Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Пиковая дама"(8 класс)
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Пиковая дама"(8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_povesti_pushkina_pikovaya_dama.docx | 105.2 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама"
«Влияние случая на судьбу героя»
Разработала:
учитель русского языка
и литературы
МБОУ Рековичской ООШ
Тюхтина Татьяна Николаевна
Тема урока: Влияние случая на судьбу героя в повести "Пиковая дама" А.С. Пушкина.
Цели урока: познакомить учащихся с творческой историей создания повести, определить основную мысль, понять, что привело героя к трагическому финалу через его характеристику и жизненные ориентиры, совершенствовать умения анализировать прозаическое произведение, продолжить работу над словарным материалом, необходимым для написания сочинения-миниатюры, развивать монологическую речь, формировать нравственные ориентиры на истинные ценности.
Оборудование: презентация к уроку, опера П.И.Чайковского «Пиковая дама», песня В. Добрынина «Пиковая дама»
«Судьба – не случайность, а предмет выбора;
её не ожидают, а завоёвывают»
У. Брайан
Ход урока
I. Организация учебной деятельности.
-Как вы понимаете слова о судьбе, взятые в эпиграфе урока?
II. Мотивация учебной деятельности.
Сейчас в нашем мире нет четкой границы между Добром и Злом, погоня за удачей и стремление к быстрому обогащению становятся ведущими темами большинства сериалов и телешоу, которые ориентируют на призрачное счастье, материальное благополучие, повесть А.С.Пушкина становится актуальной. Расчет, использование любых средств для достижения цели, погоня за богатством, надежда на случай, выигрыш, а не на собственный труд- все это реалии сегодняшнего дня. Эта повесть заставляет думать, размышлять, искать истину и возвращаться к нравственным истокам - к вечным понятиям чести, совести, благородства. А начнем мы вести разговор про соблазны, страсть, и то, что она делает с человеком. Мы все живем в мире соблазнов - того, что искушает человека и ломает его на неправедные поступки.
Назовите некоторые из них.
- Искушение не делать уроки,
- желание скрыть правду от родителей,
- списать контрольную работу,
- взять что-то без разрешения или украсть…
-Нужно ли бороться с соблазнами? Почему? ( Нужно, потому что человек перестает быть человеком, теряет свой человеческий облик)
-Давайте обратимся с вами к понятию страсти. Что такое страсть?
Страсть – алчность, жадность, влеченье, необузданное, неразумное хотенье.
Для нас с вами сегодня будет интересно узнать, а что думает по этому поводу сам А.С. Пушкин. Обратимся к содержанию повести «Пиковая дама»
III.Слово учителя.
Написанная в 1833 году, в период второй Болдинской осени, небольшая повесть Пушкина до сих пор остаётся загадкой для читателей и для исследователей.
А что лежит в исторической основе повести «Пиковая дама» вам расскажет группа историков-библиографов.
IV. Выступление историков-библиографов об истории создания повести
«Пиковую Даму» Александр Сергеевич читал своему другу П.В.Нащекину, который впоследствии рассказывал, что «главная завязка не вымышлена. Старуха графиня – это Наталья Петровна, действительно жившая в Париже в том роде, как описал Пушкин. Внук её, Голицын, рассказывал Пушкину, что раз он проигрался и пришел к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом. Внучок поставил карты и отыгрался».
Повесть пользовалась большим успехом и у читателей, свидетельством тому служит запись Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года: «Моя «Пиковая Дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся...».
V. Выступление группы критиков с отзывами по повести А.С.Пушкина «Пиковая дама».
В. М. Старцев: « Германн замечателен по оригинальности характера; Лизавета Ивановна – живой портрет компаньонок наших старых знатных дам, рисованный с натуры мастером. Но в целом – важный недостаток, общий всем повестям Белкина – недостаток идеи».
А. А. Краевский: «…герои повести – создание истинно оригинальное, плод глубокой наблюдательности и познания сердца человеческого;
П. В. Анненский « «Пиковая дама» произвела при появлении своем в 1834 году всеобщий успех и перечитывалась от пышных чертогов до скромных жилищ с одинаковым наслаждением. Общий успех этого легкого и фантастического рассказа особенно объясняется тем, что в повести есть герои современных нравов, которые обозначены, по его обыкновению, чрезвычайно тонко и ясно».
В. Г. Белинский относит «Пиковую даму» к лучшим повестям Пушкина, но говорит: «Собственно, это не повесть, а анекдот, для повести содержание «Пиковой дамы» слишком исключительно и случайно».
Ф. М. Достоевский: «нет уж между нами такого гения как Пушкин! Что за красота, что за сила в его фантазии! Недавно перечитал я его «Пиковую даму». Вот фантазия!.. Тонким анализом проследил он все движения Германа, все его мучения, все его надежды, и, наконец, страшное, внезапное поражение».
Мнения действительно были разные, но в одном они были схожи, что это поистине гениальное произведение. А я хочу обратить ваше внимание на слова В.Г.Белинского: «Читая произведения А.С.Пушкина, мы можем воспитать в себе человека»
VI. Восстановление сюжета повести. Давайте обратимся к повести. Сформулируйте сюжет буквально в трех предложениях. На доске написаны события, расположите их в хронологическом порядке. На листочках напишите только цифры, предложения писать не надо.
1.Переписка Германна с Лизаветой Ивановной.
2.Игра Германна с Чекалинским.
3.Рассказ Томского.
4.Видение Германна.
5.Сон Германна.
6.Свидание Германна с Лизаветой Ивановной.
7.Проигрыш Германна.
8.Смерть графини.
9.Германн у гроба графини.
ОТВЕТ: 3, 5, 1, 8, 6, 9, 4, 2, 7
- Ребята, а сейчас мы проверим насколько вы хорошо знаете содержание текста
VII .Викторина по повести «Лучший знаток повести»
VIII. Характеристика образов повести( в форме беседы с комментариями учителя)
Герман- Елизавета Ивановна - графиня Анна Федотовна
1. Почему Германн вначале не играет в карты, по словам Томского?
(Он расчетлив)
2.Каков главный герой повести?
3.Что он говорит о себе?
4.Как характеризуют его другие персонажи?
О себе: не в состоянии жертвовать необходимым.
Томский: немец, расчётлив.
Автор: сын обрусевшего немца; скрытен, честолюбив; сильные страсти, огненное воображение
5.С кем и когда сравнивает Германна Томский? Вы правы: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля. Именно после смерти графини произносит Томский эти слова. Почему Германна сравнивают с Наполеоном и Мефистофелем?
Мне близка ваша точка зрения: Наполеон – человек «без сердца», который ставит себя выше всех, может совершить преступление, оправдывая это высокой целью. Мефистофель – злой дух. Германн продает свою душу.
Германн какой?
дерзкий
пошлый
честолюбивый
страстный
лукавый
бессовестный
бессердечный,
алчный
жестокий,
Наполеон
Мефистофель
разбойник
убийца
чудовище
тигр
интриган
Итак, делаем вывод, каков же психологический портрет Германна?
( запись портрета в тетради)
Германн расчётлив, скрытен, честолюбив, подвержен сильным страстям, обладает огненным воображением, твёрдостью – перед нами психологический портрет человека во многом противоречивого: в нём совмещаются страсть и сдержанность, огненное воображение и скрытность.
Обратимся к ключевому слову характеристики честолюбивый - страстный к чинам, к славе, похвалам и безнравственный человек.
6. Что задумал Германн после рассказа Томского?
7. Каким образом?
8. Но что его пугает?
9.Какова была цель жизни? ( молодой инженер хотел разбогатеть, часами стоял под окнами Елизаветы Ивановны в любую погоду, переписывал письма с немецкого романа, занят интригой) – Планировал ли Германн убивать старуху?( нет ,пистолет был не заряжен ,а тайна ему нужна любой ценой)
10.Что скрывалось под маской любви Германна?
(Деньги,- вот чего алкала его душа)
11.Откуда узнал тайну карт герой? (во сне)
-Почему Елизавета - пренесчастное лицо? Каков ее характер?
-Значение имени ( почитающая Бога, а Германн продал из-за наживы душу дьяволу, переступив через любовь)
- Что случилось с Германном?
(Он попал в сумасшедший дом, повторяя тройка, семёрка, туз-дама)
IX.Работа в группах.
-Какие чувства испытывает Германн? Поработайте с текстом в группах:
1 ряд – чувства Германна перед встречей с графиней;
2 ряд – чувства Германна после смерти графини;
3 ряд – после выигрыша
Спокоен. В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызения совести и снова умолкло. Он окаменел. Он не чувствовал угрызений совести при мысли о мёртвой старухе. Одно его ужасало: невозвратная потеря тайны, от которой он ожидал обогащения. Не чувствуя раскаяния, не мог совершено заглушить голос совести. Хладнокровие.
- Что Германн хотел предложить графине? (я готов взять ваши грехи на свою душу).
-Какие 3 условия поставила Германну старуха?
-Какие 3 злодейства он совершил?
-Тройка и семёрка врезаются в его память.
- Почему туз?
(Это самая старшая карта в колоде; тузами звались знатные, уважаемые люди)
- Германн хочет утроить, усемерить свой капитал, обрести независимость, всевластие, стать на карточном жаргоне тузом.
- Германна и Лизу сближает их положение, в котором они подчиняются чужим требованиям.
- Каков конец жизни Германна?
-Что привело Германа к трагическому концу? Какова цель его жизни?
XII. Прослушивание арии Германа «Что наша жизнь? Игра!» из одноимённой оперы П.И.Чайковского.
Что наша жизнь? Игра!
Добро и зло - одни мечты,
Труд честный - сказка для бабья.
Кто прав, кто счастлив здесь, друзья?
Сегодня ты, а завтра я.
Так бросьте же борьбу!
Ловите миг удачи!
Пусть неудачник плачет,
Кляня свою судьбу.
Что верно? Смерть одна!
-Что для Германна значит жизнь?
-Что такое игра? Подберите слова синонимы.
-С чем затевает свою игру Германн?
-Вспомните пословицы о судьбе?
-А что такое случай? Какую роль он сыграл с главным героем?В каких еще произведениях случай сыграл решающую роль?
XIII .Работа в группах.
А) Миниатюра «Исповедь моей совести» ( совести Германна)
Б) В чем трагедия Германнов?( ответ на проблемный вопрос)
В) Составление сенканов по схеме( Германн,Пиковая дама,Елизавета)
Обратите внимание на число 3: мы с вами рассматриваем три образа, Германн совершает 3 злодейства, его жизненный ориентир состоит из трех принципов: расчет, умеренность, трудолюбие; ему открываются 3 карты.
-Выполняет ли Германн эти три условия?
Жениться на Лизе никогда не входило в планы Германна, он не в состоянии поступить благородно, потому что он человек без сердца. Все его заверения теперь будут оценены как клятвопреступление. Он хотел вынудить клад у фортуны. Случай избавил его от хлопот.
-Почему проиграл?
- Погубил любовь.
- Погубил человека.
- Погубил душу.
Вывод: нельзя переступать через евангельские заповеди, надо всегда оставаться человеком.
А.С. Пушкин говорит нам: человек, заразившийся страстью к чему-либо, несчастлив сам, он делает несчастными и других. Страсть превращает его в раба. Происходит нравственная, а позже и физическая гибель человека. У страсти огромная сила – разрушительная, губительная.
XIV. Барометр настроения. Как менялось Ваше настроение после прочтения «Пиковой дамы»? Назовите 3 цвета, которые присутствовали в тексте.
XV. Рефлексия. Подведение итога урока. (Работа с таблицей, презентация, песня В.Добрынина «Пиковая дама»)
-Итак, можно ли с помощью преступления обрести покой, независимость, счастье? О чем вы задумались, прочитав повесть «Пиковая дама»?
В жизни нет ничего такого,
за что бы можно было отдать нечистому
хотя бы малую часть своей души
А. П. Чехов
XVІ. Домашнее задание: Напишите сенкан на тему судьба, случай, фортуна (по группам); составьте письмо литературному герою.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по произведению М. Горького «Детство» (отрывок)
Урок построен по принципу научности и доступности программного материала. Он систематизирует и упорядочивает знания обучающихся по изучаемому произведению; способствует более глубокому проникновению в...
Дом там, где наше сердце. (конспект урока «Лирические произведения И.А. Бунина о доме» по УМК «Вокруг тебя мир» 8 кл.)
Ц ель: привлечь внимание учащихся к проблеме значимости дома, семьи...
Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"
Система уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе. Урок №1...
Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"
Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...
Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.
Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей....
Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Медный всадник" в 8 классе
Конспект интегрированного урока по произведению А.С.Пушкина "Медный всадник"....
"Жизненные уроки" - конспект урока по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой" в 6 классе
Этот урок дает возможность познакомить учащихся с автором и произведением, помочь им разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и...