Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnyh_umeniy_na_urokah_literatury_v_8_klasse.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Костылёвская основная общеобразовательная школа».
Учитель русского языка и литературы: Коробей Н.А.
Уроки литературы призваны стать действенным орудием воспитания нового человека с богатым духовным миром, сочетающего в себе идейную бескомпромиссность, нравственную стойкость, эстетическую культуру.
Героико-патриотическая идея является ведущей.
Поэтому я взяла программное произведение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
Конспект открытого урока литературы в 8 классе, разработанного на основе технологии критического мышления.
Конспект урока.
Тема: А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цели:
- обучающая: познакомить с понятиями « баллада», «песнь», «летопись», «вещий», «жребий», « кудесник», научить пользоваться толковым словарём;
- развивающая: развивать речь, творческие способности учащихся;
- воспитательная: воспитывать проявление интереса к прошлому своего отечества, уважение к родному языку.
Задачи:
- повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета;
- дать представление о летописи, о документальном и художественном изображении одного и того же повествования;
- показать отличие;
- развить умение составлять кинофильм;
- развить умения самооценки и контроля своей деятельности.
Обучающиеся должны
знать:
- определение понятий «песнь», «летопись», «вещий», «жребий»;
- содержание летописного и художественного повествования;
- наизусть отрывок из «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина;
уметь:
- пересказывать летопись о вещем Олеге;
- выразительно читать наизусть отрывок из «Песни…»;
- составлять устно кадры к фильму «Песнь о вещем Олеге»;
использовать в практической деятельности для:
- моделирования и конструирования предложений;
- создания творческих работ;
- увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к прошлому своего отечества, сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
План урока.
Основные этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методические приёмы и педагогические техники | Результат |
1.Вызов. (оргмомент). Портрет А.С.Пушкина. Книга «Древнерусская литература» 2. Стадия осмысления. | 1.Сообщает тему и цель урока 2.Пробуждает интерес к получению новой информации 1.Организует получение информации. Выразительное чтение «Песни о вещем Олеге». 2.Поддерживает познавательный интерес обучающихся к теме. 3.Отслеживает степень активности обучающихся на различных этапах. | Слушают заранее подготовленных учеников. 1. Рассказ о проявлении интереса А.С.Пушкина к прошлому своего отечества. 2. Рассказ о смерти вещего Олега из летописи (художественный пересказ) Работа со словарём «баллада», «песнь», «летопись», «вещий», «жребий», « кудесник», Составление сюжетного плана по программе действий. Анализ каждой части. | 1.ИКТ ( Презентация). 2.Художественный пересказ летописи. 3.Рассказ. 4. Технология сотрудничества 5. Приём «Покопаемся в памяти». Технология опережающего обучения. Приём « ассоциации». Деятельностный подход. Приём – составление кадров кинофильма путём создания словесных картин. Технология КСО Приём « ассоциации». | Концентрация внимания Умение связно рассказывать, заинтересовывать и внимательно слушать Название темы и задач. Запись в тетрадь: число, классная работа, тема. Слайд №1 Портрет А.С.Пушкина. Слайд № 2 Набеги половцев на Русь. Умение выстраивать цепочку рассуждений. Четыре части фильма Выявление границ и конкретного содержания кадров. Представление Олега и связь с картиной Васнецова «Богатыри».Слайд № 3, 4,5.6,7(4 части) |
Физкульминутка (здоровьесохраняющая технология) | ||||
Рефлексия | 4. Помогает обучающимся составлять кадры к кинофильму по частям путём вопросов и выборочного чтения. Вопросы. Что больше производит впечатление – летописный источник или художественное произведение? | Совместно с учителем составляют кадры к кинофильму по частям путём вопросов и выборочного чтения. Пересказ «Песни…» по составленным кадрам. (Работа в парах). Чтение по ролям эпизода «Встреча Олега с кудесником» 6. Монологическая речь (рассказ). 7. Игра «Согласен – не согласен». Баллада – это песнь… Кудесник – это пророк. Предсказатель. Олег – это князь. Олег не любит коня своего. Дружина Олега трусливая. Кудесник обманул князя. Олег погиб от своего коня. . | 1.Технология сотрудничества 2.Технология КСО 3.Артприём Личностно-ориентированный подход Педагогика сотрудничества. | Составление кадров и просмотр на слайдах. Сравнение. Умение высказывать предположения, аргументировать свой ответ, отстаивать свою точку зрения Краткая речевая характеристика Олега и кудесника. Знание текста. Д/З. Иллюстрация по желанию . |
Конспект урока
Тема: А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цели:
- обучающая: познакомить с понятиями « баллада», «песнь», «летопись», «вещий», «жребий», « кудесник», научить пользоваться толковым словарём;
- развивающая: развивать речь, творческие способности учащихся;
- воспитательная: воспитывать проявление интереса к прошлому своего отечества, уважение к родному языку.
1. Слово ученика.(1)
Слайд№1 (Портрет А.С.Пушкина)
Посмотрите на портрет А.С.Пушкина. С этим поэтом мы знакомы с детства. Его стихотворения отличаются ритмичностью, музыкальностью. Каждое его произведение отличается глубиной поэтической жизни, жизнерадостным мировосприятием, высокими патриотическими и гуманными чувствами. Это стихотворения «Зимнее утро», «Няне», « Москва! Как много в этом звуке…» и др.
2. Слово ученика (2).
Слайд №2 .( Древнерусская литература. Летопись. Кудесник.)
А.С.Пушкин проявлял интерес к прошлому своего отечества.
Обращаясь к «преданью старины глубокой», он поэтически воспроизводит картину быта, нравов тех далёких лет, когда люди наивно верили предсказаньям волхвов-кудесников. (Это слово произошло от слова «чудеса»), когда у них было множество богов, а главным считался Перун, когда им приходилось отражать набеги чужеземных племён и ходить на них походами, чтобы обезопасить родную землю от новых нашествий.
Слайд №3 ( Васнецов «Богатыри»)
3. Чтение летописи «Смерть Олега от коня своего» обучающиеся (подготовленные).
4. Учитель.
Легенда о смерти Олега была известна Пушкину с юности. Её драматизм поразил воображение поэта. Он создаёт свою «Песнь…»в 1822 году в ссылке на юге. Непосредственно увидев, где развёртывается действие его стихотворной баллады.
(Обращение к словарю. «Баллада – это… запись в тетрадь).
Спустя три года он выскажет в письме к Бестужеву своё отношение к легенде:
« Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия...».
Чтение стихотворения мастером художественного слова.(фонограмма) или выразительное чтение учителем.
Задание для учеников : сравните летопись и художественное произведение. Что общего и чем отличаются?
5. Коллективное составление «кинофильма» на сюжет пушкинской «Песни…» как форма анализа произведения.
Программа действий на доске. (Инструкция).
1) Определите места, где будут развиваться события фильма, и в связи с этим установить, сколько частей будет в нём.
2) Назвать героев, участников событий ( действующих лиц).
3) Наметить, из каких кадров будет состоять каждая часть «фильма».
( ответы: а) «Князь по полю едет…Из тёмного леса навстречу ему идёт вдохновенный кудесник»;
б) «Пирует с дружиною вещий Олег…»;
в) «Князь тихо на череп коня наступил…»
г) «На холме, у брега Днепра…»
2. Выявление границ и конкретного содержания кадров.( Задача обучающихся – перевести язык одного искусства на язык другого (в пределах возможного. Задача учителя – ввести в творческую активность обучающихся).
Освоение художественных характеристик действующих лиц: обстановка, внешний облик, поведение, особенности речи, взаимоотношения.
3. I часть «фильма». Кадры(7): появление Олега с дружиной; встреча с кудесником; обращение Олега к кудеснику; пророчество кудесника; раздумья над предсказанием; прощание с конём; слуги уводят коня.
Подтверждение из текста. Работа над образностью: эпитеты, сравнения и т.д.
Высказывания школьников
Слайд № 4
II часть. Кадры: Олег около костей коня.
Слайд № 5
III часть. Кадры: Тризна.(понятие )
Слайд № 6
6. Монологический рассказ по тексту.
7. Игра «Согласен – не согласен».
8. Д/З. Наизусть отрывок по выбору обучающихся.
Иллюстрации к «фильму» по желанию обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Конспект урока по теме:«Урок литературы в 5-м классе "В гостях у Хозяйки Медной горы"
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, певца Урала Павла Петровича Бажова....
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)
В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС. М.Ю.Лермонтов.Стихотворение «Парус».. (5 класс)
Цель урока: познакомить с творчеством М.Ю.Лермонтова, со стихотворением «Парус»; обучить анализу лирического произведения.Задачи урока:Образовательные:ü развить умение формулировать определение ...
Конспект урока литературы "Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева (1818 – 1883)", 10 класс
Конспект урока литературы "Этапы биографии и творчества И.С. Тургенева", 10 кл....
Конспект урока литературы "Роковые вопросы в рассказе А.П. Чехова «О любви»", 8 класс.
Конспект урока литературы в 8 классе по творчесву А.П. Чехова....