Мифологический комментарий как технология углубления представлений о мифе при изучении литературы в V-VIII классах
статья по литературе (8 класс)

Ермакова Юлия Дмитриевна

В статье рассматривается технология мифол. комментария; принципы использования данной технологии на уроках литературы в 5-8 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ermakova_yuliya_dmitrievn1.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ермакова Юлия Дмитриевна

Мифологический комментарий как технология углубления

представлений о мифе при изучении литературы в V-VIII классах

Одновременно с изучением мифов в классах среднего звена нами активно применялся при рассмотрении литературных произведений мифологический комментарий – разного рода пояснения мифологического материала (образов, идей, мотивов и сюжетов) в авторских текстах. Поскольку отечественные писатели и поэты чаще обращались к славянской мифологии, представляющей один из истоков нашей культуры, то мифологический комментарий стал как раз тем продуктивным способом изучения мифологии древних славян, в отличие от греческой, практически обойденной вниманием со стороны современных школьных общеобразовательных программ по предмету.

Так, мифологический комментарий включался нами в работу над стихотворениями А. С. Пушкина в VI классе – поэта, чьи произведения изучаются в каждом классе средней школы. К нему мы обращались при чтении и изучении зимне-дорожного цикла стихов А. С. Пушкина, в который входит стихотворение «Бесы».

Наиболее продуктивными приемами работы с художественным произведением стали выразительное чтение стихотворения (заранее подготовленным учащимся) и устное словесное рисование (учащиеся рассказали о своих ощущениях, возникших в ходе прослушивания «Бесов», общей эмоциональной атмосфере произведения).

Мифологический комментарий вводился в беседу с учащимися посредством ориентировочных вопросов:

– Почему бес появляется в ответе ямщика? (Это обыкновенный мужик, он больше верит во всякую нечистую силу: ведьм, бесов).

– Вы прочитали слово «бес». Кто же он такой? Что в народном сознании ассоциируется с этим образом? (Злые духи. Бес напоминает козла, черный, с рогами, хвостом, на ногах копыта).

– Послушаем славянский миф о бесе. (Подготовленный рассказ ученика):

Бесы в славянской мифологии ‒ злые, враждебные людям духи. Согласно языческим верованиям, бесы причиняли людям мелкий вред, могли вызывать непогоду и насылать мороки, сбивающие людей с пути. Славяне-язычники верили, что земля в течение всей зимы остается под властью бесов, и таким образом в славянской дуалистической мифологии бесы были олицетворением темноты и холода. Подобно многим мифическим существам, бесы невидимы, но способны принимать любой облик, используя внешность для достижения собственных целей. Истинная сущность беса подробно описана в священных текстах различных религий, отличаясь лишь деталями. Так, типичный бес – это рогатое существо, густо покрытое шерстью, с человеческими руками, с копытами на ногах и длинным хвостом. У некоторых народов бесы наделены огромными ушами, крыльями (в качестве напоминания об ангельском прошлом) или длинными когтями. В облике славянского беса четко прослеживается его сходство с греческим сатиром и фавном: небольшие рожки, копытца, хвост.

– А Пушкин использует народное представление о бесах, создавая этот образ? (Да, бес играет людьми, притворяется верстовым столбом, сверкает искрой).

– Почему в стихотворении так ощутим образ беса? Какой прием использует поэт? (Олицетворение).

– А случаен ли пейзаж в стихотворении? (Нет, он даже повторяется. Мрачный, пугающий пейзаж. Он усиливает беспокойство).

–Прочитаем последние строки глазами (про себя). Удивили они вас? (Безысходностью поражают. Сердце поэта ноет, болит. Грустно).

– Вслушаемся в звучание стиха. Мчат-ся ту-чи, вьют-ся ту-чи. Что вы слышите в звучании этих строк? (Движение тройки, движение вьюги).

– Как достиг этого эффекта поэт? С помощью чего? (Ученики говорят о ритме, размере стихотворения, аллитерации, особенности рифмы).

– Согласитесь, удивительное стихотворение. Пушкин, используя образы народной фантазии, передает переживания человека, заблудившегося в буране.

Таким образом, использование на уроках литературы в V-VIII классах мифологического комментария может идти параллельно с изучением различных мифов учащимися (античных, славянских), расширяя таким образом представления об их семантике и позволяя более глубоко «погрузиться» в анализируемый авторский текст, понять его замысел, проблему, идею.  Непосредственное же введение мифологического комментария осуществляется либо посредством самостоятельной поисковой работы учащихся с мифологическими словарями и энциклопедиями, либо в ходе подготовки / прослушивания индивидуальных сообщений учащихся с комментариями учителя.

После окончания экспериментального обучения мы провели небольшое контрольное исследование. Учащимся предложили ответить на несколько вопросов по теории мифов:

‒ Что представляет собой миф?

‒ Мифы каких народов мы изучали? Приведите примеры.

‒ Мифы каждого народа уникальны, неповторимы и не имеют между собой ничего общего или в них могут встречаться похожие черты: идеи, мотивы, образы?

‒ Выделите общие и различные черты между мифом и волшебной сказкой.

Практически на все вопросы учащиеся дали полные, развернутые ответы.

Некоторые в ответах на первый вопрос (Что представляет собой миф) отметили, что миф является органичным сочетанием каких-то реальных фактов, перефантазированных людьми и сильно видоизмененных за тысячелетия их бытования в устной традиции.

Отвечая на второй вопрос, учащиеся указали не только древнегреческие и славянские мифы, но и мифы мордовского народа, в частности миф о мировом древе, в качестве которого выступала яблоня.

В третьем вопросе ученики снова обратились к образу яблони, показав на ее примере, что в мифах разных народов повторяются некоторые образы и мотивы, что объясняется взаимным влиянием национальных культур.

 Выделяя общие и различные черты между жанрами мифа и сказки, некоторые учащиеся обнаружили между ними лишь сходства. Однако встретились и правильные ответы, в которых шестиклассники подчеркнули, что если сказка изначально предполагает вымысел (то есть это полностью вымышленная история с фантастическим сюжетом), то мифы стремятся объяснить окружающую действительность, устройство мира и т.д.

Учитывая данные результаты контрольного исследования, можно сделать вывод о том, что гипотеза исследования, согласно которой систематическое и последовательное обращение к одним и тем мифологическим текстам на разных этапах ученического освоения данного жанра в аспекте расширения теоретических сведений о нем, проведения сравнительно-сопоставительного анализа с жанром волшебной сказки, включения регионального компонента в рассмотрение ключевых образов в изучаемых текстах способствует не только расширению культурного кругозора учащихся, но и углублению представлений о самом жанре, бытовании мифов разных национальных культур в целом, подтвердилась полностью.

Список использованных источников

  1. Агапова, Л. А. Роль читательских компетенций в развитии представлений школьников (на материале мифа и библейских текстов) /                      Л. А. Агапова // Вестник Костромского государственного университета им.                  Н. А. Некрасова. ‒ 2012. ‒ Т. 18. ‒ № 2. ‒ С. 117-121.
  2. Акшабаева, Р. Ч. Образцы низшей славянской мифологии в русской литературе [Электронный документ] / Р. Ч. Акшабаева. – Режим доступа :  http://almatylit.ucoz.ru/publ/russkij_jazyk_i_literatura_v_shkole/razrabotki_urokov/obrazy_nizshej_slavjanskoj_mifologii_v_russkoj_literature/30-1-0-386
  3. Артамонов, С. Д. Литература древнего мира : книга для учащихся старших классов / С. Д. Артамонов. – М. : Просвещение, 1988. – 254 с.
  4. Афанасьев, А. Н. Происхождение мифа / А. Н. Афанасьев. – М. : Просвещение, 2012. – 638 с.
  5. Ачина, Е. Методическая разработка «Античная мифология на уроках литературы» [Электронный документ] / Е. Ачина. – Режим доступа : http://www.zavuch.ru/methodlib/162/88400/#sthash.mcwFYY9g.dpuf
  6. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт ; пер. С. Зенкина. – М. : Академ. проект, 2014. – 351 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)

Рабочая программа по истории 5-9 класс (содержит 2 варианта - изучение истории на базовом уровне и с углубленным изучением истории в 8-9 классах)...

Русская литература 20-е г. 20 века. Лекция для ВУЗов ( филологическое отделение) для гуманитарных классов ( с углубленным изучением литературы).

Лекция: Русская литература 20-е г. 20 века.  Лекция для гуманитарных классов ( с углубленным изучением литературы), ВУЗов ( филологическое отделение)....

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках углубленного изучения литературы

Литература в школе способствует духовно-нрав ственному становлению личности, познанию и самопознанию человека. Уроки литературы должны содействовать формированию и воспитанию художественного вкуса, по...

Формирование начальных представлений о мифах на уроках литературы в V классе: теоретический аспект

В стаатье рассмаатриваются методы и приемы изучения мифов на уроках литературы в 5 классе....

Аксиологический комментарий как прием аналитической работы над мифами в профильных гуманитарных классах (на примере изучения творчества Н.А. Некрасова, С.А. Есенина)

В статье рассматривается технология использования аксиологического комментария как приемаа аналитической работы над мифами в профильных гуманитарных классах (на примере изучения творчества Н.А. Н...

Применение технологии проблемного (развивающего) обучения на уроках изучения правил орфографии в 5 классе. Прием «Висит объявление».

Для создания проблемной ситуации эффективен прием «Висит объявление». Учащимся зачитывается или наглядно демонстрируется объявление, в котором есть орфографическая задачка, которую им пред...