Технологическая карта урока
план-конспект урока по литературе (6 класс)
технологическая карта урока по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 33.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 6 классе
Предмет литература
Класс 6
Тема урока: «Барство дикое» в романе А.С Пушкина «Дубровский». Ссора А.Г. Дубровского и К. П.Троекурова. Метапредметная тема: «знание»
Тип урока: урок решения проблемных задач с последующим обсуждением
Цель урока: формирование навыка сравнительного анализа художественных образов
Задачи урока:
образовательная: выяснить мотивы поступков героев;
развивающая: развивать умение выделять главную информацию, систематизировать еѐ, представлять в графическом виде, классифицировать, сравнивать, анализировать, обобщать:
воспитательная: воспитывать культуру связной речи, толерантность.
Техники и технологии: информационно - коммуникативные технологии; приѐмы: « совместный поиск», «перекрѐстная дискуссия», составление синквейна
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, экран, проектор
Планируемые результаты обучения:
Личностные: морально - этическая ориентация и нравственная оценка; формирование нравственной позиции обучающихся, способность к самооценке своих действий и поступков.
Предметные: уметь определять роль эпизода в развитии сюжета и раскрытии характеров, устанавливать взаимосвязь событий в романе и мотивацию поступков персонажей, характеризовать героев по их поступкам и высказываниям, понимать основные мысли автора.
Метапредметные: овладение приѐмами отбора и систематизации материала по теме; восприятие текста художественного произведения; умение сопоставлять и сравнивать героев произведения; умение создавать устный текст в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение структурировать текст в соответствии с учебной задачей; оценка речевого высказывания; целеполагание, планирование,
Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Формы оцениван ия | |||
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: | ||||
1.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. Цель: актуализирова ть требования к ученику со стороны учебной деятельности; создать условия для возникновени я у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность (1 мин) | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха, предлагает выбрать бумажную фигуру того цвета, которая соответствует настроению. | Слушают учителя. Извлекают информацию из сообщения учителя. Выбирают бумажную фигуру того цвета, который соответствует настроению. | Положительное отношение к учебной деятельности | Самоопределение на уроке | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | наблюден ие | |
.Актуализац ия знаний и фиксирование затруднений в деятельности. Вызов. Цель: подготовка мышления | Задаѐт проблемный вопрос: « Какой темой объединены эти пословицы?» Просит объяснить их смысл. | Слушают учителя, сравнивают пословицы, отмечают, что эти пословицы на тему «мир и ссора», что люди в жизни часто ссорятся из- за разных взглядов | Уважительное отношение к мнению одноклассников. | Выполнение учебной деятельности, саморегуляция в случае затруднения | Работа коллективная и в группах Формулирование высказываний в рамках учебного диалога. | Извлечение необходимой информации из текста. Анализ с целью выделения признаков. | взаимопр оверка |
учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действия. (2 мин.) | -От одного слова да навек ссора. Нелады да свары хуже пожара. Разгорелся сыр – бор из-за сосенки. В ссорах да во вздорах пути не бывает. -Приходилось ли вам ссориться с кем – нибудь? Почему люди ссорятся? Можно ли избежать ссор? | на жизнь, иногда ссора не имеет явных причин. Ссоры можно избежать, но не всегда это удаѐтся. | |||||
3. Формулирова ние темы урока, постановка цели. Цель: подведение детей к формулирован ию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. (3 мин.) | Обсуждает возникшие затруднения. Задаѐт проблемный вопрос: « Как пословицы связаны с содержанием романа?» Просит сформулировать тему урока, поставить перед собой цель. - На какие вопросы мы должны будем ответить? | Отвечают на вопрос учителя, определяют, что смысл пословиц связан со ссорой двух помещиков: А. Дубровского и К. Троекурова. Формулируют тему урока, определяют цель. (Надо попытаться разобраться в причинах ссоры между двумя помещиками, а для этого необходимо понять их | Сознательное отношение к учебной деятельности. | Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и что уже усвоено учащимися, и новым материалом. Определение последовательнос ти промежуточных целей с учѐтом конечного результата. Составление плана последовательнос | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. | Поиск и выделение информации. Выделение существенного и несущественного. | наблюден ие |
-Что нужно сделать, чтобы получить ответы на вопросы? | характеры и взгляды). Записывают в тетрадь тему урока. Составляют план действий. Озвучивают его. | ти действий. | |||||
4.Применение знаний и умений в новой ситуации Цель: подготовка учащихся к исследователь ской деятельности, (14 мин.) | Предлагает учащимся объединиться в группы и выполнить мини- исследования. Определяет правила работы в группе. Консультирует учащихся в случае затруднений. Задаѐт вопросы: -Почему именно такой макет обложки выбран вами? - Какая пословица характеризует отношения людей в сословном обществе? -Чем будет отличаться | Выполняют творческие задания учителя. 1 группа
2 группа 1.Историко – культурный контекст романа (устройство российского общества, время, изображѐнное в произведении, отношения между сословиями) 2.Изобразить общественное устройство в виде схемы. 3 группа 1.Рассказать о Троекурове (материальное | Развитие внимания к выполненной другими работе, к языку, оформлению работ, к способам решения проблемной ситуации. Нравственно – эстетическая ориентация. Творческое осмысление полученных результатов. | Саморегуляция в случае затруднения | Работа в парах и группах Аргументация своей точки зрения. Умение вести диалог. | Поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно – следственных связей. Умение анализировать и синтезировать новые знания Построение логической цепи рассуждений. | Взаимопр оверка |
фамильный герб Дубровских от фамильного герба Троекуровых? | положение, образ жизни, занятия, взаимоотношения с дворянами, с крепостными, черты характера) 2.Придумать фамильный герб Троекуровых. 4 группа 1. Рассказать об А.Г.Дубровском (материальное положение, образ жизни, занятия, взаимоотношения с дворянами, с крепостными, черты характера) 2.Придумать фамильный герб Дубровских. |
5.Динамическ ая пауза. Цель: смена вида деятельности, здоровье- сбереженье школьников (2 мин) | Предлагает выполнить несколько упражнений | Выполняют упражнения под руководством учителя | Убеждѐнность в здоровом образе жизни, реализация этой установки на уроке | наблюден ие | |||
6.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Цель: выявление затруднений учащихся при работе над заданиями, закрепление полученных знаний. (15 мин) | Слушает выступления групп, комментирует ответы. Беседует с учащимися:
объяснить особое отношение Троекурова к Дубровскому?
случилось? | Представляют свои творческие работы. Дают развѐрнутые ответы на дополнительные вопросы. Называют черты характеров помещиков, сравнивают их, подкрепляют ответы цитатами. Записывают пункты плана сравнительной характеристики помещиков тетрадь. Составляют устные рассказы на основе иллюстраций. | Развитие положительного отношения к познанию нового. Способность к оценке действий, поступков. | Саморегуляция, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Умение строить монологическое высказывание. Аргументация своей точки зрения. | Анализ с целью выделения определѐнных признаков. Умение сравнивать и доказывать. | наблюден ие |
обидеть Андрея Гавриловича?
вызвало его гнев?
обстоятельства, поступки героев усугубляют конфликт?
|
проявили герои?
уважение?
предотвратить трагические последствия ссоры?
Учитель обращает внимание на иллюстрации в учебнике. Беседа с |
учащимися: Рассмотрите иллюстрации на стр.66, 68, назовите их авторов. - Какие моменты изображены на них?
Просит составить устный рассказ по одной из иллюстраций. | |||||||
7.Рефлексия | Организует | Оценивают своѐ | Формирование | Самооценка на | Умение слышать | Взаимопр | |
деятельности | рефлексию | участие на уроке по | чувства | основе критериев | других. Умение с | оверка | |
Цель: | учащихся. | пятибалльной | удовлетворѐнност | успешности. | достаточной | ||
осуществлени | Инструктирует. | шкале ( участвовал | и результатами | Самоопределение. | полнотой выражать | ||
е рефлексии | в работе группы, | своего труда | мысли в |
учащимися собственной деятельности. (7 мин) | Задаѐт вопросы учащимся:
больше всего? Почему?
представленных творческих проектов показался вам самым интересным? Почему?
Предлагает составить синквейны. (Троекуров, А.Дубровский). Обращает | выступал перед аудиторией, отвечал на вопросы учителя). Обучающиеся оценивают работу групп. Обращают внимание на записи темы урока и целей. Мысленно соотносят их с теми знаниями, которые получили на уроке. В группах составляют синквейны . Обсуждают результаты. | соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
внимание на настроение, просит выбрать бумажную фигуру, соответствующу ю настроению. | |||||||
8.Домашнее задание (1 мин.) | Задаѐт творческое домашнее задание. Инструктирует по выполнению домашнего задания. | Слушают учителя. Письменно создают страничку «личного дневника одного из героев на тему « Как я поссорился со своим приятелем» 1в – А.Г. Дубровским; 2в – К.П. Троекуровым. | Умение взглянуть на ситуацию глазами другого человека. | Рефлексия. Оценка. Умение организовывать самостоятельную деятельность. | Умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Умение анализировать и синтезировать новые знания. | Взаимопр оверка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...