Клоуз-тесты
материал по литературе

Кожевникова Алёна Алексеевна

Клоуз-тест на уроках русского языка и литературы позволяет формировать очень важные компетенции, связанные с формированием и развитием мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon klouz-testy.zip38.76 КБ

Предварительный просмотр:

Созданные клоуз-тесты представлены отрывками из художественных произведений детской литературы.

Тест №1

   Один  …  обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая  …  , весь народ был на палубе. Посреди  …  вертелась большая обезьяна и забавляла всех.

   Обезьяна эта корчилась,  …  , делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было – она знала, что ею  …  , и оттого ещё больше расходилась.

   Она подпрыгнула к двенадцатилетнему мальчику, сыну капитана, сорвала с его головы шляпу,  …  и живо взобралась на мачту. Все засмеялись, а мальчик остался без шляпы и сам не знал, смеяться ему или сердиться.

   Обезьяна села на первой перекладине  …  , сняла шляпу и стала зубами и лапами  …  её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. #

        Л. Н. Толстой «Прыжок» (фрагмент), сборник

 Филипок: рассказы. – М.: Эксмо, 2011

        106 слов

5-6 классы

(начальный уровень)

Карта текста

  1. Данный текст рекомендуется использовать как обучающий методике восстановления клоуз-теста.
  2. Пропущенные слова: а) корабль, б) погода, в) народа,

              г) прыгала, д) забавляются, е) надела, ж) мачты, з) рвать.

  1. Задание: восстановите пропущенные слова, выбрав их из предложенных вариантов.
  2. Варианты выбора:

а) поезд, корабль, трактор, теплоход;

б) ночь, музыка, погода, волна;

в) толпы,  людей, ребят, народа;

г) прыгала, скакала, бегала, дразнилась;

д) любуются, забавляются, восхищаются, гордятся;

е) подбросила, порвала, надела, подразнила;

ж) лестницы, мачты, ступеньки, палубы;

з) рвать, кидать, надевать, перебирать.

5.          Тест апробирован.

Тест №2

…  луг

   У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная  

…  . Бывало идём куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.

   - Серёжа!- позову я его деловито.

   Он оглянется, а я фукну ему  …  прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься,  …  . И так мы эти неинтересные  

…  срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

   Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь  …  от множества цветущих  …  . Это было очень красиво. Все говорили: «Очень  …  ! Луг -  

… ». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не  …  , а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь  …  . Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои  …  , как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как  …  раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять  …  . #

        178 слов

Карта текста

  1. Вопрос на восприятие текста.

- Какое время года изображает автор?

- Как вы себе представляете место, описанное автором?

- Что подметил повествователь, наблюдая за лугом?

     2.  Пропущенные слова: Золотой (в заголовке), забава, одуванчиком, фукнет, цветы, золотой, одуванчиков, красиво, золотой, золотой, золотой, лепестки, одуванчики, золотым.

     3. Данный клоуз-тест применим на начальном этапе работы по данной методике в 5-7 классах.

    4. М. Пришвин. Ребята и утята. М.: «Стрекоза», 2011, «Золотой луг» стр. 7.

    5. Языковой анализ текста.

    В каком значении (прямом или переносном) употреблено название текста «Золотой луг»?

    Объясните значение словосочетания «золотой луг», замените его синонимичным сочетанием.

    Определите тип речи.

    Найдите в тексте деепричастный оборот и подчеркните его.

6.С помощью данного текста можно организовать повторение орфографии (о-ё после шипящих в корне слова, безударные проверяемые гласные в корне слова) и пунктуации (знаки препинания в сложном предложении, знаки препинания при деепричастном обороте).

    7. Дополнительное задание: нарисовать иллюстрации к данному тексту.

8. Тест апробирован. Проведен урок в 7 классе с целью знакомства с этой формой работы. Перед началом работы учитель познакомил учащихся со значением слова «клоуз-тест», объяснил, как восстановить пропущенное слово.

   В диагностике приняли участие 8 учащихся. В тесте пропущено 14 слов. Не вызвало затруднений восстановление следующих слов: одуванчиков, цветы, золотой. Затруднения возникли со словом «фукнет», 4 ученика не дали никакого варианта восстановления слова, 1 ученица восстановила авторский вариант. Восстановлению слова «золотой» был подобран вариативный ряд слов: зелёный, заливной, душистый цветочный, 4 ученика восстановили слово автора. Учащиеся обосновали выбор слова, опираясь на текст.

   Результаты работы следующие: 13 слов – 1 ученица, 12 слов – 2 ученика, 11 слов – 4 ученика, 10 слов – 1 ученик. После самостоятельной работы была проведена коллективная проверка с обсуждением вариантов подобранных слов.

Тест №3

        …

   Городской человек редко встречается с землей. … скрыта от его глаз каменными плитами, застывшей лавой асфальта. Она покоится в глубине черная, бурая, красная, серебристая. Она задержала дыхание и затаилась. … человек не знает, чем пахнет … , как она дышит в разные времена года, как страдает от жажды, как рождает Хлеб. Он не ощущает, что вся его жизнь, его благополучие зависит от … . Не переживает за сухое лето, не радуется обильному снегопаду. А иногда боится … , как смутной незнакомой стихии. И тогда в душе затихает необходимое, естественное чувство сыновней любви к ….

   В деревне мы с мамой ходили босиком. Сперва это было довольно трудно. Но постепенно на ногах образовались естественные подошвы и ноги перестали чувствовать мелкие уколы. Эти … верно служили мне – не снашивались, не протирались. Правда, их нередко приходилось заливать йодом. А перед сном – мыть...

Мать приучала меня к … , как птица приучает своего … к небу, а белая медведица приваживает медвежонка к морю. На моих глазах черная земля становилась зеленой, потом разливалась легкая голубизна, потом мерцала бронза – так рождается лен.

   По-настоящему … открылась мне на войне. Сколько земли перекопал, перелопатил я за войну. Я рыл окопы, траншеи, землянки, ходы сообщения, могилы... Я … землю и жил в … . Я узнал спасительное свойство земли: под сильным огнем прижимался к ней в надежде, что смерть минует меня. Это была земля моей матери, родная … , и она хранила меня с материнской верностью.

   Я увидел землю так близко, как раньше никогда не мог увидеть. Я приблизился к ней, как муравей. Она … к моей одежде, к подметкам, к лопате – я весь был намагничен, а она железная. Земля была мне и убежищем, и постелью, и столом, она гремела и погружалась в тишину. На … жили, умирали, реже рождались. #

Ю. Яковлев

284 слова

Карта текста

  1. Подберите заглавие к фрагменту, отразив в нём тему или главную мысль.
  2. Пропущенные слова: Земля ( в заголовке), земля, городской, земля, земли, земле, подошвы, земле, птенца, земля, рыл, земле, земля, липла, земле.
  3. Тест предназначен для учащихся 8-9 классов на уроках по развитию речи с последующим написанием изложения.
  4. Фрагмент взят из произведения Юрия Яковлева «Сердце земли». Пояснение к фрагменту: пропущено слово «земля» в разных грамматических формах.
  5. Тест апробирован в 8 классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление. Коммуникативно-деятельностный подход Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций

Сферы применения клоуз-теста, построенного на основе ключевых слов, - это предмет «Русский язык», предмет «Литература», интегрированные курсы (в том числе в рамках спецкурсов, факультативов, элективны...

Презентация к выступлению на семинаре. Коммуникативно-деятельностный подход Клоуз-тест и формирование текстовой и коммуникативной компетенций

Презентация к материалам выступления на районном семинаре учителей русского языка и литературы....

Обучающие клоуз- тесты

Данные тексты предназначены для начального этапа обучения работе с клоуз-тестами...

Клоуз- тест по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Предлагаемый тест обеспечивает  возможность быстро и объективно оценить знание текста изучаемого произведения. Данный  контроль может осуществляться с применением ИКТ....

Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс «Формирование текстовой и коммуникативной компетенций учащихся  через работу с клоуз-тестом на уроках русского языка и литературы»...