Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читательский клуб: современная литература для подростка" для учащихся 6-7 кл.
рабочая программа по литературе (6, 7 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Читательский клуб: современная литература для подростка" для учащихся 6-7 кл.
- пояснительная записка
- планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
- организация работы (особенности возрастной группы, мониторинг качества освоения программы)
- учебно-тематический план
- содержание программы
- календарно-тематическое планирование
- использованная литература и литература для учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение «Деловая волна»
(ЧОУ «Деловая волна»)
РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол № ____ от _________ | УТВЕРЖДАЮ Директор ЧОУ «Деловая волна» _____И.Р.Королькова Приказ №____от__________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеразвивающей программе
Основы предпринимательской подготовки школьников
За страницами школьного учебника литературы
«Читательский клуб: современная литература для подростка»
Предмет
литература
срок реализации: 2020-2021 учебный год (1 год)
№ группы_____ Возрастная группа: 12-14 лет
Разработчик:
Кузнецова Л.В.
учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург
2020
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана к дополнительной общеразвивающей программе «Основы предпринимательской подготовки школьников» по предмету литература для учащихся ЧОУ «Деловая волна».
Направленность программы
Программа имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность программы
Актуальность программы продиктована социальным запросом целевой аудитории (учащиеся, родители). Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Мы наблюдаем:
- изменение характера чтения;
- преобладание «делового» чтения над «свободным»;
- возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Многие родители не знают, что читают их дети, и не интересуются, какими книгами они увлекаются, в подавляющем большинстве не выписывают своим детям периодические издания.
Для решения данной проблемы создана программа литературного клуба для учащихся 7 класса «Читательский клуб» в рамках спецкурса по ФГОС.
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках реализации программы спецкурса, позволят учащимся не только получить ответы, но и самим познавать окружающий нас мир путём наблюдений.
Педагогическая целесообразность.
Педагогическая целесообразность программы связана с возможностью через литературоведческий анализ художественного текста сделать учеников участниками своеобразного диалога между человеком и книгой, требующего усердия, работы ума и сердца. Но зато он даёт незабываемые впечатления и знания. Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий, чуть ли ни единственная задача искусства. Клуб как форма организации внеурочной деятельности школьников имеет большие педагогические возможности. Клуб – форма организации досуга, в рамках которой формируется потребность в культурных формах организации отдыха, снимаются личностные напряжения, удовлетворяются эмоциональные и информационно-познавательные потребности. Он имеет своей целью включать школьников в разнообразную деятельность, направленную на становление личностных компетенций и удовлетворение социальных потребностей- потребность в общении, потребность в самореализации и потребность в самоутверждении. При этом ранее приобретённые навыки литературоведческого анализа будут углубляться и совершенствоваться. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.
Цель: Основная цель курса - привить детям любовь к книге, воспитывать талантливых читателей, обладающих широким кругозором и читательской самостоятельностью, компьютерной грамотностью, развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
Познавательные:
- Учить детей смысловому чтению;
- Расширить и углубить знания учащихся по основным вопросам курса.
- Научить применять коммуникативные и презентационные навыки.
Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации.
- Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
- Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
Воспитательные:
- Совершенствовать навыки коллективной работы.
- Способствовать развитию творческих способностей.
- Развивать у учащихся умение работать в группе, интерес к предмету, любознательность, интеллектуальные способности.
- Развивать общеинтеллектуальные умения: приемы анализа, сравнения, обобщения
- Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.
Предметные:
- Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- Обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
- Продолжать осваивать основные понятия и особенности организации художественного текста;
- Наблюдать за использованием этих особенностей на примере высокохудожественных произведений русской и зарубежной современной литературы;
- Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- - Совершенствовать навыки выразительного чтения;
- Формировать выразительность речи учащихся.
Целевая аудитория
В группу принимаются учащиеся в возрасте 12-14 лет в начале учебного года. При наличии организационно-педагогических условий возможен добор учащихся в группу в течение учебного года.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- усвоение гуманистических принципов;
- формирование начального уровня целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование основ осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение основных социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование предпосылок для осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, формулировать аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
- иметь представление об этических нормах и гуманистических ценностях (ценность человеческой жизни, деятельное сострадание, уважение человеческого достоинства, ответственность за последствия совершенного, выбор средств для достижения цели); понимать связь литературных произведений с эпохой их написания;
- знать основные приемы анализа произведений художественного характера; способы выражения в художественном и публицистическом тексте авторской позиции;
- уметь выявлять в художественном произведении авторскую позицию по нравственным, этическим, социальным проблемам и выражать своё отношение к ней;
- уметь сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;
- анализировать проблемные ситуации и давать им оценку с позиций правовых и этических норм.
Условия реализации программы
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения. Объём учебных часов составляет 30 часов (1 час в неделю в 7 классах), исходя из 30 учебных недель в году. Продолжительность занятия – 40 минут.
Материально-техническое оснащение:
Для ученика:
- 15 парт на 30 ученических мест
Для учителя:
- персональный компьютер;
- принтер;
- проектор;
- экран
Организация работы:
- Особенности возрастной группы:
Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5–9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
Средний школьный возраст — самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Маленький жизненный опыт часто мешает им правильно разобраться в конкретных ситуациях, с которыми они сталкиваются. Отсюда несправедливость суждений, прямолинейность, а иногда и «критиканство». В связи с этим особое место занимает нравственное воспитание, всевозможные беседы на морально - этические темы, и обращение к художественным текстам современной русской и зарубежной литературы, погружение в тайны её языка открывает учителю массу возможностей в этом направлении.
- Календарный учебный график:
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 01.09.2020 (01.09-08.09 -комплектование группы) | 25.05.2021 | 30 | 30 | Один раз в неделю по 1 часу |
Мониторинг качества освоения программы
Используемые методы и приемы:
1. Анализ текста отдельного произведения
2. Анализ текста двух или нескольких произведений одного автора
3. Сопоставительный анализ текстов произведений разных авторов
4.Составление кластера
5. Конкурс на лучшего чтеца (актера, режиссера-постановщика)
6. Представление читательского дневника
7. Использование изученных языковых приемов в собственных сочинениях учащихся разного жанра
8. Прослушивание и обсуждение творческих работ учащихся
Виды контроля:
1. Анкетирование
2. Аннотация к прочитанной книге
3. Творческие работы учащихся
4. Интонационный анализ текста художественного произведения
5. Комплексный языковой анализ текста
6. Создание читательского проекта
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов программы | Всего часов | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
Вступительное занятие | ||||
1 | Знакомство. Какой я читатель? | 1 | 0,5 | 0,5 |
В мире современной литературы | 22 | |||
2 | В. Пелевин. Рассказ «Синий фонарь» | 3 | 1 | 2 |
3 | Д. Сабитова. «Где нет зимы» | 3 | 1 | 2 |
4 | Рассказы о животных. | 2 | 2 | |
5 | Энн Файн «Дневник кота-убийцы» | 1 | 1 | |
6 | Н. Дашевская «Я не тормоз». | 2 | 2 | |
7 | Кейт Ди Камилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда». | 3 | 1 | 2 |
8 | Л. Кристенсен «Герман». | 2 | 2 | |
9 | А. Нанетти «Мой дедушка был вишней». | 2 | 2 | |
10 | О. Громова «Сахарный ребёнок». | 2 | 1 | 1 |
11 | Х. Кэндзиро «Взгляд кролика». | 2 | 2 | |
Мои любимые книги | ||||
12 | Круглый стол: Книги по выбору учащихся | 5 | 5 | |
13 | Читательская конференция | 3 | 3 |
Содержание программы
Занятия «Читательского клуба» спланированы с позиции личностно-ориентированного обучения и системно-деятельностного подхода: будут проходить в форме экскурсий в библиотеку, научного исследования, защиты проекта, игры-викторины, поэтической гостинной, конференции, т.е. детям будут доступны все виды внеурочной деятельности (игровая и познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность, художественное творчество, социальное творчество).
Важным компонентом является индивидуальная работа с «Читательским портфелем». На заседаниях клуба дети имеют возможность развивать коммуникативную компетентность, одно из важнейших качеств человека 21 века, при этом передача и получение знаний становятся средством (содержанием) общения.
Задание «выбрать и предложить для обсуждения самостоятельно прочитанную книгу» в разделе «Мои любимые книги» мотивирует обучающегося к новой для него деятельности: знать книги и уметь их самостоятельно выбрать, сформулировать по ним проблемные вопросы и вынести их на обсуждение членов клуба. Задания мотивируют детей на работу с текстом, на разрешение «затруднительных», проблемных вопросов. Именно такие вопросы поднимают авторы произведений, отобранных для обсуждения за круглым столом Читательского клуба:
- Для чего читать книги? Какая литература важнее? Какое бывает чтение? Как нужно читать книги и правильный ли я читатель? – вопросы вступительного занятия;
- Бывает ли интересно, потому что страшно? А что страшнее: вымысел или реальность? И вообще, что реально, а что нет? Насколько я отличаюсь от читателя XIX века? Как в рассказе писателя конца ХХ века можно по-новому прочитать классический шедевр писателя века XIX. - Как В. Пелевин прочитал рассказ Тургенева «Бежин луг» (на материале рассказа «Синий фонарь»);
- Что такое детство? Что такое семья? Какая она бывает? Могут ли неидеальные люди образовать идеальную семью? Необходима ли семья человеку, особенно ребёнку? – вопросы по повести Д. Сабитова. «Где нет зимы»;
- Кто кому нужен больше: человек животному или животное человеку? Нужно ли приручать животное, особенно не домашнее? – именно глазами животного позволяет нам посмотреть на этот мир Сара Пеннипакер в романе «Пакс»;
- Что такое любовь? Можно ли прожить без любви? Легко ли научиться любить? А если на это потребуется целая жизнь, не жалко? – об этом хочется поговорить, читая книгу Кейт Ди Камилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда»;
- Разговор о толерантности к тем, кто нам неудобен, кого мы часто стараемся не замечать – к инвалидам, мигрантам. Возможно ли понять человека, с которым вы живёте в абсолютно разном ритме? Диагноз СДВГ для ребёнка – это клеймо «невоспитуемого» и «необучаемого»? – разговор по повести Н.Дашевской «Я не тормоз»;
- Что делать, если в школе тебя травят хулиганы, учителя над тобой смеются, а ты при этом медленно, но неотвратимо лысеешь? Ларс Кристенсен «Герман»: о вещах, с которыми придётся справиться самому;
- Какое место в нашей семье занимают дедушки и бабушки? Как пережить потерю близкого человека? Через какие психологические стадии проходит взрослеющий ребёнок? Когда мы критикуем поступки родителей, а когда мы восхищаемся ими? – по книге А.Нанетти «Мой дедушка был вишней»;
- Надо ли хранить в памяти трагические события истории своей семьи, своей страны? Может ли быть интересной документальная проза? Её отличие от художественной: правдивость и правдоподобие документальной и художественной прозы. Тяжёлые страницы истории страны в повести О.Громовой «Сахарный ребёнок» и в дневниках репрессированных детей.
- Легко ли быть не таким, как все? Легко ли жить с не таким, как все? Что значит «странный», «необычный»? Чем мы похожи и непохожи на других людей? – разговор об инаковости по книге Хайтани Кэндзиро «Взгляд кролика».
Содержание курса будет реализовываться через использование современных педагогических технологий: педагогики сотрудничества (гуманно-личностного подхода к личностному развитию ребёнка), дидактической игры, здоровьесберегающей технологии, проблемного обучения, личностно-ориентированного развивающего обучения (И.С. Якиманская).
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во занятий | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Вступительное занятие. Знакомство. Какой я читатель? | 1 | 15.09 | |
В мире современной литературы | ||||
2 | В. Пелевин. Рассказ «Синий фонарь» (Как В. Пелевин прочитал рассказ Тургенева «Бежин луг») | 3 | 22.09 29.09 6.10 | |
3 | Д. Сабитова. «Где нет зимы» Что такое семья? | 3 | 13.10 20.10 10.11 | |
4 | С. Пеннипакер. «Пакс». Рассказы о животных. | 2 | 17.11 24.11 | |
5 | Энн Файн «Дневник кота-убийцы» | 1 | 1.12 | |
7 | Кейт Ди Камилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда». Путешествие длиною в жизнь. | 3 | 8.12 15.12 22.12 | |
6 | Н. Дашевская «Я не тормоз». Разговоры о толерантности | 2 | 12.01 19.01 | |
8 | Л. Кристенсен «Герман». О вещах, с которыми придётся справиться самому. | 2 | 26.01 2.02 | |
9 | А. Нанетти «Мой дедушка был вишней». Как пережить смерть близкого человека. | 2 | 9.02 16.02 | |
10 | О. Громова «Сахарный ребёнок». Тема репрессий и дневники репрессированных детей. | 2 | 2.03 9.03 | |
11 | Х. Кэндзиро «Взгляд кролика». Когда ты другой… | 2 | 16.03 30.03 | |
Мои любимые книги | ||||
12 | Круглый стол: Книги по выбору учащихся | 5 | 6.04 13.04 20.04 27.04 4.05 | |
13 | Читательская конференция | 3 | 11.05 18.05 25.05 |
Использованная литература:
- Абелюк, Е. С. Практика чтения [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. С. Абелюк ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016 — 236.
- Пеннак Д. Как роман.- М. «Самокат», - 2019г.
- Планы уроков и гиды по книгам от издательства «Самокат» https://samokatbook.ru/schools-libraries/plany-urokov-i-gidy-po-knigam/
«Экcпекто патронум»! Книжный подкаст для детей и подростков Академии Arzamas https://arzamas.academy/radio/announcements/expecto-patronum
- Проект А4: онлайн-журнал для учителей русского языка и литературы https://zen.yandex.ru/id/5f09886941a00578eba61e08?utm_source=main_stripe_big
- Электронная библиотека https://libcat.ru/
- Электронная библиотека https://mir-knig.com/#
Литература для учащихся:
- В. Пелевин. Рассказ «Синий фонарь». – М.: Текст, 1991. http://pelevin.nov.ru/rass/pe-bluef/1.html
- Д. Сабитова. «Где нет зимы». – М. «Самокат», 2011.
https://mir-knig.com/read_173626-1#
- С. Пеннипакер. «Пакс». – М.: «Самокат», 2018.
- Энн Файн «Дневник кота-убийцы». - М.: «Самокат», 2017. https://mir-knig.com/read_177083-1#
- Кейт Ди Камилло «Удивительное путешествие кролика Эдварда». – М.: «Махаон», 2008. https://mir-knig.com/read_34054-1#
- Н. Дашевская «Я не тормоз». - М.: «Самокат», 2015.
https://mir-knig.com/read_176777-1#
- Л. Кристенсен «Герман». - М.: «Самокат», 2017. https://mir-knig.com/read_171619-1#
- А. Нанетти «Мой дедушка был вишней». - М.: «Самокат», 2020.
https://mir-knig.com/read_281734-1#
- О. Громова «Сахарный ребёнок». – М.: КомпасГид, 2018.
- Х. Кэндзиро «Взгляд кролика». - М.: «Самокат», 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб литературного чтения" для 1 кл.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб литературного чтения" для 1 кл. Программа построена по принципу алфавита....
рабочая программа во внеурочной деятельности "Клуб любителей природы"
Рабочая программа "Клуюб любителей природы" предназначена для учащихся 5-6 классов. Расчитана на 2 года обучения. Включает занятия по биологии и географии....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Клуб музей на колесах»
Благотворительная, социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Образование в музее, в от...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Клуб любителей русской словесности» ДЛЯ 6 КЛАССА
Содержание программы “Клуба любителей русская словесности” содействует приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литерату...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб путешественников"
Рабочая программа для 5-9 класса по внеурочной деятельности "Клуб путешественников" рассчитана на 35 часов....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Клуб «По странам и континентам» 9 класc
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности "Клуб «По странам и континентам» 9 классы " разработана учителем географии МБОУ Одинцовского лицея№2 Шевченко Ириной Егоровно...
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб начинающих предпринимателей"
Рабочая программа ориентирована на учащихся 10 классов общеобразовательной школы. Разработана на основе общеобразовательной программы "Основы предпринимательской деятельности". Рассчитана на...