Литература календарно-тематическое планирование 9 класс. 2020 г.
календарно-тематическое планирование по литературе (9 класс)
Литература. Календарно-тематическое планирование 9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass._literatura.docx | 73.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора МОУ
«СОШ №17»
от 27.08.2020 №135
Рабочая программа
учебного предмета «Литература»
(базовый уровень)
для 9б класса
Составитель
Соколова Светлана Ивановна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
г. Воскресенск
2020 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 9б класса составлена в соответствии с требованиями:
1. Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577).
3. Основной образовательной программой основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» Воскресенского муниципального района Московской области на 2020-2021 г.г., утвержденной приказом по школе.
5. Авторской программы для общеобразовательных учреждений «Литература. 5-9 классы» под редакцией В.Я. Коровиной, М: «Просвещение», 2016г. (в соответствии с ФГОС) без изменений.
6. Примерной региональной рабочей программы по учебному предмету «Родная русская литература» для образовательных организаций.
Предметная линия учебников Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 -9классы: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М.: Просвещение, 2014. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС НОО).
Для реализации рабочей программы используется УМК « Литература». 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, И.С. Збарский, В.И. Коровин /М.: Просвещение, 2015г., включенным в Федеральный Перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализирующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Тип программы – базовая. Содержание программа без изменений.
Количество часов по авторской программе - 102 часов, количество часов по учебному плану школы - 85 часов.
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 17» на изучение литературы в 9 классе отводится 85 часов (2,5 часа в неделю, 34 учебные недели). Сделано уплотнение уроков в связи с выделение часов на предмет «Родная литература (русская)». Содержание программы без изменений.
Для изучения данного курса возможно использование образовательных онлайн платформ: «Фоксфорд», «Российская электронная школа», «Домашнее задание онлайн. Школьный портал» и др. (по усмотрению учителя).
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, вере, традициям, языкам, ценностям народов России и мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать с ними взаимопонимания;
осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со старшими, сверстниками, младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение ко всем членам семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные пути решения образовательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в рамках предложенных условий, умение корректировать свои действия в соответствии с меняющимися условиями;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности, владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты.
Учащиеся должны знать:
авторов и содержание изученных художественных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения, средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет, автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения, публицистика, литературная критика.
Учащиеся должны понимать
проблему изученного произведения;
связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;
духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;
образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;
эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.
Учащиеся должны уметь:
уметь анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;
определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;
определять авторскую позицию в произведении;
формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;
выразительно читать тексты разных типов;
воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;
уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;
отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и общекультурные темы.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Литература 9 класс»
В результате изучения учебного предмета «Литература 9 класс»
Выпускник научится:
- понимать образную природу словесного искусства;
- понимать содержание изученных литературных произведений;
-обогатит свой духовный мир путём приобщения к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
-подробно и сжато пересказывать текст;
-давать развёрнутый ответ на поставленный вопрос;
-составлять простой и сложный план по произведению, в том числе цитатный;
-давать характеристику героям, персонажам;
-писать сочинение на основе литературного произведения;
-анализировать эпизоды;
-выбирать из текста необходимый ответ;
- находить и сопоставлять основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- применять основные теоретико-литературные понятия курса литературы 9 класса.
Выпускник получит возможность научиться:
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
-соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
- писать эссе на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Содержание тем учебного курса по литературе для 9 класса
Введение (1ч)
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 ч. + 1ч. Р/р.)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция. Слово Ярослава – основная идея произведения. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Р/р. Художественные особенности «Слова…». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов: «Чем привлекательны образы русских князей в «Слове о полку Игореве?», «Какие идеальные черты русской женщины отразились в образе Ярославны?», «Каким предстает в «Слове…» образ Русской земли?».
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (5 ч. + 1ч. Р/р)
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Р/р. Письменный ответ на проблемный вопрос: «Чем современна литература 18 в.?»
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г.Р.Державина.
Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (45ч.)
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений). Фольклоризм литературы.
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.) (6ч.)
«Горе от ума». История создания, постановки. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Своеобразие конфликта. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова(И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).
Р/р. Комедия «Горе от ума» в оценке критики. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) (16ч.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворенность и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Размышления поэта о скоротечности человеческого бытия. Тема поэта и поэзии. Вдохновение как особое состояние поэта. Философская глубина, религиозно-нравственные мотивы поздней лирики Пушкина. Особенности ритмики, метрики, строфики пушкинских стихотворений.
Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Р/р. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: «Как осмысливает Пушкин в лирике жизненное предназначение поэта?», «Каковы особенности изображения любовного чувства в интимной лирике поэта?», «В чем созвучие картин природы душевному состоянию человека в лирике Пушкина?».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.) (12ч.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет», «есть речи значенье». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Тема Родины.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Р/р. Контрольное сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор) (9ч.)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Р/р. Поэма в оценке критики. Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов: «Какие нравственные пороки русских помещиков, по мысли Н.В.Гоголя, нуждаются в обличении?», «Чем смешон и чем страшен чиновничий город в изображении Н.В. Гоголя?».
Р/р. Письменный ответ на один из проблемных вопросов
Вн/чт. А.Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. *
Вн.чт. Александр Николаевич Островский. Слово о писателе. (2ч.)
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви .
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе. (2ч.)
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. (1ч.)
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. (3ч.)
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Р/р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века»
Из поэзии XIX века
Вн.чт. Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. (4ч.)
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
И.А. Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».*
Вн/чт. Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в изображении писателя*
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. (2ч.)
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.(3ч.)
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе.
Вн/чт. Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.*
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. (5ч.)
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Вн.чт. Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.*
Вн/чт. Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки»*
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте. (1ч.)
«Ветер принес издалека...», «Как тяжело ходить среди людей...», «О, весна без конца и без края», «О, я хочу безумно жить», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. (1ч.)
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Не жалею, не зову, не плачу», «Гой ты, Русь моя родная», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...», «Нивы сжаты, рощи голы». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. (1ч.)
«Послушайте!», «А вы моглибы», «Люблю»(отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. (2ч.) «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. (1ч.)
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. (2ч.)
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских Другие стихотворения по выбору учителя и учащихся
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. (1ч.)
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...», другие стихотворения по выбору учителя и учащихся Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. (2ч.)
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери». другие стихотворения по выбору учителя и учащихся Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков (1ч.) А.С.Пушкин «Певец», М.Ю.Лермонтов «Отчего»,
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «Признание». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека, другие стихотворения по выбору учителя и учащихся
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4ч.)
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.
Теория литературы. Драматическая поэма.
2 резервных урока.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/_____________________/
«______» ______________ 20____ г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 20___ г.
Руководитель ШМО _____________ /__________________/
Календарно – тематическое планирование уроков 9 классе
на 2020-2021 учебный год.
№ Уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока Введение (1ч.) | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала | |
1 | 1 | Литература и ее роль в духовной жизни человека. | 01.09 – 04.09 |
| |
Литература Древней Руси (3 ч. + 1ч. Р/р.) | |||||
2 | 1 | Самобытный характер древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. |
| ||
3 | 2 | Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Слово Святослава и основная идея произведения. |
| ||
4 | 3 | Центральные образы «Слова». Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли и автора. | 07.09 – 11.09 |
| |
5 | 4 | Р/р. Основная идея и художественные особенности «Слова…». Подготовка к письменному ответу на один из проблемных вопросов: «Чем привлекательны образы русских князей в «Слове о полку Игореве?», «Какие идеальные черты русской женщины отразились в образе Ярославны?». |
|
| |
Из литературы 18 века (5 ч. + 1ч. Р/р) | |||||
6 | 1 | Классицизм в русском и мировом искусстве. М.В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. Ода «Вечернее размышление…». | 14.09 – 18.09 |
| |
7 | 2 | «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова. | |||
8 | 3 | Г.Р. Державин «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. | |||
9 | 4 | Г.Р. Державин. «Памятник». Тема поэта и поэзии. К.Гораций «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник»). | 21.09 – 25.09 | ||
10 | 5 | Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза». Главные герои повести. Новые черты русской литературы. Сентиментализм. Стихотворение «Осень». | |||
11 | 6 | Р/р. Письменный ответ на проблемный вопрос: «Чем современна литература 18 в.?» | 28.09 – 02.10 | ||
Из русской литературы 19 века (50 ч.) |
| ||||
Общая характеристика литературы XIX века. (1ч.) |
| ||||
12 | 1 | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Русские поэты первой половины 19 века. (К.Н. Батюшков, Н.М. Языков, Е.А. Баратынский, К.Ф. Рылеев, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский). | |||
В.А. Жуковский. (2ч.) | |||||
13 | 1 | В.А. Жуковский. «Море». Образ моря и неба, единство и борьба. Понятие об элегии. «Невыразимое». «Его стихов пленительная сладость…» | |||
14 | 2 | Нравственный мир героини баллады В.А. Жуковского «Светлана». | 12.10 – 16.10 | ||
А.С. Грибоедов (5ч. + 1ч. Р/р.) |
| ||||
15 | 1 | А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первые постановки комедии. Прототипы. Анализ 1 действия. | |||
16 | 2 | Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей.» Анализ второго действия. | 19.10-23.10. | ||
17 | 3 | Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Анализ третьего и четвертого действий. | |||
18 | 4 | Чацкий как необычный резонер. Анализ ключевых монологов Чацкого. | |||
19 | 5 | Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании характеристик действующих лиц. И. | 26.10 – 30.10 | ||
20 | 6 | Р/р. Комедия «Горе от ума» в оценке критики. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».
|
| 1Дом.сочин. | |
А.С. Пушкин (13 ч. + 3ч. Р/р ) | |||||
21 | 1 | А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. | 02.11-06.11. | ||
22 | 2 | Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине в лирике Пушкина. | |||
23 | 3 | Любовь как гармония душ в любовной лирике А.С. Пушкина. | |||
24 | 4 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. | 09.11 – 13.11. | ||
25 | 5 | Р/р. Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы». Обучение анализу лирического стихотворения. | |||
26 | 6 | Р/р. Письменный ответ на один из проблемных вопросов: «Как осмысливает Пушкин в лирике жизненное предназначение поэта?», «Каковы особенности изображения любовного чувства в интимной лирике поэта?», «В чем созвучие картин природы душевному состоянию человека в лирике Пушкина?». | 23.11 – 27.11. | ||
27 | 7 | «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». | |||
28 | 8 | «Евгений Онегин» - роман в стихах. История создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментированное чтение 1 главы. | |||
29 | 9 | Онегин и Ленский. Типическое и индивидуальное в судьбах Онегина и Ленского | 30.11 – 04.12 | ||
30 | 10 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | |||
31 | 11 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. | 07.12 – 11.12. | ||
32 | 12 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | |||
33 | 13 | Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. | |||
34 | 14 | «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Поместное и московское дворянство и столичный Петербург в романе. | 14.12 – 18.12. | ||
35 | 15 | Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». | |||
36 | 16 | Р/р. Написание обучающего домашнего сочинения по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин". | 21.12-25.12. | 2 дом/с. | |
М.Ю. Лермонтов (11 ч. + 2ч. Р/р) | |||||
37 | 1 | Мотив вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова («Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно»). | |||
38 | 2 | Образ поэта-пророка в лирике поэта. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу…» | |||
39 | 3 | Любовь как страсть в лирике поэта. | 28.12 – 31.12 | ||
40 | 4 | Эпоха безвременья в лирике М.Ю. С.Лермонтова («Дума», Предсказание», «Родина»). | |||
41 | 5 | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. | 11.01-15.01 | ||
42 | 6 | Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». | |||
43 | 7 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | |||
44 | 8 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | 19.01 – 22.01. | ||
45 | 9 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | |||
46 | 10 | Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. | 25.01 – 29.01. | ||
47 | 11 | Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В.Г. Белинского. | |||
48 | 12 | Р/р. Контрольное классное сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | Кл. Кон/с. | ||
49 | 13 | Р/р. Контрольное сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». | 01.02 – 05.02 | ||
Н.В. Гоголь (6 ч. + 2ч. Р/р ) | |||||
50 | 1 | Слово о Н.В. Гоголе. Поэма «Мертвые души». История создания. Замысел названия поэмы. | |||
51 | 2 | Система образов поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» .Образы помещиков в «Мертвых душах» | 08.02 – 15.02 | ||
52 | 3 | «Мертвая жизнь». Образ города в поэме «Мертвые души». Пороки чиновничества | |||
53 | 4 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. | |||
54 | 5 | Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. | 22.02 – 26.02 | ||
55 | 6 | Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. | |||
56 | 7 | Р/р. Поэма в оценке критики. Подготовка к написанию сочинения. «Какие нравственные пороки русских помещиков, по мысли Н.В.Гоголя, нуждаются в обличении?», «Чем смешон и чем страшен чиновничий город в изображении Н.В. Гоголя?». | 01.03 – 05.03 | д/с | |
57 | 8 | Р/р. Анализ сочинений по произведению Н.В.Гоголя. Обобщающий урок по произведению Н.В. Гоголя. | |||
Ф. М. Достоевский (1ч.) | |||||
58 | 1 | Ф.М. Достоевский. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи». Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». | |||
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. (1ч.) | 09.03-12.03. | ||||
59 | 1 | «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. |
| ||
А.П. Чехов (1ч. + 1ч. Р/р) |
| ||||
60 | 1 | Эволюция образа главного героя в рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника». Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П. Чехова «Тоска». | |||
61 | 2 | Р/р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века» | 15.03 – 19.03 | ||
Литература ХХ века 18 ч. | |||||
И.А. Бунин (1ч.+1ч. вн.чт.) | |||||
62 | 1 | Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений. Вн. чт. Рассказы И.А.Бунина. | |||
63 | 2 | История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А. Бунина «Темные аллеи». Поэзия и проза русской усадьбы в рассказе «Темные аллеи». |
| ||
Русская поэзия Серебряного века (3ч.) | |||||
64 | 1 | Высокие идеалы и предчувствие перемен в лирике А.А. Блока. | 22.03 – 26.03 | ||
65 | 2 | Тема Родины в лирике С.А. Есенина. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С. Есенина. Драматизм любовного чувства. | |||
66 | 3 | В.В.Маяковский. Слово о поэте. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта. О любви. | 29.03– 02.04 | ||
М.А. Булгаков (2ч.) | |||||
67 | 1 | М.А. Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество | |||
68 | 2 | Поэтика повести, гуманистическая позиция автора. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести | |||
М.И Цветаева(1ч.) | |||||
69 | 1 | М.И. Цветаева. Слово о поэте. Слово о поэзии, любви и жизни. Образ Родины. Особенности поэзии Цветаевой. | 12.04 – 16.04 |
| |
А.А. Ахматова (1ч.) |
| ||||
70 | 1 | Слово о поэте. А.А. Ахматова. Трагические интонации в любовной лирике. Стихи Ахматовой о поэте и поэзии. | |||
Н.А. Заболоцкий (1ч.) | |||||
71 | 1 | Н. А. Заболоцкий. Жизнь и творчество. Тема гармонии человека с природой, любви и смерти в лирике Н.А. Заболоцкого. Стихотворения «О красоте человеческих лиц», «Завещание». | 19.04-23.04 | ||
М.А. Шолохов (2 ч. + 1ч. вн.чт.) | |||||
72 | 1 | Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А. Шолохова. | |||
73 | 2 | Автор и рассказчик в рассказе «Судьба человека». | |||
74 | 3 | Вн.чт. Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.* | 26.04 – 30.04. | ||
Б.Л.Пастернак. (1ч.) |
| ||||
75 | 1 | Б.Л.Пастернак. Стихи о природе и любви. Философская лирика поэта. | |||
А.Т. Твардовский (1 ч.) | |||||
76 | 1 | Раздумья о Родине в лирике А.Т. Твардовского. Проблемы и интонации стихотворений А.Т. Твардовского о войне. | 03.05-07.05. | ||
А.И. Солженицын (1ч. +1ч. вн.чт.) | |||||
77 | 1 | Картины послевоенной деревни в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». |
| ||
78 | 2 | Вн. чт. Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.* | |||
Вн. чт. Романсы и песни на слова русских писателей ХIХ -ХХ веков (1 ч.) | 10.05-15.05. | ||||
79 | 1 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков. Контрольная работа за год. | |||
Из зарубежной литературы – (4 ч.). Повторение (2ч.) | |||||
80 | 1 | «Божественная комедия» Данте Алигьери. | 17.05 – 21.05. | ||
81 | 2 | У.Шекспир. «Гамлет».Гуманизм эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром. Трагизм любви Гамлета и Офелии. | |||
82 | 3 | Философский характер трагедии. Гамлет как образ мировой литературы. | |||
83 | 4 | Трагедия И.В. Гете «Фауст». Поиски справедливости и смысла жизни в философской трагедии И.В. Гете «Фауст» | 27.05 – 31.05. | ||
84 | 5 | Резервный урок. Вн. чт. А. Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. | |||
85 | 6 | Резервный урок. Подведение итогов года. Задания для летнего чтения. | |||
Итого по программе | Проведено | Уроков внеклассного чтения | Контрольных работ | Уроков развития речи 10 ( из них). | |
85 | 85 | 5 | 1 | Сочинений: 1 домашнее, 3 классных |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/ /
«______» ______________ 2020 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО (РМО)
протокол № ___ от «___» ________ 2020 г.
Руководитель ШМО (РМО)
_____________ / /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Календарно - тематический план 5 класс Информатика 2020/2021
Календарно - тематический план 5 класс Информатика 2020/2021...
Литература. Календарно-тематическое планирование 8 класс. 2020 г.
Литература. Календарно-тематическое планирование 8 класс....
Литература. Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по дисциплине...
8 класс Русская литература.Календарно-тематическое планирование
Литература 8 класс Календарно-тематическое планирование...