Конспект урока по литературе по повести А.Алексина "Безумная Евдокия"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Дюкарева Наталья Юрьевна

Конспект урока по литературе в 7 классе по программе "Школа 2100" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_shkola_2100.doc74.5 КБ
Файл dyukareva.pptx759.2 КБ
Файл issled_rab_o_bore.pptx88.74 КБ
Файл issled_rabota_olyuse.pptx112 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца»

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ

(ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА 2100»)

ЕСЛИ НЕ ВГЛЯДЫВАТЬСЯ

В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЛИЦА...

подготовила и провела учитель русского языка и литературы

Н.Ю. Дюкарева  

Елец

Цели:

- учить понимать смысл поступков, духовные ценности, нравственные ценности, нравственные законы, по которым живут герои художественного произведения, понимать людей и самих себя, видеть взаимосвязь событий и характеров;

- создавать условия для развития умения анализировать текст с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики;

- развивать коммуникативные навыки сопоставления различных точек зрения, в том числе и авторской, и аргументации собственного суждения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

Ход урока

I. Приветствие. Оргмомент.

- Добрый день, уважаемые гости, ребята… Сегодня на уроке мы с вами коснемся очень важной проблемы, а какой - чуть позже вы определите сами.

II. Мотивация.

- Урок я хочу начать с высказывания немецкого философа и поэта И. Гете. (На доске слова.) Попробуйте сами составить мудрое изречение.

(Лишь в людях себя познать способен человек).

- Как вы понимаете это высказывание? Обратите внимание на слова, выделенные красным цветом.

III. Актуализация знаний.

- Связана ли эта фраза с разделом учебника, который мы сейчас изучаем?

(«Я и другие»)

- Какие произведения мы уже прочитали? Почему авторы учебника поместили их в этот раздел?

(Стихотворение Р. Киплинга «Заповедь» и повесть Железникова «Чучело». В них авторы размышляют над проблемой взаимоотношений людей, отношений личности и коллектива).

- Зачем нужно читать такие произведения? Где могут нам пригодиться эти знания?

IV. Постановка учебной проблемы

1. Создание проблемной ситуации.

- Действительно, нас окружают разные люди. Одни становятся друзьями, другие – просто знакомые, с кем-то мы не хотим общаться, т.е. о каждом мы составляем собственное мнение.

- А от чего зависит, какое первое впечатление произведет на вас человек?

(От внешности, как он выглядит)

- Обратимся к стихотворению Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц».

(Наизусть)

- Оцените прочтение.

- Какую классификацию человеческих лиц дает в стихотворении поэт?

(Сравнивает лица со зданиями. Лица-порталы, жалкие лачуги, лица-темницы, лица-хиженки и лица-песни).

2. Осознание противоречия.

- Всегда ли по лицу можно судить о характере, о внутреннем мире человека?

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Это «Портрет юноши» Ж.-Б. Тыполо. Что вы можете сказать об изображенном на нем молодом человеке?

(Груб. лицо, но ск. в нем мечтательности, наивности, простодушной задумчивости! Чтобы увидеть его красоту, нужно заглянуть в его душу)

- Как эту картину можно связать с идеей стихотворения Н. Заболоцкого?

(Вид зданий очень обманчив. За богатым фасадом может скрываться нищета, а в убогой хижине могут царить тепло и уют. Так и люди. За красивым лицом может быть душевная пустота, а за самой обычной внешностью – богатый внутренний мир).

- Что же нужно для того, что составить верное суждение о человеке, понять его?

(Быть внимательным, не очень доверять первым впечатлениям, уметь вглядываться в лица).

- А всегда ли это у нас получается? Что нам порой мешает? Как на эти вопросы отвечает Алексей, с дневниковой записью которого вы познакомились дома?

(Неумение, а порой и нежелание понимать других людей, искать истинные мотивы их поступков. Мы слишком доверяем чужому мнению, злой молве).

(«Я и другие»)

3. Подводящий к проблеме диалог.

Дома вы прочитали повесть Анатолия Георгиевича Алексина, известного советского писателя, «Безумная Евдокия». Учитывая все вышесказанное, предположите, в каком аспекте мы будем рассматривать это произведение? Какие вопросы будем затрагивать?

(Речь пойдет о взаимоотношении героев, их отношении друг к другу, к другим людям).

(«Я и другие»)

- Кто являлся повествователем в произведении?

(Повествователь – отец Оленьки)

- В какой форме написано произведение?

(Исповедь)

- Что такое исповедь? Когда она нужна человеку?

- В чем пытается разобраться герой?

(В истоках тех несчастий, которые обрушились на его семью. «А у нас с Над. где был тот роковой поворот?»)

4. Формулирование основного вопроса урока.

- Попробуйте сформулировать  основной вопрос урока, на который мы должны ответить вместе с героем.

Слайд 4

Что стало основной причиной несчастий, обрушившихся на семью героя?

- Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Предположите цели нашего урока.

V. Поиск решения.

- Обратимся к тексту. Что мы узнаем о повествователе и его жене?

(Оба работ. в конструкторском бюро. В молодости отец писал фантастические романы. Мама любила петь. Текст)

- Что было главным желанием их жизни? Как исполнение желания отразилось на их дальнейшей жизни?

(Желание – иметь дочь. Текст. («Спас. ???) Радуясь дочери, отец пеерстал писать фантастические романы, Н. перестала петь. Оба этого не заметили. Вся их жизнь подчинена заботам об Оленьке, любви к ней. Текст: «В семье, состоящей из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы с Надюшей: центром семьи и ее лицом  стала дочь. Она заслужила это право, и мы были счастливы.)

- Как же Оленькины родители относятся к своей дочери?

(Оля занимается рисованием, и родители считают ее необыкновенной, не такой, как все, замечают в ней только положительные, оправдывающие в любой ситуации Текст: «Нелегко было нашей талантливой дочери среди людей обыкновенных».)

- Как можно назвать такую любовь?

(Слепая)

- Итак, Оленькин отец делит людей на «две группы»: «талантливая Оля», и «обыкновенные люди». Можно ли сказать, что герои в начале повести умеют вглядываться в человеческие лица, понимать других людей?

(Нет)

- Что мы должны сделать, чтобы доказать это?

(Проанализировать их отношение к другим людям: Евд. С., Боре, Антонине Катуниной.)

- Я предлагаю вам заполнить таблицу, раскрывающую отношение Оли и ее семьи к окружающим людям.

Слайд 4

Евд. С.

Люся

Боря

 

- Евд. Сав. мы видим глазами повествователя. Какой она ему кажется?

(Смешной, нелепой. Текст: Он иронизирует: «У нее характер вулканическое происхождение» (эмоциональная). Описывая нелепую внешность Е.С. и тут же добавляет: «В тот раз она, продолжая борьбу за прекрасное, вела свой класс в какой-то музей». Подтекст: ваша попытка привить детям любовь к прекрасному, уважаемая Е.С., просто смешна, ибо сами вы… «Классная руководительница любила, чтобы все были вместе. И с ней во главе!» И добавляет: «Я был уверен, что в искусстве ей ближе всего хор и кордебалет»).

- Можно ли сказать, что отношение автора совпадает с позицией повествования?

(Нет, Алексн объективен. Он изображает немолодую, опытную учительницу, труженицу, истинного воспитателя. Да, она выглядит подчас нелепо; до себя ей, видимо, нет дела. Она всегда окружена детьми. Это эмоциональный, искренний человек. Оно значит, что происходит в душе каждого ученика.)

- А вы как считаете?

- Почему же герой видит ее как в кривом зеркале? Откуда возникло такое отношение?

(Слепо любя дочь, восхищаясь ею, родителями, особенно отец, стали смотреть на все и всех ее глазами. Они не замечают ее недостатков, взгляд их скользил по поверхности. Оля иронизировала над классной руководительницей, называя ее «безумной Евдокией», и этот тон усваив. отец.)

- Какой смысл вкладывала Олина семья в слово «безумная»?

(Е.С., с точки зрения Олиной семьи, безумна потому, что предпочитает Оле менее одаренных детей, не желая замечать, что Оля – необычайно талантливая девочка. Вероятно (как предполагал Олин отец), она терпеть не может таких, кто не «как все», любит бездарно пишущих, бездарно рифмующих, лишенных каких-либо талантов.)

- Поработав в парах, приведите примеры так называемых «безумств» Евдокии Сав., так раздражающих Олю и ее отца. (Текст.)

- Пытается ли отец понять истинные мотивы поступков Евдокии С.?

(Он не пытается понять, почему Евдокия С., которая так приветствует успехи «незаметных» раздражается от того, что Оля не идет с классом в музей, хотя она в этот момент «готовится к выставке юных скульпторов. Он не вдумывается в истинные причины поступков Евдокии С., как не замечает высокомерного отношения Оля к окружающим людям.)

- А как Надюша относится к Евдокии Сав.?

(Жалеет, унижая тем самым. Беспокоится об Оле: «Не конфликтуй!», «Не иронизируй!»)

Слайд 5

- Подводя итог этой части беседы, проверим, что вы записали в первом столбике вашей таблицы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Дома… и … выполняли опережающ. д/з. Они должны были подготовить мини-проекты об отношении Оли и ее родителей к одноклассникам девочки – Люсе Катуниной и Боре Анто???. Вы работаете с таблицей.

Мини-проекты

- Оцените работы ваших одноклассников. Что вы записали? (В конце урока – сдайте)

Тема исследования:

Отношение Оли и ее семьи к Л. Катуниной.

Гипотеза. Оля и ее родители не правы, считая Люсю лицемерным человеком, предателем.

План исследования

1. Отношение Люси к Оле.

2. Отношение Оли к Люсе.

3. Мнение Олиных родителей о девочке.

4.

Люся

1. Люся, одноклассница Оли, восхищается ее красотой, умом, талантом, ради нее забывает о себе: таскает за Олей тяжелую папку, мешает ей краски. Ссора раскрывает истинное отношение Оли к подруге, и Люся перестает с ней общаться.

1. Люся восхищается Олей, способна ради нее на самоотречение. Но после ссоры перестает с ней общаться.

2. Оля воспринимает отношение Люси как должное. Она жестока, раскрывает семейную тайну подруги. Постоянно смеется над ней: «Лет до старости не вырасти нашей старосте». После ссоры объявляет Люсю своим «опасным недругом».

2. Оля не ценит отношение к ней Люси. Девочка лишена душевной чуткости, раскрывает тайну подруги. Не способна дружить. Смеется над Люсей.

3. Родителям Люся нравится, пока предсказывая их дочери «судьбу Леон. да Винчи». После ссоры они во всем обвиняют Люсю. Надюша считает, что она легкомысленно относится к дружбе, отец упрекает в лицемерии.

3. Родителя смотрят на Люсю глазами Оли, не пытаются разобраться в  причинах ссоры, обвиняют Люсю в мелочности, предательстве.

4. Понять Люсю и ее поведение помогает Евдокия Сав., объяснившая отцу истинные причины ссоры. Это Оля предает Люсю своей иронией, неуважением.

4. Евдокия Савел. «открывает глаза» отцу на взаимоотношение Оли и Люси. В том, что девочки поссорились, виновата не Люся, а Олина черствость, неуважение к подруге.

Вывод: Таким образом, мы доказали, что Оля и ее родители неверно судят о девочке, считая ее предателем и лицемерным человеком. Они не смогли «вглядеться» в ее лицо.

Тема исследования:

«Вырос Боря нам на горе!»

Гипотеза: Оля и ее семья не смогли рассмотреть «внутренней красоты» в Боре Антохине.

План

1. Отношение Бори к Оле.

2. Отношение Оли к Боре.

3. Мнение Олиных родителей Боре.

4. Правда Евдокии Савельевны.

1. Боря влюблен в Олю. Он ждет ее после художественной школы, втайне фотографирует, пытается приобщить Олю к коллективу.

1. Боря влюблен в Олю, пытается вовлечь в жизнь коллектива.

2. Оля не замечает чувства юноши, постоянно насмехается над ним: «Вырос Боря нам на горе!», его попытки заинтересовать ее жизнью коллектива раздражают. Оля говорит, что «внутренней красоты в нем не заметила».

2. Оля не замечает чувства юноши, иронизирует, судит о нем поверхностью.

3. Олин отец тоже с иронией относится к Боре, не понимает, почему он встречает Олю, приходит к ним домой, считает юношу излишне навязчивым: «Если когда-нибудь будут исследовать ранний период творчества Оленьки и захотят доискаться, кто же в те годы больше всех мешал ей работать, придется назвать. Мама простит снисходит. и чел. слаб. Борю Антохина».

3. Олины родители также с иронией относятся к Боре, не понимает истинных причин его поступков.

4. Евдокия Савельевна сообщает отцу, что Боря Антохин влюблен в Олю, а ей «недосуг было» заметить его чувство,      она живет только для себя.

4. Евдокия Савельевна сообщает отцу о любви Бори, а Оле «недосуг было» заметить его чувство.

Вывод: Оля и ее родители поверхностно, иронично относятся к Боре. Они и не пытались за «красивым лицом» увидеть «внутреннюю красоту», понять юношу.

- Обратимся к получившейся таблице. Что вы заметили?

(Записи практически совпадают)

- О чем это говорит?

(О том, что все члены семьи Оли не умеют вглядываться в человеческие лица. Родители, слепо любя дочь, не увидели ее высокомерия, воспитали эгоистку. Оля очень поверхностно судит о людях. И отец, и Наденька слишком доверяют ее мнению, смотрят на все ее глазами. Они и не пытаются разобраться в истинных мотивах поступков людей.)

- Попробуйте представить этот вывод в виде схемы. Прокомментируем ее.

Слайд 5

- Можно ли сказать, что такое отношение к собственной дочери и окружающим людям и привело к тем несчастьям, о которых говорит Олин отец в начале повести? Что это за несчастье?

(Да, можно. Оля уходит в поход и исчезает…)

- А можно ли это назвать несчастьем? Для кого это несчастье?

(Оля не понимает, что это несчастье. Она не хотела «зла мамуле». Приносит ей цветы. Не думает о Евдокии Сав., однокл. Несчаст. для учителя, детей, и прежде всего родителей. Над. берет трубку, когда звонят из милиции и просят приехать на опознание. Она сходит с ума. Это уже настоящая трагедия!)

- Какую душевную трагедию переживает повествователь?

(Болезнь жены и крушение своей веры в душевную красоту дочери, при этом он чувствует и свою вину. Дочь была главным содержанием и смыслом жизни этой семьи. Текст. Теперь герою приходится пересмотреть и изменить свое отношение к дочери. Она – причина душевного заболевания его любимой жены, своей матери. Но она – плод отцовского воспитания. И таким образом, в болезни Н. во многом виноват он сам, и мысль эта нестерпимо мучительна.)

IV. Выражение решения: Формулирование темы урока, синквейн.

Слайд 6

Подводя итог нашим размышлениям, я предлагаю вам составить синквейны. Вы можете выбрать любое слово:

Оля                                          Отец

(2 человека у доски, класс – самостоятельно. Обсужд.)

- Можно ли эти слова (эгоизм, трагедия) считать ключевыми? Почему?

(Да, п.т. эгоизм Оли, который является следствием поверхностного, невнимательного отношения друг к другу и другим людям привел к трагедии.)

- Продолжите фразу:

Если не вглядываться в человеческие лица…

- Я предлагаю эту фразу записать в качестве темы урока. Мы так и оставили ее незаконченной, п.ч. об этой проблеме можно говорить очень долго, бесконечно, и я уверена, что над ней вы еще не раз задумаетесь в вашей жизни.

 VII. Рефлексия.

- Взволновала ли вас обсуждаемая тема? Было интересно? Что показалось сложным?

- Были ли в вашей жизни эпизоды, когда суждение о человеке оказалось поверхностным, ошибочным, когда за чьими-то поступками вы не сумели разглядеть истинных побуждений? Как бы вы поступили сейчас?

VIII. Комментирование оценок.

IX. Д/з з. № 14 (п.)

             з. № 15 (по желанию)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Анатолий Алексин

Слайд 3

Что стало причиной несчастий, обрушившихся на семью повествователя ?

Слайд 4

Отношение Оли и её семьи к окружающим людям Евдокия Савельевна Люся Боря

Слайд 6

Составьте синквейн ! Оля Отец

Слайд 7

Если не вглядываться в человеческие лица…

Слайд 8

Домашнее задание Задание 14 (письменно) Задание 15 (по желанию)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема исследования: «Вырос Боря нам на горе!» (Отношение Оли и ее родителей к Боре Антохину ) Подготовили обучающийся 7-Б класса Кашин Андрей .

Слайд 2

Оля и ее родители не смогли рассмотреть «внутренней красоты» в Боре Антохине ». Гипотеза

Слайд 3

1.Отношение Бори к Оле. 2.Отношение Оли к Боре. 3.Мнение Олиных родителей о Боре. 4.Правда Евдокии Савельевны. План исследования

Слайд 4

Боря влюблен в Олю, пытается вовлечь ее в жизнь коллектива.

Слайд 5

Оля не замечает чувства юноши, иронизирует, судит о нем поверхностно.

Слайд 6

Родители Оли также с иронией относятся к Боре, не понимают истинных причин его поступков.

Слайд 7

Евдокия Савельевна сообщает отцу о любви Бори к его дочери, а Оле «недосуг было заметить» его чувство.

Слайд 8

Мы установили, что Оля и ее родители поверхностно, иронично относятся к Боре, они за «красивым лицом» и не пытались рассмотреть «внутреннюю красоту» юноши. Вывод


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема исследования: . «Ну и мерси, дорогая Люси!» (Отношение Оли и ее семьи к Люсе Катуниной в повести А Алексина «Безумная Евдокия») Подготовила обучающаяся 7-б класса Трубицына Алена .

Слайд 2

Гипотеза Оля и ее родители не правы, считая Люсю лицемерным человеком, предателем.

Слайд 3

План исследования Отношение Люси к Оле. Отношение Оли к Люсе. Мнение Олиных родителей о девочке. Правда Евдокии Савельевны.

Слайд 4

. Люся восхищается Олей, способна ради нее на самоотречение , после ссоры перестает с ней общаться .

Слайд 5

Оля не ценит отношение к ней Люси. Девочка лишена душевной чуткости, раскрывает тайну подруги, не способна дружить, смеется над Люсей.

Слайд 6

Родителя смотрят на Люсю глазами Оли, не пытаются разобраться в причинах ссоры, обвиняют Люсю в мелочности, предательстве.

Слайд 7

Евдокия Савельевна «открывает глаза» отцу на взаимоотношения Оли и Люси. В том, что девочки поссорились, виновата не Люся, а Олина черствость, неуважение к подруге.

Слайд 8

Вывод Таким образом, мы доказали, что Оля и ее родителя неверно судят о Люсе, считая ее предателем и лицемерным человеком. Они не смогли «вглядеться в ее лицо».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"

Материал содержит конспект урока по литературе в 7 классе по программе В.Я.Коровиной на тему "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". В ходе урока учащиеся знакомятся с об...

Конспект урока по литературе в 9 классе Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

Конспект урока по литературев 9 классе.Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни?(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»). Урок с использованием презентации....

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....

Конспект урока по литературе, 8 класс. Истоки формирования Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Данный урок в системе изучения повести - второй. Задача: проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва и в ходе изучения повести увидеть те изменения, которые происходят в душе героя...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предмет литература. Тема урока: Андрий и Остап. Смысл противопоставления. (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ "ТАРАС БУЛЬБА". ТЕМА УРОКА: АНДРИЙ И ОСТАП. СМЫСЛ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ....

Конспект урока по литературе Урок – путешествие. Тема_ «От Рима к родному селу Лукачевка» (вслед за героем повести Н. Кукольника «Надинька»)

Конспект урока по литературе Урок – путешествие. Тема_ «От Рима к родному селу Лукачевка» (вслед за героем повести Н. Кукольника «Надинька») к учебнику Коровиной В.Я....