Система образов в повести Н.Гоголя "Ночь перед Рождеством" 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Методическая разработка к уроку литературы 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_obrazov_v_povesti_noch_pered_rozhdestvom.docx | 17.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Система образов в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Цели урока: познакомить учеников с произведением Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством", раскрыть основной сюжет и главных героев повести, показать сочетание реального и фантастического в произведении, позволить ученикам проявить свою креативность в то время как они размышляют о главных мотивах и символах произведения.
Задачи урока:
- познакомить учеников с произведением Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством";
-рассмотреть основные сюжетные линии и ключевые моменты повести;
- изучить главных персонажей повести: Вакулу, Оксану, черта и других;
- проанализировать характер, мотивацию и действия каждого из героев;
- рассмотреть темы любви, жертвы ради любимого человека и взаимоотношений человека с сверхъестественными силами в произведении;
- обсудить присутствие мотивов рождественских чудес и волшебства;
- побудить учеников к творческому восприятию произведения, созданию своих рисунков, историй или других проектов, вдохновленных повестью.
Форма организации деятельности: коллективная.
Возрастная категория: 5 класс.
Ход урока
1.Проверка домашнего задания ( тест на знание текста)
1) Накануне какого праздника происходит действие в повести?
А) Новый год; Б) Рождество; В) Крещение; Г) Пасха.
2) Что собирала ведьма поздней ночью?
А) травы; Б) звёзды; В) монеты; В) монеты;
3) В каком селе происходит действие повести Н.В. Гоголя?
А) Диканька; Б) Васильевка; В) Макеевка; Г) Сорочинцы
4) В каком селе происходит действие повести Н.В. Гоголя?
А) Диканька; Б) Васильевка; В) Макеевка; Г) Сорочинцы
5) Что просила достать Оксана, чтобы она согласилась выйти замуж за Вакулу?
А) валенки, как у Солохи; Б) черевички, как у царицы;
В) сапоги, как у козака Чуба; Г) платье, как у царицы.
6) К кому обращался Вакула за помощью найти чёрта?
А) Сердюк; Б) Панасюк; В) Пацюк; Г) Данилюк.
7) Что залетало Пузатому Пацюку прямо в рот?
А) пельмешки Б) вареники В) блины Г) пирожки
8) В какой город поехал Вакула за подарком для Оксаны?
А) в Петербург Б) В Москву В) в Петергоф Г) в Киев
9) С кем Вакула пошёл к царице?
А) с купцами; Б) со слугами; В) с запорожцами; Г) один.
10) Где прятался черт, когда они с Вакулой приехали во дворец царицы?
А) В сапоге Б) В кармане В) В капелюхе Г) В таратайке
11) Что спрятал черт в своём кармане в начале повести?
А) люльку; Б) носовой платок; В) месяц; Г) свитку.
12) В основе произведения лежит:
А) реальная жизнь; Б) фантастический вымысел;
В) сказка; Г) сочетание реальности и фантастики
Ответы
1. Б 2. Б 3. А 4. В 5. Б 6. В
7. Б 8. А 9. В 10. Б 11. В 12. Г
Взаимопроверка и выставление отметок
2.Работа по теме урока.
- Понравилось ли вам произведение?
- Какие герои понравились больше и почему?
- В какой момент вы сильно пережиыали за героев?
- Один из вопросов в тесте был:
В основе произведения лежит:
А) реальная жизнь; Б) фантастический вымысел;
В) сказка; Г) сочетание реальности и фантастики
Что в этом произведении можно отнести к реальности, а что к фантастике?
- Кого вы считаете главным героем и почему?
- Какого фольклорного героя он вам напоминает?Почему?
- Найдите в тексте описание Вакулы (стр.113)
- Черт поклялся мстить кузнецу. Найдите и зачитайте описание черта. (стр.111)
- Как звали мать Вакулы? Чем она примечательна? Что говорится о ней в повпести? Давайте прочитаем (стр.119)
- Как звали девушку, ради которой Вакула готов был выполнить любой ее каприз? Давайте найдем ее описание (стр.115)
- Как характеризует Оксану эпизод с зеркалом? (стр.115-116 зачитать) Какие чертыхарактера раскрываются в этом эпизоде?( самолюбование, смотрит на других свысока)
- Почему сильный и смелый Вакула чуыствует себябеспомощным перед Оксаной?
- Еще один герой этой повести-это отец Оксаны по имени Чуб.Найдите описание его (стр.119)
- Из-за чего не ладят Чуб и Вакула? ( Чуб хочет выдать дочь за богатого и подходящего жениха.Поэтому он ссорится сВакулой, чтоб тот не стал таким претендентом)
3. Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос:
Изменилась ли Оксана, полюбив кузнеца? Объясните свою точку зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по литературе "Система образов в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба"
Урок разработан по технологии Развития критического мышления через чтение и письмо и соответствует современным требованиям к уроку в рамках реализации ФГОС...
Урок "Система образов повести "Тарас Бульба" Н.В. Гоголя
Разработка урока литературы в форме урока-размышления с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". В методическом описании урока определены цель урока, задачи, п...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
«9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве». «Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»
laquo;9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве».«Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»Цели:1. Определить тем...
Урок литературы в 8 классе на тему: А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Система образов. Композиция. Образ рассказчика
Урок литературы в 8а классе на тему «А.С. Пушкин. Капитанская дочка. Система образов. Образ рассказчика. Композиция» связан с уроком истории. Урок соответствует теме по программе под...
Урок литературы "М.А.Булгаков Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров"
Цели:1. Познакомить с жизнью и творчеством М. Булгакова.2. Обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».3.Учить анализировать произведение, доказывать своё собственное мнение, создавать ист...