Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Медный всадник" в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Халева Татьяна Ивановна

Конспект интегрированного урока по произведению А.С.Пушкина "Медный всадник".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mednyy_vsadnik.docx24.96 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе  по теме «Люблю тебя, Петра творенье…»

Цели:

- выявить  проблематику поэмы (социальную, философскую, историческую);

- показать отношение Пушкина к личности Петра Первого, к самодержавной власти;

- развивать умение логически мыслить, делать обобщения, выводы, развернуто отвечать на вопрос;

- воспитывать интерес к отечественной истории.

Оборудование: мультимедийная презентация; тексты поэмы, иллюстрации А. Н. Бенуа к поэме А. С. Пушкина  «Медный всадник», фотографии с видами Петербурга, аудиозаписи: Р. М. Глиэр «Гимн великому городу », О. Газманов  песня «Россия»

                                                Ход урока

I . Вступительное слово учителя. На уроках истории вы изучаете деятельность Петра I , а на уроках литературы - творчество А. С. Пушкина. Эти два великих имени связаны между собой. Они любили один  и тот же город. Там сегодня стоят их памятники. Давайте перенесёмся в те далёкие времена - Россию 18 века и ответим на  вопросы:

II. Мозговая атака

1. Кто автор памятника «Медный всадник?

2. В каком году установлен памятник?

3. При каком царе установлен памятник?

4. Какой подзаголовок имеет поэма «Медный всадник»?

5. Кто герои поэмы?

6. Почему поэма имеет подзаголовок «Петербургская повесть»?

7. О чем эта «петербургская повесть»?

8. Какой литературный тип воссоздан в поэме («маленький человек»)

III. Доклады учащихся о истории создания города на Неве. Просмотр видео «Санкт-Петербург».

Итак, мы побывали в одном из прекрасных городов мира. Стоим на берегу красавицы-Невы. А рядом с нами взмывает вверх конь, несущий удивительного всадника. Он по праву стоит в центре созданного по его велению города. Но, пожалуй, вторую и ещё более блистательную жизнь памятнику А. С. Пушкин.

Петербург дал Пушкину тему и краски для создания поэмы « Медный всадник». Вступление-гимн городу, построенному Петром. Город выступает как победа над стихией и как символ возрожденной России. Он строился больше века и стал памятником и тому, кто дерзко его замыслил, и народу строителю, создавшему этот город ценой неимоверных страданий.

IV. Работа с текстом произведения. Наблюдения. Заполнение таблицы

 Посмотрим, каким показывает Петра А. Пушкин в поэме «Медный всадник». Откройте таблицу в тетради (дома 1 группа учеников выписывала строчки, рисующие Петра в начале поэмы и во время и после наводнения):

В начале поэмы:

Каким мы видим Петра I (вернее, не Петра, а статую) во время и после наводнения?

На берегу пустынных волн

Стоял ОН дум высоких полн …

И думал ОН: 

«запируем на просторе», «ногою твердой  стать при море», «в Европу прорубить окно», «красуйся, град Петров» - автор.

Стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне;

Кумир с простертою рукою сидел на бронзовом коне; возвышался … медною главой, ужасен он в окрестной мгле, какая дума на челе!, какая сила в нем сокрыта!, мощный властелин судьбы, на высоте уздой железной Россию поднял на дыбы?, горделивый истукан, строитель чудотворный,  

  • Послушаем ответы (сначала Петр в начале поэмы)
  • Подведем итоги.  В начале поэмы: перед нами личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, вершителя великих национально-исторических деяний. Петр думает о могуществе России: «запируем на просторе», «ногою твердой  стать при море», «в Европу прорубить окно». Это прозорливый государственный деятель. Это великий человек.

- Мы можем понять отношение Пушкина к Петру по этим описаниям? (Да, он с гордостью пишет о делах Петра,  поддерживает его начинания, восхищается им.)

  • Отношение к Петру и реформам также выражено через описания (повторяем антитезу), которую Пушкин использует в начале поэмы (проверяем д/з 2 группы)

Описание места, на котором будет построен город

Построенный город

Пустынных волн,

бедный челн, финский рыболов один бросал свой ветхий невод

 по мшистым, топким берегам

чернели избы

тьма лесов, топь блат

по оживленным берегам

корабли со всех концов земли

к богатым пристаням,

в гранит оделася Нева

громады стройные теснятся дворцов и башен

темно-зелеными садами

  • Что было? Пусто, бедно, мрачно, одиноко.

А стало? Тесно, богато, красиво, шумно, многолюдно.

  • Что лучше? (То, что стало и т.д….)
  • Кроме того, Пушкин выражает отношение к Петру, обращаясь к городу Петра: «Люблю тебя, Петра творенье…»

Послушаем ответы

- Петр во время  наводнения и после:

Во время наводнения, в тот момент, когда Евгений переживает за свою любимую, в шуме волн и ветра – не человеческие черты, а черты «властелина судьбы» - черты могущества и недоброй грозной силы.

- А в этих описаниях  какое отношение Пушкина? (Показана жестокость, равнодушие властителя)

- Почему всадник мчится за безумным Евгением?

( Ответы разные: - Наказание, ведь  он посмел обвинить ЕГО! )

 - Всадник – это судьба….  Это несправедливое самодержавное устройство государства преследует простого человека. Медный всадник- олицетворение самодержавного строя, при котором человек несчастен… и т.д.)

- Виновен ли ОН в гибели Евгения?  (Да, косвенно виновен: думал о государстве, а не о каждом отдельном человеке)

 «Медный всадник» Фальконе- аллегорическое изображение Петра и его дел.

Конь - Россия, с которой Петр составляет  трагическое единство. Конь, чувствуя опытного всадника, стремительно вскочил на крутую гору, «самовластный государь уздой железною Россию поднял на дыбы». Так появился образ Петра-императора, слитый с  тем ликом Петербурга, который враждебен человеку.

-Какие несчастья обрушиваются на Евгения в этой поэме?

-Сколько раз и как  Евгений встречался с Медным всадником?

Согласны ли вы с иллюстрацией Бенуа к поэме? (Евгений изображен маленьким, а всадник большим?)

- Всадник – это судьба….  Это несправедливое самодержавное устройство государства преследует простого человека. Медный всадник- олицетворение самодержавного строя, при котором человек несчастен… и т.д.)

- Виновен ли ОН в гибели Евгения?  (Да, косвенно виновен: думал о государстве, а не о каждом отдельном человеке)

- Не видим ли мы в образе Петра какого-то противоречия? Можно ли считать Петра противоречивой и сложной фигурой? (ответьте в тетради 1-2 предложениями)

Да, с одной стороны, великий преобразователь, мудрец, провидец, «строитель чудотворный», с другой – «горделивый истукан» - воплощение всего жестокого и бесчеловечного, что таило в себе самодержавие.

 V. Заключительное слово учителя. Несмотря на неоднозначное отношение Пушкина к Петру, он поёт хвалу городу. Ведь для Пушкина, как и для Петра. Петербург был сердцем России, которую и государь , и поэт любили всей душой. Восемнадцатый век проходил под стягом Петра, он в своей деятельности постоянно руководствовался идеей служения государству. Мечта всей его жизни  была увидеть могучую, развитую, великую Россию.(Звучит песня О. Газманова «Россия»)

Сегодня  в разговоре о великом городе, его создателе и гениальном русском поэте, воспевшем Петербург, нам  помогла  музыка замечательного композитора Р. М. Глиера из балета «Медный всадник», одна из частей которого называется « Гимн великому народу». И неслучайно в наши дни эта музыка  каждое утро звучит в Петергофе, когда начинают работать фонтаны.

VI. Домашнее задание: Приготовиться к классному сочинению по темам, которые были даны на первом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по произведению М. Горького «Детство» (отрывок)

Урок построен по принципу научности и доступности программного материала. Он систематизирует и упорядочивает знания обучающихся по изучаемому произведению; способствует более глубокому проникновению в...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"

Система уроков по изучению творчества Виктора  Астафьева в 6 классе. Урок №1...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"

Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...

Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.

Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей....

"Жизненные уроки" - конспект урока по произведению В.Астафьева "Конь с розовой гривой" в 6 классе

Этот урок дает возможность познакомить учащихся с автором и произведением, помочь им разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа, выделить духовные ценности, которые делают человека богаче и...

План-конспект урока внеклассного чтения по литературе в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик».

План-конспект урока внеклассного чтения по литературе  в 11 классе «Мир, в котором я живу…» по произведению С.Василенко «Суслик»....

Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Пиковая дама"(8 класс)

Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Пиковая дама"(8 класс)...