Конспект урока по литературе в 5 классе на тему «Николай Васильевич Гоголь. Сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Ночь перед Рождеством»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Цели:
- познакомиться с биографией Н. В. Гоголя;
- показать своеобразие сборника рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
- частично проанализировать повесть «Ночь перед Рождеством» (главные герои повести, сочетание реального и фантастического в ней).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 80 КБ |
illyustratsii.doc | 1.45 МБ |
gogol_bigrafiya.pptx | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
по литературе в 5 классе
на тему «Николай Васильевич Гоголь. Сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Ночь перед Рождеством».
Цели:
- познакомиться с биографией Н. В. Гоголя;
- показать своеобразие сборника рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
- частично проанализировать повесть «Ночь перед Рождеством» (главные герои повести, сочетание реального и фантастического в ней).
Методы работы: беседа, сообщения учащихся.
Теория: повесть, сказка, фантастика.
Оборудование: сборники «Вечера на хуторе близ Диканьки», презентация, фильмы, иллюстрации из повести «Ночь перед Рождеством».
Оформление доски: тема урока, эпиграф («Будьте живые, а не мертвые души!»), портрет Гоголя, определение повести.
План урока:
- оргмомент;
- слово о Н. В. Гоголе;
- знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»;
- повесть «Ночь перед Рождеством»;
- подведение итогов;
- домашнее задание;
- выставление оценок.
Ход урока
- Оргмомент
Учитель. Тема урока «Николай Васильевич Гоголь. Сборник рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Повесть «Ночь перед Рождеством».
Учащиеся записывают тему в тетради.
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с биографией Н. В. Гоголя, поговорим о его сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки». Этот урок познакомит с одним из эпических жанров – повестью, а именно, вы узнаете, что такое сказочная повесть на примере произведения Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Учитель. Эпиграфом к уроку будут слова Н. В. Гоголя: «Будьте живые, а не мёртвые души!» О нём мы поговорим чуть позже. А сейчас давайте отправимся в путешествие по страницам жизни великого писателя, погрузимся в мир, окружавший его с детства, вглядимся в живые черты тех мест, которые помнят его.
- Слово о Н. В. Гоголе
Слушающим даётся задание – записать факты биографии Гоголя.
Сообщения учащихся (с использованием презентации):
1 ученик. Николай Васильевич Гоголь. Имя при рождении - Микола Васильович Гоголь-Яновський.
2 ученик. Николай Васильевич Гоголь - это великий русский писатель, драматург, поэт, критик, публицист. Он родился 1 апреля 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещика.
1 ученик. Отец – Василий Афанасьевич, мать – Мария Ивановна. Когда отец будущего писателя был ещё маленьким мальчиком, ему привиделся сон: сошла к нему Царица Небесная и сказала: «Вот твоя жена». Подняла руку, и увидел Василий у ног её ребёнка, сидящего на полу. А через некоторое время Василий Афанасьевич с родителями отправился в гости в соседнее имение и там увидел семимесячную девочку на руках кормилицы. И сразу понял, что это и есть та самая девочка из его сна! Мария Ивановна воспитывалась у тётки, как раз в соседнем имении, и все эти годы Василий Афанасьевич наведывался к ней в гости, играл с ней в куклы, строил карточные домики. Когда Машеньке исполнилось 14 лет, а Василию уже было 28, они поженились и переехали на хутор Яновщина.
2 ученик. Николай был третьим ребёнком в семье, долгожданным и очень любимым, т. к. предыдущие дети оказались нежизнеспособными. По семейному преданию Василий Афанасьевич и Мария Ивановна в благодарность Богу за рождение сына построили церковь и назвали мальчика в честь Николая Чудотворца, перед чьей иконой молилась мать.
Всего в семье было 12 детей, из них выжило только 5: Николай и 4 сестры: Мария, Елизавета, Анна и Ольга.
1 ученик. В возрасте десяти лет Гоголь поступил в Гимназию высших наук в Нежине. Он сразу забился на последнюю парту и просидел там несколько лет, ни с кем не вступая в близкие отношения. За нелюдимость и скрытность ему дали прозвища «таинственный карла», «мёртвая мысль».
Николай не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью: за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс.
2 ученик. Однако Гоголь был образцовым сладкоежкой. Мог, например, без посторонней помощи съесть в один присест банку варенья, гору пряников и выпить целый самовар чаю… Вот как описывает Гоголя товарищ по гимназии: «В карманах брюк у него всегда был запас конфет и пряников, он жевал, не переставая, даже в классах во время занятий. Забирался куда-нибудь в угол, подальше от всех, и там уже поедал свое лакомство».
1 ученик. Помимо этого у Николая Василевича была страсть к рукоделию; с величайшей старательностью кроил он себе платки, исправлял жилеты и вышивал.
2 ученик. В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург, здесь начинается его литературная деятельность. Здесь же, в Петербурге, впервые появляется замысел «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
1 ученик. Николай Васильевич Гоголь много путешествовал. Чрезвычайно ему полюбился Рим, где прожил с перерывами десять лет.
2 ученик. Живя в долг, не имея собственного угла, Гоголь привык обходиться самым насущным, не думая об удовольствиях. Он отказался в пользу матери от своей доли в имении, посылал деньги сёстрам. У Гоголя в имуществе не было ни одной вещи дороже 15 рублей. При нём постоянно была только одна движимость и недвижимость – его портфель с рукописями. Это было его имущество и богатство.
1 ученик. Свои произведения Гоголь часто печатал под псевдонимами:
- В. Алов
- П. Глечик
- Н. Г.
- ОООО
- Пасичник Рудый Панько
- Г. Янов
- N. N.
- ***
2 ученик. Гоголь был с детства больным ребёнком. Из года в год его здоровье всё более слабело. В январе 1852 года во время ночной молитвы ему послышались голоса, говорившие, что он скоро умрёт. Гоголь перестаёт выезжать из дому, ничего не ест. Через несколько дней слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти.
1 ученик. Когда Гоголь был маленьким, его бабушка, Татьяна Семеновна, рассказывала ему о божественной лестнице: ее спускали с неба ангелы, подавая руку душе умершего… Последними словами Гоголя были: «Лестницу! Поскорее давай лестницу!»
2 ученик. Умер Николай Васильевич Гоголь 4 марта 1852 года в Москве. Был похоронен у стен Даниловского монастыря, перезахоронен на Новодевичьем кладбище.
1 ученик. Известно, что Гоголь отчаянно боялся умереть, а ещё больше - быть похороненным заживо. По одной из версий, Гоголь заснул летаргическим сном, так как после исследований останков его тела, было видно, что его тело передвинулось с места. По другой версии смерть Гоголя была ничем иным, как завуалированным самоубийством, объяснённый как некий православный подвиг — торжество духа над плотью.
2 ученик. После смерти Николая Васильевича Гоголя среди многочисленных его бумаг был обнаружен странный лоскуток бумаги с запиской - завещанием нам, его потомкам, в котором было написано: «Будьте живые, а не мертвые души!».
Подпись: великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь.
Проверка записей одного из учащихся.
Учитель. Что значит «быть живой душой»? (Быть активным и творческим человеком; любить; быть нравственным человеком; быть всегда в процессе какой-либо деятельности; находиться в движении; быть живым – значит чувствовать; быть живым – значит иметь душу.)
Учитель. Как вы думаете, Н. В. Гоголь был «живой душой»? (Да, т.к. он всегда был в творческом процессе, много путешествовал – всегда был в движении.)
Учитель. Действительно, Николай Васильевич всегда был в творческом процессе. И я думаю, вы с удовольствием читаете его сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»! Кратко об этом сборнике нам расскажут…
- Знакомство со сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Сообщение учащихся:
1 ученик. Книга Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», написанная с 1831 по 1832 года, была восторженно встречена друзьями писателя и широкими читательскими кругами. «Вечера на хуторе…» показались всем необыкновенно интересными и поэтичными. Кроме того, книга получилась очень весёлая. Все повести Гоголя, входящие в эту книгу, окрашены мягким, добрым юмором.
2 ученик. Молодой, ещё неизвестный писатель рассказывал в книге о природе Украины, её людях, их нравах и обычаях. И в каждой истории слышались отзвуки старинных преданий, народных сказок. Новые бытовые подробности для своих повестей Гоголь брал из писем от матери, в которых Мария Ивановна подробно описывала обряды и обычаи украинцев, рассказывала о колядках, о русалках, об Иване Купале, о духах и домовых.
1 ученик. Книга была написана под псевдонимом Рудого Панька, «пасичника». Но очень скоро узнали автора «Вечеров…», это Николай Гоголь – Яновский, недавний студент, приехавший с Украины.
2 ученик. После выхода «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Гоголь становится знаменитым. Его приняли как равного В. Жуковский, С. Аксаков и сам Пушкин.
- Повесть «Ночь перед Рождеством»
Учитель. В сборник «Вечеров...» входит повесть «Ночь перед Рождеством». Эта повесть похожа на сказку. Вспомним определение сказки. (Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.)
Учитель. «Ночь перед Рождеством» мы можем отнести к жанру сказки? (Да.)
Учитель. Но от сказки ее отличают характеры главных героев, полуреальная, полуфантастическая действительность, нетрадиционный сюжет, отсутствие сказочных героев. Запишем определение повести. (Повесть – это прозаический жанр неустойчивого объёма, который воспроизводит естественное течение жизни; в сюжете все крутится вокруг одного главного героя.)
Работа над определением повести.
Учитель. «Ночь перед Рождеством» мы можем отнести к жанру повести? (Да.)
Учитель. По жанру это произведение – сказочная повесть, т.к. содержит черты и сказки, и повести.
Литературовед Н. Л. Степанов считает, что в «Ночи перед Рождеством» «фантастика переплетается с жизненными, бытовыми подробностями». Что такое фантастика?
Учащиеся высказывают свои предположения.
Запись определения в тетради: Фантастика – это то, что является плодом фантазии, чего не может быть в действительности.
Учитель. В сказочной повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» фантастическое сливается с реальным, и этот переход настолько плавный, что мы этого не замечаем при прочтении.
Повествование ведется от лица рассказчика – Рудого Панька. Язык его прост, понятен, невозмутим. Поэтому то, что кажется необычным, объясняется героями как обычное дело.
О чём же рассказывает нам Рудый Панько?
Проверка знания содержания повести (продолжить фрагмент из мультфильма).
Учитель. Назовите главного героя повести. (Вакула.)
Учитель. (иллюстрация Вакулы) Расскажите о нём.
(Кузнец Вакула привлекает своей простотой, настойчивостью и упорством, тем, что сильно любит красавицу-Оксану. Вакула - человек набожный и верующий, кроме кузнечного дела занимался еще тем, что писал картины и иконы. Это помогло ему победить черта. Кузнец не поддался его искушениям и не изменил вере в Бога. Вакула нарисовал черта в аду, победил его силой любви и веры.)
Учитель. Что пишет о Вакуле автор? Найдите в тексте. (Работа с текстом.)
Учитель. Кого любит Вакула? (Оксану.)
Учитель. Расскажите о нёй.
(Оксана своенравная и легкомысленная. Её прихотью было условие, поставленное Вакуле: достать такие черевички, в которых ходит сама царица. Тогда капризная красавица обещала выйти за кузнеца замуж. Но на протяжении повести девушка меняется. Меняются ее мысли о Вакуле, меняется также и наше отношение к ней. Оксана влюбляется в кузнеца, и ей уже не нужны черевички, которые она требовала. В конце повести мы узнаем, что Оксана и Вакула женятся и живут счастливо.)
Учитель. Давайте посмотрим на Оксану. (Просмотр фильма.)
Учитель. Матерью Вакулы является… (Солоха.)
Учитель. Расскажите о ней.
(Солоху считают ведьмой соседки-старухи за «хитрости и сметливость», говорили, что видели у нее хвост, что она оборачивается черной кошкой, свиньей, петухом. Кроме того, Солоха была привлекательной, умела «причаровать» к себе казаков. Каждый из гостей Солохи думал, что он единственный пользуется ее расположением; солидные люди, даже дьяк, спрятались в мешки из-под угля, чтобы не попасть в смешное положение, и как раз попали в него.)
Учитель. Что пишет о Солохе автор? Найдите в тексте. (Работа с текстом.)
Учитель. Назовите остальных героев сказочной повести. (Чёрт, Пацюк, пан Голова.)
Учитель. Что пишет о Пацюке автор? Найдите в тексте. (Работа с текстом.)
Учитель. Хотя в Диканьке еще и остались герои, которые имеют отношение к нечистой силе (Солоха, Пацюк), писатель показывает превосходство сил добра над злом. Рождество наступило, и силы добра победили.
- Итоги
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Назовите годы жизни Н. В. Гоголя. Сколько лет он прожил?(1809-1852; 43 года)
- Что вы можете сказать о его сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки»?
- К какому жанру относится произведение «Ночь перед Рождеством»?
- Что такое повесть?
- Кто из героев сказочной повести вам понравился и почему?
- Домашнее задание
Прочитать «Пропавшую грамоту».
- Выставление оценок
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Великие Сорочинцы
Василий Афанасьевич и Мария Ивановна
Мария Ивановна Гоголь с дочерьми
Гимназия высших наук в Нежине
Гоголь-гимназист
Псевдонимы: В. Алов П. Глечик Н. Г. ОООО Пасичник Рудый Панько Г. Янов N. N. ***
Будьте живые, а не мёртвые души!
«Вечера на хуторе близ Диканьки» первое издание 1831 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема рассчитана на 2 часа.При подготовке ур...
Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"
Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....
Конспект урока по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"
Конспект урока по литературе 11 класс по теме "Серебряный век"...
План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме: "Рассказ А. П. Чехова "Толстый и тонкий"
Конспект урока по литературе в соответствии с ФГОС....
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)»
План – конспект урока по литературе (10 класс) по теме «Пo страницам великой жизни.Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.)» с применением компьютера. Тема...
План-конспект урока-практикума ( литература, 6 класс) по теме: «Учимся видеть метафору».
Цели урока- углубить представление о художественных выразительных средствах поэтического языка;- раскрыть смысловое многообразие поэтической метафоры (сравнения, олицетворения); - развить э...
- Мне нравится (1)