Нравственные уроки в повести А. Алексина «Безумная Евдокия
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Исходя из возможностей класса в основу данного учебного занятия в качестве методологического ориентира выступил системно-деятельностный подход и следующие дидактические принципы: Принцип деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества.
Тип урока – комбинированный.
Цель: раскрыть нравственные уроки, которые нам преподносит А. Алексин на примере повести «Безумная Евдокия»
Задачи образовательные: раскрыть нравственные проблемы на примере образа главной героини повести А. Алексина «Безумная Евдокия».
Развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;
Воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя; формировать в учениках талант человечности.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядные, практические, проблемно-поисковые, репродуктивные, индуктивные и дедуктивные, интерактивные.
Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная
Практические задачи решались учащимися в роли активных наблюдателей, в работе с дополнительным фоновым материалом, материалом презентационного ряда, возможностями интерактивной доски.
Выбор методов, приемов и средств обучения соответствует содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствует методическому аппарату урока, каждому его этапу и задачам активизации учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennye_uroki_povesti_aleksina_bezumnaya_evdokiya.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственные уроки повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия»
Дидактическая цель - создать условия для комплексного применения знаний по теме, формирование умений средствами педагогических технологий: технологии проблемного обучения, метода проектов и компьютерных технологий.
Цель урока: анализ повести А. Алексина «Безумная Евдокия»
Задачи урока:
Образовательная: раскрыть нравственные проблемы на примере образа главной героини повести А. Алексина «Безумная Евдокия».
Развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста;
совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения;
совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения;
развитие творческого воображения, монологической речи;
Воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя; формировать в учениках талант человечности.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, наглядные, практические, проблемно-поисковые, репродуктивные, индуктивные и дедуктивные, интерактивные.
Формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная
Тип урока: комбинированный
Оборудование: текст повести А. Алексина «Безумная Евдокия», мультимедиа техника, интерактивная доска, презентация к уроку.
Опережающее домашнее задание
Индивидуальное задание
- Выучить стихотворение Э. Асадова «Можно ли красивым не быть, но стать?»
Можно ли красивым не быть, но стать?
Можно, коль в мыслях так раскалиться,
Чтоб бездну премудростей оседлать
И в мир этот грешный до слез влюбиться.
Пусть засверкает в глазах твоих
Сильное, доброе что-то очень.
Так, чтобы стал ты настолько зорче,
Что не прошел мимо бед чужих.
- Развернутый ответ (письменно)
Отношение к классному руководителю и одноклассникам - I вариант
Отношение к Люсе - II вариант
Отношение к Боре Антохину – III вариант
- Найти в тексте и выписать слова безумной Евдокии, которые можно считать афоризмами.
Ход урока.
I. Оргмомент
Микроцель: подготовить учащихся к работе на занятии.
- Сегодня на уроке литературы мы, как обычно, будем говорить не только о художественном произведении, но и о жизни.
II Мотивация
Микроцель: Обеспечить принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализировать опорные знания и умения.
-Прослушайте стихотворение Э. Асадова «Можно ли красивым не быть, но стать?» и соотнесите его с темой урока.
Выразительное чтение наизусть стихотворения Э. Асадова «Можно ли красивым не быть, но стать?» подготовленным учеником
Можно ли красивым не быть, но стать?
Можно, коль в мыслях так раскалиться,
Чтоб бездну премудростей оседлать
И в мир этот грешный до слез влюбиться.
Пусть засверкает в глазах твоих
Сильное, доброе что-то очень.
Так, чтобы стал ты настолько зорче,
Что не прошел мимо бед чужих.
- Что объединяет стихотворение Э. Асадова и повесть Анатолия Алексина? (тема душевной красоты человека)
III Целеполагание
Микроцель: обеспечить мотивацию и понимание учащимися целей учебно-познавательной деятельности.
- Сегодня на уроке мы постараемся извлечь нравственные уроки, которые нам преподносит А. Алексин.
-Запишите в тетрадь тему урока «Нравственные уроки повести А. Алексина «Безумная Евдокия».
- Сформулируйте задачи урока.
Раскрыть нравственные проблемы на примере образа главной героини повести А. Алексина «Безумная Евдокия».
IV Лексическая работа
Микроцель:
- Вы сейчас в том возрасте, когда большая, взрослая жизнь не за горами. А ведь взрослость понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется оно поступками человека.
-Предлагаю вам с помощью системы интерактивного голосования выразить свое отношение к Е.С., характеризуя ее по поступкам: какие из записанных на доске определений можно отнести к образу Е.С.?
А) смешная, забавная
Б) серьезная, ответственная,
В) странная, несовременная
Работа с иллюстрациями
- Каждый из нас по-своему представляет образ Е.С. А вот какой увидели ее ваши одноклассники. Рассмотрите иллюстрации к повести, обратите внимание на то, как художник изобразил классного руководителя. Каково отношение художника к изображаемому?
- Но ее называют «безумной». Что значит «безумная»? Обратимся к значению слова.
Безумие –
1.Сумасшествие (устаревшее)
2.Безрассудство, полная утрата разумности в действиях, в поведении
3.Одержимость идеей служения людям (переносное).
- Объясните смысл эпитета «безумная» в контексте произведения. Какое значение этого слова имели в виду Оля и ее родители? Почему?
- Какое значение слова «безумная» выбрали вы?
- Какой идее служит Евдокия Савельевна?
Вывод: Итак, «безумная» Евдокия служит людям, помогает им, воспитывает их, отдает им душу, оценивая людей, прежде всего по их поступкам
V Опрос по заданному на дом материалу
Микроцель: установить правильность выполнения домашнего задания, выявить пробелы и скорректировать их.
- Дома вы должны были охарактеризовать образ Оленьки, проанализировав ее отношение к классному руководителю, к Люсе, к Боре Антохину. Итак, какою вы увидели Оленьку?
А) Отношение к классному руководителю и одноклассникам.
(Поступки Евдокии Савельевны не понятны Оле и ее родителям. Они называют ее “безумной”, потому что та, по их мнению, не желает замечать Олин талант и предпочитает менее одаренных детей. Ослепленные любовью к дочери, родители не видят тех недостатков в ее характере, с которыми борется Евдокия Савельевна.)
Б) Отношение к Люсе.
(Люся нравилась до тех пор, пока носила за Олей папки с рисунками, восторгалась ею, предсказывая “судьбу Леонардо до Винчи”.Но как только Люся обиделась на Олю, она стала “опасным недругом”. Олин отец видит в Люсе человека, который относится к Оленьке “ по системе Евдокии Савельевны”. Он совершенно не задумался над тем, почему Люся обиделась на Олю.)
В) Отношение к Боре Антохину.
(“Вырос Боря нам на горе”,- вздыхает Оля, не замечая его любви. Она уверена, что он приходит к ним только для того, чтобы привлечь ее к общественной работе. Оля не замечает в нем “внутренней красоты”.)
Вывод: главная черта характера Ольги - себялюбие, а отсюда эгоизм по отношению к окружающим ее людям.
VI. Викторина-физкультминутка «Узнай героя»
Узнайте, о ком из героев говорится в следующих цитатах. Если это Оля, встает 1-ый вариант. Если это Евдокия Савельевна, встает 2-ой вариант.
-Все, со всеми, для всех – без этих слов не обходилось ни одно ее заявление.
-Он прошел этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить самого близкого тебе человека.
-У нее феноменальная память, помнит все так же хорошо, как даты великих сражений.
-Она просто решила, что любовь отбирает у людей гордость.
VI. Изучение нового учебного материала
Микроцель: обеспечить понимание содержания нового знания в общем и целом.
-Разделите героев повести на 2 группы (дифференцированное задание)
(у группы учеников герои записаны на карточке).
Круг общения Евдокии Савельевны Круг общения Ольги и ее семьи.
Круг общения Евдокии Савельевны | Круг общения Ольги и ее семьи. |
Бывшие ученики Ученики 9-х классов Митя Колягин Митин дядя Раненые бойцы Оля Олины родители | Художник Люся Боря Антохин |
(Дети работают, затем читают свои варианты).
- Почему же так неравномерно распределились персонажи?
- Чем же могла привлечь к себе людей Евдокия Савельевна?
- Как описывает ее автор, обратимся к портрету. Обратите внимание на детали.
Огромная шляпа с обвислыми полями скрывала лицо Евдокии Савельевны.
Евдокии Савельевне было пятьдесят четыре года: она называла себя "предпенсионеркой". Но ей можно было бы дать и пятьдесят семь лет и тридцать девять: она была, как говорят, женщиной без возраста.
Поскольку Евдокия Савельевна раз и навсегда решила, что внешность и годы значения для нее не имеют, она и одежде никакого внимания не уделяла. Поверх модных, где-то впопыхах, случайно купленных брюк она могла надеть широкую юбку, заправить в нее мужскую ковбойку, а в короткие, под мальчишку подстриженные волосы воткнуть костяной гребень "времен Очаковских и покоренья Крыма". Приблизительно в таком виде и предстала она перед родителями учеников 9-го класса "Б" на одном из
собраний.
А ранней весной я увидел ее в белой панаме с такими же печально обвислыми полями, как будто на улице стояла жара. Хотя все, и она в том числе, были еще в пальто...
-Если бы вы увидели Евдокию Савельевну, она привлекла бы ваше внимание? Почему?
- Чьими глазами мы смотрим на Евдокию Савельевну в начале повествования?
( Мы видим ее глазами отца Оли. Это “женщина без возраста”.Любила, “чтобы все были вместе”, никого не выделяла, воспитывала своих учеников “нынешних” на примере “бывших”, устраивала вечера, спектакли, предвзято относилась к их дочери, “не замечала” ее талантливости. Оля назвала ее “безумной”, родители согласились с этим).
- Можно ли сказать, что отец Оленьки в начале повести умел вглядываться в человеческие лица? Какими он видел Евдокию Савельевну, Люсю, Борю? Чьими глазами он смотрит на них?
(Нет, нельзя. Всех он видел такими, какими “подавала” их Оленька,- в негативном плане. “…именно они, те трое…были причиной частых страданий и слез дочери”. Оля всегда “во всем была права”.)
- Всегда ли с ним и Оленькой соглашается Надя? Докажите текстом.
(Чаще - да. Но ее размышления говорят о цельности и глубине ее натуры, о чуткости души: “Надо считаться с людьми”; “Друзей легче потерять, чем найти”; “Когда слишком много ликуешь, не мешало бы вовремя спохватиться и подумать о том, что кому-то сейчас впору заплакать. А, упиваясь собственным горем, не мешает подумать, что у кого-то в душе праздник, который, может быть, не повторится. Надо считаться с людьми”)
- Как Евдокия Савельевна относилась к Оле? Что в ее характере настораживало и порой раздражало учительницу? Почему она отказалась устраивать персональную выставку. Олиных работ? (Евдокия Савельевна видела высокомерное, пренебрежительное отношение девочки к одноклассникам, видела ее эгоизм.. Это раздражало умудренную жизненным опытом учительницу, поэтому она устроила выставку работ всех, кто рисует, у Оли взяла только два рисунка)
- Для чего нужны были встречи “нынешних” с “бывшими”? Почему Евдокия Савельевна приглашала на встречи “не только героев, а и диспетчеров с поварами? Почему выделяла незаметных ребят? Чего добивалась учительница от своих учеников?
(Евдокия Савельевна хотела научить своих учеников уважать людей любой профессии. Никому из детей она не давала почувствовать свою ненужность и никчемность. Она учила всех радоваться любым, даже незначительным успехам товарищей. Она добивалась от своих учеников “таланта человечности”.)
- Понимала ли она душевное состояние своих учеников? Докажите это примерами из текста.
(Учащиеся приводят пример с Люсей, которая остро переживала домашние проблемы, была унижена Олей, нуждалась в поддержке. Сделав Люсю старостой класса, Евдокия Савельевна дала ей понять, что она ничуть не хуже Оли, что она уважаемый человек. Не секрет для учительницы и любовь к Оле Бори Антохина, да и душевное состояние Оли ей тоже хорошо понятно.)
- Почему же Евдокия Савельевна не смогла изменить характер своей ученицы?
(Потому что родители Оли не поддерживали ее, а боролись с ней.)
- Что мы знаем об отце и матери Оли?
(Оба работали в конструкторском бюро. В молодости отец писал фантастические романы, которые никто не печатал. Мама любила петь, была непосредственной. Эта непосредственность была удивительной, покоряющей. Синонимом ей была честность.)
- Что было главным желанием их жизни?
Желание иметь дочь. Когда она родилась, Надюша написала в записке: “Спасибо ей”.
-Как исполнение желания отразилось на их дальнейшей жизни?
Радуясь дочери, отец перестал писать фантастические романы, Надя перестала петь. Оба этого не заметили. С этой роковой фразы “спасибо ей” все началось. Эта фраза “перекинула мост в тот страшный день…Мост длиною в шестнадцать лет и два месяца”. Сначала мы видим Оленьку глазами отца.
- Какою ее видит отец?
(Он замечает в ней только положительное, считает, что она не как все, что она необыкновенная, оправдывает ее в любой ситуации
- Подтвердите текстом, что жизнь в семье крутилась только вокруг дочери.
“В семье, состоящей из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы с Надей: центром семьи и ее лицом стала дочь. Она заслужила это право, и мы были счастливы”. “Нелегко было нашей талантливой дочери среди людей обыкновенных”.
- Кого отец винил в том, что Оля пропала? Почему?
(Отношения Оли с Евдокией Савельевной складывались сложно. Учительница ничем ее не выделяла, пыталась на родительском собрании раскрыть истинное лицо Оли “Лицом к лицу лица не увидать”), Она считала, что Оля растет самовлюбленной эгоисткой, думает только о себе. Она “забывает” о Люсе Катуниной во время встречи с художником, не замечает любви Бори, ничего не делает для школы, обуреваема желанием всегда и везде быть первой. “Жить только собой - это полбеды/ Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы”.“Ей было некогда вникнуть. Недосуг!”)
- Когда отец понял истину? К какому горькому выводу он пришел? Зачитайте.
(Сначала он пытался найти оправдание ее поступку, но потом сказал: “Он (Митя Калягин) прошел этот путь, чтобы спасти людей. А ты, чтобы погубить…самого близкого тебе человека…”; “А может, ее любви хватало лишь на себя?”; “Безумие пришло к нам в дом”; “Мы с Надюшей боролись…” (и до конца повести”).
- Почему именно в конце повести Евдокия Савельевна раскрывает Олиному отцу истинный характер его дочери? Может быть, она мстит?
(Нет, просто раньше отец не хотел прислушиваться к ее словам, верил только Оле. В конце повести отец Оли сам вызывает учительницу на разговор, пытается снова оправдать дочь, но Евдокия Савельевна предупреждает его: “Если вы примете сегодняшнюю историю за случайность, она повторится! Поверьте, что это так!”)
- Как изменилось отношение Олиного отца к Евдокии Савельевне?
(Он чувствует вину перед ней: “Судьба отомстила нам за это глупое прозвище, -говорит герой.- Безумие вошло в наш дом. Что может быть страшнее?”)
ИДЗ
Микроцель: установить правильность выполнения домашнего задания, выявить пробелы и скорректировать их.
Найдите в тексте слова безумной Евдокии, которые можно считать афоризмами.
«Она (Оля) просто решила, что любовь отбирает у людей гордость и самолюбие».
«Жить только собой – это полбеды. Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы».
«Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречен на одиночество».
«Если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными (выпускники Е.С.) , они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память».
«К человечности талант художника может и не прилагаться, продолжала она, - но к дарованию художника человечность…»
V. Задание на дом
Микроцель: создать условия для дифференцированного выбора учащимися упражнений для самостоятельной работы.
Напишите сочинение-рассуждение по одному из афоризмов, принадлежащих перу А.Алексина:
VI. Рефлексия
-Предлагаю вам с помощью системы интерактивного голосования еще раз ответить на следующий вопрос: какие из записанных на доске определений можно отнести к образу Е.С.?
А) смешная, забавная
Б) серьезная, ответственная,
В) странная, несовременная
-Почему Ваше отношение к Е.С. поменялось?
VII Итоги
-Чему нас учит повесть Анатолия Алексина?
Нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью и вниманием близких людей. Эгоистичное отношение к близким людям чревато болью, обидой, иногда бедой. Так невинное желание Оли первой пройти по заявленному маршруту и завоевать приз (то есть опять быть первой) неожиданно для нее и вполне закономерно вылилось в трагедию семьи. Невнимательная, нечуткая ко всему, что касается человеческих взаимоотношений, Оля становится причиной безумия
- А в каких прочитанных нами ранее произведениях уже поднималась проблема душевной красоты ( И. С. Тургенев « Муму», Короленко «Дети подземелья» ).
-Так, писатели через малую эпическую форму – сподвигают нас задуматься о важных вопросах в жизни каждого человека.
ВЫВОД:
- Заканчивая разговор, хочется сказать вам, что не столько важно, кем вы станете, важно - какими. И помните слова Олиной мамы: “Надо считаться с людьми”.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственные уроки повести А.Алексина "Безумная Евдокия"
Урок внеклассного чтения в 7 классе....
Методическая разработка урока по повести А. Алексина "Безумная Евдокия".
Данная разработка содержит материал к уроку по повести А. Алексина " Безумная Евдокия". Урок построен с использованием личностно-ориентированной технологии, используются элементы проблемно...
Урок внеклассного чтения по повести Анатолия Алексина «Безумная Евдокия» в 8 классе.
Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Безумная Евдокия" направлен на формирование нравственно-волевых качеств и развитие исследовательских компетентностей учащихся в процессе анализа т...
Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе по повести А.Алексина "Безумная Евдокия"
Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе по повести А.Алексина "Безумная Евдокия"...
Конспект урока по литературе по повести А.Алексина "Безумная Евдокия"
Конспект урока по литературе в 7 классе по программе "Школа 2100" ....
Талант человечности. (Урок-диспут по повести А. Алексина ”Безумная Евдокия ”)
Урок внеклассного чтения для обучающихся 7 класса.Цели урока:Предметная: знакомство учащихся с творчеством писателя А.Алексина, его повестью «Безумная Евдокия», обсуждение на м...
Нравственные уроки повести А. Алексина «Безумная Евдокия» (урок внеклассного чтения).
Урок разработан для учащихся 9 класса общеобразовательной школы....