Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Кадыков Андрей Владимирович

Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока №3

по произведению Виктора Астафьева

« Конь с розовой  гривой»

Тема: « Уроки доброты»

Цель:

а)воспитательная – обратить внимание на существующие методы воспитания; подвести ребят к мысли, что уроки бабушки – это уроки доброты;

б)обучающая – умение учащихся выбирать из текста отрывки для пересказа; представление героя по тексту для иллюстрированного воплощения на лист.

Методы, приёмы: слово учителя, эвристический метод, пересказ понравившихся эпизодов ( нарисовать), выразительное чтение.

Обращение к наглядности: портрет писателя, рисунки ребят.

Литература:

  1. Ланщиков А.В.  Астафьев. Право на искренность. – М.,1975
  2. Лощиц Ю. У жизненных начал : Штрихи к портрету Виктора Астафьева. Литература в школе – 1979, №1 –с-6

Ход  урока.

  1. Организационный  момент.

Добрый день, ребята! Сегодня мы закончим разговор по произведению  «Конь с розовой гривой» замечательного русского писателя Виктора Астафьева. В эти дни автор отмечает свой день рождения.

 Многие программы радио и телевидения посвящены жизни и творчеству Виктора Астафьева – слушайте, смотрите, черпайте новые знания.

На прошлом уроке мы поговорили об обмане Вити. О его внешнем мире, но не заострили внимание на внутреннем. Важно разобраться в этом – переживал мальчик или нет после  совершения поступка.

Как вы думаете зачем мальчик совершил обман?

Когда начался обман?

Мучала ли совесть героя сразу после обмана?

Ближе к концу рассказа можно другое сказать о совести героя? Что именно?

Почему Витя сразу не сознался бабушке?

Какие нехорошие мысли возникали в голове у Вити, и кто был причиной этому.

Как бабушка отреагировала на обман Вити?

Кто поддерживал Витю в  трудную минуту утром?

Да, Витя был рад, что вернулся дедушка. Он его сильно поддержал. Этот эпизод запечатлен на иллюстрациях  в ваших хрестоматиях. Посмотрите. Теперь найдите в хрестоматии эпизод, который соответствует данной иллюстрации. Прочитаем выразительно.

Каково ваше мнение, уважал ли Витя свою бабушку, подтвердите  отрывками из текста.

Получил ли Витя заветного пряника?

Заветный « Конь с розовой гривой оказался у мальчика. Но почему она ( бабушка ) поступила именно так? Бабушка всем рассказывала о поступке внука, ни от кого не скрывала. Да, мы уже знаем, что в деревне не было ни от кого секретов, все всё знали. Это уже был урок для Вити. В деревне все учат всему. Бабушка поняла, что он уже натерзался и запомнит это на всю жизнь.

Ребята, мы знаем, что существует много методов воспитания. Как бы вы назвали метод воспитания бабушки.

Да, именно добротой. Наше занятие так и называется « Уроки доброты». Не нужно никакой силы, никаких  унижений, ко всему можно придти с помощью доброго объяснения, взаимопонимания.

А если вы совершили как Витя обман, как бы поступили?

Вариантов много, но все они приходят к одному – не нужно силы при разрешении проблем, просто нужно поговорить с душой и совестью, быть с ними заодно.

А всё-таки только лишь бабушку обманул Витя?

Дома вы ознакомились с лексическим значением некоторых слов, среди них слово «доброта». Приведите синонимы к слову «доброта».

Бабушка именно так и поступила – милосердно, гуманно, без всякой наигранности  в действиях. Она считает, что всего можно добиться с добром и нежностью.

Я надеюсь, что урок доброты для Вити стал и  для вас уроком на всю жизнь.

У нас осталось немного времени, и я предлагаю вам вспомнить все произведение и пересказать понравившиеся  эпизоды.

Чтобы  это получилось хорошо, припомните случаи из своей жизни, случившиеся с вами, когда именно добротой разрешались все проблемы. Сопоставьте это с рассказом.

На этом мы заканчиваем изучение рассказа «Конь с розовой гривой» и надеемся на дальнейшее  погружение в загадочный мир астафьевской прозы.

Д/з.:  Творческое задание.

Нарисовать героя рассказа так, как вы сами его себе представляете.

Витя не хотел быть не таким , как все. Он хотел быть таким, как Санька.

Обман начался уже тогда, когда наполнили корзину травой, а сверху присыпали ягодой.

Думаю, в глубине души совесть уже заговорила, но верх взяли ребяческие забавы, желание казаться таким, как все, не хуже других.

Мальчик понял, что совершил нехороший поступок, он терзался, переживал, но сделанного не вернёшь.

Потому что бабушки не было рядом. Он бы сделал это. Но её не было. Он измучался, а позже верх взяли жалость, но жалость не за себя, а за бабушку. Не хотел мальчик беспокоить близкого ему человека, колебался, решил все отложить на утро.

Витя не хотел идти домой сразу, боялся. Санька посоветовал ему не возвращаться, чтобы подумали, что он утонул.

Заметила она его случайно. Очень была расстроена. Считала, что все это из-за влияния  левонтьевских ребятишек, что именно они надоумили внука.

Это был дедушка. Он подбадривал внука.

Да, уважал. Когда все утром раскрылось, он не огрызался, не оправдывался, не грубил, просто слушал и понимал.

Да, получил, хотя уже не рассчитывал на это.

Метод воспитания добротой.

Он обманул бабушку, обманул всю деревню, т.к. деревенские жители – это одна семья, обманул,наконец, самого себя.

Милосердие, гуманизм, сострадание………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Тема урока: «Жизненные уроки героя»               Цель: Помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа выдели...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"

Система уроков по изучению творчества Виктора  Астафьева в 6 классе. Урок №1...

Конспект урока № 2 по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Тема " Обман Вити"

Серия уроков по изучению произведения Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" Урок 2...

Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема урока: «Жизненные уроки героя»

Урок предназначен, чтобы помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа. Помочь выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее. Так же этот урок предназначе...

Конспект урока по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)

Конспект урока  по литературе в 6 классе по произведению В. Астафьева «Конь с розовой гривой» ( Первый урок в системе уроков)...

"Жизненные уроки" - конспект урока по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой" в 6 классе

Этот урок дает возможность познакомить учащихся с автором и произведением, помочь им разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и...

Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой”

Презентация к открытому уроку литературы "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой&rdquo...