Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Медный всадник" в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Конспект интегрированного урока по произведению А.С.Пушкина "Медный всадник".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mednyy_vsadnik.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 8 классе по теме «Люблю тебя, Петра творенье…»
Цели:
- выявить проблематику поэмы (социальную, философскую, историческую);
- показать отношение Пушкина к личности Петра Первого, к самодержавной власти;
- развивать умение логически мыслить, делать обобщения, выводы, развернуто отвечать на вопрос;
- воспитывать интерес к отечественной истории.
Оборудование: мультимедийная презентация; тексты поэмы, иллюстрации А. Н. Бенуа к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», фотографии с видами Петербурга, аудиозаписи: Р. М. Глиэр «Гимн великому городу », О. Газманов песня «Россия»
Ход урока
I . Вступительное слово учителя. На уроках истории вы изучаете деятельность Петра I , а на уроках литературы - творчество А. С. Пушкина. Эти два великих имени связаны между собой. Они любили один и тот же город. Там сегодня стоят их памятники. Давайте перенесёмся в те далёкие времена - Россию 18 века и ответим на вопросы:
II. Мозговая атака
1. Кто автор памятника «Медный всадник?
2. В каком году установлен памятник?
3. При каком царе установлен памятник?
4. Какой подзаголовок имеет поэма «Медный всадник»?
5. Кто герои поэмы?
6. Почему поэма имеет подзаголовок «Петербургская повесть»?
7. О чем эта «петербургская повесть»?
8. Какой литературный тип воссоздан в поэме («маленький человек»)
III. Доклады учащихся о истории создания города на Неве. Просмотр видео «Санкт-Петербург».
Итак, мы побывали в одном из прекрасных городов мира. Стоим на берегу красавицы-Невы. А рядом с нами взмывает вверх конь, несущий удивительного всадника. Он по праву стоит в центре созданного по его велению города. Но, пожалуй, вторую и ещё более блистательную жизнь памятнику А. С. Пушкин.
Петербург дал Пушкину тему и краски для создания поэмы « Медный всадник». Вступление-гимн городу, построенному Петром. Город выступает как победа над стихией и как символ возрожденной России. Он строился больше века и стал памятником и тому, кто дерзко его замыслил, и народу строителю, создавшему этот город ценой неимоверных страданий.
IV. Работа с текстом произведения. Наблюдения. Заполнение таблицы
Посмотрим, каким показывает Петра А. Пушкин в поэме «Медный всадник». Откройте таблицу в тетради (дома 1 группа учеников выписывала строчки, рисующие Петра в начале поэмы и во время и после наводнения):
В начале поэмы: | Каким мы видим Петра I (вернее, не Петра, а статую) во время и после наводнения? |
На берегу пустынных волн Стоял ОН дум высоких полн … И думал ОН: «запируем на просторе», «ногою твердой стать при море», «в Европу прорубить окно», «красуйся, град Петров» - автор. | Стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне; Кумир с простертою рукою сидел на бронзовом коне; возвышался … медною главой, ужасен он в окрестной мгле, какая дума на челе!, какая сила в нем сокрыта!, мощный властелин судьбы, на высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?, горделивый истукан, строитель чудотворный, |
- Послушаем ответы (сначала Петр в начале поэмы)
- Подведем итоги. В начале поэмы: перед нами личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, вершителя великих национально-исторических деяний. Петр думает о могуществе России: «запируем на просторе», «ногою твердой стать при море», «в Европу прорубить окно». Это прозорливый государственный деятель. Это великий человек.
- Мы можем понять отношение Пушкина к Петру по этим описаниям? (Да, он с гордостью пишет о делах Петра, поддерживает его начинания, восхищается им.)
- Отношение к Петру и реформам также выражено через описания (повторяем антитезу), которую Пушкин использует в начале поэмы (проверяем д/з 2 группы)
Описание места, на котором будет построен город | Построенный город |
Пустынных волн, бедный челн, финский рыболов один бросал свой ветхий невод по мшистым, топким берегам чернели избы тьма лесов, топь блат | по оживленным берегам корабли со всех концов земли к богатым пристаням, в гранит оделася Нева громады стройные теснятся дворцов и башен темно-зелеными садами |
- Что было? Пусто, бедно, мрачно, одиноко.
А стало? Тесно, богато, красиво, шумно, многолюдно.
- Что лучше? (То, что стало и т.д….)
- Кроме того, Пушкин выражает отношение к Петру, обращаясь к городу Петра: «Люблю тебя, Петра творенье…»
Послушаем ответы
- Петр во время наводнения и после:
Во время наводнения, в тот момент, когда Евгений переживает за свою любимую, в шуме волн и ветра – не человеческие черты, а черты «властелина судьбы» - черты могущества и недоброй грозной силы.
- А в этих описаниях какое отношение Пушкина? (Показана жестокость, равнодушие властителя)
- Почему всадник мчится за безумным Евгением?
( Ответы разные: - Наказание, ведь он посмел обвинить ЕГО! )
- Всадник – это судьба…. Это несправедливое самодержавное устройство государства преследует простого человека. Медный всадник- олицетворение самодержавного строя, при котором человек несчастен… и т.д.)
- Виновен ли ОН в гибели Евгения? (Да, косвенно виновен: думал о государстве, а не о каждом отдельном человеке)
«Медный всадник» Фальконе- аллегорическое изображение Петра и его дел.
Конь - Россия, с которой Петр составляет трагическое единство. Конь, чувствуя опытного всадника, стремительно вскочил на крутую гору, «самовластный государь уздой железною Россию поднял на дыбы». Так появился образ Петра-императора, слитый с тем ликом Петербурга, который враждебен человеку.
-Какие несчастья обрушиваются на Евгения в этой поэме?
-Сколько раз и как Евгений встречался с Медным всадником?
Согласны ли вы с иллюстрацией Бенуа к поэме? (Евгений изображен маленьким, а всадник большим?)
- Всадник – это судьба…. Это несправедливое самодержавное устройство государства преследует простого человека. Медный всадник- олицетворение самодержавного строя, при котором человек несчастен… и т.д.)
- Виновен ли ОН в гибели Евгения? (Да, косвенно виновен: думал о государстве, а не о каждом отдельном человеке)
- Не видим ли мы в образе Петра какого-то противоречия? Можно ли считать Петра противоречивой и сложной фигурой? (ответьте в тетради 1-2 предложениями)
Да, с одной стороны, великий преобразователь, мудрец, провидец, «строитель чудотворный», с другой – «горделивый истукан» - воплощение всего жестокого и бесчеловечного, что таило в себе самодержавие.
V. Заключительное слово учителя. Несмотря на неоднозначное отношение Пушкина к Петру, он поёт хвалу городу. Ведь для Пушкина, как и для Петра. Петербург был сердцем России, которую и государь , и поэт любили всей душой. Восемнадцатый век проходил под стягом Петра, он в своей деятельности постоянно руководствовался идеей служения государству. Мечта всей его жизни была увидеть могучую, развитую, великую Россию.(Звучит песня О. Газманова «Россия»)
Сегодня в разговоре о великом городе, его создателе и гениальном русском поэте, воспевшем Петербург, нам помогла музыка замечательного композитора Р. М. Глиера из балета «Медный всадник», одна из частей которого называется « Гимн великому народу». И неслучайно в наши дни эта музыка каждое утро звучит в Петергофе, когда начинают работать фонтаны.
VI. Домашнее задание: Приготовиться к классному сочинению по темам, которые были даны на первом уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по произведению М. Горького «Детство» (отрывок)
Урок построен по принципу научности и доступности программного материала. Он систематизирует и упорядочивает знания обучающихся по изучаемому произведению; способствует более глубокому проникновению в...
Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"
Система уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе. Урок №1...
Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"
Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...
Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.
Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей....
"Жизненные уроки" - конспект урока по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой" в 6 классе
Этот урок дает возможность познакомить учащихся с автором и произведением, помочь им разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и...
План-конспект урока внеклассного чтения по литературе в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик».
План-конспект урока внеклассного чтения по литературе в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик»....
Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Пиковая дама"(8 класс)
Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Пиковая дама"(8 класс)...