Конспект урока по литературе по повести А.Алексина "Безумная Евдокия"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Конспект урока по литературе в 7 классе по программе "Школа 2100" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_shkola_2100.doc | 74.5 КБ |
dyukareva.pptx | 759.2 КБ |
issled_rab_o_bore.pptx | 88.74 КБ |
issled_rabota_olyuse.pptx | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца»
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7 КЛАССЕ
(ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА 2100»)
ЕСЛИ НЕ ВГЛЯДЫВАТЬСЯ
В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЛИЦА...
подготовила и провела учитель русского языка и литературы Н.Ю. Дюкарева | |
Елец
Цели:
- учить понимать смысл поступков, духовные ценности, нравственные ценности, нравственные законы, по которым живут герои художественного произведения, понимать людей и самих себя, видеть взаимосвязь событий и характеров;
- создавать условия для развития умения анализировать текст с точки зрения идейного содержания и нравственной проблематики;
- развивать коммуникативные навыки сопоставления различных точек зрения, в том числе и авторской, и аргументации собственного суждения.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Ход урока
I. Приветствие. Оргмомент.
- Добрый день, уважаемые гости, ребята… Сегодня на уроке мы с вами коснемся очень важной проблемы, а какой - чуть позже вы определите сами.
II. Мотивация.
- Урок я хочу начать с высказывания немецкого философа и поэта И. Гете. (На доске слова.) Попробуйте сами составить мудрое изречение.
(Лишь в людях себя познать способен человек).
- Как вы понимаете это высказывание? Обратите внимание на слова, выделенные красным цветом.
III. Актуализация знаний.
- Связана ли эта фраза с разделом учебника, который мы сейчас изучаем?
(«Я и другие»)
- Какие произведения мы уже прочитали? Почему авторы учебника поместили их в этот раздел?
(Стихотворение Р. Киплинга «Заповедь» и повесть Железникова «Чучело». В них авторы размышляют над проблемой взаимоотношений людей, отношений личности и коллектива).
- Зачем нужно читать такие произведения? Где могут нам пригодиться эти знания?
IV. Постановка учебной проблемы
1. Создание проблемной ситуации.
- Действительно, нас окружают разные люди. Одни становятся друзьями, другие – просто знакомые, с кем-то мы не хотим общаться, т.е. о каждом мы составляем собственное мнение.
- А от чего зависит, какое первое впечатление произведет на вас человек?
(От внешности, как он выглядит)
- Обратимся к стихотворению Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц».
(Наизусть)
- Оцените прочтение.
- Какую классификацию человеческих лиц дает в стихотворении поэт?
(Сравнивает лица со зданиями. Лица-порталы, жалкие лачуги, лица-темницы, лица-хиженки и лица-песни).
2. Осознание противоречия.
- Всегда ли по лицу можно судить о характере, о внутреннем мире человека?
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Это «Портрет юноши» Ж.-Б. Тыполо. Что вы можете сказать об изображенном на нем молодом человеке?
(Груб. лицо, но ск. в нем мечтательности, наивности, простодушной задумчивости! Чтобы увидеть его красоту, нужно заглянуть в его душу)
- Как эту картину можно связать с идеей стихотворения Н. Заболоцкого?
(Вид зданий очень обманчив. За богатым фасадом может скрываться нищета, а в убогой хижине могут царить тепло и уют. Так и люди. За красивым лицом может быть душевная пустота, а за самой обычной внешностью – богатый внутренний мир).
- Что же нужно для того, что составить верное суждение о человеке, понять его?
(Быть внимательным, не очень доверять первым впечатлениям, уметь вглядываться в лица).
- А всегда ли это у нас получается? Что нам порой мешает? Как на эти вопросы отвечает Алексей, с дневниковой записью которого вы познакомились дома?
(Неумение, а порой и нежелание понимать других людей, искать истинные мотивы их поступков. Мы слишком доверяем чужому мнению, злой молве).
(«Я и другие»)
3. Подводящий к проблеме диалог.
Дома вы прочитали повесть Анатолия Георгиевича Алексина, известного советского писателя, «Безумная Евдокия». Учитывая все вышесказанное, предположите, в каком аспекте мы будем рассматривать это произведение? Какие вопросы будем затрагивать?
(Речь пойдет о взаимоотношении героев, их отношении друг к другу, к другим людям).
(«Я и другие»)
- Кто являлся повествователем в произведении?
(Повествователь – отец Оленьки)
- В какой форме написано произведение?
(Исповедь)
- Что такое исповедь? Когда она нужна человеку?
- В чем пытается разобраться герой?
(В истоках тех несчастий, которые обрушились на его семью. «А у нас с Над. где был тот роковой поворот?»)
4. Формулирование основного вопроса урока.
- Попробуйте сформулировать основной вопрос урока, на который мы должны ответить вместе с героем.
Слайд 4
Что стало основной причиной несчастий, обрушившихся на семью героя?
- Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Предположите цели нашего урока.
V. Поиск решения.
- Обратимся к тексту. Что мы узнаем о повествователе и его жене?
(Оба работ. в конструкторском бюро. В молодости отец писал фантастические романы. Мама любила петь. Текст)
- Что было главным желанием их жизни? Как исполнение желания отразилось на их дальнейшей жизни?
(Желание – иметь дочь. Текст. («Спас. ???) Радуясь дочери, отец пеерстал писать фантастические романы, Н. перестала петь. Оба этого не заметили. Вся их жизнь подчинена заботам об Оленьке, любви к ней. Текст: «В семье, состоящей из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы с Надюшей: центром семьи и ее лицом стала дочь. Она заслужила это право, и мы были счастливы.)
- Как же Оленькины родители относятся к своей дочери?
(Оля занимается рисованием, и родители считают ее необыкновенной, не такой, как все, замечают в ней только положительные, оправдывающие в любой ситуации Текст: «Нелегко было нашей талантливой дочери среди людей обыкновенных».)
- Как можно назвать такую любовь?
(Слепая)
- Итак, Оленькин отец делит людей на «две группы»: «талантливая Оля», и «обыкновенные люди». Можно ли сказать, что герои в начале повести умеют вглядываться в человеческие лица, понимать других людей?
(Нет)
- Что мы должны сделать, чтобы доказать это?
(Проанализировать их отношение к другим людям: Евд. С., Боре, Антонине Катуниной.)
- Я предлагаю вам заполнить таблицу, раскрывающую отношение Оли и ее семьи к окружающим людям.
Слайд 4
Евд. С. | Люся | Боря |
- Евд. Сав. мы видим глазами повествователя. Какой она ему кажется?
(Смешной, нелепой. Текст: Он иронизирует: «У нее характер вулканическое происхождение» (эмоциональная). Описывая нелепую внешность Е.С. и тут же добавляет: «В тот раз она, продолжая борьбу за прекрасное, вела свой класс в какой-то музей». Подтекст: ваша попытка привить детям любовь к прекрасному, уважаемая Е.С., просто смешна, ибо сами вы… «Классная руководительница любила, чтобы все были вместе. И с ней во главе!» И добавляет: «Я был уверен, что в искусстве ей ближе всего хор и кордебалет»).
- Можно ли сказать, что отношение автора совпадает с позицией повествования?
(Нет, Алексн объективен. Он изображает немолодую, опытную учительницу, труженицу, истинного воспитателя. Да, она выглядит подчас нелепо; до себя ей, видимо, нет дела. Она всегда окружена детьми. Это эмоциональный, искренний человек. Оно значит, что происходит в душе каждого ученика.)
- А вы как считаете?
- Почему же герой видит ее как в кривом зеркале? Откуда возникло такое отношение?
(Слепо любя дочь, восхищаясь ею, родителями, особенно отец, стали смотреть на все и всех ее глазами. Они не замечают ее недостатков, взгляд их скользил по поверхности. Оля иронизировала над классной руководительницей, называя ее «безумной Евдокией», и этот тон усваив. отец.)
- Какой смысл вкладывала Олина семья в слово «безумная»?
(Е.С., с точки зрения Олиной семьи, безумна потому, что предпочитает Оле менее одаренных детей, не желая замечать, что Оля – необычайно талантливая девочка. Вероятно (как предполагал Олин отец), она терпеть не может таких, кто не «как все», любит бездарно пишущих, бездарно рифмующих, лишенных каких-либо талантов.)
- Поработав в парах, приведите примеры так называемых «безумств» Евдокии Сав., так раздражающих Олю и ее отца. (Текст.)
- Пытается ли отец понять истинные мотивы поступков Евдокии С.?
(Он не пытается понять, почему Евдокия С., которая так приветствует успехи «незаметных» раздражается от того, что Оля не идет с классом в музей, хотя она в этот момент «готовится к выставке юных скульпторов. Он не вдумывается в истинные причины поступков Евдокии С., как не замечает высокомерного отношения Оля к окружающим людям.)
- А как Надюша относится к Евдокии Сав.?
(Жалеет, унижая тем самым. Беспокоится об Оле: «Не конфликтуй!», «Не иронизируй!»)
Слайд 5
- Подводя итог этой части беседы, проверим, что вы записали в первом столбике вашей таблицы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Дома… и … выполняли опережающ. д/з. Они должны были подготовить мини-проекты об отношении Оли и ее родителей к одноклассникам девочки – Люсе Катуниной и Боре Анто???. Вы работаете с таблицей.
Мини-проекты
- Оцените работы ваших одноклассников. Что вы записали? (В конце урока – сдайте)
Тема исследования:
Отношение Оли и ее семьи к Л. Катуниной.
Гипотеза. Оля и ее родители не правы, считая Люсю лицемерным человеком, предателем.
План исследования
1. Отношение Люси к Оле.
2. Отношение Оли к Люсе.
3. Мнение Олиных родителей о девочке.
4.
Люся
1. Люся, одноклассница Оли, восхищается ее красотой, умом, талантом, ради нее забывает о себе: таскает за Олей тяжелую папку, мешает ей краски. Ссора раскрывает истинное отношение Оли к подруге, и Люся перестает с ней общаться. | 1. Люся восхищается Олей, способна ради нее на самоотречение. Но после ссоры перестает с ней общаться. |
2. Оля воспринимает отношение Люси как должное. Она жестока, раскрывает семейную тайну подруги. Постоянно смеется над ней: «Лет до старости не вырасти нашей старосте». После ссоры объявляет Люсю своим «опасным недругом». | 2. Оля не ценит отношение к ней Люси. Девочка лишена душевной чуткости, раскрывает тайну подруги. Не способна дружить. Смеется над Люсей. |
3. Родителям Люся нравится, пока предсказывая их дочери «судьбу Леон. да Винчи». После ссоры они во всем обвиняют Люсю. Надюша считает, что она легкомысленно относится к дружбе, отец упрекает в лицемерии. | 3. Родителя смотрят на Люсю глазами Оли, не пытаются разобраться в причинах ссоры, обвиняют Люсю в мелочности, предательстве. |
4. Понять Люсю и ее поведение помогает Евдокия Сав., объяснившая отцу истинные причины ссоры. Это Оля предает Люсю своей иронией, неуважением. | 4. Евдокия Савел. «открывает глаза» отцу на взаимоотношение Оли и Люси. В том, что девочки поссорились, виновата не Люся, а Олина черствость, неуважение к подруге. |
Вывод: Таким образом, мы доказали, что Оля и ее родители неверно судят о девочке, считая ее предателем и лицемерным человеком. Они не смогли «вглядеться» в ее лицо.
Тема исследования:
«Вырос Боря нам на горе!»
Гипотеза: Оля и ее семья не смогли рассмотреть «внутренней красоты» в Боре Антохине.
План
1. Отношение Бори к Оле.
2. Отношение Оли к Боре.
3. Мнение Олиных родителей Боре.
4. Правда Евдокии Савельевны.
1. Боря влюблен в Олю. Он ждет ее после художественной школы, втайне фотографирует, пытается приобщить Олю к коллективу. | 1. Боря влюблен в Олю, пытается вовлечь в жизнь коллектива. |
2. Оля не замечает чувства юноши, постоянно насмехается над ним: «Вырос Боря нам на горе!», его попытки заинтересовать ее жизнью коллектива раздражают. Оля говорит, что «внутренней красоты в нем не заметила». | 2. Оля не замечает чувства юноши, иронизирует, судит о нем поверхностью. |
3. Олин отец тоже с иронией относится к Боре, не понимает, почему он встречает Олю, приходит к ним домой, считает юношу излишне навязчивым: «Если когда-нибудь будут исследовать ранний период творчества Оленьки и захотят доискаться, кто же в те годы больше всех мешал ей работать, придется назвать. Мама простит снисходит. и чел. слаб. Борю Антохина». | 3. Олины родители также с иронией относятся к Боре, не понимает истинных причин его поступков. |
4. Евдокия Савельевна сообщает отцу, что Боря Антохин влюблен в Олю, а ей «недосуг было» заметить его чувство, она живет только для себя. | 4. Евдокия Савельевна сообщает отцу о любви Бори, а Оле «недосуг было» заметить его чувство. |
Вывод: Оля и ее родители поверхностно, иронично относятся к Боре. Они и не пытались за «красивым лицом» увидеть «внутреннюю красоту», понять юношу.
- Обратимся к получившейся таблице. Что вы заметили?
(Записи практически совпадают)
- О чем это говорит?
(О том, что все члены семьи Оли не умеют вглядываться в человеческие лица. Родители, слепо любя дочь, не увидели ее высокомерия, воспитали эгоистку. Оля очень поверхностно судит о людях. И отец, и Наденька слишком доверяют ее мнению, смотрят на все ее глазами. Они и не пытаются разобраться в истинных мотивах поступков людей.)
- Попробуйте представить этот вывод в виде схемы. Прокомментируем ее.
Слайд 5
- Можно ли сказать, что такое отношение к собственной дочери и окружающим людям и привело к тем несчастьям, о которых говорит Олин отец в начале повести? Что это за несчастье?
(Да, можно. Оля уходит в поход и исчезает…)
- А можно ли это назвать несчастьем? Для кого это несчастье?
(Оля не понимает, что это несчастье. Она не хотела «зла мамуле». Приносит ей цветы. Не думает о Евдокии Сав., однокл. Несчаст. для учителя, детей, и прежде всего родителей. Над. берет трубку, когда звонят из милиции и просят приехать на опознание. Она сходит с ума. Это уже настоящая трагедия!)
- Какую душевную трагедию переживает повествователь?
(Болезнь жены и крушение своей веры в душевную красоту дочери, при этом он чувствует и свою вину. Дочь была главным содержанием и смыслом жизни этой семьи. Текст. Теперь герою приходится пересмотреть и изменить свое отношение к дочери. Она – причина душевного заболевания его любимой жены, своей матери. Но она – плод отцовского воспитания. И таким образом, в болезни Н. во многом виноват он сам, и мысль эта нестерпимо мучительна.)
IV. Выражение решения: Формулирование темы урока, синквейн.
Слайд 6
Подводя итог нашим размышлениям, я предлагаю вам составить синквейны. Вы можете выбрать любое слово:
Оля Отец
(2 человека у доски, класс – самостоятельно. Обсужд.)
- Можно ли эти слова (эгоизм, трагедия) считать ключевыми? Почему?
(Да, п.т. эгоизм Оли, который является следствием поверхностного, невнимательного отношения друг к другу и другим людям привел к трагедии.)
- Продолжите фразу:
Если не вглядываться в человеческие лица…
- Я предлагаю эту фразу записать в качестве темы урока. Мы так и оставили ее незаконченной, п.ч. об этой проблеме можно говорить очень долго, бесконечно, и я уверена, что над ней вы еще не раз задумаетесь в вашей жизни.
VII. Рефлексия.
- Взволновала ли вас обсуждаемая тема? Было интересно? Что показалось сложным?
- Были ли в вашей жизни эпизоды, когда суждение о человеке оказалось поверхностным, ошибочным, когда за чьими-то поступками вы не сумели разглядеть истинных побуждений? Как бы вы поступили сейчас?
VIII. Комментирование оценок.
IX. Д/з з. № 14 (п.)
з. № 15 (по желанию)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анатолий Алексин
Что стало причиной несчастий, обрушившихся на семью повествователя ?
Отношение Оли и её семьи к окружающим людям Евдокия Савельевна Люся Боря
Составьте синквейн ! Оля Отец
Если не вглядываться в человеческие лица…
Домашнее задание Задание 14 (письменно) Задание 15 (по желанию)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оля и ее родители не смогли рассмотреть «внутренней красоты» в Боре Антохине ». Гипотеза
1.Отношение Бори к Оле. 2.Отношение Оли к Боре. 3.Мнение Олиных родителей о Боре. 4.Правда Евдокии Савельевны. План исследования
Боря влюблен в Олю, пытается вовлечь ее в жизнь коллектива.
Оля не замечает чувства юноши, иронизирует, судит о нем поверхностно.
Родители Оли также с иронией относятся к Боре, не понимают истинных причин его поступков.
Евдокия Савельевна сообщает отцу о любви Бори к его дочери, а Оле «недосуг было заметить» его чувство.
Мы установили, что Оля и ее родители поверхностно, иронично относятся к Боре, они за «красивым лицом» и не пытались рассмотреть «внутреннюю красоту» юноши. Вывод
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гипотеза Оля и ее родители не правы, считая Люсю лицемерным человеком, предателем.
План исследования Отношение Люси к Оле. Отношение Оли к Люсе. Мнение Олиных родителей о девочке. Правда Евдокии Савельевны.
. Люся восхищается Олей, способна ради нее на самоотречение , после ссоры перестает с ней общаться .
Оля не ценит отношение к ней Люси. Девочка лишена душевной чуткости, раскрывает тайну подруги, не способна дружить, смеется над Люсей.
Родителя смотрят на Люсю глазами Оли, не пытаются разобраться в причинах ссоры, обвиняют Люсю в мелочности, предательстве.
Евдокия Савельевна «открывает глаза» отцу на взаимоотношения Оли и Люси. В том, что девочки поссорились, виновата не Люся, а Олина черствость, неуважение к подруге.
Вывод Таким образом, мы доказали, что Оля и ее родителя неверно судят о Люсе, считая ее предателем и лицемерным человеком. Они не смогли «вглядеться в ее лицо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 7 классе на тему: "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"
Материал содержит конспект урока по литературе в 7 классе по программе В.Я.Коровиной на тему "Образ повествователя в повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель". В ходе урока учащиеся знакомятся с об...
Конспект урока по литературе в 9 классе Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)
Конспект урока по литературев 9 классе.Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни?(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»). Урок с использованием презентации....
План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"
План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....
Конспект урока по литературе "Герои "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" М.Е.Салтыкова-Щедрина"
Конспект урока по литературе в 7 классе по программе Коровиной В.Я....
Конспект урока по литературе, 8 класс. Истоки формирования Петра Гринёва в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Данный урок в системе изучения повести - второй. Задача: проследить по тексту истоки духовного становления Петра Гринёва и в ходе изучения повести увидеть те изменения, которые происходят в душе героя...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Предмет литература. Тема урока: Андрий и Остап. Смысл противопоставления. (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ "ТАРАС БУЛЬБА". ТЕМА УРОКА: АНДРИЙ И ОСТАП. СМЫСЛ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ....
Конспект урока по литературе Урок – путешествие. Тема_ «От Рима к родному селу Лукачевка» (вслед за героем повести Н. Кукольника «Надинька»)
Конспект урока по литературе Урок – путешествие. Тема_ «От Рима к родному селу Лукачевка» (вслед за героем повести Н. Кукольника «Надинька») к учебнику Коровиной В.Я....