Путешествие по русским народным сказкам
план-конспект урока (5 класс)
Разработка открытого урока по внеклассному чтению в 5 классе на тему: "Путешествие по русским народным сказкам".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_russkim_narodnym_skazkam.docx | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Мичуринска Тамбовской области
Разработка урока внеклассного чтения
на тему:
« Путешествие по русским народным сказкам »
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Т.В. Куредина
Мичуринск
«Путешествие по русским народным сказкам».
Программное содержание.
Обучающие задачи:
1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
2. Учить узнавать сказку по заданию.
3.Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
Развивающие задачи:
1. Вспомнить порядок появления героев в сказках.
2. Развивать умение действовать согласованно.
3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
Воспитывающие задачи:
1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Оздоровительные задачи:
1. Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), и для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки).
Методы:
Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.
Приемы:
Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа:
Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Индивидуальная работа:
На протяжении занятия активизировать учащихся.
Материал:
Игра «Репка» и «Теремок» (карточки-схемы), диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога и почтальона Печкина.
Оборудование:
Аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами русских сказок, ноутбук, диск со сказкой «Волк и семеро козлят», диск с викториной по русским народным сказкам.
Ход занятия: Звучит негромкая музыка.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Сказа Рассказовна. Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости.
Учитель. Все что создано умом
Все к чему душа стремится
Как янтарь на дне морском,
В книгах бережно хранится.
Вспомните пословицы о книге.
Ученики. Дом без книги – день без солнца.
Кто много читает, тот много знает.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.
Будешь книги читать – будешь много знать.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книга мала да ума придала.
Книга поможет в труде и выручит в беде.
Учитель. Испокон века книга растит человека.
Хорошая книга – ярче звездочки светит.
Любите ли вы читать сказки?
Ученики. Да. Любим. Очень любим.
Учитель. Все люди любят сказки.
И сказки дружат с каждым.
Они необходимы как солнышка привет.
И если любишь сказки, они тебе расскажут
О том, что, может, было, а, может быть, и нет…
Учитель. А как можно сказать о сказке, какая она?
Ученики. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Учитель. Скажите, ребята, как, по-вашему, интересней жить : со сказками или без них?
Ответ учеников.
Тогда будем мы играть,
Будем сказки называть:
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем.
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Учитель. Почему они называются народными?
Ученики: Потому что их сочинил русский народ.
Учитель. Верно. Молодцы! Предлагаю Вам совершить путешествие по русским народным сказкам. .
Отправляемся друзья
В чудо сказку – вы и я.
Вот экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
(Викторина на компьютере «Русские народные сказки»)
Учитель Для начала хочу узнать, а знаете ли вы сказки? И что бы в этом убедиться, предлагаю вам исправить ошибки в названиях следующих сказок: (слайд 6, 7) . Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
- «Петушок Ряба» - «Курочка Ряба».
- «Даша и медведь» - «Маша и медведь».
- «Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят».
- «У страха глаза огромны» - «У страха глаза велики».
- «По рыбьему велению» - «По щучьему велению».
- «Заюшкин домик» - «Заюшкина избушка».
Учитель. Молодцы! Вижу, что сказки вы читали! Знаете их! А теперь давайте восстановим последовательность событий в сказке « Гуси- лебеди» (слайд 8, 9).
5. Машенька встретилась с речкой.
6. Девочка в избушке Бабы-Яги.
8. Сестрица приводит братца домой.
4. Девочка встретилась с печкой.
1. Гуси-лебеди унесли Иванушку.
7. Мышка помогает Машеньке.
3. Девочка встретилась с яблоней.
2. Машенька бросилась догонять гусей.
Учитель. Молодцы! Хорошо справились с заданием.
А теперь вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно!
Физкультурная минутка «Сказки».
( Упражнение «Курочка Ряба»)
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
(Упражнение « Репка »)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
(Упражнение « Репка »)
Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
Учитель. Молодцы! Спасибо.
Был Кощей вчера в гостях.
Что наделал, просто – Ах !
Все картинки перепутал,
Сказки все мои он спутал!
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
Давайте все возьмёмся мы за дело!
Ребята, помогите! Сказку русскую сложите!
а) Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать, подскажите
Кто за кем, где должен встать?
б) Следующая сказка «Теремок».
Он не низок, не высок.
И жильцов своих всех ждет,
Кто за кем туда придет?
Дети, используя карточки-схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок «Теремок» и «Репка»)
Учитель. Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки.
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
( учитель загадывает загадки)
- Посадил ее дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули
Очень крупная была.
Репка - На сметане был мешен
В русской печке испечен.
Повстречал в лесу зверей
И ушел от них скорей.
Колобок
3. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Снегурочка
4. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая?
Баба-Яга
5. У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят
Гуси-лебеди
6. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей?
Царевна лягушка
7. Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла.
Козлята
Учитель. Молодцы! Все загадки разгадали!
Верить в сказку – это счастье!
И тому, кто верит
Сказка обязательно отворит все двери!
Учитель. Появляется почтальон Печкин с телеграммой : «Спасите! Помогите! Нас съел серый волк!». Ребята, а кто мог написать эту телеграмму? Как называется эта сказка?
Ответ учеников. Эту телеграмму написали козлята. Сказка «Волк и семеро козлят».
Учитель. За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарок свой всем сейчас покажу.
(Дети смотрят сказку «Волк и семеро козлят» на компьютере)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина "Путешествие по русским народным сказкам"
Тема: Викторина «Путешествие по русским народным сказкам» Цели:- обобщить знания детей по русским народным сказкам;Задачи:- приобщить детей к народному творчеству;-формиро...
Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"
Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...
Путешествие по русским народным сказкам "Поляна сказок"
театрализованное представление в подготовительной группе...
Воспитательное занятие в 4 классе на тему :"Путешествие по русским народным сказкам"
Путешествие в мир русских народных сказок...
Путешествие по русским народным сказкам
Использование сказок и актерского мастерства....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам».
Закрепление знаний детей о русских народных сказок. Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепить навык...
Урок – путешествие по русским народным сказкам, 5 класс.
Конспект урока литературы в 5 классе на тему «Спасите наши сказки»...