"Жизненные уроки" - конспект урока по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой" в 6 классе
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Этот урок дает возможность познакомить учащихся с автором и произведением, помочь им разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее, развивать творческие способности, воображение учащихся, развивать речевую культуру учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_6_klasse_po_proizvedeniyu_v.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе по произведению В.Астафьева «Конь с розовой гривой».
Учитель русского языка и литературы МБОУ «Ленинская ОШ»
Гриненкова Е.М.
Тема урока: «Жизненные уроки»
Цель: познакомить с автором и произведением, помочь учащимся разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и щедрее, развивать творческие способности, воображение учащихся, развивать речевую культуру учащихся
Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.
Методические приемы: беседа, работа с текстом, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода.
Эпиграф:
Все мы родом из детства
А.де Сент-Экзюпери
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло!
А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того
дивного коня с розовой гривой.
В.П. Астафьев.
Ход урока:
1.Вступительное слово учителя.
Считается, что сейчас, ребята, вы в сознательном периоде своей жизни, то есть осознаете, что с вами происходит, много размышляете, анализируете свои поступки и поступки окружающих. Даже вспоминаете.
Виктор Петрович Астафьев - известный талантливый писатель, ушел из жизни совсем недавно (в 2001г). Это был очень честный, чуткий, требовательный к себе человек. Большинство произведений Астафьева автобиографичны, почти все они о родине Виктора Петровича – Сибири, о далеком деревенском детстве. Родился он в селе Овсянка, на Енисее, там он жил и последние годы жизни.
(Кратко биография фиксируется в тетрадь: 1924-2001, родился, едва отгремели залпы Гражданской войны, в его жизни был детский дом (после смерти бабушки), учеба на железнодорожника, война – ушел на фронт добровольцем в 1942 году, был награжден орденом Красной Звезды, медалями, после войны жил на Урале, потом вернулся домой).
В его книге «Последний поклон» есть рассказ, о котором сегодняшний разговор. А вам предстоит ответить на вопрос:
Почему именно этим воспоминанием из детства решил поделиться писатель?
Рассказ «Конь с розовой гривой» открывает добрый и светлый мир народной жизни, увиденный детскими глазами, показывает живой и наблюдательный детский характер. «Конь с розовой гривой», такой романтичный, сказочный образ, оказывается всего-навсего «пряником конем». Наша с вами задача: проанализировать содержание рассказа и выяснить, какие жизненные уроки он несет.
2. Беседа по вопросам.
-Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа «Конь с розовой гривой»?
(действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны.)
-Что это было за время? Как жилось людям?
(время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил.)
-Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири?
(автор использует сибирские диалектизмы)
-С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами?
3.Словарная работа
Увал – пологий холм
Туесок – берестяная корзина с крышкой
Заполошная – суетливая
Бадога – длинные поленья
Шаньга – булочка с творогом
Заимка – земельный участок, вдали от села
Поскотина – пастбище, выгон
Яр – крутой край оврага
4.Инсценировка сцены из рассказа.
Действующие лица : бабушка и внук.
Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.
Внук: Да? Баба, можно и я пойду?
Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник
Внук: Конём, баба?
Бабушка: Конём, конём.
Внук: Пряник конём! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конём сразу почёту сколько будет, внимания!
Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты моё!
5.Беседа по вопросам.
-Почему пряник конем для рассказчика был желанным подарком?
-Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?
(он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы «трудом своим заработать пряник».)
-Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика.
(соседские ребята несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески…ковшик без ручки)
- Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Напротив, в семье героя знают цену труду.
-Как ведут себя по дороге за земляникой ребята?
(Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не созрело, напластались луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали…»
6.Групповая работа по тексту.
Найдите эпизод «Как собирали ягоды». Сопоставьте. Интересная деталь: с какой посудой шли левонтьевские, а с какой наш герой.
(со слов «Тут все перестали пищать...» до слов «…и в рот их, в рот»)
группа: Прочитайте момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде?
группа: Какие глаголы употребляет автор в данном эпизоде? Как они характеризуют этих ребят?
(со слов «Так интересно и весело провели мы весь день…» до слов «…прямо в этом туеске увезу…»)
группа: Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика?
группа: Раскаивается ли наш герой в содеянном? Как он меняется в ходе своих размышлений?
7.Общая беседа.
-Почему бабушка все-таки купила «пряник конем» внуку, который её обманул?
(бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих злодеяниях. -Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Поэтому и пишет автор через много лет: «А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»)
-Почему человек, переживший многое, прошедший войну, почти через сорок лет вспоминает о незначительном (малоприятном) эпизоде из детства?
8.. Какие жизненные уроки получил герой?
Не поддавайся чужому влиянию, можно совершить плохой поступок
Признайся в содеянном
Раскаяние приносит облегчение
Спешить делать добро
Надо быть милосердным всегда
Люби ближнего своего как самого себя
9.Заключительное слово учителя.
- Этот рассказ о детстве – замечательной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, временем, когда ты бываешь невозможно счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчёркивает, что детство очень важно в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора в жизни любого человека. А если оно пришлось на суровые, голодные годы? Но и тогда оно было прекрасным, потому и помнится.
10.Выставление оценок.
11.Домашнее задание.
Вопросы к выводам после рассказа (устно)
*Напишите дома сочинение о поступке, который вы никогда больше не совершите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»
Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»,презентация,план-навигатор....
конспект урока по теме "Скалярное произведение векторов"
Урок изучения нового материала с применением информационных технологий....
Конспект урока по литературе по произведению "Старуха Изергиль"
Романтизм в творчестве М.Горького. Анализ рассказа "Старуха Изергиль" Цели1. Развитие мыслительных способностей учащихся.2. Умение сопоставлять хар...
План-конспект урока. Тема урока: Праздничный урок " Светлая пасха"
Этапы урока: 1.Вводная часть (организационный момент): - приветствие - тема урока...
Конспект урока по чтению по произведению М. Горького «Детство» (отрывок) 7 класс специальной (коррекционной)школы VIII вида
Разработка урока по чтению и развитию речи по произведению М. Горького "Детство" ( отрывок) для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Открытый урок " Нравственные уроки в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», 6 класс
Разработка урока представлена на Всероссийском сетевом конкурсе "Профессиональный успех ХХ1 «Современный урок с детьми с ОВЗ» (Диплом победителя, 2019 го...
Конспект урока ИЗО "Цвет в произведениях живописи " 6 класс
Познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композици...