Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читательский клуб: современная литература для подростка" для учащихся 6-7 кл.
рабочая программа по литературе (6, 7 класс)

Кузнецова Людмила Васильевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читательский клуб: современная литература для подростка" для учащихся 6-7 кл.

- пояснительная записка

- планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

- организация работы (особенности возрастной группы, мониторинг качества освоения программы)

- учебно-тематический план

- содержание программы

- календарно-тематическое планирование

- использованная литература и литература для учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное общеобразовательное учреждение «Деловая волна»

(ЧОУ «Деловая волна»)

РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО

на заседании                                                                                                  

педагогического совета        

протокол № ____  от _________                                                                              

УТВЕРЖДАЮ

Директор ЧОУ «Деловая волна»

_____И.Р.Королькова

Приказ №____от__________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к дополнительной общеразвивающей программе

Основы предпринимательской подготовки школьников

За страницами школьного учебника литературы

«Читательский клуб: современная литература для подростка»

Предмет

литература

срок реализации: 2020-2021 учебный год (1 год)

№ группы_____                                                              Возрастная группа: 12-14 лет

Разработчик:

Кузнецова Л.В.

учитель русского языка и литературы

Санкт-Петербург

2020

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана к дополнительной общеразвивающей программе «Основы предпринимательской подготовки школьников» по предмету литература для учащихся ЧОУ «Деловая волна».

Направленность программы

Программа имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность программы

Актуальность программы продиктована социальным запросом целевой аудитории (учащиеся, родители). Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:

  • изменение характера чтения;
  • преобладание «делового» чтения над «свободным»;
  • возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.

    Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания.

    Для решения данной проблемы  создана программа литературного клуба  для учащихся 7 класса «Читательский клуб»  в рамках спецкурса по ФГОС.

Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы спецкурса, позволят учащимся не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений.

Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность программы связана с возможностью через литературоведческий анализ художественного текста сделать учеников участниками своеобразного диалога между человеком и книгой, требующего усердия, работы ума и сердца. Но зато он даёт незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли ни единственная задача искусства. Клуб как форма организации внеурочной деятельности школьников имеет большие педагогические возможности. Клуб – форма организации досуга, в рамках которой формируется потребность в культурных формах организации отдыха, снимаются личностные напряжения, удовлетворяются эмоциональные и информационно-познавательные потребности. Он имеет своей целью включать школьников в разнообразную деятельность, направленную на становление личностных компетенций и удовлетворение социальных потребностей- потребность в общении, потребность в самореализации и потребность в самоутверждении. При этом ранее приобретённые навыки литературоведческого анализа будут углубляться и совершенствоваться. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.

Цель: Основная цель курса - привить детям любовь к книге, воспитывать талантливых читателей, обладающих широким кругозором и читательской самостоятельностью, компьютерной грамотностью, развивать творческие способности учащихся.

Задачи:

Познавательные:

  •  Учить детей смысловому чтению;
  • Расширить и углубить знания учащихся по основным вопросам курса.
  • Научить применять коммуникативные и презентационные навыки.

Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации.

  • Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  •  Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

Воспитательные:

  • Совершенствовать навыки коллективной работы.
  • Способствовать развитию творческих способностей.
  • Развивать у учащихся  умение работать в группе, интерес к предмету, любознательность, интеллектуальные способности.
  • Развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения
  •  Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

Предметные:

  •  Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • Обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • Продолжать осваивать основные понятия и особенности организации художественного текста;
  • Наблюдать за использованием этих особенностей на примере высокохудожественных произведений русской и зарубежной современной  литературы;
  • Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • - Совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • Формировать выразительность речи учащихся.

Целевая аудитория

В группу принимаются учащиеся в возрасте 12-14 лет в начале учебного года. При наличии организационно-педагогических условий возможен добор учащихся  в группу в течение учебного года.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • усвоение гуманистических принципов;
  • формирование начального уровня целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование основ осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,  творческой  и других видов деятельности;
  • формирование предпосылок для осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

        

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения;
  • умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
  • умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты:

  • иметь представление об этических нормах и гуманистических ценностях (ценность человеческой жизни, деятельное сострадание, уважение человеческого достоинства, ответственность за последствия совершенного, выбор средств для достижения цели); понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
  • знать основные приемы анализа произведений художественного характера; способы выражения в художественном и публицистическом тексте авторской позиции;
  • уметь выявлять в художественном произведении авторскую позицию по нравственным, этическим, социальным проблемам и выражать своё отношение к ней;
  • уметь сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
  • анализировать проблемные ситуации и давать им оценку с позиций правовых и этических норм.

Условия реализации программы

Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения. Объём учебных часов составляет 30 часов (1 час в неделю в 7 классах), исходя из 30 учебных недель в году.  Продолжительность занятия – 40 минут.

Материально-техническое оснащение:

Для ученика:

- 15 парт на 30 ученических мест

Для учителя:

- персональный компьютер;

- принтер;

- проектор;

- экран

Организация работы:

  • Особенности возрастной группы:

Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5–9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.        

 Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
         Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
        Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Маленький жизненный опыт часто мешает им правильно разобраться в конкретных ситуациях, с которыми они сталкиваются. Отсюда несправедливость суждений, прямолинейность, а иногда и «критиканство». В связи с этим особое место занимает нравственное воспитание, всевозможные беседы на морально - этические темы, и обращение к художественным текстам современной русской и зарубежной литературы, погружение в тайны её языка открывает учителю массу возможностей в этом направлении.

  • Календарный учебный график:

        

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

01.09.2020

(01.09-08.09 -комплектование группы)

25.05.2021

30

30

Один раз в неделю по 1 часу

Мониторинг качества освоения программы

Используемые методы и приемы:

1.​ Анализ текста отдельного произведения

2.​ Анализ текста двух или нескольких произведений одного автора

3.​ Сопоставительный анализ текстов произведений разных авторов

4.​Составление кластера

5.​ Конкурс на лучшего чтеца (актера, режиссера-постановщика)

6.​ Представление читательского дневника

7.​ Использование изученных языковых приемов в собственных сочинениях учащихся разного жанра

8.​ Прослушивание и обсуждение творческих работ учащихся

Виды контроля:

1.​ Анкетирование

2.​ Аннотация к прочитанной книге

3.​ Творческие работы учащихся

4.​ Интонационный анализ текста художественного произведения

5.​ Комплексный языковой анализ текста

6.​  Создание читательского проекта

Учебный план

п/п

Наименование разделов программы

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

Вступительное занятие

1

Знакомство. Какой я читатель?

1

0,5

0,5

В мире современной литературы

22

2

В. Пелевин. Рассказ «Синий фонарь»

3

1

2

3

Д. Сабитова. «Где нет зимы»

3

1

2

4

Рассказы о животных.

2

2

5

Энн Файн «Дневник кота-убийцы»

1

1

6

Н. Дашевская «Я не тормоз».

2

2

7

Кейт Ди Камилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда».

3

1

2

8

Л. Кристенсен «Герман».

2

2

9

А. Нанетти «Мой дедушка был вишней».

2

2

10

О. Громова «Сахарный ребёнок».

2

1

1

11

Х. Кэндзиро «Взгляд кролика».

2

2

Мои любимые книги

12

Круглый стол: Книги по выбору учащихся

5

5

13

Читательская конференция

3

3

Содержание программы

        Занятия  «Читательского клуба» спланированы с позиции личностно-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода: будут проходить в форме экскурсий в  библиотеку, научного исследования, защиты проекта, игры-викторины, поэтической  гостинной, конференции, т.е. детям будут  доступны  все виды  внеурочной деятельности (игровая и познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество).

           Важным компонентом является индивидуальная работа с «Читательским портфелем». На  заседаниях  клуба  дети  имеют возможность  развивать коммуникативную компетентность, одно из важнейших качеств  человека 21 века, при этом  передача и получение знаний становятся  средством (содержанием) общения.  

Задание «выбрать и предложить для обсуждения самостоятельно прочитанную  книгу» в разделе «Мои любимые книги» мотивирует обучающегося   к новой для него деятельности: знать книги и уметь их самостоятельно выбрать, сформулировать по ним проблемные вопросы и вынести их на обсуждение членов клуба. Задания мотивируют детей на работу с текстом, на разрешение «затруднительных», проблемных вопросов. Именно такие вопросы поднимают авторы произведений, отобранных для обсуждения за круглым столом Читательского клуба:

- Для чего читать книги? Какая литература важнее? Какое бывает чтение? Как нужно читать книги и правильный ли я читатель? – вопросы вступительного занятия;

- Бывает ли интересно, потому что страшно? А что страшнее: вымысел или реальность? И вообще, что реально, а что нет? Насколько я отличаюсь от читателя XIX века? Как в рассказе писателя конца ХХ века можно по-новому прочитать классический шедевр писателя века XIX. - Как В. Пелевин прочитал рассказ Тургенева «Бежин луг» (на материале рассказа «Синий фонарь»);

- Что такое детство? Что такое семья? Какая она бывает? Могут ли неидеальные люди образовать идеальную семью? Необходима ли семья человеку, особенно ребёнку? – вопросы по повести Д. Сабитова. «Где нет зимы»;

- Кто кому нужен больше: человек животному или животное человеку? Нужно ли приручать животное, особенно не домашнее? – именно глазами животного позволяет нам посмотреть на этот мир Сара Пеннипакер в романе «Пакс»;

- Что такое любовь? Можно ли прожить без любви? Легко ли научиться любить? А если на это потребуется целая жизнь, не жалко? – об этом хочется поговорить, читая книгу Кейт Ди Камилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда»;

- Разговор о толерантности к тем, кто нам неудобен, кого мы часто стараемся не замечать – к инвалидам, мигрантам. Возможно ли понять человека, с которым вы живёте в абсолютно разном ритме? Диагноз СДВГ для ребёнка – это клеймо «невоспитуемого» и «необучаемого»? – разговор по повести Н.Дашевской «Я не тормоз»;

- Что делать, если в школе тебя травят хулиганы, учителя над тобой смеются, а ты при этом медленно, но неотвратимо лысеешь? Ларс Кристенсен «Герман»: о вещах, с которыми придётся справиться самому;

- Какое место в нашей семье занимают дедушки и бабушки? Как пережить потерю близкого человека? Через какие психологические стадии проходит взрослеющий ребёнок? Когда мы критикуем поступки родителей, а когда мы восхищаемся ими? – по книге А.Нанетти «Мой дедушка был вишней»;

- Надо ли хранить в памяти трагические события истории своей семьи, своей страны? Может ли быть интересной документальная проза? Её отличие от художественной: правдивость и правдоподобие документальной и художественной прозы. Тяжёлые страницы истории страны в повести О.Громовой «Сахарный ребёнок» и в дневниках репрессированных детей.

- Легко ли быть не таким, как все? Легко ли жить с не таким, как все? Что значит «странный», «необычный»? Чем мы похожи и непохожи на других людей? – разговор об инаковости по книге Хайтани Кэндзиро «Взгляд кролика».

          Содержание курса будет реализовываться  через использование  современных педагогических технологий: педагогики сотрудничества (гуманно-личностного подхода к личностному развитию ребёнка), дидактической игры, здоровьесберегающей технологии, проблемного  обучения, личностно-ориентированного   развивающего обучения (И.С. Якиманская).

Календарно-тематическое планирование

Тема  

Кол-во

занятий

Дата по плану

Дата по факту

1

Вступительное занятие. Знакомство. Какой я читатель?

1

15.09

В мире современной литературы

2

В. Пелевин. Рассказ «Синий фонарь»

(Как В. Пелевин прочитал рассказ Тургенева «Бежин луг»)

3

22.09

29.09

6.10

3

Д. Сабитова. «Где нет зимы»

Что такое семья?

3

13.10

20.10

10.11

4

С. Пеннипакер. «Пакс». Рассказы о животных.

2

17.11

24.11

5

Энн Файн «Дневник кота-убийцы»

1

1.12

7

Кейт Ди Камилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Путешествие длиною в жизнь.

3

8.12

15.12

22.12

6

Н. Дашевская «Я не тормоз». Разговоры о толерантности

2

12.01

19.01

8

Л. Кристенсен «Герман». О вещах, с которыми придётся справиться самому.

2

26.01

2.02

9

А. Нанетти «Мой дедушка был вишней». Как пережить смерть близкого человека.

2

9.02

16.02

10

О. Громова «Сахарный ребёнок». Тема репрессий и дневники репрессированных детей.

2

2.03

9.03

11

Х. Кэндзиро «Взгляд кролика». Когда ты другой…

2

16.03

30.03

Мои любимые книги

12

Круглый стол: Книги по выбору учащихся

5

6.04

13.04

20.04

27.04

4.05

13

Читательская конференция

3

11.05

18.05

25.05

Использованная литература:

  1. Абелюк, Е. С. Практика чтения [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. С. Абелюк ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016 — 236.
  2. Пеннак Д. Как роман.- М. «Самокат», - 2019г.
  3. Планы уроков и гиды по книгам от издательства «Самокат» https://samokatbook.ru/schools-libraries/plany-urokov-i-gidy-po-knigam/
  4. «Экcпекто патронум»! Книжный подкаст для детей и подростков Академии Arzamas  https://arzamas.academy/radio/announcements/expecto-patronum

  5. Проект А4: онлайн-журнал для учителей русского языка и литературы https://zen.yandex.ru/id/5f09886941a00578eba61e08?utm_source=main_stripe_big
  6. Электронная библиотека  https://libcat.ru/ 
  7. Электронная библиотека https://mir-knig.com/# 

Литература для учащихся:

  1. В. Пелевин. Рассказ «Синий фонарь». – М.: Текст, 1991.  http://pelevin.nov.ru/rass/pe-bluef/1.html 
  2. Д. Сабитова. «Где нет зимы». – М. «Самокат», 2011.

 https://mir-knig.com/read_173626-1# 

  1. С. Пеннипакер. «Пакс». – М.: «Самокат», 2018.
  2. Энн Файн «Дневник кота-убийцы». - М.: «Самокат», 2017.  https://mir-knig.com/read_177083-1# 
  3. Кейт Ди Камилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда». – М.: «Махаон», 2008.  https://mir-knig.com/read_34054-1# 
  4. Н. Дашевская «Я не тормоз». -  М.: «Самокат», 2015.

https://mir-knig.com/read_176777-1#

  1. Л. Кристенсен «Герман». - М.: «Самокат», 2017. https://mir-knig.com/read_171619-1# 
  2. А. Нанетти «Мой дедушка был вишней». - М.: «Самокат», 2020.  

https://mir-knig.com/read_281734-1# 

  1. О. Громова «Сахарный ребёнок». – М.: КомпасГид, 2018.
  2. Х. Кэндзиро «Взгляд кролика». - М.: «Самокат», 2019.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб литературного чтения" для 1 кл.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб литературного чтения" для 1 кл.  Программа построена по принципу алфавита....

рабочая программа во внеурочной деятельности "Клуб любителей природы"

Рабочая программа "Клуюб любителей природы" предназначена для учащихся 5-6 классов. Расчитана на 2 года обучения. Включает занятия по биологии и географии....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Клуб музей на колесах»

Благотворительная, социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества.  Образование в музее, в от...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Клуб любителей русской словесности» ДЛЯ 6 КЛАССА

Содержание программы  “Клуба любителей русская словесности” содействует приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литерату...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб путешественников"

Рабочая программа для 5-9 класса по внеурочной деятельности "Клуб путешественников" рассчитана на 35 часов....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Клуб «По странам и континентам» 9 класc

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности "Клуб «По странам и континентам» 9 классы " разработана учителем географии МБОУ Одинцовского лицея№2 Шевченко Ириной Егоровно...

рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб начинающих предпринимателей"

Рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов общеобразовательной школы. Разработана на основе общеобразовательной программы "Основы предпринимательской деятельности". Рассчитана на...