План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"
презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме
План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект | 58 КБ |
Презентация | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
по литературе (6 класс)
учителя русского языка и литературы
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №43»
Матвеевой Оксаны Витальевны
Русская усадьба и её обитатели
(по повести А.С. Пушкина «Барышня крестьянка»)
Методические материалы:
- При подготовке к уроку:
Интернет-ресурсы: 1september.ru, http://www.bibliofond.ru, http://www.ru.wikipedia.org –электронная энциклопедия
- На уроке:
- Презентация «Русская усадьба и её обитатели ».
- Текст повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка».
Учебно-практическое оборудование: интерактивная доска, компьютер.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Цели урока: изучение произведения классической литературы, закладывание основ вдумчивого чтения и отношения к прозе А.С. Пушкина, развитие представления о русской усадьбе начала XIX века, стимулирование развития способности к самостоятельной работе с информацией.
Задачи:
- Научиться видеть лаконизм, динамику пушкинской прозы.
- Повторить сюжет повести.
- Получить первоначальное представление об укладе жизни в дворянской усадьбе.
- Подготовить учеников 6 класса к изучению романа А.С. Пушкина «Дубровский».
- Формировать полноту, прочность знаний.
- Совершенствовать речевые навыки.
- Учить анализировать, обобщать и систематизировать.
- Воспитывать любовь к чтению.
Педагогические технологии: развитие критического мышления через чтение, объяснительно-иллюстративный метод, поисково-проблемный, демонстрация отрывка художественного фильма «Барышня-крестьянка», презентация, подготовленная учениками при поддержке учителя « Русская усадьба и её обитатели».
- Организационный момент.
Цель: подготовить обучающихся к усвоению нового материала, нацелить на совместную работу.
-На прошлом уроке мы познакомились с повестью А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка», отметили её сходство с рассказом, обратили внимание на художественные средства создания характеров Григория Ивановича и Лизы Муромских, Ивана Петровича и Алексея Берестовых. Говоря о героях, мы увлеклись динамичным сюжетом, но при этом достаточно мало уделили внимания тому месту, где происходили события. К тому же к первому уроку далеко не все прочитали повесть. Было дано время. Итак, кто вспомнит, как начинается повесть?
-«В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова…»
-Если вы были внимательны, то описание жизни в имении (или усадьбе) встречается часто у А.С.Пушкина. Вот и хотелось бы подробнее поговорить об этом, потому что именно особый уклад жизни русской дворянской усадьбы, мало знакомый нам, повлиял на развитие характеров полюбившихся вам героев.
- Проверка домашнего задания.
осуществляется учениками консультантами, которые часто помогают учителю на уроке.
Было дано на дом: посмотреть в толковом словаре лексическое значение слов губерния, уезд, дворянин, имение, усадьба, сад, село, деревня и записать в тетрадь по литературе,
- Посмотреть в электронной энциклопедии информацию (в общих чертах) об укладе жизни в русской усадьбе.
- Сообщение темы и целей урока, постановка зада .
-Итак, давайте вместе попробуем сформулировать цели нашего урока…
4. Постановка проблемного вопроса.
Чтение отрывка: «Те из моих читателей, которые не живали в деревнях, не могут себе вообразить, что за прелесть эти уездные барышни! Воспитанные на чистом воздухе, в тени своих садовых яблонь, они знание света и жизни почерпывают из книжек. Уединение, свобода и чтение рано в них развивают чувства и страсти…Конечно, всякому вольно смеяться над некоторыми их странностями, но шутки поверхностного наблюдателя не могут уничтожить их существенных достоинств, из коих главное: особенность характера, самобытность…».
-Что же повлияло на то, что характер героини самобытный, и это особенно подчеркивает автор. А в реальной жизни, что влияет на характер человека?
- Семья, место, где живет человек…
(демонстрация отрывка фильма А. Сахарова «Барышня-крестьянка» (1995): гости в доме Г.И.Муромского, игры Алексея Берестова с крестьянами).
-Хотелось ли вам погостить в деревне у Муромских или Берестовых, посидеть за обеденным столом, поиграть, побегать на тугиловских лугах, сходить за грибами, познакомиться с Василием – кузнецом или с Трофимом-пастухом?
-Для начала давайте все-таки попытаемся это сделать вместе с А.С.Пушкиным.
- Анализ текста.
- Что автор сообщает о «хозяйственных упражнениях» Берестова?
- Как проказничал в своей деревне Муромский?
- О ком сказано «Поля свои обрабатывал он по английской методе, но на чужой манер хлеб русский не родится…»
- Какие постройки, кроме господского дома, были в усадьбе?
- Что было вокруг усадьбы?
- Чем занимались крестьяне? Какими профессиями они должны были овладевать?
- Как развлекались господа?
- Как воспитывались дети господ?
- Слово учителя.
-Отвечая на эти вопросы, опираясь на текст, мы получаем представление о том, как был устроен быт в усадьбе Берестова и Муромского, а значит и у многих других помещиков.
«Барышня-крестьянка» не легкая водевильная штучка, а повесть, наполненная «эпохальным жизненным содержанием». Проникновение в мир дворянской усадьбы поможет вам в дальнейшем лучше понять содержание романа «Дубровский», а ещё позже романа «Евгений Онегин».
- Физминутка.
- Закрепление.
Просмотр презентации, подготовленной учащимися «Русская усадьба и её обитатели».
Цель: закрепить полученную информацию.
- Взаимопроверка.
Проверить знание лексического значения слов: дворянин, губерния, уезд, сад, деревня, село, самобытный.
Правильный ответ-1 балл.
7б.- «5»
6-5б. - «4»
4б.-«3»
Цель: научить видеть ошибки в толковании слов.
-А теперь поменяйтесь, пожалуйста, листочками, проверьте, нет ли ошибок, результат своей проверки внесите в оценочный лист. Критерии и ключ перед вами на доске.
Оценочный лист
задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | всего | отметка | Фамилия проверяемого | Фамилия проверяющего |
балл |
9. РЕФЛЕКСИЯ
Цель: научить правильно оценивать результаты, обобщать, делать выводы.
-Подведём итоги. Узнали ли вы что-то новое и полезное на уроке? Что дополнительно к первому уроку по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» вы узнали о жизни в дворянской усадьбе?
11. Задание на дом.
Написать сочинение « Мои осенние каникулы в усадьбе Берестова (или Муромского»).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Империя-губернии-уезды. Дворянин- «начально придворный, знатный гражданин на службе при государе, чиновник при дворе; звание это обратилось в потомственное и означает благородного по роду или чину, принадлежащего к жалованному высшему сословию, коему одному только представлено было владеть населенными имениями, людьми» В.И.Даль . Усадьба- «господский дом на селе со всеми ухожами, садом,огородом» В.И.Даль . Село-обстроенное и заселенное крестьянами место, от деревни отличалось наличием церкви. Сад- «участок земли, засаженный стараньем человека деревьями, кустами, цветами, с дорожками и разного рода и вида затеями» В.И.Даль .
Жизнь и быт русской усадьбы складывались на протяжении нескольких столетий, каждый человек знал своё место и свои обязанности. Каждая усадьба была как бы самостоятельным государством, каждый барин был полноправным хозяином своих земель и крепостных. Часто помещики отказывались от услуг приказчика и самостоятельно вели хозяйство.
Гости подезжали к парадному крыльцу («…коляска…въехала во двор и покатилась около густо-зеленого дернового круга. Старый Берестов взошёл на крыльцо с помощью двух ливрейных лакеев Муромского»). По дорожкам сада можно было спуститься к реке или пруду ( Прилучино - при луке, излучине, изгибе реки). С заднего крыльца легко было попасть на огород, на хозяйственный двор ( « Лиза …вышла на заднее крыльцо и через огород побежала в поле»).
охота («Иван Петрович берестов выехал прогуляться верхом, на всякий случай взяв с собою пары три борзых, стремянного и несколько дворовых мальчишек с трещотками», обеды с гостями, содержание диких зверей, прогулки в саду ( «Муромский принял своих соседей как нельзя ласковее, предложил им осмотреть перед обедом сад и зверинец…»)
Крепостные крестьяне пряли, ткали, шили одежду, изготавливали обувь, ухаживали за скотом, за огородами, содержали дом и все постройки, готовили еду, нянчили детей.
С укладом жизни в русской усадьбе можно встретиться в других произведениях А.С.Пушкина : в романе «Евгений Онегин» и в романе «Дубровский».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)
Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...
План-конспект открытого урока музыкальная литература по теме:"Опера М.П. Мусоргского "Борис Годунов"
Урок посвящен Году Российской истории. Очень обширный,подробный материал по данной теме....
Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке
В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...
План-конспект открытого урока в 6 классе с презентацией по теме " Shops and shopping".
Открытый урок проходил в рамках муниципального семинара в 2013 году. Конспект урока по теме "Магазины и покупки" 6 клаcc по учебнику Кузовлева В. П. Представлена презентация, с помощью которой можно у...
План-конспект открытого урока в 7 классе с презентацией по теме “The Fun Starts Here” (Бурганова И.В.)
Цель урока: формирование лексических навыков по теме "Развлечения", навыков чтения и навыков говорения; развитие критического мышления....
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...