Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе по повести А.Алексина "Безумная Евдокия"
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Конспект урока внеклассного чтения в 10 классе по повести А.Алексина "Безумная Евдокия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_urok_vneklassnogo_chteniya_v_10_klasse.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Нравственные уроки повести А.Алексина «Безумная Евдокия».
Цели: продолжить работу над развитием умения анализировать эпическое произведение, отрабатывать умение вести дискуссию, способствовать развитию коммуникативных способностей, формировать у учеников нравственные качества.
Оборудование : мультпроектор.
Материал: презентация, текст повести.
Эпиграф к уроку: «Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра»
Л. Толстой.
Ход урока.
1.Оргмомент.
2. Приветствие.
3. Вступительное слово учителя: Сегодняшний урок я хочу начать с притчи.Слайд1.
-Что ты ищешь, Диоген, днем с огнем?- спросили философа афиняне.
- Я ищу человека.
- Кого? Его? Меня?
- Я ищу Человека,- ответил мудрец.
Вопрос: Какого человека искал Диоген?
Предполагаемый ответ: - Доброго, отзывчивого, человека с большой буквы, нравственного человека.
Вопрос: Что такое нравственность?
Ответы учащихся.
Учитель. Давайте проверим, какое определение дает толковый словарь.Слайд2. Нравственность- правила. Определяющие поведение, духовные и душевные качества , необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил.
2. Именно об этом качестве мы будем говорить сегодня на уроке.
-Объявление темы урока. Слайды 3. «Нравственные уроки повести А.Алексина «Безумная Евдокия».
Целеполагание. Слайд 4.
Цели : выяснить , какие нравственные уроки дает Алексин в повести «Безумная Евдокия»
-Эпиграф : «Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра»
3. А теперь познакомимся с писателем-автором прочитанной вами повести «Безумная Евдокия».
Слайд 5-11.Биография Алексина.
- В воспоминаниях Алексина собраны мудрые мысли, к которым он пришел через испытания . Вот некоторые из них. Слайд 12.
1. Лучшим другом человека должен быть … человек.
2. Не воспринимайте чужой успех как большое личное горе.
3. С покаянием и добром надо спешить , чтобы они не остались без адресата.
- Такие мудрые мысли есть и в повести «Безумная Евдокия».
А теперь обратимся к повести.
4. Беседа.
- Определите тему произведения (Роль учителя и семьи в воспитании человека)
- Какие проблемы поднимает автор в повести?
-проблеме гуманизма, ответственности людей друг перед другом;
- взаимоотношения между учителями и учениками, родителями и детьми;
- проблема семейного счастья.
- Как вы думаете, это произведение для взрослых или для детей?
- От чьего лица ведется повествование?
- Кто главный герой повести? Почему?
- Какая фраза , по мнению отца Оли, стала роковой в их жизни? Что в ней плохого?
- Как композиционно построена повесть? Что это дает для ее понимания?
- При каких обстоятельствах мы познакомились с Евдокией Савельевной? Чьими глазами мы ее видим? Какие чувства она у вас вызывает первоначально? Какая ее портретная характеристика?
- Что Олю и ее родителей не устраивало в Евдокии Савельевне? Кто дал ей прозвище? Почему родители не препятствовали этому, сами так называли учительницу? Смысл прозвища?
- Что восхищало родителей в дочери?
- Какая Оля?
- Какие истории, связанные с Олей вспоминаются в повести? Почему отец старается оправдать дочь?
- Что произошло в походе?
- Какой трагедией закончилась эта история?
- Закончилась ли она для героя?
- Хотели ли бы вы дружить с Олей? Почему?
- Изменилось ли восприятие Евдокии Савельевны вами?
- Какой она человек? Какими она хочет воспитать своих учеников?
-Что такое талант человечности?
- Найдите в тексте слова Евдокии Савельевны, которые можно считать афоризмами.
Слайд 13. «Она (Оля) просто решила, что любовь отбирает у людей гордость и самолюбие».
«Жить только собой – это полбеды. Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы».
«Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречен на одиночество».
«Если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными , они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память».
«»Мои ученики не стали знаменитостями. Но злодеев среди нет .Ни одного. Они не предавали меня и моих надежд. Насчет дарований? У них есть талант человечности».
«К человечности талант художника может и не прилагаться, к дарованию художника человечность…»
--Какой нравственный урок преподает Алексин своей повестью?
Слайд 14. 1. Высоконравственный человек –это человек, одержимый идеей служения людям.
2.Надо уметь любить людей ,уметь уважать их, быть готовым отвечать за них.
Учитель: С этими строками , мне кажется созвучен и эпиграф нашего урока.
Возвращаясь к началу урока, хочу задать вам такой вопрос:
С кем из героев рад был бы встретиться Диоген? (Евдокией Савельевной, так как она есть человек с большой буквы)
В заключении еще одна притча.
Притча о добре и зле
Однажды один старый мудрый индеец , вождь племени, разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Вопрос: В чем смысл притчи?
-Злым быть легче: это не требует душевных сил. работы сердца .А добрый человек- сильный человек. Добрым быть намного труднее, но этому можно научиться.
Учитель:
Берегите эдоровье друг друга_
У природы мы- малая часть.
Вы кому-то ответили грубо –
Чья-то жизнь сократилась сейчас.
Берегите друг друга,
Добротой согревайте.
Берегите друг друга,
Обижать не давайте.
Берегите друг друга!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)
Альберт Лиханов - современный детский и юношеский писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...
Урок внеклассного чтения «Надо помнить…» по повести Альберта Лиханова «Последние холода» (для учащихся 6-8 классов)
Альберт Лиханов - современный детский и юношеский писатель. Главная его тема — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых...
Урок внеклассного чтения "Экологические проблемы в повести И.Г. Торопова "Не стреляй в медведя дважды"
Урок об отношении человека к родной природе....
Урок внеклассного чтения "Вспомните, ребята..." по повести Б.Васильева "Встречный бой"
Из цикла уроков внеклассного чтения "Чтобы помнили"...
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Урок внеклассного чтения " Надо помнить".. по повести А.Л.Лиханова "Последние холода
Урок внеклассного чтения для учащихся 6-7 классов (А.Лиханов."Последние холода")...
Конспект урока внеклассного чтения по повести Б.Васильева "А зори здесь тихие"
Данный конспект является приложением к системе работы по теме "Гражданско-патриотическое становление школьников на уроках литературы"...