Конспект урока по литературе в 5 классе "Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок-исследование по произведению Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Тип урока: урок изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по литературе в 5 классе | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Пречистенская средняя школа имени И.И. Цапова»
Гагаринский район Смоленская область
Конспект урока по литературе в 5 классе:
«Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя
«Ночь перед Рождеством»
Учитель: Абраменкова
Анастасия Владимировна
первая квалификационная
категория
2019 г.
Урок-исследование по произведению Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Тип урока: урок изучения нового материала
Тема: «Реальное и фантастическое в повести «Ночь перед Рождеством».
Цель: исследовать повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», изучить новую терминологию, найти реальное и фантастическое в повести.
Задачи:
- раскрыть понятия «реальность» и «фантастика» в творчестве Н.В. Гоголя на примере повести «Ночь перед Рождеством»;
- сделать вывод об особенностях художественного мира писателя;
- научить ребят проводить самостоятельное исследование текста, познакомить их со структурой научной работы, методами анализа;
- развивать связную речь учащихся, навыки выразительного чтения, творческие навыки;
- прививать любовь к чтению произведений Н.В. Гоголя;
- воспитывать вдумчивого, проницательного читателя.
Планируемые результаты:
- Предметные: умение применять литературоведческие понятия для характеристики текста, выразительное и осознанное чтение.
- Метапредметные:
- личностные: определять общие для всех правила поведения; определять правила работы в группе, оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей), устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;
- регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке, формулировать учебные задачи, работать по плану, алгоритму, высказывать своё предположение на основе учебного материала, осуществлять самоконтроль, самостоятельно и совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке;
- познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт; уметь определять уровень усвоения материала; делать умозаключения и выводы на основе аргументации;
- коммуникативные: слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической и монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Формы работы учащихся:
- фронтальная
- групповая
- индивидуальная
Методы обучения:
- репродуктивный
- исследовательский
- практический
- эвристический (частично-поисковый)
- объяснительно-иллюстративный
Приёмы обучения:
- создание проблемной ситуации
- эвристическая беседа
- организация исследовательской деятельности учащихся
- аналитическая работа с текстом
Образовательные технологии, реализуемые на уроке:
- информационно-коммуникативные;
- развивающие;
- исследовательские;
- игровые;
- здоровьесберегающие;
- проблемного обучения.
Оборудование: медиапрезентация, мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, атрибутика героев.
Трудно найти в русской литературе
более тесное сплетение фантастического
с реальным, чем у Гоголя…
И.Ф. Анненский
Ход урока.
- Организационный момент.
Вступительное слово учителя:
- Ребята, сегодня у нас имеется уникальная возможность на некоторое время стать настоящими учёными и провести самостоятельное исследование по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
II. Целеполагание.
А какова будет тема исследования, вы определите, если объясните эпиграф к уроку. (Слайд 1)
«Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». (Слайд 2)
III. Мотивация учебной деятельности.
Чтобы провести эту работу, у нас есть всё:
во-первых, есть предмет изучения – текст повести;
во-вторых, наш кабинет – научная лаборатория;
в-третьих, мы – научные сотрудники,
в-четвёртых, у нас есть учёный совет – это гости, которые присутствуют на нашем исследовании. Они получают возможность не только оценить результаты нашего научного исследования, но и непосредственно находиться в нашей «мастерской» и следить за работой.
Итак, перейдём к делу.
- Основной этап урока – исследование текста:
Постановка проблемы
- Знаете ли вы, с чего начинается любое исследование?
Сначала учёный определяет цель своей работы. Посмотрим на тему урока. Что мы должны сделать? (Определить, что в повести Гоголя реально, а что фантастично?)
- Кроме того, мы рассмотрим особенности художественного мира писателя.
- А как мы можем это сделать? С помощью чего?
Работа над текстом
- Прочитаем текст, подумаем, что можно отнести к реальному миру, а что к фантастическому?
- Мы будем анализировать текст, сопоставлять понятия, эпизоды, героев. Таким образом, мы определили методы нашей работы.
- Теперь нам нужно решить, актуально ли будет наше исследование, т.е. является ли оно важным для вас сейчас и будет ли полезным для вас и других людей в будущем? (Ответы учеников.)
Хорошо, теперь приступим непосредственно к исследованию.
- Ещё раз посмотрите на тему урока.
- Смысл каких слов нужно выяснить?
- Как вы думаете, что такое реальность?
(То, что действительно существует, не в воображении.)
- А что, по-вашему, означает слово «фантастика»?
(То, что основано на воображении, вымысле, что-то причудливое, волшебное, невероятное) (Слайд 3).
- Итак, мы выяснили смысл важных для нас понятий. А теперь перенесёмся в мир повести «Ночь перед Рождеством».
- Вспомните, где происходит действие повести? (В Малороссии, на хуторе близ Диканьки.) Т.е. указано конкретное место событий.
- Когда происходит действие? (В ночь перед Рождеством, а именно 24 декабря по старому стилю.) Т.е. можно определить и конкретное время событий.
- А что такое Рождество? (Христианский праздник. День Рождения Иисуса Христа.)
- Что такое праздник? Это всегда радость, веселье и чудеса. А в этой повести чудеса происходят ночью – в самое загадочное время суток. Именно в эту последнюю ночь перед Рождеством нечистые силы пытаются сделать, как можно больше зла людям, хотят, чтобы Рождество не наступило.
- Какие события происходят этой ночью? (Чёрт украл месяц, ведьма летает на метле, Чуб, Дьяк, Голова оказались в мешках. Вакула ходил к Пацюку и летал в Петербург на чёрте за черевичками для Оксаны.)
- Мы уже можем сделать первый вывод из нашего исследования. Какой? (Место и время действия повести – реальны или возможны, а события, которые происходят – фантастичны (Слайд 4.)
Физкультминутка
- Давайте представим себя девушками и парубками произведения. Мы пришли колядовать (учащиеся идут к доске). Давайте вспомним песни, которые вы знаете или, может быть, исполняли на Коляду. При исполнении песен нужно выполнять движения.
- Молодцы! Садитесь на места.
- Теперь давайте вспомним, кто участвовал в этих событиях?
Викторина - «Узнайте героя по фразам, взятыми из текста»:
… уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как обжегшись, пососал пальцы (Черт)
…. Долго еще ворчал и бранился, а между тем в то же время раздумывал, на что бы решиться (Чуб)
….долго еще принаряживалась и жеманилась (Оксана)
….что я за баба! Не дам никому смеяться над собою…(Вакула)
…Мне не хочется встретиться с дьяком… (Голова)
….. сердечно рад этому случаю погулять немного у нее и не испугался метели (Дьяк)
.. металась как угорелая и, позабывшись, дала знак … ( Солоха) ….
….крепко занят был галушками…. (Пацюк)
- Какие герои будут реальными, а какие фантастическими? Как мы понимаем, какие герои обыкновенные, а какие волшебные существа? (Слайд 5)
Реальные герои | Фантастические существа |
Вакула, Оксана, Чуб, Голова, Дьяк, Кум, Ткач, кумова жена, дивчины и парубки. | Чёрт, Солоха («заодно с чёртом»), Пацюк («сродни чёрту».) |
То есть обычные люди, верующие, они не любят нечисть. | Имеющие отношение к нечистой силе. |
Рассмотрим подробнее волшебных героев.
- Чтобы узнать о них больше, нам нужно с ними встретиться.
Ролевая игра:
Проведём пресс-конференцию с волшебными персонажами, гости на время станут корреспондентами и зададут вопросы, а герои нам (детям предлагается выбрать себе понравившуюся роль: Солоха, Чёрт, Пацюк и отобрать соответствующие образу предметы: рожки, усы, платок, метла.)
Вопросы героям:
Чёрту: «Уважаемый Чёрт, расскажите нам о вашем отношении к людям и Вакуле особенно».
Солохе: «Как вам, дорогая Солоха, удаётся скрывать от людей, что вы ведьма?»
Пацюку: «Отчего вас, мудрого казака, относят люди к нечистой силе, но особо не боятся?»
Дети отвечают на вопросы от лица своих героев.
- Итак, делаем второй вывод: волшебные герои живут среди обыкновенных людей, люди их не боятся.
- Теперь нам надо подробнее рассмотреть те события, в которых участвуют фантастические герои. Для этого проанализируем самые яркие эпизоды по данному плану.
План анализа эпизода:
- Что необычно, неожиданно в этом отрывке?
- Кто участвует в событии?
- Как реагируют обыкновенные герои на поступки волшебных?
1-ый абзац – пейзаж (учитель выразительно читает отрывок, вместе обсуждается по вопросам.)
Вывод: фантастическое событие представлено Гоголем как обыкновенное, т.е. границы между реальным и фантастическим миром размыты. (Запись.)
- Действительно, язык Рудого Панька (рассказчика) прост и понятен. Поэтому то, что кажется необычным, объясняется героями, как обычное дело.
- Скажите, а почему нам вдруг становится смешно во время чтения?
(Юмор тоже помогает передать чудесные события как обыкновенные. Когда мы смеёмся, нам не страшно) (Слайд 6)
Заключительное слово учителя:
- В заключении обратимся к финалу произведения.
- Откройте последнюю страницы повести.
- Какова дальнейшая судьба Вакулы? (Счастливая семья, любовь, покаяние в церкви, он снова намалевал чёрта в церкви.)
- Т.е. Вакула не поддался искушениям чёрта, не изменил вере в Бога, т.к. нарисовал чёрта в аду. Он победил его силой любви и веры.
Вывод: итак, Рождество наступило, силы добра победили, хотя в Диканьке ещё есть герои, которые имеют отношение к нечистой силе.
- Н.В. Гоголь всю жизнь решал вопрос: «Что побеждает добро или зло?» И все сопоставления реальности и фантастики в его произведениях направлены на это.
V. Рефлексия
– Продолжите предложения:
Я сегодня на уроке узнал…….
Я понял…………………………
Я научился…………………
Я благодарен ………………
(Слайд 7)
VI. Домашнее задание.
Проанализировать эпизоды по плану, составленному в классе:
- Чёрт ворует месяц;
- Пацюк ест вареники;
- Полёт Вакулы в Петербург.
Нарисовать рисунки к понравившемуся эпизоду. (Слайд 8)
VII. Итог.
- А теперь обратимся к учёному совету:
- Уважаемые представители учёного совета, скажите, была ли работа младших научных сотрудников сегодня действительно научной?
- Как вы оцениваете наш научный проект? (Слово гостям.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"
План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....
Конспект урока по литературе. 7 класс А.С.Пушкин . Повесть "Станционный смотритель". Изображение "маленького человека" его положение в обществе.
Цели урока:1) Знакомство с историей создания произведения, дорожным бытом пушкинской поры;2) Сопоставление евангельской притчи о "блудном сыне" с пушкинскоой историей; 3)Нравственные проблем...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предмет литература. Тема урока: Андрий и Остап. Смысл противопоставления. (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ "ТАРАС БУЛЬБА". ТЕМА УРОКА: АНДРИЙ И ОСТАП. СМЫСЛ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ....
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему «Николай Васильевич Гоголь. Сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Ночь перед Рождеством»
Цели:познакомиться с биографией Н. В. Гоголя;показать своеобразие сборника рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки»;частично проанализировать повесть «Ночь перед Рождеством» ...
Презентация к конспекту урока по литературе в 5 классе "Реальное и фантастическое в повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Данная презентация предназначена для обучающихся 5 класса общеобразовательной школы. Презентация составлена с использованием ИКТ и состоит из 9 слайдов....
Конспект урока по литературе Урок – путешествие. Тема_ «От Рима к родному селу Лукачевка» (вслед за героем повести Н. Кукольника «Надинька»)
Конспект урока по литературе Урок – путешествие. Тема_ «От Рима к родному селу Лукачевка» (вслед за героем повести Н. Кукольника «Надинька») к учебнику Коровиной В.Я....
Конспект урока по литературе на тему "Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
Повесть Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством": сюжет, главные герои, фантастическое и реальное....