"Жизненные уроки" - конспект урока по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой" в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Гриненкова Елена  Михайловна

Этот урок дает возможность познакомить учащихся с автором и произведением, помочь им разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее, развивать творческие способности, воображение учащихся, развивать речевую культуру учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_6_klasse_po_proizvedeniyu_v.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Учитель русского языка и литературы МБОУ «Ленинская ОШ»

Гриненкова Е.М.

Тема урока: «Жизненные уроки»

Цель: познакомить с автором и произведением, помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее, развивать творческие способности, воображение учащихся, развивать речевую культуру учащихся

Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.

Методические приемы: беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода.

Эпиграф:

Все мы родом из детства

А.де Сент-Экзюпери

Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!

А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того

дивного коня с розовой гривой.

В.П. Астафьев.

Ход урока:

1.Вступительное слово учителя.

Считается, что сейчас, ребята, вы в сознательном периоде своей жизни, то есть осознаете, что с вами происходит, много размышляете, анализируете свои поступки и поступки окружающих. Даже вспоминаете.

Виктор Петрович Астафьев - известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно (в 2001г). Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в селе Овсянка, на Енисее, там он жил и последние годы жизни.

(Кратко биография фиксируется в тетрадь: 1924-2001, родился, едва отгремели залпы Гражданской войны, в его жизни был детский дом (после смерти бабушки), учеба на железнодорожника, война – ушел на фронт добровольцем в 1942 году, был награжден орденом Красной Звезды, медалями, после войны жил на Урале, потом вернулся домой).

В его книге «Последний поклон» есть рассказ, о котором сегодняшний разговор. А вам предстоит ответить на вопрос:

Почему именно этим воспоминанием из детства решил поделиться писатель?

Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.

2. Беседа по вопросам.

-Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»?

(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)

-Что это было за время? Как жилось людям?

(время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)

-Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?

(автор использует сибирские диалектизмы)

-С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?

3.Словарная работа

Увал – пологий холм

Туесок – берестяная корзина с крышкой

Заполошная – суетливая

Бадога – длинные поленья

Шаньга – булочка с творогом

 Заимка – земельный участок, вдали от села

Поскотина – пастбище, выгон

Яр – крутой край оврага

4.Инсценировка сцены из рассказа.

Действующие лица : бабушка и внук.

Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.

Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник

Внук: Конём, баба?

Бабушка: Конём, конём.

Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту сколько будет, внимания!

Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!


5.Беседа по вопросам.

-Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

-Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

(он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)

-Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика.

(соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)

- Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.

-Как ведут себя по дороге за земляникой ребята?

(Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…»


6.
Групповая работа по тексту. 

Найдите эпизод «Как собирали ягоды». Сопоставьте. Интересная деталь: с какой посудой шли левонтьевские, а с какой наш герой.

(со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «…и в рот их, в рот»)

группа: Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде?

группа: Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят?

(со слов «Так интересно и весело провели мы весь день…» до слов «…прямо в этом туеске увезу…»)

группа: Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика?

группа: Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в ходе своих размышлений?


7.Общая беседа.

-Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её обманул?

(бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих злодеяниях. -Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»)

-Почему человек, переживший многое, прошедший войну, почти через сорок лет вспоминает о незначительном (малоприятном) эпизоде из детства?

8.. Какие жизненные уроки получил герой?

Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок

Признайся в содеянном

Раскаяние приносит облегчение

Спешить делать добро

Надо быть милосердным всегда

Люби ближнего своего как самого себя

9.Заключительное слово учителя.

- Этот рассказ о детстве – замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.

10.Выставление оценок.

11.Домашнее задание.

Вопросы к выводам после рассказа (устно)

*Напишите дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»,презентация,план-навигатор....

конспект урока по теме "Скалярное произведение векторов"

Урок изучения нового материала с применением информационных технологий....

Конспект урока по литературе по произведению "Старуха Изергиль"

Романтизм в творчестве М.Горького. Анализ рассказа "Старуха Изергиль"        Цели1. Развитие мыслительных способностей учащихся.2. Умение сопоставлять хар...

План-конспект урока. Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"

Этапы урока:            1.Вводная часть (организационный момент): - приветствие - тема урока...

Конспект урока по чтению по произведению М. Горького «Детство» (отрывок) 7 класс специальной (коррекционной)школы VIII вида

Разработка урока по чтению и развитию речи по произведению М. Горького "Детство" ( отрывок) для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Открытый урок " Нравственные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», 6 класс

Разработка урока  представлена на  Всероссийском сетевом конкурсе  "Профессиональный  успех ХХ1  «Современный урок с детьми с ОВЗ» (Диплом победителя, 2019 го...

Конспект урока ИЗО "Цвет в произведениях живописи " 6 класс

Познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодей­ствием цветовых пятен, цветовой композици...