Методическая разработка урока по повести А. Алексина "Безумная Евдокия".
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме
Данная разработка содержит материал к уроку по повести А. Алексина " Безумная Евдокия". Урок построен с использованием личностно-ориентированной технологии, используются элементы проблемного обучения, задания по тексту предлагаются разноуровневые.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vt_10_klasse_aleksin.docx | 25.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 10 классе
Тема « Уроки доброты». ( По повести А. Алексина « Безумная Евдокия»)
Цель урока: обсудить нравственные проблемы, поднятые в повести А. Алексина «Безумная Евдокия».
Ход урока.
1. Приветствие.
2. Эмоциональная разминка.
Учитель. Послушайте стихотворение Н.А.Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”
- Как оно связано с темой нашего разговора? Найдите ключевые слова, в которых выражена основная мысль стихотворения.
(Поэт говорит, что лица бывают разными: красивыми, безобразными, холодными, “есть лица-подобья ликующих песен”. Это добрые, живые лица. Ключевыми можно назвать последние четыре строки стихотворения.)
- Можно ли по лицу человека судить о его характере, о его душевном состоянии?
(Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.)
Эпиграфы.
-В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою;
пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую. (Ф.Бэкон)
-В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.Чехов)
(Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в начале урока – личностно-ориентированная технология).
Учитель. Вы сейчас в том возрасте, когда большая, взрослая жизнь не за горами. А ведь взрослость - понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется оно деяниями человека. Английский философ Фрэнсис Бэкон сказал, что “в каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую”.
- Как вы понимаете эти слова английского философа?
- Прочитайте второй эпиграф, объясните его значение.
Определить, что злак, а что сорная трава, что прекрасно и что безобразно, выбрать правильные ориентиры духовной, нравственной зрелости во многом помогают интересные и своеобразные повести Анатолия Георгиевича Алексина. Послушаем небольшую справку о самом писателе.
(Перед заданием ставится цель, дается определенный настрой. Это позволяет ученику на каждом этапе урока быть активным , вовлеченным в реальные взаимодействия, осознанно относиться к материалу урока).
Заранее подготовленный ученик дает краткую справку о писателе, дети в тетрадях записывают необходимые сведения. Слушая сообщение, дети должны выделить его ключевую фразу, ответить на вопросы, как она перекликается с эпиграфом и как соотносится с темой “Я и другие”.
Примерное сообщение.
Анатолий Георгиевич Алексин родился в Москве в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны работал ответственным секретарем ежедневной газеты “Крепость обороны” на строительстве завода-гиганта. Первая книга писателя появилась в 1950 году, и с тех пор его произведения издавались много раз и переведены на многие языки мира. Всем известны его повести “А тем временем где-то”, “Мой брат играет на кларнете”, “Поздний ребенок”, “Очень страшная история”, “Безумная Евдокия” и многие другие. Писатель награжден многими премиями, а также двумя орденами Трудового Красного Знамени. Он удостоен Международного диплома Ханса Кристиана Андерсена, включен в Почетный список имени великого датского писателя.
Всем своим творчеством Анатолий Алексин утверждает нравственную норму, которая выражена в словах одной из его героинь: “С добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата”.
(Каждый человек должен воспитывать добро в себе и по-доброму относиться к другим. Эгоизм никогда никого не украшал. Думая о себе, не надо забывать об окружающих тебя людях и стремиться правильно оценивать свои и чужие поступки.)
3. Постановка темы и цели урока.
- Эти фразы объединяет проблема: кто я один среди других, соотношение Я и МЫ. Об этом же и повесть А. Алексина «Безумная Евдокия». Сегодня на уроке мы будем обсуждать нравственные вопросы этого произведения. Ответим на вопрос: что хотел сказать Алексин, поднимая проблемы взаимоотношения людей.
(Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником)
4. Обсудим смысл названия.
- Когда мы читали отрывки из книги, я помню, в классе стояла абсолютная тишина. Никто не ожидал за ироничным названием обнаружить человеческие трагедии.
(Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.)
В чём смысл названия повести, на ваш взгляд?
(Ключевым в названии является слово “безумная”. Прозвав так Евдокию Савельевну, ни Оля, ни ее родители не думали, что безумие придет в их дом.)
5. Работа с текстом.
-Уже несколько раз на уроке прозвучало слово «проблема». Вот как словарь даёт значение этого слова (записано на доске): « Проблема – вопрос, целостный комплекс вопросов в ходе познания (чтения- Перед вами отрывки из повести. Соотнесите вычлененные при прочтении повести проблемы с этими цитатами. Подпишите.
( На выполнение самостоятельной работы даётся 5-7 минут. Перед учениками листы со следующими фрагментами:
( технология проблемного обучения и технология разноуровневой дифференциации)
1.Мысленно я все время готовлюсь к тому разговору. Это, я думаю, еще не стало болезнью, но стало моей бессонницей, неотступностью. Ночами я веду диалог, в котором участвуем мы оба: Надя и я. Сюжет диалога всегда одинаков: это наша с ней жизнь…
1.Классная руководительница очень любила, чтобы все были вместе. И с ней во главе!.. Я был уверен, что в искусстве ей ближе всего хор и кордебалет… «Все", "со всеми", "для всех" - без этих слов не обходилось ни одно ее заявление. Она хвалила тех, кто смог наконец начертить прямую линию, и тех, кто умел писать заголовки. Но о нашей дочери, которая училась в художественной школе для особо одаренных детей, она вспоминала лишь в связи с тем, что Оленька в чем-то не приняла участия и куда-то не пришла
"вместе со всеми"…
2.На всех бывших учеников у Евдокии Савельевны была заведена картотека.
Как в читальнях и библиотеках на книги... В карточках, помимо адресов, телефонов и библиографических сведений, было отмечено, когда проведена встреча с бывшим учеником и сколько ребят присутствовало.
- Их отрывает от дела. Нас отрывает, - вздыхала Оля. - Ну если бы сутки были в два раза длиннее! Тогда бы уж пусть.
- Ты абсолютно права, - соглашалась Надя. - Но будь снисходительной.
У нее нет семьи, ей некуда торопиться…
2. В семье, состоящей из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы с Надей: центром семьи и ее лицом стала дочь. Она заслужила это право. И мы были счастливы…
3.Я с удивлением смотрел на Евдокию Савельевну. Она говорила о любви так, словно сама была когда-то ранена ею. Обвислые поля шляпы то касались земли, то волочились по ней. Но она этого не замечала.
- Жить только собой - это полбеды, - жестко произнесла она. - Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы…
3.- Мои ученики не стали знаменитостями, - задумчиво, замедлив нашу дуэль, сказала Евдокия Савельевна. - Но и злодеев среди них нет. Ни одного... Они не предавали меня и моих надежд. А насчет дарований? У них есть талант человечности. Разве вы не заметили?
- Заметил сегодня...
- К человечности талант художника может и не прилагаться, продолжала она, - но к дарованию художника человечность...
"4.Мы с Надюшей боролись против "безумной Евдокии" за право строить... или, как говорится, формировать Олин характер, - размышлял я. - Мы победили. И эта победа стоила Наденьке жизни. Или здоровья. "Безумная Евдокия"... Она приглашала на те знаменитые встречи не только героев, а и диспетчеров с поварами. Зачем? Наверно, хотела объяснить нашей дочери и одноклассникам, что, если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными, они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память"…
4.Евдокия Савельевна громоздко заторопилась, покинула меня, догнала ребят. Я понял, что она решила разделить тяжесть ноши с моей дочерью…)
6. Вычленение проблем ( по ходу беседы все проблемы записываются на доске).
Отцы и дети
Учитель и ученик
Личность и толпа
Одиночество
7. Обсуждение проблемы «Отцы и дети».
1) Зачитайте соответствующие отрывки.
Вопросы на интерпретацию задаются учащимся для раскрытия связей между идеями, фактами, определениями или ценностями
2) В чём смысл реминисценции ( «Все счастливее семьи похожи друг на друга, каждая несчастлива по-своему»).
3) Этот случай случайность или закономерность?
-4)Что было главным желанием жизни родителей ОлИ? Как исполнение желания отразилось на их дальнейшей жизни?
(Желание иметь дочь. Когда она родилась, Надюша написала в записке: “Спасибо ей”. Радуясь дочери, отец перестал писать фантастические романы, Надя перестала петь. Оба этого не заметили. С этой роковой фразы “спасибо ей” все началось. Эта фраза “перекинула мост в тот страшный день…Мост длиною в шестнадцать лет и два месяца”. Сначала мы видим Оленьку глазами отца.)
5) Какою он ее видит?
(Он замечает в ней только положительное, считает, что она не как все, что она необыкновенная, оправдывает ее в любой ситуации. “В семье, состоящей из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы с Надей: центром семьи и ее лицом стала дочь. Она заслужила это право, и мы были счастливы”. “Нелегко было нашей талантливой дочери среди людей обыкновенных”.)
- Можно ли сказать, что отец Оленьки в начале повести умел вглядываться в человеческие лица? Какими он видел Евдокию Савельевну, Люсю, Борю? Чьими глазами он смотрит на них?
(Нет, нельзя. Всех он видел такими, какими “подавала” их Оленька,- в негативном плане. “…именно они, те трое…были причиной частых страданий и слез дочери”. Оля всегда “во всем была права”.)
6) Всегда ли с ним и Оленькой соглашается Надя?
(Чаще - да. Но ее размышления говорят о цельности и глубине ее натуры, о чуткости души: “Надо считаться с людьми”; “Друзей легче потерять, чем найти”; “Когда слишком много ликуешь, не мешало бы вовремя спохватиться и подумать о том, что кому-то сейчас впору заплакать. А, упиваясь собственным горем, не мешает подумать, что у кого-то в душе праздник, который, может быть, не повторится. Надо считаться с людьми”)
- Какою вы увидели Оленьку? (Это задание дети готовили заранее, разбившись на творческие
7)) Какой вывод вы бы сделали для себя, учитывая, что вы будущие родители?
Вывод: безграничная родительская любовь вредит.
8. Обсуждение проблемы «Учитель и ученик» (Роль учителя)
1) Зачитайте соответствующие отрывки.
2) Расскажите эту историю от имени Евдокии, от имени Оленьки.
3) Объясните смысл детали «старомодная шляпа с отвислыми полями».
Вывод: учитель отдаёт своё сердце детям, учит человечности.
9. Обсуждение проблемы «Одиночество».
1) Зачитайте соответствующие отрывки.
2) Кто в повести одинок? Причины этого одиночества?
3) Почему исчезновение Оленьки заметили только утром?
Вывод: одиночество – тяжёлое бремя, несчастье.
10. Обсуждение проблемы «Личность и коллектив».
1) Зачитайте соответствующие отрывки.
2) Как учительница относилась к талантам? А вы как относитесь?
3) На каких условиях должны взаимодействовать личность и коллектив?
Вывод: человеку необходим коллектив.
11. Обобщаем беседу по проблемам.
- Проблемы, поднятые А.Алексиным, общечеловеческие. На примере трагической истории семьи автор утверждает христианский принцип: «Возлюби ближнего своего»
Нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью и вниманием близких людей. Эгоистичное, корыстное, иногда просто легкомысленное отношение к близким тебе людям чревато болью, обидой, иногда бедой. Так невинное желание Оли первой пройти по заявленному маршруту и завоевать приз (то есть опять быть первой) неожиданно для нее и вполне закономерно вылилось в трагедию семьи. Невнимательная, нечуткая ко всему, что касается человеческих взаимоотношений, Оля становится причиной безумия матери и переворота во внутреннем мире своего отца.
(Конкретной оценки за урок можно не ставить , но через социализацию, афиширование работ создавать возможность появления самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции.
Можно поставить оценку, которая определяется по ряду параметров, по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.)
Звучит выразительное чтение стихотворения Б. Окуджавы ( Читает заранее подготовленный ученик. Индивидуальное задание к уроку)
Давайте делать паузы в словах,
Произнося и умолкая снова,
Чтоб лучше отдавалось в головах
Значенье вышесказанного слова.
Давайте делать паузы в словах.
Давайте делать паузы в пути,
Смотреть вокруг внимательно и строго,
Чтобы случайно дважды не пройти
Одной и той неверною дорогой.
Давайте делать паузы в пути.
Давайте делать просто тишину,
Мы слишком любим собственные речи,
И из-за них не слышно никому
Своих друзей на самой близкой встрече,
Давайте делать просто тишину.
И мы увидим в этой тишине
Как далеко мы были друг от друга,
Как думали, что мчимся на коне,
А сами просто бегали по кругу.
А думали что мчимся на коне.
Как верили, что главное придет,
Себя считали кем-то из немногих
И ждали, что вот-вот произойдет
Счастливый поворот твоей дороги.
Судьбы твоей счастливый поворот.
Но век уже как будто на исходе
И скоро без сомнения пройдет,
А с нами ничего не происходит,
И вряд ли что-нибудь произойдет.
И вряд ли что-нибудь произойдет.
12. Подведём итоги урока.
Какие уроки дала нам эта повесть?
13. Домашнее задание. Повесть заканчивается тем, что отец с Оленькой пришли домой. Закрылась за ними дверь. Попробуйте дописать одним эпизодом эту повесть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы Тема: "Нравственные уроки по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе"".
Урок литературы для 5 класса разработан в соответствии с ФГОС....
Методическая разработка урока «Урок-суд по повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Методическая разработка составлена в помощь преподавателям русского языка и литературы. В разработке описан порядок организации, подготовки и проведения урока литературы по обобщению и закреплению зна...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическая разработка урока по повести Л. Андреева "Иуда Искариот"
Анализ интерпритации Л. Андреева вечной темы в литературе и искусстве....
Методическая разработка урока по повести Бориса Васильева "В списках не значилася"
Урок построен по технологии творческой мастерской с презентацией и использованием маршрутного листа...
Методическая разработка урока по повести И.С.Тургенева "Ася"
Методическая разработка урока по повести И.С.Тургенева "Ася"...
Методическая разработка уроков по повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»
Цели урока:· научить выявлять заложенные автором в произведении проблемы, размышлять над ними;· научить анализировать произведение, выявляя его непреходящий общечеловеческий и конкретно-...