Викторина "Путешествие по русским народным сказкам"
методическая разработка по теме

Лисенкова Наталья Борисовна

 

 

Тема: Викторина «Путешествие по  русским  народным сказкам»

 

Цели:

- обобщить знания детей по русским народным сказкам;

Задачи:

- приобщить детей к народному творчеству;

-формировать у учащихся доброе взаимоотношение;

- способствовать развитию  мышления и познавательной активности к  

 русским народным сказкам;

 - развивать воображение, внимание,  сообразительность, речь учащихся;

- воспитывать любовь к сказкам.

 

Оформление, оборудование:

 - компьютер, мультимедийный  проектор,  экран ;   

- Доска с названием команд, жетоны.

 - Карточки к заданию «Найди героев сказок в словах»,   

- электронное   приложение   к   занятию  в среде Power Point.

- атрибуты к сказкам для игры «Отгадай из какой сказки предмет?»

- атрибуты к инсценировке сказки «Рукавичка»

                                     Ход занятия.

 

Слайд №1 – заставка. Звучит песня «В гостях у сказки»

 I Организационный момент.

 

II  Вступительная беседа.

Прочтите название нашего занятия.Слайд №3. Чему оно будет посвящено?

Слушая или читая сказку, ты постигаешь ее неповторимый, волшебный мир. Сказку нередко наполняют разные чудеса. То злой колдун превращает прекрасную царевну в лягушку. То гуси лебеди крадут братика у сестры. То непослушный Иванушка, испив из заколдованного копытца водицы, стал козлёнком. То яблонька награждает девочку золотыми и серебряными яблочками. Всё это так интересно и заманчиво. Немало на свете прекрасных сказок. Сегодня мы с вами вспомним некоторые из них.

- Поговорим о русских народных сказках.

-Какие сказки называют народными?

- Что ж вспомним некоторые русские народные сказки.

 

Помогут нам отправиться   в дорогу по русским народным сказкам гном Запуталка  и гном Забывалка.  Слайд№4

Для этого мы разделимся на две команды: «Колобок», «Теремок». Выбираем жюри. Объясняю правила проведения викторины. За каждый   правильный ответ команда получает жетон – 1 балл. За неверный ответ – баллы вычитаются. Побеждает  та команда, которая  наберёт большее количество баллов.   

  Предлагаю выбрать гнома «Забывалка», что бы отправиться с ним в путешествие.

 «Путешествие  по  русским народным сказкам» с гномом Забывалка.Слайд№5

 У каждого гнома вопросы разделены на три категории.     

Гном Забывалка  - 1  категория «О книгах и сказках»Слайд №6

 

Слайд №7. Я прочитал книжку с русскими народными сказками, но названия этих сказок забыл. Помню только, что в первой сказке были дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и еще кто-то. Ну, они ее и вытащили. Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? И что же они вытащили? («Репка».)

Слайд №8.  Из второй сказки помню всех. Деда там не было. Старик только со старухой. А еще заяц, лиса, еще кто-то и медведь. А лиса его съела. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого съела лиса? («Колобок».)

Слад №9.  Из третьей сказки я всех зверюшек помню. Вот они: зайчик-побегайчик, мышка-норушка, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Медведь его и развалил. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Что развалил медведь? («Теремок», медведь).)

Слайд №10.  А вот четвертую сказку я помню точно всю. В ней кто-то пришел к зайцу и остался жить у него. Медведь, волк и собачка гнали ее, гнали и не смогли выгнать. А вот он выгнал. Как называется сказка? Кого из действующих лиц я не назвал? Кого выгнал петух? («Зайкина избушка».)

 Гном «Забывалка» 2 категория «Узнай сказочного героя» Слайд №11

Слайд№12 .

У него нет ни ручек, ни ножек,

 он имеет форму шара. Кто это?  (Колобок)

Слайд №13.

– Этот герой очень трудолюбив. Он посадил маленькое семечко, из которого вырос огромный овощ, который он один не смог вытащить. А помогла ему в этом вся его семья. (Дед, «Репка»)

Слайд №14.

Этот герой очень коварен. Он съел маленьких козлят. (Волк, «Волк и семеро козлят»).

Слайд№ 15.

Все звери остались без крова, а жить они стали все вместе в одном домике. И только один зверь не вошел в их маленький домик и развалил его.

(Медведь, «Теремок»).

Слайд №16 .

Эта героиня искала своего братца, которого унесли гуси-лебеди. Кто это? 

(Алёнушка, «Гуси-лебеди).

Гном «Забывалка» 3 категория «Узнай сказку по иллюстрации».

Слайд №17

Слайд №18.

 «Пузырь, Соломинка и Лапоть»

Слайд №19.

 «Машенька и медведь»

 

Слайд №20.

 «Лиса и козёл»

Слайд №21.

 «Лиса и журавль»

 

 

 

 

 

 

Слайд №22.

 «Волк и семеро козлят»

Слайд №23.

«Заюшкина избушка».

  ФИЗМИНУТКА.

 

III. Продолжаем наше путешествие.  С гномом «Запуталка» Категория 1 Слайд №24 « Сказки – перевёртыши»

Слайд №25.

Однажды я целую неделю читал сказки. Слушайте внимательно и постарайтесь исправить меня, если я вдруг ошибусь.

Слайд № 26– «Царевна-Индюшка» -  «Царевна-Лягушка».

Слайд №27 – «По собачьему веленью» - «По щучьему веленью».

 Слайд №28 - «Иван царевич и зеленый волк» -  «Иван царевич и серый волк».

Слайд №29.«Сестрица Аленушка и братец Никитушка» - «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Слайд №30.«Лапша из топора» - «Каша из топора»

 

Гном Запуталка 2 категория «Хочу всё знать» Слайд №31.

 Слайд№ 32.

В каком государстве жили герои многих русских народных сказок?
(в тридевятом царстве, в тридесятом государстве)
Слайд №33.

 Каково настоящее имя Царевны- лягушки?
(Василиса Премудрая)

Слайд №34.

Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (шапку-невидимку)

Слайд №35.

Назовите имя сказочного царя-долгожителя.
(Кощей)

Слайд№ 36.

Назовите единственную героиню сказки «Репка»,  кличка  которой нам известна?

(Жучка)

Слайд №37.

Поляки называют её Едзина, чехи – Езинка, словаки – Еже Баба, а как называем её мы? (Баба Яга)

Слайд №38.

Как называется деталь женского платья, в которой помещаются озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды

(рукав платья Царевны-лягушки)

 Слайд №39.

Назовите русскую народную сказку, в которой было 3 покушения на убийство и одно убийство?

(«Колобок»)

Гном Запуталка 3 категория « Найди героев сказок в словах» Слайд №40

Слайд№4 1.

А у меня вот какая случилась беда. Я уронил книжку и все буквы рассыпались. Помогите собрать потерявшихся героев.

Слайд №42.

Перед вами появятся слова. Зачеркните буквы, которые встречаются больше одного раза  на строчке и вы прочтете названия животных из русских народных сказок.

Слайд №44

Роза, рой, яйцо.

Вор, липа , парик.

 Дети в команде  зачёркивают буквы.  Правильный ответ на слайдах – проверяем.

  Молодцы, ребята. Гномам понравились ваши ответы. Я предлагаю жюри подвести итоги нашей викторины. Пока жюри работает, поиграем.

Игра «Угадай,  из какой сказки предметы?».

IV.  Подведение итогов викторины

       Награждение.

V. Итог занятия.

- Чему было посвящено наше занятие?

- Какие русские народные сказки вспомнили?

- Чему учат нас сказки?

- Ребята,  вы показали, что хорошо знаете русские народные сказки. А вы любите смотреть их?

 Слайд №45  Звучит песня «Сказки гуляют по свету!»

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения (3-4 класс) по теме: "Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках"

Конспект урока внеклассного чтения (в 3-4 классе)по теме «Русские народные сказки. Образ лисы в русских народных сказках»Цель: Развитие читательского интереса у младших школьников.Задачи:Образовательн...

Викторина-эстафета по русским народным сказкам «Сказки водят хоровод»

Цели: Расширить знания детей о сказках;Создать условия для пропаганды здорового образа жизни;Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;Развивать речь детей, память....

СКАЗКА. РУССКО-НАРОДНАЯ СКАЗКА «КОЛОБОК» НА НОВЫЙ ЛАД.

Цель:Обучающая: вспомнить с  учащимися литературный  жанр сказка,создать клип.Воспитательная: Воспитание информационной культуры учащихся,Дисциплинированности;Развивающая:  развивать на...

Сценарий Новогодней сказки по мотивам русской народной сказки "Волк и семеро козлят"

В сказке соединены русская народная сказка, музыка из музыкального фильма "Мама" и авторские задумки. Авторы сценария: Смирнова О.А. и Роабеш У.Н....

«Возвращение к сказке» (урок по русской народной сказке «Курочка ряба») в 7 классе

Урок возвращает к русской народной сказке, которую детям читали в раннем детстве взрослые. Теперь она предстаёт перед ними удивительно мудрой. Её смысл можно соотносить с различными жизненными ситуаци...