Открытый урок литературы в 5 классе
опыты и эксперименты по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Парус»
Цели урока: - познакомить учащихся с фактами биографии М.Ю.Лермонтова, повлиявшими на формирование характера и творчество поэта;
- дать первое представление о своеобразии лирики Лермонтова;
- проанализировать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус»;
- развивать речь учащихся, навыки различных видов чтения;
- вызывать интерес и любовь к поэзии, желание читать.
Оборудование: учебник литературы для 5 класса, портреты и репродукции картин М.Ю. Лермонтова, романс «Белеет парус одинокий» в исполнении Л. Казаковой и Н.Лазарева, интерактивная доска.
Ход урока:
Сегодня на уроке мы познакомимся с личностью и творчеством одного из самых замечательных поэтов 19-го века.
Имя его оставалось неизвестно большинству публики, когда в январе 1837 года все были внезапно поражены слухом о смерти Пушкина. – слайд «Портрет Пушкина»
Под свежим ещё влиянием истинного горя и негодования, возбуждённого в нём этим святотатственным убийством, молодой поэт в один присест написал несколько строф, разнёсшихся в два дня по всему Петербургу:
Погиб Поэт!
Невольник чести пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа Поэта позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света,
Один, как прежде, и убит.
Убит, к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор…
В дни трагической гибели Пушкина Россия внезапно услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником Пушкина в осиротевшей русской литературе. Это был 22-летний офицер императорской гвардии М.Ю. Лермонтов, написавший гневные, обличительные стихи, ходившие по рукам, как прокламации. – слайд «Портрет Лермонтова»
Замолкли звуки чудных песен…, - сказал поэт. Россия потеряла великого творца слова, но обрела нового. Так началась всенародная слава Лермонтова.
Но кто он, этот юный поэт?
Об этом мы и поговорим сегодня на уроке и познакомимся подробно с его стихотворением «Парус». Запишем тему урока - слайд: «Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Стихотворение «Парус». Эпиграфом к нему я взяла строку из стихотворения Лермонтова:
«Так жизнь скучна, когда боренья нет». – слайд «Эпиграф»
Лермонтов – человек, отразивший себя в стихах. В лирическом произведении наиболее ярко представлена личность, мысли, думы, чувства, настроение. Чтобы лучше понимать стихи поэта, мы познакомимся с фактами биографии М.Ю. Лермонтова. – слайд «Портрет Лермонтова»
Итак, родился Михаил Лермонтов 15 октября 1814 года в Москве – в доме, стоявшем на углу Каланчевской улицы и площади у Красных ворот. Время не пощадило ни этот дом, ни Красные ворота, сооружённые в середине 18-го века. В наши дни и площадь, и расположенная на ней станция метро носят имя Лермонтова. – слайд «Лермонтов в детстве»
Лермонтов рано осиротел: ему шёл 3-й год, когда умерла его мать, Мария Михайловна. Детские годы поэта были омрачены жестокой семейной распрей между его бабушкой и отцом, Юрием Петровичем. – слайд «Родители Лермонтова»
Властная Елизавета Алексеевна Арсеньева потребовала, чтобы отец не вмешивался в воспитание сына, и разлучила их. Когда умер и отец, 15-летний юноша Лермонтов написал горькие строки:
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец.
В слезах угасла мать моя… - слайд «Е.А. Арсеньева, бабушка поэта»
Воспитывался Миша бабушкой, Елизаветой Алексеевной Арсеньевой, в её имении, расположенном в Пензенской губернии. – слайд «Барский дом в Тарханах»
Работа по учебнику. Чтение статьи на стр. 149-150. Читает ученик.
В доме бабушки в Тарханах (ныне село Лермонтово) Миша не только играл с деревенскими ребятишками, но и видел, как розги и кнут заменяли человеческие слова, и с малых лет стояли в глазах Лермонтова картины насилия и несправедливости.
Подвиг декабристов, выступивших в 1825 году против крепостного права, за свободу, определил весь путь Лермонтова. Он скоро почувствовал себя их наследником. Это отразилось уже в самых ранних его стихах и поэмах. – слайд «В Москве»
Осенью 1827 года Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву. Через год, в 1828 году, он поступает в Благородный пансион при Московском университете. Из-за хорошей домашней подготовки его приняли сразу в 4-й класс. Здесь он пишет много стихов, увлечённо занимается живописью и музыкой (скрипка, фортепиано). – слайд «Автопортрет»
Работа по учебнику.
Обращение к портрету поэта. Чтение отрывка из статьи учебника на стр. 150. Демонстрация слайда «Портрет Лермонтова».
Будучи студентом, он был страстно влюблён в молоденькую, милую, как день, восхитительную Варвару Лопухину. Это была натура пылкая, восторженная, поэтическая. Именно в этой девушке поэт обрёл, наконец, друга и вызвал в ней ответные чувства. Образ этой девушки, а затем замужней женщины, является во многих стихотворениях поэта. Лопухина вышла замуж, Лермонтов посчитал это изменой, но впоследствии смирился и просто продолжал любить, до последних дней своей недолгой жизни. – слайд «В. Лопухина»
В 1832 году, по долгу службы, Лермонтов попадает в Петербург . Город не понравился поэту. «Увы, как скучен этот город», - писал Лермонтов. Ему здесь одиноко, он скучает по друзьям, по родным, по Москве.
Лермонтов снова вспоминает декабристов, посещает Сенатскую площадь, где в декабре 1825 года было разгромлено восстание, 5 декабристов повешены, 120 человек отправлены на каторгу. Таким жестоким было наказание тем, кто думал о свободе для народа, о счастье, о равенстве. И вот в такое время начинает творить М.Ю. Лермонтов, воспитанный на вольнолюбивых стихах Пушкина. В кругу своих знакомых и родных поэт видел только людей, напуганных участью декабристов, вокруг были лишь те, кто боялся борьбы.
В 1832 году Лермонтову было 18 лет. После Сенатской площади он идёт по набережной Невы в сторону морского залива. Поэт впервые увидел морской простор, остановился, очарованный им, и долго смотрел вдаль.
Именно к этому времени относится стихотворение «Парус».
– слайд «В Петербурге»
Лермонтов рос слабым, болезненным ребёнком, и бабушка несколько раз возила его на Кавказ. Позже уже не по своей воле дважды побывал Лермонтов в ссылках на Кавказе. Дикая величавая природа произвела на поэта неизгладимое впечатление. Свою любовь к Кавказу Лермонтов выразил в стихах и в картинах. – слайд «Ссылка на Кавказ»
Демонстрация слайда «Картины Лермонтова».
В Пятигорске, откуда открывается вид на 5 гор, жизнь молодого поэта, которому не исполнилось ещё и 27 лет, трагически оборвалась. – слайд «Вид на Пятигорск»
В июле 1841 года, у подножия горы Машук, Лермонтов был убит, убит не на войне, не рукою черкеса или чеченца, он погиб на дуэли с давним знакомым Мартыновым. Тот не простил Лермонтову шуточных стихов и рисунка в свой адрес. «Стреляй! Стреляй!» - исступлённо кричал он Лермонтову. Лермонтов выстрелил в воздух, желая кончить глупую ссору дружелюбно, но не так великодушен был Мартынов. Он выстрелил поэту прямо в сердце. Смерть была так же скоропостижна, как и выстрел. Мартынов поступил, как убийца, а осуждён был всего на 3 месяца заключения.
Последние стихи Лермонтова уже были полны предчувствий будущей драмы:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Бабушка поэта выполнила последнюю просьбу своего внука: она приказала на территории усадьбы построить часовню, где и сейчас покоится прах М.Ю.Лермонтова. И тёмный дуб склоняется над его могилой в Тарханах. – слайд «Дуб. Могила Лермонтова»
Анализ стихотворения
Лермонтов живет в своих стихах. Давайте послушаем «Парус».
Прежде обратимся к словам, которые могут вызвать у вас затруднения. – слайд «Словарная работа»
Я прочитаю, а вы попробуйте представить себе, о чём говорит поэт.
Чтение учителем наизусть стихотворения «Парус» - слайд рисунок «Парус»
- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение?
- А как вы думаете, какие чувства владели поэтом, когда он создавал это произведение? (Неудовлетворённость, одиночество)
Но не только чувство одиночества выразил поэт. Вспомним декабристов, желание Лермонтова бороться, отвоёвывать свободу.
- Послушайте романс «Белеет парус одинокий» на слова Лермонтова в исполнении Л.Казаковой и Н.Лазарева. – слайд «Белеет парус…» - и подумайте, какое состояние паруса подчёркнуто в романсе: одиночество или мятежность?
- Что звучит тревожнее: романс или стихотворение?
Наша с вами задача – научиться читать стихотворение выразительно. А для этого необходимо выяснить, какими художественными приёмами пользовался автор. – слайд «Стихотворение «Парус»
- Почему речь идёт о Парусе, а не о корабле или лодке? (Парус – полотнище, укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром).
- Каким словом заменено существительное «парус»? (он)
- Назовите глаголы, сочетающиеся в стихотворении с местоимением «он» (ищет, кинул, не ищет, бежит, просит)
- Так говорят о неодушевлённом предмете?
- Какой приём использует автор? (олицетворение)
- Какие эпитеты заставляют думать о парусе, как о живом существе? (одинокий, мятежный)
- Как вы понимаете смысл слова «мятежный»? – слайд «Словарная работа»
- Наверное, самое близкое по значению слово – протестующий
- Против чего среди спокойного, ласкового моря, среди тишины, лазури, золотых лучей солнца протестует этот Парус?
- Какие звуки преобладают в 1-й строфе? Что они передают? (л,н,м,р – особая плавность волн, их блеск)
- Какие предложения по цели высказывания? (вопросительные)
- А какие звуки и предложения по интонации во 2-й строфе? (т,с,ч,щ,ж; восклицательное предложение)
- В какой строфе содержится ответ на заданный в 1-й строфе вопрос? (в 3-й)
- Что означает многоточие? (неожиданный ответ, недосказанность)
- Обратите внимание на порядок слов в предложениях. Какой художественный приём использует автор? (инверсия)
- Есть ли в стихотворении сравнения? (светлей лазури, как будто в бурях есть покой).
- Перечитаем 3-ю строфу. Какие две картины в ней противопоставлены?
Вывод.
В этом стихотворении звучит протест против покоя, равнодушия, звучит желание жить, бороться, действовать, думая не только о своём благополучии, но и о борьбе за счастье других. Парус ищет такого состояния, в котором бы соединилось то ценное, что несёт в себе буря, борьба, с тем прекрасным, что может проявиться в покое.
Эпиграф.
«Так жизнь скучна, когда боренья нет…» - человек, страстно любивший родину, свободу, задыхался в неволе, и только в стихах он воспел свободу желанную. – слайд «Памятник Лермонтову»
Итог урока.
Каждый раз, когда мы произносим имя Лермонтова, к глубокому раздумью и бесконечному восхищению примешиваются чувства сожаления и горечи. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить столь же великого поэта, жизнь которого оборвалась так рано. Имя его стоит вторым в ряду величайших имён русских поэтов: Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский…
Вереницей идут года,
И не видно их черты конечной.
Лермонтов… Он с нами навсегда,
В строй живых записан он навечно.
Это жизни дни его вернулись,
Он в неё хозяином вошёл
Именем библиотек и улиц,
Пароходов, институтов, школ.
В книгах трудным временем проверен,
В ярком блеске добрых, смелых глаз
Он живой, не памятником в сквере,
Вновь и вновь рождается для нас.
(П. Алдахин)
Домашнее задание:
Выучить стихотворение «Парус» наизусть, выписать из текста в тетрадь примеры метафоры.
Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.
ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".
Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...
Открытый урок в 6 классе по литературе. Тема урока « Уходит жизнь – приходит память. И память возрождает жизнь»
Урок посвящается детскому писателю Альберту Анатольевичу Лиханову и его роману « Мой генерал»...
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.
Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....
Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.
Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...