1807 годов. Аустерлицкое сражение, его роль в судьбе князя Андрея Болконского

1

Текущий

Анализ отдельных эпизодов: ранение Болконского, небо Аустерлица, беседа друзей, Безухова и Болконского

78

Образ Наташи Ростовой

1

Текущий

Составить портретную характеристику героини

Веб-издание правил русского языка

https://externat.foxford.ru/polezno-znat/sajty-dlya-izucheniya-russkogo-yazyka 

79

Наполеон и Кутузов. Взгляд Толстого на роль личности в истории

1

Текущий

Прочитать том третий; дать развёрнутые ответы на вопросы, стр. 203

80

Духовные искания любимых героев Толстого: Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростова

1

Текущий

Прочитать том четвёртый; дать развёрнутые ответы на вопросы, стр. 204

81

Финал произведения. Смысл названия романа-эпопеи «Война и мир»

11

Текущий

Прочитать эпилог; материал для изучения на стр. 173-201; подготовиться к сочинению

Образование на русском

https://externat.foxford.ru/polezno-znat/sajty-dlya-izucheniya-russkogo-yazyka 

82

Собирание материала для написания сочинения по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1

Текущий

Изучить материал в помощь учащимся при подготовке к сочинению на стр. 173-201

Культура письменной речи

https://externat.foxford.ru/polezno-znat/sajty-dlya-izucheniya-russkogo-yazyka 

83-84

РР Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

2

Тематический

Творчество Н.С.Лескова (3ч.)

85

Жизненный путь писателя.

1

Выборочное чтение отрывков текста художественного произведения; чтение и обсуждение по абзацам; беседа с сопровождением комментирования

Составление карты перемещения героя; подробный анализ иллюстраций к произведению; создание иллюстраций к произведению; самостоятельная постановка вопросов и ответов

Знать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

осуществлять следующую продуктивную деятельность

Уметь:

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно

Текущий

Составить хронограф.

Текущий

Изучить материал на стр. 230-240; ответить на вопросы для самопроверки на стр. 240

86

Самобытность таланта и особенность идейной позиции Н.С.Лескова

1

87

88

«Леди Макбет Мценского уезда». Катерина Кабанова и Катерина Измайлова.

Формирование типа русского праведника в трагических обстоятельствах жизни. Судьба Ивана Флягина

1

1

Текущий

Текущий

Стр. 244, задание для инд.работы №1

Дочитать рассказ «Очарованный странник»; изучить материал на стр. 251-261;

ответить на вопросы практикума на стр. 261

Зарубежная литература и драматургия конца XIX – начала XX века (обзор) (2ч.)

89

Творческий путь Ибсена. Особенности его драматургии

1

Нахождение в тексте восклицательных предложений; определить эмоцию в контексте; громкое чтение; составление плана

Прослушивание аудиозаписи; выступление заранее подготовленных учеников

Выборочное чтение отрывков текста художественного произведения; чтение и обсуждение по абзацам; беседа с сопровождением комментирования

Знать контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения)

Уметь оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости

Текущий

Изучить материал на стр. 263-269; прочитать одну из его пьес по выбору, написать анализ пьесы

90

Творчество Ги де Мопассана. Подлинная человеческая трагедия в новелле «Ожерелье»

1

Текущий

Изучить материал на стр. 269-275; дать развёрнутые ответы на вопросы

Текущий

Задание для индивидуальной работы, стр. 281

91

Пьесы Бернарда Шоу. Социальная проблематика пьес. Юмор и сатира в драматургии Шоу.

1

А.П.Чехов. Жизнь и творчество (8ч.)

92

Жизнь и творчество А. П. Чехова.

1

Слушание объяснений учителя. Анализ эпизодов. Комментированное чтение. Сопоставительная характеристика героев.

Парная работа – составление синквейна; характеристика эпохи

обобщение прочитанного.

Прослушивание аудиозаписи; выступление заранее подготовленных учеников

использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения

Текущий

Составить хронограф.

93

Повесть «Степь» как итог творчества Чехова 1880-х годов.

1

Текущий

Текущий

Стр. 304, вопросы для самопроверки.

94

Люди, претендующие на знание настоящей правды (рассказы «Дуэль», «Попрыгунья», «Дом с мезонином»)

1

95

Борьба живого и мёртвого в рассказах А. П. Чехова

1

Текущий

Написать рецензию на любой рассказ Чехова, прочитать пьесу «Вишневый сад»

Текущий

Подготовить выразительное чтнеие сцен из действий 2-4 пьесы.

Учи.ру

 

 

https://uchi.ru /

96

«Вишнёвый сад». Особенности конфликта, система персонажей.

1

97

Уходящее поколение владельцев: Раневская, Гаев

1

Текущий

Ответить письменно на вопрос «Для чего автор вводит в пьесу образ Шарлотты Ивановны?»

98

Молодые герои пьесы: Лопахин, Варя, Петя, Аня. Отношение автора к героям.

1

Текущий

Подготовиться к сочинению по пьесе «Вишневый сад»

99-100

РР Сочинение по драматургии Чехова.

2

Тематический

101

102

Обобщающий урок по теме «Русская литература 19 века»

2

Тематический


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс (102 часа, 3 часа в неделю)

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Феде...

Рабочая программа по литературе 6 класс (102 часа, 3 часа в неделю)

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента  государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, ...

Рабочая программа по литературе 8 класс (102 часа, 3 часа в неделю)

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Жу...

Рабочая программа по литературе 9 класс (102 часа, 3 часа в неделю)

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по литературе для 9 класса, рекомендо...

Рабочая программа по литературе 10 класс (102 часа, 3 часа в неделю)

Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Под редакцией Ко...

Рабочая программа по литературе для 10 класса (3 часа) по программе Коровиной В.Я.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЛитература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...