Формирование начальных представлений о мифах на уроках литературы в V классе: теоретический аспект
статья по литературе (5 класс)
В стаатье рассмаатриваются методы и приемы изучения мифов на уроках литературы в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirov_ermakova.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ермакова Юлия Дмитриевна
Формирование начальных представлений о мифах на уроках литературы в V классе: теоретический аспект
В ходе анализа программ по литературе нами было выяснено, что обращение к мифам рекомендовано авторами некоторых из них уже в V классе. Так, например, Т. Ф. Курдюмова [28] включает в содержание программы для V класса древнегреческие мифы «Арион», «Дедал и Икар»; славянский миф «Ярило-Солнце» и древнеиндийские мифы «Творение» (в V классе далее следует работа с мифами о подвигах Геракла).
От данных рекомендаций мы отталкивались в ходе собственного экспериментального обучения учащихся по данной теме, проведенного в рамках настоящего исследования. Эксперимент проводился в V-VI классах на базе МОУ «СОШ № 9» г. Саранска. Он включал в себя подготовку и проведение двух циклов уроков на разных этапах ученического освоения мифов – в V и VI классах соответственно. В качестве основного материала экспериментального обучения нами был выбран цикл мифов о Геракле. Разные уровни работы с данным материалом позволяют говорить о методической системе ученического освоения мифов, выработанной нами в рамках данной работы.
В V классе чтение древнегреческих мифов и работа с ними была организована таким образом, чтобы познакомить учащихся с содержанием и воспитательным значением сказаний и привить интерес к произведениям фольклора в целом. В общей сложности в данной возрастной группе учащихся мы провели 4 урока. В эксперименте участвовало 30 человек.
На первом уроке мы предложили рассмотреть разворот в учебнике, где записана тема раздела и обозначен жанр, отметив, что знакомясь с данным материалом, ребята должны будут узнать следующее: Что такое миф? Зачем авторы учебника предлагают нам их изучать? Почему раньше мы не читали и не говорили о них? В чем трудность их изучения? С какими жанрами похожи мифы? Кто герои? Как отличить мифы от других жанров? Какие народы, кроме греков, сочиняли мифы? В чем философия мифов? Какие виды творческих работ мы можем выполнить с мифами? Эти вопросы и определяют цели нашей будущей работы с мифами.
Чтобы активизировать интерес учащихся и их готовность к работе в целом, мы провели эвристическую беседу, поинтересовались, а знакомы ли они с понятием «миф»? Что такое миф, по их предположениям? Многие из учащихся ответили, что мифы – это те же сказки, и с некоторыми из них они познакомились на уроках литературного чтения в 4 классе, однако точного определения сформулировать не могут.
После постановки целей и небольшой беседы нами было предложено развернутое определение мифа (под запись в тетради):
Мифы – это народные сказания о героях из легенд, древних божествах, явлениях природы. Миф не основан на реальных фактах, его герои – существа сверхъестественные. Это говорит о том что, это – истории выдуманные. С помощью мифов можно понять местные традиции или явления природы. Возникли мифы так же, как сказки. Не стоит забывать, что при чтении мифов, мы обращаемся к истории Древней Греции или Римской империи.
– В какой стране впервые появились мифы?
После дискуссии учащихся пояснили, что первые мифы были созданы в Элладе. Есть на свете знакомая вам страна Греция (мы знаем, что некоторые из вас там уже побывали), но так называем её мы, а сами греки называют ее Элладой. Таким образом представляли древние греки свою страну. Раньше, в древние времена, это было огромное государство. Много веков назад трудолюбивые жители Эллады создавали чудесные города – Афины, Микены, Тиринф, Спарту, Фивы. Народы Европы считают себя потомками и наследниками великой эллинской культуры. Существует и другое наследие от этого трудолюбивого народа. Это мифы о всемогущих богах и великих героях, созданные много веков назад. Они открывают перед нами страницы удивительной жизни.
Следующий этап урока составило знакомство с основными действующими лицами греческой мифологии. Здесь был необходим метод комментирования.
Основными участниками древнегреческих мифов являются боги и герои.
Герои – это обычные люди, наделенные сверхсилой (можно попросить учащихся назвать современных героев комиксов, мультфильмов). Они добывают для людей огонь, создают орудия труда, культурные растения, учат охотиться, обрабатывать почву, знакомят с ремеслами, искусствами, устанавливают правила поведения, ритуалы, праздники, регулируют брачные отношения. Они принимают также участие в общем мироустройстве, вплоть до влияния на смену времен года, на положение небесных светил, на прилив и отлив океана.
Боги – могущественные сверхъестественные существа, которые располагаются на вершине мифологической иерархии. Боги имели человеческий облик, нередко и поступали как люди, но питались только амброзией и нектаром, а в жилах их текла не кровь, а бесплотный эфирный сок. В греческой мифологии между богами и людьми устанавливается определенная дистанция. Человечество – не предмет заботы богов. Боги не вмешиваются в битвы людей, но могут помогать своим любимцам или, напротив, противодействовать тем, кого они отвергают. При этом поступки богов чрезвычайно противоречивы, у них бывают и свои капризы. Поэтому греки старались угодить богам и задобрить их, строя им прекрасные храмы, совершая частое приношение жертв и вознося им молитвы.
Вопрос для актуализации читательской памяти учащихся: Кого из богов и героев древнегреческой мифологии вы знаете? Однако ответов практически не последовало; некоторые учащиеся вспомнили имена Зевса, Геры, Аполлона, но что это за боги и каков был род их деятельности, названо не было.
Далее последовало знакомство с двенадцатью самыми главными богами греческого пантеона во главе с Зевсом, которые жили на горе Олимп, высочайшей горе на севере Греции. Их имена и род занятий, кровное родство мы оформили на рабочих карточках, чтобы учащиеся в любой момент могли вспомнить самую главную информацию о том или ином древнегреческом боге.
Зевс. Поэт Гесиод назвал его «отцом богов и людей, под громом которого трепещет вся земля».
Гера – богиня брака и семьи, жена и сестра Зевса.
Аполлон – бог музыки, поэзии, медицины, сын Зевса и дочери титана Лето.
Афина – рожденная из головы Зевса, богиня мудрости – воплощала в себе как военную стратегию, так и искусство управления государством.
Гермес – посланец богов, сын Зевса и Майи, малой богини, покровитель богов и торговли, защитник путешественников.
Посейдон – властелин океанов.
Артемида – сестра-близнец Аполлона, покровительствующая охоте.
Арес – бог войны, сын Зевса и Геры.
Афродита – богиня любви, вышедшая из морской пены.
Гефест – хромой бог-кузнец, сын Зевса и Геры.
Деметра – богиня плодородия и сельского хозяйства.
Гестия – богиня домашнего очага.
Аид – бог подземного царства.
Мы обратили внимание учащихся на следующие положения, необходимые им при чтении мифов и аналитической работе с ними:
* Боги могущественны и бессмертны, действуют по своей воле.
* Люди смертны, зависят от воли богов.
* Герои рождаются от союза богов и людей. Герои смертны, но могущественны. Часто выполняют волю богов.
Далее мы провели небольшую игровую технологию «Угадай родителей»: учащимся мы раздали карточки с именами богов (Гефест, Гермес, Зевс), родителей которых надо найти. Учащиеся с заданием справились.
На последнем этапе урока учащимся было предложено поразмышлять над вопросом эвристического характера, который вызвал высокий познавательный интерес со стороны учеников:
– Сегодня тема мифов Древней Греции в искусстве очень популярна. Какие фильмы с участием древнегреческих богов вы уже посмотрели? О чем они были? Какой персонаж фильма вам больше всех нравился? Необходимо при этом подчеркнуть, что в современном кинематографе мы имеем дело с новыми версиями (фантазиями режиссеров) на тему древнегреческой мифологии.
В качестве домашнего задания мы предложили провести ученикам небольшие мини-исследования. Они выбрали один из предложенных фразеологизмов и отыскивают информацию о его происхождении:
– Почему мы так говорим?
Ариаднина нить, олимпийское спокойствие, рог изобилия, весы Фемиды, муки Тантала, яблоко раздора и т.д.
Результаты их работы мы проверили (методом фронтального опроса) в начале следующего урока, посвященного изучению мифологии.
На втором уроке мы познакомились с мифами о Геракле. Авторы большинства школьных программ рекомендуют к изучению цикл мифов о Геракле (данные сведения содержатся, например, в программах А. Г. Кутузова [46], В. Я. Коровиной [48], В. Г. Маранцмана [47] в VI классе. Однако поскольку наша методическая система предполагает постепенное расширение и углубление материала о мифах, то мы обратились к ним уже в рамках программы по литературе в V классе, тогда как в VI классе организуем изучение данного материала несколько иным образом, в других аспектах.
Работу с мифами о Геракле мы начали с актуализации общих представлений учащихся о данном герое.
– Уверены, что вы слышали об этом герое. Каков он, по вашему мнению? (Сильный, храбрый, добрый). На каких актеров он похож, по вашему мнению? Если бы вы были режиссерами фильма о Геракле, кого бы из них вы выбрали на главную роль?
– Давайте поближе познакомимся с данным героем. (Чтение статьи учебника «Подвиги Геракла»). Вопрос проблемно-эвристического характера:
– Почему Геракл, такой могучий и храбрый, должен был служить трусливому царю Эврисфею?
После предположений учащихся мы пояснили, что дело тут заключалось в следующем: богиня Гера ненавидела Геракла с момента рождения героя. Когда он совершил несколько подвигов и женился, у него родились дети, Гера наслала на него безумие, и он убил своих детей. Придя в себя, Геракл уходит в изгнание и прибывает в Дельфы, где был знаменитый оракул. Оракул провозглашает волю богов и приказывает ему поселиться в Тиринфе, служить Эврисфею и за 10 лет совершить 12 подвигов. Если Геракл исполнит все это, то станет бессмертным, как боги.
Данное пояснение позволило задать еще один проблемный вопрос учащимся: – А почему же Гера ненавидела Геракла?
Предположения учащихся были далеки от истинных, поэтому я обратила внимание на особенности рождения этого героя.
– А кто был родителями Геракла?
Как выяснилось, причиной ненависти Геры к нему стала обычная женская ревность! Поскольку ребят это очень заинтересовало, то мы предложили им выполнить небольшое исследовательское задание: опираясь на материалы древнегреческих мифов (по книге Н. Куна), составить родословное древо героя, указав его родителей, сводных братьев и сестер, бабушку и дедушку.
Третий урок составило чтение и анализ мифа «Скотный двор царя Авгия».
Знакомство с ним началось с выразительного чтения мной текста данного мифа.
Эвристическая беседа строилась по следующим вопросам:
– Почему Авгий согласился на предложение Геракла очистить за один день весь скотный двор?
– Каким образом Геракл справился с работой?
– Какие качества ему пришлось проявить при этом? (Во-первых, это находчивость, изобретательность: Геракл предложил использовать силу воды для очистки скотного двора, и это была новая идея. Во-вторых, с помощью своей богатырской силы он сломал стену).
– Как вы объясните выражение авгиевы конюшни? Когда его употребляют в речи? (Выражение «авгиевы конюшни» употребляют, когда говорят о месте, в котором давно не убирались и которое от этого стало чрезвычайно грязным, так что привести его в порядок очень трудно).
– Как объясняется в мифе о Геракле учреждение Олимпийских игр? Что вы знаете об Олимпийских играх? Кто в них участвовал? Как они проходили?
Также я показала школьникам иллюстрации, на которых изображено место проведения игр у горы Олимп; подчеркнуть, что греки вели счет времени по Олимпийским играм. На вопрос «когда?» они отвечали: «Во время такой-то Олимпиады». Таким образом, Геракл дал эллинам летоисчисление.
Творческим заданием для учеников стала подготовка иллюстраций к мифу о Геракле или создание муляжей героя.
Последний – четвертый – урок по мифам в V классе носил обобщающий характер. Учащиеся кратко перечислили все подвиги Геракла и выбрали из них наиболее интересные и значительные, с их точки зрения. Данный урок был организован в форме проектной деятельности учащихся. Каждой группе было необходимо прочитать миф, подготовить небольшой рассказ о нем (поступке Геракла, лежащем в его основе), создать иллюстрацию в технике «коллаж», отражающую содержание или основную мысль мифа, выступить с защитой проекта.
Таким образом, в рамках экспериментального обучения на первом этапе мы провели цикл уроков в V классе преимущественно ознакомительного характера, рассказав учащимся о содержании понятия «миф», родственных связях основных персонажей древнегреческой мифологии (богов и героев), прочитав и проанализировав с ними некоторые мифы из цикла о Геракле. При этом в выборе форм, методов и приемов работы мы отталкивались от психолого-возрастных особенностей пятиклассников, основное внимание уделяя эвристической беседе с включением в ее содержание проблемных вопросов, активизирующих мышление учащихся, выразительному чтению текстов, созданию иллюстраций к прочитанному и муляжей героев, игровому методу (частной реализацией которого может стать, например, поиск «родственников» среди представленных богов), составление учащимися родословного древа Геракла с целью поиска ответа на вопрос о причинах ненависти к нему со стороны Геры, проектный метод, предполагавший работу творческого и исследовательского плана по одному из мифов цикла. Использование целой совокупности указанных методов, форм и приемов работы способствовало повышению эмоциональности и наглядности учебного материала, активизации ученического восприятия и усилению мотивационного компонента обучения в целом.
Список использованных источников
- Агапова, Л. А. Роль читательских компетенций в развитии представлений школьников (на материале мифа и библейских текстов) / Л. А. Агапова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. ‒ 2012. ‒ Т. 18. ‒ № 2. ‒ С. 117-121.
- Акшабаева, Р. Ч. Образцы низшей славянской мифологии в русской литературе [Электронный документ] / Р. Ч. Акшабаева. – Режим доступа : http://almatylit.ucoz.ru/publ/russkij_jazyk_i_literatura_v_shkole/razrabotki_urokov/obrazy_nizshej_slavjanskoj_mifologii_v_russkoj_literature/30-1-0-386
- Артамонов, С. Д. Литература древнего мира : книга для учащихся старших классов / С. Д. Артамонов. – М. : Просвещение, 1988. – 254 с.
- Афанасьев, А. Н. Происхождение мифа / А. Н. Афанасьев. – М. : Просвещение, 2012. – 638 с.
- Ачина, Е. Методическая разработка «Античная мифология на уроках литературы» [Электронный документ] / Е. Ачина. – Режим доступа : http://www.zavuch.ru/methodlib/162/88400/#sthash.mcwFYY9g.dpuf
- Барт, Р. Мифологии / Р. Барт ; пер. С. Зенкина. – М. : Академ. проект, 2014. – 351 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках литературы в 5 классе
Формирование личностных УУД на уроках литературы в 5 классе при изучении рассказа В.П.Астафьева "Васюткино озеро"....
Мифологический комментарий как технология углубления представлений о мифе при изучении литературы в V-VIII классах
В статье рассматривается технология мифол. комментария; принципы использования данной технологии на уроках литературы в 5-8 классах....
Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 5 класса
Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 5 классов на уроках литературы....
Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы для 6 класса
Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 6 классов...
Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 7 классе
Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 7 классов...
Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 8 классе
Задания направлены на формирование и диагностику сформированности читательской грамотности обучающихся 8 классов...
Задания на формирование и оценку читательской грамотности на уроках литературы в 9 классе
Задания по читательской грамотности позволяют подготовить обучающихся к пониманию того, как предметные знания становятся востребованными для жизни и будущей профессии. В качестве контекста используютс...