Система образов в повести Н.Гоголя "Ночь перед Рождеством" 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Верейская Светлана Николаевна

Методическая разработка к уроку литературы 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_obrazov_v_povesti_noch_pered_rozhdestvom.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

Система образов в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»

Цели урока: познакомить учеников с произведением Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством", раскрыть основной сюжет и главных героев повести, показать сочетание реального и фантастического в произведении, позволить ученикам проявить свою креативность в то время как они размышляют о главных мотивах и символах произведения.

Задачи урока:

- познакомить учеников с произведением Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством";

-рассмотреть основные сюжетные линии и ключевые моменты повести;

- изучить главных персонажей повести: Вакулу, Оксану, черта и других;

- проанализировать характер, мотивацию и действия каждого из героев;

- рассмотреть темы любви, жертвы ради любимого человека и взаимоотношений человека с сверхъестественными силами в произведении;

- обсудить присутствие мотивов рождественских чудес и волшебства;

- побудить учеников к творческому восприятию произведения, созданию своих рисунков, историй или других проектов, вдохновленных повестью.

Форма организации деятельности: коллективная. 

Возрастная категория: 5 класс.

Ход урока

1.Проверка домашнего задания ( тест на знание текста)

1)  Накануне какого праздника происходит действие в повести?

А) Новый год;         Б) Рождество;       В) Крещение;            Г) Пасха.

2) Что собирала ведьма поздней ночью?

А) травы;        Б) звёзды;         В) монеты;         В) монеты;              

 3) В каком селе происходит действие повести Н.В. Гоголя?

А) Диканька;   Б) Васильевка;  В) Макеевка; Г)  Сорочинцы

4) В каком селе происходит действие повести Н.В. Гоголя?

А) Диканька;   Б) Васильевка;  В) Макеевка;        Г)  Сорочинцы

5) Что просила достать Оксана, чтобы она согласилась выйти замуж за Вакулу? 
А) валенки, как у Солохи;         Б) черевички, как у царицы; 
В) сапоги, как у козака Чуба;         Г) платье, как у царицы.

6) К кому обращался Вакула за помощью найти чёрта?

А) Сердюк;         Б) Панасюк;           В) Пацюк;               Г) Данилюк.

7) Что залетало Пузатому Пацюку прямо в рот? 
А) пельмешки                 Б) вареники         В) блины         Г) пирожки

8) В какой город поехал Вакула за подарком для Оксаны? 
А) в Петербург                 Б) В Москву         В) в Петергоф                 Г) в Киев 

9) С кем Вакула пошёл к царице? 
А) с купцами;         Б) со слугами;                 В) с запорожцами;         Г) один.

10) Где прятался черт, когда они с Вакулой приехали во дворец царицы?
А) В сапоге                Б) В кармане                 В) В капелюхе                Г) В таратайке

11) Что спрятал черт в своём кармане в начале повести?

А) люльку;        Б) носовой платок;      В) месяц;           Г) свитку.

12) В основе произведения лежит:

А) реальная жизнь;        Б) фантастический вымысел;

В) сказка;                 Г) сочетание реальности и фантастики

Ответы

1. Б        2. Б        3. А        4. В        5. Б        6. В

7. Б        8. А        9. В        10. Б        11. В        12. Г

Взаимопроверка и выставление отметок

2.Работа по теме урока.

  • Понравилось ли вам произведение?
  • Какие герои понравились больше и почему?
  • В какой момент вы сильно пережиыали за героев?
  • Один из вопросов  в тесте был:

В основе произведения лежит:

А) реальная жизнь;        Б) фантастический вымысел;

В) сказка;                 Г) сочетание реальности и фантастики

Что в этом произведении можно отнести к реальности, а что к фантастике?

  • Кого вы считаете главным героем и почему?
  • Какого фольклорного героя он вам напоминает?Почему?
  • Найдите в тексте описание Вакулы (стр.113)
  • Черт поклялся мстить кузнецу. Найдите и зачитайте описание черта. (стр.111)
  • Как звали мать Вакулы? Чем она примечательна? Что говорится о ней в повпести? Давайте прочитаем (стр.119)
  • Как звали девушку, ради которой Вакула готов был выполнить любой ее каприз? Давайте найдем ее описание (стр.115)
  • Как характеризует Оксану эпизод с зеркалом? (стр.115-116 зачитать) Какие чертыхарактера раскрываются в этом эпизоде?( самолюбование, смотрит на других свысока)
  • Почему сильный и смелый Вакула чуыствует себябеспомощным перед Оксаной?
  • Еще один герой этой повести-это отец Оксаны по имени Чуб.Найдите описание его (стр.119)
  • Из-за чего не ладят Чуб и  Вакула? ( Чуб хочет выдать дочь за богатого  и подходящего жениха.Поэтому он ссорится сВакулой, чтоб тот не стал таким претендентом)

3. Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос:

Изменилась ли Оксана, полюбив кузнеца? Объясните свою точку зрения.

      

         

                        

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по литературе "Система образов в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"

Урок разработан по технологии Развития критического мышления через чтение и письмо и соответствует современным требованиям к уроку в рамках реализации ФГОС...

Урок "Система образов повести "Тарас Бульба" Н.В. Гоголя

Разработка урока литературы в форме урока-размышления с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". В методическом описании урока определены цель урока, задачи, п...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

«9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве». «Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»

laquo;9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве».«Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»Цели:1. Определить тем...

Урок литературы в 8 классе на тему: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Система образов. Композиция. Образ рассказчика

Урок литературы в 8а классе на тему «А.С. Пушкин. Капитанская дочка. Система образов. Образ рассказчика. Композиция»  связан с уроком истории. Урок соответствует теме по программе под...

Урок литературы "М.А.Булгаков Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров"

Цели:1. Познакомить с жизнью и творчеством М. Булгакова.2. Обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».3.Учить анализировать произведение, доказывать своё собственное мнение, создавать ист...