Урок литературы в 6 классе. Р. р. № 10. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению № 2 по мифам Древней Греции.
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Цель: анализ особенностей сочинения-рассуждения с точки зрения структуры, используемых вводных элементов и содержания, формирование умения составлять устное сочинение-рассуждение, в качестве аргументов выбирая примеры поступков  Геракла, развитие творческого и логического мышления, воспитание ответственности за собственные учебные результаты и осознания важности наличия в человеке силы характера.

Задачи: проанализировать особенности сочинения-рассуждения, формировать навыки правильного использования требуемых вводных элементов, составления аргументов с опорой на тексты мифов Древней Греции.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе.

Р. р. № 10. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению № 2 по мифам Древней Греции.
Цель: анализ особенностей сочинения-рассуждения с точки зрения структуры, используемых вводных элементов и содержания, формирование умения состав-лять устное сочинение-рассуждение, в качестве аргументов выбирая примеры поступков  Геракла, развитие творческого и логического мышления, воспитание ответственности за собственные учебные результаты и осознания важности наличия в человеке силы характера.

Задачи: проанализировать особенности сочинения-рассуждения, формировать навыки правильного использования требуемых вводных элементов, составления аргументов с опорой на тексты мифов Древней Греции.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли литературы в развитии человеческой личности;

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации).

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Регулятивные.

Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учёта характера ошибок.

Приобретения навыка саморегуляции, то есть подавлять негативные (или слишком бурные) эмоции при получении оценки, распределять свои силы на протяжение всего урока, а не только фрагмента и т.д.

Познавательные.

Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи.

Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников.

Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

Коммуникативные.

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, взрослыми.

Владение монологической и диалогической формами речи.

Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять  при необходимости другую.

ЛИЧНОСТНЫЕ.

Уважительное отношение к литературе как к зеркалу жизни и виду искусства;

Достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Тип: урок развития речи (комбинированный).

Оборудование: учебники, презентация, компьютер с возможностью доступа в интернет, электронный толковый словарь, тетради.

1.Организационный момент.

2.Определение учащимися темы, задач, цели урока. Мотивация деятельности.

Как вы думаете, для чего дома было нужно повторить примеры проявления Гераклом силы характера и типы речи с их особенностями?

Учитель пишет тему на доске, а дети- в тетрадях.

Попробуйте определить цель и задачи урока, используя слова-подсказки.

Для определения цели: анализ, формирование, развитие, обогащение, воспитание.

Для определения задач урока: выяснить, научиться, развивать, совершенствовать, воспитывать.

3. Проверка домашнего задания.

Работа в группе.

Какие существуют типы речи? Чем отличаются тексты, принадлежащие к разным типам речи? Для чего вообще нужны разные типы речи? Цитаты, показывающие, что у Геракла есть сила характера. Почему Геракла называют легендарным мифическим героем? Какой тип речи вы использовали во время своего  ответа? Ассоциативный куст «Сила характера».

4.Мотивация учебной деятельности учащихся.

Как вы думаете, для чего нужно знать структуру рассуждения?

В ОГЭ по русскому языку три части: письменное  сжатое изложение прослушанного текста, ответ на тестовые вопросы по правилам русского языка и сочинение-рассуждение.

5. Первичный проект.

Объяснение учителя.

Обязательные элементы рассуждения

  • 1.Тезис.
  • 2.Комментарий к тезису.
  • 3.Первый аргумент.
  • 4.Второй аргумент.
  • 5.Общий вывод.

Обратитесь к толковому словарю. Что такое тезис?

                                                                                           Тезис=утверждение.

А что такое сила характера?

Определение теоретического понятия с использованием материала  ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ.

*Сила характера -… .

ВЫПИСЫВАЕТСЯ ТОЛЬКО ОПРЕДЕЛЕНИЕ!    ЛИШНЕЕ НЕ ВЫПИСЫВАТЬ!

                                                                                           Комментарий к определению теоретического понятия

Это так называемый «абзац размышлений», в котором пишущий высказывается  о важности понятия, о том ,для чего оно нужно в нашей жизни, почему трудно или легко его воспитывать в себе или бороться с ним, делая попытку ответить на вопрос темы сочинения.

*Я думаю,….

ЗАПЯТАЯ ОБЯЗАТЕЛЬНА ПОСЛЕ ДАННОГО ВВОДНОГО ЭЛЕМЕНТА!!!!!

                                                                                    Первый аргумент (ДОКАЗАТЕЛЬСТВО).

Структура любого первого аргумента.

Вступление.

*Например ,в таком-то произведении такого-то автора мы видим проявление такого-то качества в поведении такого-то героя.

Сам аргумент .

*Кто и что именно сделал? ОДИН КОНКРЕТНЫЙ ПОСТУПОК. Пространные рассуждения о том, что «персонаж всегда себя вел отважно, поэтому он герой» без рассмотрения конкретного подтверждающего поступка в качестве аргумента не засчитываются!!!!!!!!

Микровывод (А ВЕДЬ ЕСТЬ ЕЩЕ ОБЩИЙ ВЫВОД КО ВСЕМУ СОЧИНЕНИЮ),  в котором дается ответ на вопрос темы сочинения с опорой на указанное в аргументе.

*Следовательно,…

ЗАПЯТАЯ ОБЯЗАТЕЛЬНА ПОСЛЕ ДАННОГО ВВОДНОГО ЭЛЕМЕНТА!!!!!

                                                                          Второй аргумент(ДОКАЗАТЕЛЬСТВО).

Структура возможного второго аргумента.

Вступление.

*Хочется вспомнить и пример из жизни. Проявление такого-то качества  видно в поступке такого-то человека. Это случилось с…ИЛИ Я услышал эту историю от…ИЛИ Это произошло со мной, когда…

РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК ВАШИ ПОСТУПКИ, ТАК И ПОСТУПКИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К КОМУ-ЛИБО.

Сам аргумент .

*Кто и что именно сделал? ОДИН КОНКРЕТНЫЙ ПОСТУПОК. Пространные рассуждения о том, что «такой-то всегда себя вел отважно, поэтому он герой» без рассмотрения конкретного подтверждающего поступка в качестве аргумента не засчитываются!!!!!!!!

Микровывод  (ЕСТЬ ЕЩЕ ОБЩИЙ ВЫВОД КО ВСЕМУ СОЧИНЕНИЮ),в котором дается ответ на вопрос темы сочинения с опорой на указанное в аргументе.

*Следовательно,…

ЗАПЯТАЯ ОБЯЗАТЕЛЬНА ПОСЛЕ ДАННОГО ВВОДНОГО ЭЛЕМЕНТА!!!!!

                                                                       Общий вывод ко всему сочинению.

Итак,….

ДАТЬ ОТВЕТ НА ВОПРОС ТЕМЫ СОЧИНЕНИЯ.

                                                                                   ЧТО ЕЩЕ НУЖНО?

  • Указать тему сочинения.
  • Написать план сочинения.
  • Избегать лишних повторов слов и повторов однокоренных слов в соседних предложениях или внутри одного и того же предложения.  

Как это сделать? Использовать синонимы или соответствующие личные местоимения.

                                                                             С чего начинается проверка?

  • Проверка сочинения начинается с проверки соответствия содержания текста теме, типу текста и плану!

6. Составление проекта и его защита.

Работа в группах .

Составить устно часть (части) сочинения  - рассуждения  на тему «Что такое сила характера?», соответствующую(ие) тому (тем) пункту(ам)  плана, номер(а)  которого(ых)  достался при жеребьевке.

План.

1.Толковый словарь в помощь.

2.Мои размышления о том,

для чего вообще нужна сила характера.

3. Сила характера Геракла.

4. Пример силы характера, продемонстрированный … КЕМ?

5. Что такое сила характера?

7. Рефлексия

Продолжите:

«Главное в рассуждении –это…».

«Необходимо использовать…».

«Нельзя забывать, что…».

«Труднее всего для меня…».

8. Оценивание.

В оценивании участвуют и капитаны команд, и участники, и учитель, определяющий качество работы ребят на уроке.

9.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать домашнее сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила характера?» по данному плану.

План.

1.Толковый словарь в помощь.

2.Мои размышления о том,

для чего вообще нужна сила характера.

3. Сила характера Геракла.

4. Пример силы характера, продемонстрированный … КЕМ?

5. Что такое сила характера?

10. Организационный момент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения".

Конспект урока русского языка в 9 классепо теме «Анализ текста при подготовке к написанию сочинения – рассуждения».Цели урока:- формировать умения правильного чтения текста;- определять тему и проблем...

Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально-нравственную тему

Урок посвящен уточнению знаний обучающихся о понятиях "мораль", "нравственность", "доброта", "агрессивность", "эгоизм", развитию умения работать с притчами, писать сочинение-рассуждение....

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции"

Бинарный урок по русскому языку, литературе, истории в 5 классе по теме "Древняя Греция. Мифы древней Греции" На уроке проводится проверка различных орфограмм,  работа с толковым словарем, знаком...

Бинарный урок русского языка и психологии по теме "Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально этическую тему" по притче Яна Вишневского «Окно» 7 класс

Воспитание у учащихся нравственных качеств, формирование навыков построения рассуждения на основе анализа рассказа Я. Вишневского "Окно"...

Бинарный урок русского языка и психологии по теме: Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему

Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению на морально нравственную тему в 6-ом классе. Анализ рассказа "Болтливая птичка"...

Урок литературы в 6 классе. Р. р. № 10. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению № 2 по мифам Древней Греции.

Цель: анализ особенностей сочинения-рассуждения с точки зрения структуры, используемых вводных элементов и содержания, формирование умения составлять устное сочинение-рассуждение, в качестве аргументо...