Самахужина Фазима Уразаевна, Аргаяшский район МОУ Метелевская СОШ
Конспект урока литературы 7 класс Тема: А.С.Пушкин. Повесть «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положение в обществе». Тип урока: овладения новыми знаниями; формирования и совершенствования навыков и умений. Цели урока: - Познакомить учащихся с историей создания «Повестей Белкина», дорожным бытом пушкинской поры;
- Сопоставить евангельскую притчу о «блудном сыне» с пушкинской историей;
- Познакомить с понятием «маленький человек» в литературе;
- Воспитывать уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других;
Оборудование: - Презентация, компьютер, портрет А.С.Пушкина,
Ход урока. Конспект | Используемые приёмы педагогической техники | 1этап урока. Орг. момент. | Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на уроке. Я думаю, что сегодняшний урок принесёт радость общения друг с другом. Эпиграф нашего урока: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» -Как вы понимаете эти слова? Что значит почитать родителей? (Это значит заботиться о своих родителях, любить и уважать их) Дома вы прочитали повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель. Запишите название произведения, автора. Кто такой станционный смотритель? Попробуйте сформулировать определение. |
Приём «Сформулируй определение» | 2 этап урока. Проверка домашнего задания. | Сейчас послушаем сообщения, которые подготовили ребята и совершим заочную экскурсию в музей. Слайд: Портрет А.С.Пушкина Слайд:Иллюстрации, отражающие почтовые станции, музей. Сообщения учащихся: - Во времена А.С.Пушкина основной тягловой силой были лошади. Между населёнными пунктами существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащий, который отвечал за эту работу, и назывался станционный смотритель.
Слайд: Смотритель – должностное лицо по присмотру, охранению чего-нибудь. - В деревне Выра Ленинградской области находится музей художественного героя «Домик станционного смотрителя». Музей открыт в 1972 году. Не менее тринадцати раз на Вырской почтовой станции бывал А.С.Пушкин.
- Имя станционного смотрителя – Самсон Вырин – образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени.
| Приём «Погружение в материал». | 3 этап урока. Открытие нового знания. Анализ повести. | Повесть начинается с сообщения о профессии станционного смотрителя. Кто такие смотрители? Каково их положение? Работа в группах: Учащиеся работают с текстом учебника и выполняют задания: - Запишите ключевые слова, характеризующие смотрителей. («сущий мученик», «люди мирные, услужливые, склонные к общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые»)
- Выпишите устаревшие слова и выражения:
Коллежский регистратор- чиновник низшего (14) класса. Подьячий – младший чиновник в допетровской Руси. Фельдъегерь – правительственный курьер. Подорожная – документ на право пользования казёнными лошадьми. На перекладных – меняя лошадей на каждой станции. Прогоны – плата за пользование лошадьми. Главный герой повести – Самсон Вырин. Пушкин в своём эпиграфе к повести иронично и шутливо называет станционного смотрителя «диктатором». («Диктатор» - человек, пользующийся неограниченной властью). Соответствует ли это слово характеру героя? (Нет, так как Вырин – человек робкий, бесправный и беззащитный, «сущий мученик 14 класса, ограждённый своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Пушкин сделал Самсона Вырина не только героем своего произведения, но и наделил его высокими духовными и душевными качествами. С Пушкина началась разработка одной из тем русской литературы - темы «м.аленького человека». Одна из проблем произведения – проблема бесправного положения «маленького» человека. Слайд: «Маленький человек» в литературе – это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. В первый приезд Вырин выглядел «свежим и бодрым», несмотря на нелёгкую работу и грубое обращение с ним проезжающих. Почему? (В начале повести Вырин бодр и счастлив, у него красавица-дочь, которую он любит и гордится ею). .
|
| 4 этап урока. Контроль. | Описывая станцию, рассказчик подробно говорит о «картинках»? Как связаны «картинки» с содержанием повести?. Провести параллели. Составление таблицы Притча / История Дуни - Блудный сын добровольно уходит из родного дома, с благословлением отца.
- Дочь уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.
- Никто не ищет его.
2.Отец разыскивает дочь в Петербурге, чтобы вернуть домой, потому что не верит в прочность её случайного союза, несмотря на увиденное богатое и обеспеченное житьё 3. Блудный сын ведёт разгульный образ жизни. Живёт в нищете. 3. Дуня живёт в Петербурге в роскоши и в богатстве. 4. Сын, голодный и нищий, возвращается домой. 4. Авдотья Самсоновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо. 5. Он осознал свой грех, раскаялся в содеянном. 5. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца. Вывод:блудный сын из библейской притчи успел вернуться к своему отцу и был прощён им, а Дуня опоздала, прощения она не получила. Теперь ей всю жизнь придётся жить с чувством вины. Итог урока: Расставание родителей и детей неизбежно. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием. Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Важно вовремя попросить прощения у родителей за обиды, нанесённые им, потому что возможность сказать «Прости меня» может больше не представиться. |
| 5 этап урока. Рефлексия. | Продолжите предложения: Урок заставил меня задуматься… Я понял(а), что… После этого урока мне захотелось…
| Приём «Рефрексивный экран» | 6 этап урока. Домашнее задание. (на выбор) | - )Пересказать историю С.Вырина от лица Дуни.
- Написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?
- Написать сочинение «Поступок, о котором я сожалею»
| Приём «Вживание» («Эмпатия») |
|